Луганск, Россия
Работа посвящена историко-педагогическому анализу социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуальность работы заключается в необходимости изучения эволюции подходов к реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, что способствует развитию инклюзивного образования и улучшению качества социальной адаптации этих детей. Новизна исследования заключается в комплексном подходе, охватывающем ключевые этапы становления системы социальной реабилитации, подходы и роль социальных институтов в различных исторических контекстах. Цель – провести историко-педагогический анализ сущности социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи исследования включают выявление факторов, повлиявших на развитие системы реабилитации; определение ведущих педагогических подходов, а также изучение современных тенденций и международного опыта. Для достижения цели использовались методы исторического и педагогического анализа, сравнительный подход и изучение нормативных документов и социальных практик. Результаты исследования показали, что реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от благотворительного ухода к более структурированным и инклюзивным подходам, включающим образовательные и социальные компоненты. Основным направлением является создание инклюзивной образовательной среды и развитие междисциплинарного подхода. В заключении подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования методик реабилитации и создания новых технологий для повышения эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья, историко-педагогический анализ, социальная интеграция, инклюзивное образование, дети с особенностями развития, социально-педагогическая реабилитация
1. Андреева О. С. Формирование и реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. 2003. № 1. С. 67–75.
2. Андрусяк Н. Ю., Безенкова Т. А. Анализ положительного опыта использования социально-культурных технологий в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. T. 2. № 1. C. 24–30. https://elibrary.ru/yumqpx
3. Антакова Н. В. Психолого-педагогические условия эффективности социально-педагогической реабилитации детей: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. 171 с. https://elibrary.ru/nlpxkr
4. Григорьева А. Е. О понятии «социальная реабилитация». Студенческий научный форум: XIII Междунар. студ. науч. конф. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018027203 (дата обращения: 10.01.2025).
5. Гудина Т. В. Инклюзивный подход к социокультурной реабилитации детей и молодежи с ОВЗ. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 178–182. https://elibrary.ru/yphsaf
6. Зиязов Р. А., Черникова Т. А. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалидов как важнейший инструмент их реабилитации. Colloquium-Journal. 2020. № 34-3. С. 4–6. https://doi.org/10.24412/2520-2480-2020-3486-4-6
7. Мукина Е. Ю., Стрекалов А. С. Современные подходы к социально-педагогической реабилитации в теории и практике педагогической науки. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 7. С. 30–40. https://elibrary.ru/snjamr
8. Телина И. А. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2014. 156 с.
9. Паатова М. Э. Реабилитационно-воспитательная деятельность в условиях учреждений закрытого типа. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 6. С. 137–140. https://elibrary.ru/mbdtuj
10. Паатова М. Э. Реабилитация воспитанников учреждений закрытого типа. Педагогика. 2010. № 2. С. 57–62. https://elibrary.ru/muiudv
11. Павленок П. Д. Реабилитология в системе социальных знаний. Развитие социальной реабилитации в России, ред. А. Н. Дашкина, А. И. Осадчих и др. М.: Социально-технологический институт МГУ, 2000. С. 21–22.
12. Пузин С. Н., Меметов С. С., Шургая М. А., Балека Л. Ю., Кузнецова Е. А., Мутева Т. А. Аспекты реабилитации и абилитации инвалидов на современном этапе. Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2016. Т. 19. № 1. С. 4–7. https://doi.org/10.18821/1560-9537-2016-19-1-4-7
13. Игошин И. А. История развития социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Studarctic forum. 2020. Т. 4. № 20. С. 52–63. https://elibrary.ru/cusvrr
14. Чалдышкина Н. Н., Зыкова Н. Н. Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе (социально-педагогический аспект). Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. 204 с. https://elibrary.ru/crpfvl
15. Реабилитация инвалидов: национальное руководство, ред. Г. Н. Пономаренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. 736 с. https://elibrary.ru/xyphat
16. Ялалова Р. Р. Понятийные составляющие лексем здоровье и болезнь. Актуальные проблемы филологии: Междунар. науч. конф. (Пермь, 20–23 октябрь 2012 г.) Пермь: Меркурий, 2012. С. 93–95. https://elibrary.ru/vthbul
17. Бражник А. М. Современное состояние системы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации: проблемы и пути решения. Молодой ученый. 2022. № 48. С. 525–527. https://elibrary.ru/jpgnyd
18. Пахомова К. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы. Молодой ученый. 2022. № 48. С. 502–507. https://elibrary.ru/smvqew
19. Мубинова В. Р., Шубович М. М. Специфика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях. Молодой ученый. 2023. № 17. С. 262–264. https://elibrary.ru/fybtqo
20. Кадкина М. В. Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в БУ ХМАОЮгры «Сургутский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов». Вестник науки. 2023. T. 4. № 6. С. 753–760. https://elibrary.ru/qnghay
21. Носырева А. Е., Гаврилова А. В. Соотношение реабилитации и абилитации инвалидов. Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7. № 1. С. 35–44. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-35-44
22. Павлова О. Ю., Васильева Д. Л., Петрова Ю. А. Практика коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Чебоксары, 28 января 2025 г.) Чебоксары: Среда, 2025. С. 240–242. https://elibrary.ru/eskzrc
23. Моздокова Ю. С. Развитие технологий социокультурной реабилитации инвалидов как потребность общества. Социальная политика и социология. 2011. № 10. С. 40–47. https://elibrary.ru/rzwphx
24. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. 10-е изд., испр. и доп. М.: Дашков и К°, 2017. 592 с.
25. Социальная реабилитация, ред. Н. Ш. Валеева. М.: ИНФРА-М, 2019. 320 с.
26. Воронцова М. В., Макаров В. Е., Бюндюгова Т. В., Моздокова Ю. С. Социальная реабилитация. М.: Юрайт, 2025. 317 с.
27. Чалдаева Д. А., Нигматьянова И. Г. Зарубежный опыт социальной реабилитации инвалидов. Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 20–30. https://elibrary.ru/lkxwwb



