ОБРАЗ БУДУЩЕГО МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВАНИЕ ЕЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Негативная демографическая ситуация в России ставит задачи научного изучения демографического поведения молодежи для выявления ее семейно-брачных и репродуктивных установок, позволяющих спрогнозировать дальнейшие тенденции воспроизводства населения, а также найти необходимые решения в рамках государственной демографической политики для сохранения и развития человеческого капитала. Предмет исследования – образ будущего современной молодежи, оказывающий влияние на ее демографическое поведение. Цель – систематизировать научные результаты междисциплинарных исследований для создания теоретико-методологического обоснования эмпирического изучения образа будущего молодежи в контексте выявления специфики ее демографического поведения и последующей разработки мер региональной демографической политики. Анализ накопленного научного изучения образа будущего позволил сформулировать и обосновать перспективность междисциплинарного подхода при изучении образа будущего молодежи. В рамках когнитивного подхода сформулировано понимание образа будущего. Рассмотрены методы изучения данного предмета в рамках социологических и психологических наук, выделены эмпирические индикаторы, необходимые с точки зрения авторов для изучения формирования и содержания образа будущего в сознании молодежи. Выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор и содержание предполагае­мых молодежью значимых жизненных событий. Среди них важнейшее место занимают состояние здоровья, социально статусные позиции личности, экономические ресурсы, инфраструктура территории проживания, институциональные ресурсы, ценностные ориентации, локус контроля, социальное и индивидуальное самочувствие молодежи. Показана возможность влияния молодежной и социальной политики на продуктивное демографическое поведение молодежи.

Ключевые слова:
молодежь, демографическая ситуация, демографическая политика, демографическое поведение, семейно-брачное поведение, репродуктивное поведение, образ будущего, междисциплинарный подход, когнитивный подход
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В современной России демографическая ситуация характеризуется снижением естественной рождаемости, увеличением числа разводов, абортов, что в итоге усугубляет процессы старения населения, дефицита трудовых ресурсов и др. [1]. Данные негативные демографические тренды характерны для многих российских регионов. Так в Красноярском крае согласно данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва за последние 6 лет на 8.8% увеличилось число разводов в семьях (при отсутствии положительной динамики по числу заключенных браков), численность населения с 2022 г. по 01.01.2023 г. сократилась на 6730 человек [2].

Молодежь является ключевым фактором и демографическим ресурсом, составляет «резерв» человеческого капитала государства, региона. Ее репродуктивный потенциал, миграционное, семейно-брачное поведение определяет специфику воспроизводства трудовых ресурсов, характеристики их трудового потенциала и становится объектом внимания как со стороны властей, так и научного сообщества для понимания причин негативных демографических тенденций и формирования эффективной демографической политики РФ.

Основными факторами сокращения численности населения, применительно к молодежи, исследователи отмечают [3,4,5 и др.] нестабильность института семьи, распространения гедонистических ценностей в условиях неуверенности в завтрашнем дне;  преимущественную ориентацию молодёжи на карьеру в ущерб семье, низкая оценка молодежью уровня социально-экономической  поддержки и защиты молодых семей и как следствие - отказ или отложенное деторождение, что уменьшает ее репродуктивный потенциал. Во многих субъектах России, в том числе и Красноярском крае, создаются научные центры с целью изучения региональной специфики демографической ситуации территории и разработки мер, направленных на улучшение демографических показателей через разработку и внедрение программ демографической политики, учитывающих факторы влияния на демографическое поведение молодежи.

В исследованиях демографического развития выявляется два подхода: «скептический» допускающий, что сокращение населения является закономерным явлением и управлять демографическими процессами бессмысленно, так как это влечёт за собой неоправданные затраты; и «прагматический» - допускающий социальное конструирование демографических процессов через выявление как объективных,  так и субъективных факторов влияния на демографические процессы, через проведение демографической политики, предполагающий  в том числе, стимулирование рождаемости у молодежи [6,7]. 

