Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
В данной статье рассматриваются современные методы и формы активизации образовательной деятельности обучающихся педагогического колледжа, направленные на повышение эффективности образовательного процесса и подготовку будущих учителей к осуществлению профессиональной деятельности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью интенсификации и повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей в условиях модернизации системы образования. Цель – исследовать и описать результаты практического применения методов активизации образовательной деятельности обучающихся педагогического колледжа и современных образовательных технологий. Активизация образовательной деятельности выступает важнейшим элементом в обучении будущих педагогов, поскольку способствует не только усвоению теоретического материала, но и формированию практических навыков, необходимых для успешной работы в школе. Особое внимание уделено реализации технологий интерактивного, реверсивного, проблемного и проектного обучения. Представлены конкретные примеры успешного применения технологии реверсивного обучения и активных форм конструктивного взаимодействия со студентами педагогического колледжа. Акцентированы аспекты по созданию надлежащих (необходимых и достаточных), организационно-педагогических условий, позволяющих обучающимся результативно овладевать необходимыми профессиональными и личностными компетенциями. Авторы статьи анализируют ключевые методы, такие как проектное обучение, деловые игры, проблемное обучение, а также формы организации занятий, включая лекции-дискуссии, семинары, практические занятия и индивидуальные консультации. В работе подчеркивается важность применения интерактивных методов и цифровых технологий для создания более наглядного и доступного образовательного процесса. Отдельное внимание уделяется методам, направленным на развитие творческого и критического мышления студентов, а также их способности к самостоятельной работе. В результате предлагается системный подход к организации образовательной деятельности, при котором студентам предоставляется возможность активно участвовать в образовательном процессе, развивать аналитические, коммуникативные и профессиональные компетенции. Основные выводы исследования подчеркивают необходимость внедрения разнообразных методов и форм организации обучения для успешной подготовки педагогов нового поколения.
интенсификация подготовки будущих учителей, современные образовательные технологии, реверсивное обучение, методы активизации, формы организации образовательной деятельности, конструктивное взаимодействие
1. Мерцалова Т. А., Косарецкий С. Г., Анчиков К. М. и др. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 96 с.
2. Бондаренко Н. В., Варламова Т. А., Гохберг Л. М. и др. Индикаторы образования: 2024. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 416 с.
3. Лескова И. А. Новый ракурс видения и оценки проблем современного образования. Перспективы развития исследований в сфере наук об образовании: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6–7 декабря 2021 г.) М.: РАО, 2022. С. 38–42. https://elibrary.ru/auhdwk
4. Птицына Е. В., Талых А. А. Профессиональная подготовка будущего учителя технологии: культурологический аспект. Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75-1. С. 125–128. https://elibrary.ru/nonflk
5. Омельченко Е. А. Вовлечение студентов в разработку стратегий освоения содержания профессиональной подготовки. Концепт. 2022. № 2. С. 72–87. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11011
6. Приходько Е. В. Организация проектной деятельности студентов педагогического колледжа на занятиях иностранного языка. Образование. Карьера. Общество. 2023. № 1. С. 23–27. https://elibrary.ru/smhdlg
7. Широкова Е. В. Субъектоцентрированный подход в организации проектной деятельности студентов-будущих педагогов (в том числе в процессе дистанционного взаимодействия). Междисциплинарный подход к подготовке современного педагога, ред. Л. В. Мосиенко, В. П. Сморчкова, Л. П. Илларионова. М.: Перспектива, 2021. С. 167–173. https://elibrary.ru/kdrpzp
8. Губанова М. И. Визуализация и вербализация учебного материала в преподавании иностранного языка. Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования: науч.-практ. конф. (Кемерово, 27–28 мая 2019 г.) Кемерово: КузГТУ, 2019. С. 165–169. https://elibrary.ru/tkvdzt
9. Зеер Э. Ф., Мешкова И. В. Образовательная среда колледжа как фактор формирования развивающего профессионально-образовательного пространства. Мир психологии. 2007. № 3. С. 105–110. https://elibrary.ru/ibgynh
10. Птицына Е. В., Березина Т. И., Федорова Е. Н., Москаленко М. С. Профессиональная подготовка будущего учителя на основе положений субъектоцентрированного подхода. Современные наукоемкие технологии. 2023. № 1. С. 146–150. https://doi.org/10.17513/snt.39512
11. Буторина А. Н., Загороднюк А. Н., Малыхина Е. В. Профессиональная подготовка как основа вхождения в педагогическую деятельность будущих учителей начальных классов. Герценовские чтения. Начальное образование. 2024. Т. 15. № 1. С. 179–182. https://elibrary.ru/evnnsg
12. Губанова М. И., Приходько Е. В. Педагогический инструментарий для интенсификации подготовки будущих учителей: реверсивное обучение и активные методы работы со студентами. Научные записки НГУЭУ. 2024. № 1. С. 25–33. https://elibrary.ru/hwyysg
13. Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология, ред.-сост. Д. Я. Райгородский. 3-е изд., доп. Самара: Бахрах-М, 2004. 510 с. https://elibrary.ru/qxiylr
14. Селевко Г. К., Соловьева О. Ю. Сущность современного российского профильного обучения. Педагогический журнал Башкортостана. 2008. № 3. С. 64–82. https://elibrary.ru/kubdrd
15. Лескова И. А. Субъектоориентированный подход к проектированию содержания образования как основа решения проблем бессубъектности процесса обучения в вузе. Казанский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 46–53. https://elibrary.ru/txputd
16. Губанова М. И. Психолого-педагогические аспекты полифункциональности профессиональной деятельности современного преподавателя. СибСкрипт. 2023. Т. 25. № 5. С. 677–686. https://doi.org/10.21603/sibscript-2023-25-5-677-686
17. Дудина М. Н. Педагогическая акмеология: теория и практика реверсивного обучения. Акмеология профессионального образования: 15 Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 13–14 марта 2019 г.) Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 25–29. https://elibrary.ru/gdjpbk
18. Антонова Т. В. Потенциал реверсивной технологии в преподавании иностранного языка в неязыковом вузе. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 187–191. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-1-187-191
19. Жданова Д. Е. Реверсивное обучение в контексте освоения иностранного языка студентами неязыковых вузов (на материале французского языка): дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2021. 209 с. https://elibrary.ru/licyxh
20. Корнеева Л. И., Жданова Д. Е. К вопросу о подходах реверсивного обучения при реализации профессионально-ориентированной иноязычной подготовки специалистов таможенного дела. Казанский лингвистический журнал. 2021. Т. 4. № 2. С. 287–301. https://doi.org/10.26907/2658-3321.2021.4.2.287-301
21. Bergmann J., Sams A. Flip your classroom: Reach every student in every class every day. Eugene: International Society for Technology in Education, 2012, 132.
22. Гнутова И. И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и ее философские основания. Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3. С. 86–95. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-86-95
23. Дмитренко Т. А. Актуальные проблемы профессиональной подготовки преподавателей иностранных языков в условиях цифровизации образования. М.: МПГУ, 2024. 222 с. https://doi.org/10.31862/9785426313590
24. Котов Г. С. Особенности подготовки будущих педагогов средствами реверсивных и иммерсивных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2023. 192 с. https://elibrary.ru/fxwhsf
25. Сиренко С. Н. Модернизация подготовки будущих учителей на основе принципов междисциплинарного взаимодействия и опережающего образования. Адукацыя і выхаванне. 2021. № 8. С. 58–68. https://elibrary.ru/ocfpel