Российская демографическая политика, придерживаясь второго подхода, для сохранения и развития молодежного капитала предполагает изучение семейно-брачных и репродуктивных установок молодежи, факторов влияния на них, и как результат - создание условий, способствующих повышению мотивации молодежи на создание семьи, рождение и воспитание детей. Оптимальный пусть решения данной задачи по мнению авторов, проходит через изучение образа желаемого будущего молодежи региона для понимания места в них и условий, способствующих созданию семьи, рождению и воспитанию детей.

Авторы полагают, что междисциплинарный подход к изучению образа желаемого будущего молодежи даст возможность выявить тенденции и построить модели жизненного самоопределения молодого поколения, необходимые для оценки потенциала человеческого капитала  региона. Обзор научной литературы в сфере социологических и психологических наук показывает наличие многообразных подходов понимания и изучения образа будущего и жизненных траекторий молодежи, что предполагает теоретическую рефлексию относительно уже накопленных научных результатов, для уточнения содержания, структуры данных понятий, методов их изучения. 

Цель данной статьи - систематизация научных результатов междисциплинарных исследований для создания теоретико-методологического обоснования эмпирического изучения образа будущего молодежи в контексте выявлении специфики ее демографического поведения, и последующей разработки мер региональной демографической политики.

Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи: 1) уточнение понятия образ будущего в контексте теоретико-методологических подходов социологических и психологических наук; 2) обзор релевантных исследований в области изучения образа будущего и выявления методов и методик для методического основания его эмпирического исследования; 3) суммировать факторы влияния на образ будущего молодежи, представленные в научной литературе; 4) проанализировать когнитивные подходы к формированию образа будущего молодежи; 5) сформулировать эмпирические индикаторы исследования образа будущего молодежи в контексте ее демографического поведения.

Данное исследование выполнено в рамках реализации проекта «Молодежь Красноярского края: ценности, жизненные траектории, образ будущего» Центра демографии и развития человеческого капитала созданного в 2024 г. в Сибирском федеральном университете.

 

Методы и материалы.

Образ будущего, жизненные траектории и пути, демографическое поведение различных групп населения являются предметом исследования разных наук – философии, психологии, педагогики, социологии.

Интерес к особенностям образа будущего, проектированию собственной жизни, усиливается в связи с социальным расслоением российского общества, изменениями в системе образования, занятости, нарастающими демографическими проблемами, ростом возможных зон риска для подростков, а также влиянием этноконфессиональных различий.

В социологической литературе образ будущего трактуется как «совокупность актуальных жизненных ориентаций, сквозь призму которых молодые люди представляют будущую жизнь» [8, с. 80]. Такие ориентации представляют собой синтез субъективных мотиваций молодых людей и социально-нормативных представлений, бытующих на уровне массового сознания.

Различные аспекты существования человека во времени  психологи конкретизируют в таких понятиях, как «временной кругозор» (П. Фресс), «временная трансперспектива» (Л.В. Бороздина, И.В. Спиридонова, Л.Н.Бурлачук), «временная перспектива» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К. Левин, Ж. Нюттен, Д.И. Фельдштейн, И.В. Дубровина, Н.Н. Толстых)., «жизненные стратегии», «жизненные позиции» (К.А. Абульханова - Славская), «жизненный путь» (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, В.И. Ковалев и др.

В психологии образ будущего изучается как один из аспектов жизненного пути человека [9, 10, 11, 12] обеспечивающий движение человека к определенной цели; как особое смысловое образование [13, 14, 15], заключающее в себе представление человека о собственном предназначении, о путях и способах самореализации; существуют и другие подходы к пониманию образа будущего [16].

Образ будущем с одной стороны, отражает ценности и внутренние, глубинные убеждения человека, а с другой – доступен внешним воздействиям, в том числе и посредством государственной молодёжной, семейной, социальной политики, системы образования с использованием широкого спектра их ресурсов.

Психологи считают, что способность проектировать свое будущее, строить временную перспективу своей жизни в связи прошлого, настоящего и будущего – жизненную трансспективу, является важнейшим условием взросления человека, становления его личностной зрелости [17, 18, 19]. К. Левин считал, что душевное состояние индивида больше зависит от того, что он ожидает в будущем, чем от особенностей его текущей̆ ситуации [12].

Психологами показано, что по отношению к психологическому настоящему прошлое задает границы и характер саморазвития, обусловливает его успешность или неуспешность; по отношению к психологическому будущему обеспечивает, придает уверенность либо подрывает, делает сомнительным. Прошлое, существующее как “опыт”, формирует установки и отношения личности. Психологическое настоящее обеспечивает самопознание и самореализацию человека. Соответственно психологическое будущее представлено мысленной проекцией себя в будущее и конкретным планированием своей жизни во времени, т. е. жизненными и профессиональными планами [См.: 17, с. 43-53].

Формирование представлений человека о своём будущем в семейной, трудовой и др. сферах жизни «в норме» приходится на 14-15 лет. 

 об относительно отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизни. Подростки проявляют реализм в жизненных устремлениях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей. Однако отмечаемое многими исследователями замедление социального взросления (не путать с физиологической акселерацией!) приводит к тому, что появляется достаточно большое количество молодежи с нарушениями взросления – нежеланием создавать семью, получать устойчивую профессию и место работы (фрилансерство как образ жизни), что приводит к определенным социальным проблемам, в частности, к демографическим.

В отечественной социологической и психологической литературе имеет место достаточное количество публикаций, описывающих результаты исследований образа будущего различных групп молодежи (М.С. Яницкий, Н.А. Вялых, В.Г Немировский, Н.Д. Скосырева, А.К. Лукина, Я.В. Дидковская, и др.) [20-23].

Для этой цели в социологии эффективно применяется методика «Образ желаемого будущего» В.Г. Немировского [24].  В данной методике внимание уделяется таким показателям как представления об обстоятельствах, препятствующих наступлению желаемого будущего, эмоциональная оценка желаемого будущего.

В психологии интерес к исследованиям жизненного пути и образа будущего  начал активно  формироваться с 30-х годов 20 века, с работ Курта Левина, Ш. Бюлер,  Р. Заззо, С.Л. Рубинштейна, других исследователей. В настоящее время для исследования образа будущего в психологии  чаще всего используются методики Нюттена «Неоконченные предложения»[25], М.Р. Гинзбурга «Методы исследования психологического будущего»[17, 26], методика Е.Ю. Коржовой «Психологическая биография»[18], «Линия жизни» А.А. Кроника и Е.И. Головахи [19], Круги Коттла [27],.]. Нами на основе интеграции подходов А. Кроника и Е.А. Головахи и Л.Н. Бурлачука и Коржовой разработана методика «События жизни», которая использовалась при изучении образа будущего подростков Красноярского края в 2020-2023 гг. [22].

В работах этих и других авторов анализируются такие параметры образа будущего как глубина (удаленность) жизненной перспективы, широта и содержание образа будущего, связность прошлого, настоящего и будущего, эмоциональная оценка различных времен в жизни индивида, насыщенность (количество предполагаемых событий),  локус контроля, наиболее значимые события и люди, взаимосвязь и взаимозависимость различных событий и т.д.

Результаты исследований (П. Ондиш, Дж.Раундс, Дж.Сан, К.Сонг, Г. Столл, С. Эйнарсдотир и др.) подтверждают, что планирование собственного будущего, ожидания от будущего и активность по его осуществлению оказывают большее влияние на жизненный успех, чем даже личностные качества и компетенции [28, 29].

Исследователями выделяется построение образа будущего в возрастной динамике. Отмечается нарастание тревожности по поводу собственного будущего от младшего подросткового к раннему юношескому возрасту. В старшем подростковом и раннем юношеском возрасте это вызывает зачастую некую отсрочку на проектирование будущего, наблюдаются отказы от создания образа будущего или абсолютно фантазийные представления. Младшие подростки более непосредственны и открыты в выполнении различных методик, тогда как старшие - имеют выраженную потребность скрывать свои переживания, ограждать свой внутренний мир от посторонних и поддерживать предельную избирательность в общении.

Динамика образа будущего у молодежи более старших возрастов в  научной литературе представлена значительно слабее, однако у нас есть предположение, что с переходом к профессиональному образованию (17-25 лет) образ будущего становится более реалистичным и оптимистичным. По крайней мере, исследования проведенные в СФУ показали, что молодые люди одного паспортного возраста (16-18 лет) обучающиеся в общеобразовательных школах и в системе профессионального образования имеют существенные различия в образе будущего, соответствующие названным тенденциям.

Многочисленные исследования российских и зарубежных ученых показывают, что наиболее сильное влияние на формирование образа будущего в подростковом возрасте оказывает социальный статус семьи и ожидания родителей. Также на формирование позитивного и реалистичного образа будущего существенное влияние оказывает включение в приносящую успех совместную просоциальную деятельность, которая способствует повышению самооценки и уверенности в будущем.

В настоящее время в Сибирском федеральном университете реализуется программа эмпирического социолого-психологического исследования, которое позволит оценить влияние на образ будущего молодежи  таких  факторов, как гендерная принадлежность, возраст, место проживания, образование, занятость, а также условия жизни в родительской семье.

Изучение содержания,  глубины и широты образа будущего, места в нем собственной семьи и воспитания детей позволят сформировать предложения к органам власти по  разработке социальной и молодежной политики, направленных на  формирование ценностей семьи и семейной жизни в сознании молодежи, на обеспечение мер поддержки молодой семьи в воспитании детей, укреплении семейных отношений.

 

Результаты.

Обобщая сложившиеся теоретические подходы и накопленный опыт эмпирических результатов можно выделить аспекты, которые с позиции исследователей оказывают наибольшее влияние на образ будущего:

- образ «персонального» будущего зависит от «образа социального будущего», который, с одной стороны, имеет определенные основания в объективной реальности, являясь отражением условий жизнедеятельности молодежи, а с другой — представляет собой эмоционально окрашенное субъективное восприятие этих условий и оценку возможностей их улучшить или использовать как некий «социальный ресурс» [21];

- на структуру, содержание, эмоциональную оценку, реалистичность образа будущего решающее влияние оказывает состояние человека в настоящем: социальный статус семьи, успешность в настоящем,  когнитивные способности;

- в основе представлений молодежи о будущем лежат ее доминирующие ценностные ориентации, именно они формируют социальные идеалы молодого поколения — отношение к желаемой общественной перспективе;

-значимым саморегулируемым механизмом активности молодежи в различных сферах жизнедеятельности выступает соотношение ее социальных идеалов (ориентиров общественного развития) и социальных ожиданий — представлений молодых людей о вероятных, возможных социальных рисках, препятствиях. Именно рассогласование, конфликт между этими двумя образами будущего — «желаемого» и «вероятного», — может лежать в основе негативных социальных настроений молодого поколения, потенциального и реального молодежного протеста;

- сформированный в сознании образ будущего предполагает планирование жизненных событий (на какой-либо жизненный горизонт), приводящих к желаемому будущему.

 Несмотря на достаточное количество работ, посвященных изучению образа будущего у подростков, образ будущего молодежи, являющейся непосредственным резервом становления производительных сил общества, изучен недостаточно.

Особую актуальность представляет место семьи в образе будущего молодежи. Потому что именно молодость – время наибольшей демографической активности человека: создания семьи, рождения и воспитания детей. В решении этой задачи решающее место принадлежит междисциплинарному подходу,   изучению образа будущего молодежи как большой социально-демографической группы общества, с одной стороны, психологических подходов, обеспечивающих изучение   социально-психологического самочувствия, когнитивных процессов, обеспечивающих построение образа будущего- с другой, и социально-педагогического проектирования  условий, обеспечивающих построение позитивного образа будущего, развития мотивации, обеспечивающей достижение жизненных целей социально приемлемыми способами – с третьей.

В этой связи является целесообразным дополнением изучения образа будущего молодежи выявлением их жизненных планов, реализованных   жизненных траекторий.

Заключение.

Исходя из вышеизложенного мы будем рассматриваем образ будущего как когнитивную структуру,  предмет  и продукт рефлексивно-аналитической и антиципационной (предвосхищающей) деятельности, включающей в себя интеграцию жизненного опыта, ценностей личности,  самооценки её жизненных ресурсов и возможностей, являющийся мотиватором её жизнедеятельности и активности, и представляющий собой  совокупность жизненных целей, которые ставит перед собой молодой человек.

       В научных исследованиях образа будущего молодежи выделяются объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор и содержание предполагаемых значимых жизненных событий.  К объективным факторам всего относят: состояние здоровья, социально статусные позиции личности (образование, семейно-брачное положение), экономические ресурсы (наличие собственности, уровень дохода, позиции на рынке труда), инфраструктура территории проживания, институциональные ресурсы, доступные для молодежи (государственные программы, направленные на повышение потенциалов молодежи, меры социальной поддержки и защиты молодежи в регионе), как некие режимы социальной поддержки [15, с.84]. Многообразие институциональных ресурсах может преобразовывать образ будущего в сознании молодежи, тем самым задавая для молодежи направления для целеполагания, а для государства и общества – возможность обеспечить реализацию заложенных в политике целей. Поэтому информированность молодежи о существующей государственной политике и возможность участия их в разработке мероприятий (например: социальной поддержки молодых семей) является важным объективным фактором, влияющим на формирование демографического поведения российской молодежи.  Так, исследования Шабунова  А.А., Ростовской Т.К. выявили обусловленность установок детности  молодежи их  информированностью о государственной поддержке семьи [4].

         К субъективным факторам влияния на формирование образа будущего молодежи чаще всего относят: актуальные ценности, ценностные ориентации, установка на планирование жизни (целеполагание), локус контроля, социальное и индивидуальное самочувствие молодежи (эмоциональное состояние, уровень жизненных сил, как энергетические ресурсы, способствующие достижению целей).

        При эмпирическом исследовании влияния субъективных факторов на образ будущего немаловажное значение имеет локус контроля как мера ответственности молодежи за успехи и неудачи целедостижений, где интернальность может трактоваться как показатель личной социальной зрелости (самостоятельности принятия решений и ответственности), а экстернальность – социального инфантилизма (полагание на помощь и поддержку со стороны).

Междисциплинарный подход, учитывающий теоретико-методологические наработки социологических и психологических наук является наиболее оптимальным при разработке методики изучения образа будущего молодежи в контексте ее демографического поведения, позволяя выявить не только  планируемые респондентами  значимые жизненные события (получение образования, поступление на работу, вступление в брак, рождение первого и последующего ребенка и др.), но и планируемый горизонт, условия наступления этих события и факторы, оказывающие на них влияние.

При разработке методики эмпирического исследования образа будущего молодежи в контексте ее демографического поведения целесообразно применение таких эмпирических индикаторов как уверенность молодежи в будущем, эмоциональные оценки будущего, ожидаемые жизненные события, представления о препятствиях достижения будущего, образ семьи, локус контроля, социальное самочувствие, информированность об институциональных ресурсах.

Для понимания специфики демографического поведения молодежи целесообразно дополнять изучение образа будущего выявлением ее жизненных траекторий, позволяющих понимать последовательность наступления жизненных событий, их характеристики, взаимообусловленность, периодизацию между событиями (например протогенетических, интергенетический интервалы деторождений и др.), что даст дополнительную информация для разработки более востребованных мер поддержки молодой семьи в регионах.

На решение этой задачи направлена деятельность Центра демографии и развития человеческого капитала, созданной в Сибирском Федеральном университете.

Список литературы

1. Омельченко Е. Л. Воображаемые горизонты будущего. Жизненные ориентиры и миграционные планы молодежи Северо-Западного региона России. Социологические исследования. 2023. № 12. С. 121–135. https://doi.org/10.31857/S013216250029342-9

2. Шабунова А. А., Ростовская Т. К. Демографическая политика в современной России: взгляд населения и экспертная оценка. Вестник Российской академии наук. 2022. Т. 92. № 12. С. 1145–1156. https://doi.org/10.31857/S0869587322090080

3. Ядова М. А. Жизненные траектории молодежи в XXI веке: риски и возможности. Социологические исследования. 2022. № 2. С. 83–93. https://doi.org/10.31857/S013216250011067-6

4. Ростовская Т. К., Васильева Е. Н. Освещение семейно-демографической политики в СМИ: результаты всероссийского исследования. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2022. Т. 27. № 1. С. 236–248. https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2022.1.20

5. Ростовская Т. К., Карповская Е. Е. Изучение особенностей семейно-демографической политики как фактора изменений молодой семьи: социологический анализ. Научный результат. Социология и управление. 2019. Т. 5. № 2. С. 57–66. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2019-5-2-0-6

6. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А., Балабащук Р. О. Ценностно-смысловая направленность и социокультурные детерминанты образа собственного будущего студенческой молодежи. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 30. С. 92–103. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.30.92

7. Антонов Г. В. Демографические установки населения и факторы их формирования. Научный диалог. 2013. № 1. С. 133–153. https://elibrary.ru/puqwjh

8. Шабунова А. А., Ростовская Т. К. Демографическая политика в современной России: взгляд населения и экспертная оценка. Вестник Российский академии наук. 2022. Т. 92. № 12. С. 1145–1156. https://doi.org/10.31857/S0869587322090080

9. Артамонова А. В., Митрофанова Е. С. Сожительства без регистрации в России. Демоскоп Weekly. 2016. № 671-672. URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2016/0671/tema02.php (дата обращения: 19.07.2024).

10. Ядов В. А. Социальный ресурс индивидов и групп как их капитал: возможность применения универсальной методологии исследования реального расслоения в российском обществе. Кто и куда стремится вести Россию? ред. Т. И. Засловская. М.: МВШСЭН, 2001. С. 310–319. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/uzs4t1va74/98482069.pdf (дата обращения: 15.07.2024).

11. Труфанов Д. О., Павлов А. П. Жизненные траектории городской молодежи Красноярского края. Красноярск: фил. СПбИВЭСЭП в г. Красноярске, 2011. 192 с. https://elibrary.ru/qomcup

12. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с. https://elibrary.ru/qxoqgt

13. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. СПб.: СПбУ, 2007. 409 c. https://elibrary.ru/qxsocl

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 713 с. https://elibrary.ru/fhlzqf

15. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000. 368 с.

16. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, 2007. 526 c. https://elibrary.ru/qxqimt

17. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии. Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.

18. Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. 510 с. https://elibrary.ru/qxquuj

19. Петрова В. Н. К вопросу о возможности интерпретации содержания образа будущего. Сибирский психологический журнал. 2010. № 36. С. 32–35. https://elibrary.ru/mqfryp

20. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–53.

21. Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 262 с. https://elibrary.ru/rvayij

22. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Рипол Классик, 1984. 207 c.

23. Королева Н. Н., Богдановская И. М., Углова А. Б. Траектории взросления в психологической автобиографии учащихся общеобразовательной школы подросткового возраста. Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 1. С. 163–179. https://doi.org/10.15507/1991-9468.106.026.202201.163-179

24. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2014. 560 с. https://elibrary.ru/vqnawr

25. Скосырева Н. Д., Зинич А. В., Помогаев В. М., Разумов В. И., Ревякина Ю. Н., Васюкова М. В. Жизненные перспективы, ценности и цели молодежи Сибири (по данным исследования в Сибирском федеральном округе). Идеи и идеалы. 2022. Т. 14. № 2-2. С. 411–428. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2022-14.2.2-411-428

26. Лукина А. К., Волкова М. А. Образы взрослой жизни и будущего у современных подростков в отечественных и зарубежных исследованиях. Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. 2021. № 42. https://elibrary.ru/cjlqmu

27. Немировский В. Г., Немировская А. В. Социальная структура и социальный капитал населения Красноярского края. Красноярск: СФУ, 2011. 159 с. https://elibrary.ru/pzwthb

28. Немировский В. Г. Структура и динамика смысложизненных ориентаций студенческой молодежи: 1988–2004 гг. Постнеклассический подход. Красноярск: КГУ, 2006. 160 c. https://elibrary.ru/qvmpbj

29. Мальцева В. А., Розенфельд Н. Я. Траектории российской молодежи в образовании и профессии на материале лонгитюда: сложные маршруты выпускников вузов. Вопросы образования. 2022. № 3. С. 99–148. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-99-148

30. Чурилова Е. В. Брачно-семейные траектории одиноких матерей в России: дис. … канд. социол. наук: М., 2016. 176 с. https://elibrary.ru/sonohc

31. Алексеева П. А. Брачные траектории молодых россиян: роль сетей. Экономическая социология. 2022. Т. 23. № 5. С. 78–108. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2022-5-78-108

32. Stoll G., Einarsdóttir S., Song Q. C., Ondish P., Sun J. J., Rounds J. The roles of personality traits and vocational interests in explaining what people want out of life. Journal of research in personality, 2020, 86. https://doi.org/10.1016/j.jrp.2020.103939

33. Le Sens pratique, ed. Bourdieu P. Paris: Minuit, 1980, 475.

34. Toffler A. Future Shock. NY: Bantam Books, 1970, 557.

35. Bourdieu P. Le capital social: Notes provisoires. Actes de la recherche en sciences socials, 1980, 31: 2–3. URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers?ReferenceID=878607 (accessed 19 Jul 2024).

36. Конюхова Т. В., Конюхова Е. Т. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода. Известия Томского политехнического университета. 2009. T. 314. № 6. С. 112–116. https://elibrary.ru/kwmbof

37. Локосов В. В. Демографическое развитие России: динамика и социально-экономические риски. Вестник Российской академии наук. 2020. T. 90. № 3. С. 251–258. https://doi.org/10.31857/S086958732003010X

38. Дидковская Я. В., Вишневский Ю. Р., Попов Е. С. Будущее для молодежи и молодежь о будущем: опыт социо­логического исследования студентов Екатеринбурга. Koinon. 2021. Т. 2. № 2. С. 142–155. https://doi.org/10.15826/koinon.2021.02.2.019

39. Антонов А. И., Синельников А. Б., Новоселова Е. Н., Карпова В. М., Ляликова С. В., Грудина Т. Н., Жаворонков А. В. Семейно-детный образ жизни: результаты социолого-демографического исследования. М.: Инфра-М, 2018. 540 с. https://doi.org/10.12737/monography_5c0f6266dcb8e1.84482306

40. Шугаль Н. Б., Варламова Т. А. Образовательные траектории детей и молодежи: мотивация и выбор. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 96 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-3105-1

41. Антонов А. И., Новоселова Е. Н., Синельников А. Б. Демография. М.: Макс Пресс, 2016. 33 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?