Кемерово, Россия
Статья посвящена логическому анализу современного этапа становления виртуальной педагогики. Главной характеристикой этого этапа является недостаточная сформированность базовых тенденций названного процесса. Технологическому прогрессу противостоит ментальная неготовность к нему основных участников педагогической коммуникации: вузовских и школьных преподавателей; чиновников, руководящих образованием; отчасти родителей и других представителей старшего поколения. Наиболее ярко ментальная неготовность к техническому прогрессу проявляется в плане аксиологической модальности. Виртуализация педагогики оценивается многими участниками педагогической коммуникации настороженно или недоверчиво, а в ряде случаев – негативно. Цель исследования – актуализировать конструктивное отношение к виртуальной педагогической коммуникации, деактуализировав критическое, отрицательное отношение к виртуальной педагогике и к педагогике социальных сетей. Рассматриваются факторы и важнейшие проявления осторожного принятия коммуникантами педагогического дискурса тенденции развития виртуальной педагогики. Главный пафос статьи заключается в утверждении конструктивного отношения к проблеме виртуализации педагогической коммуникации в средней и высшей школах современной России. Основной акцент делается не на электронном инструментарии педагогики, а на виртуальной коммуникации как объекте обучения.
педагогическая коммуникация, виртуальная педагогика, педагогический дискурс, медиакультура, гносеологическая толерантность, ментально-языковая ситуация
1. Александрова Е. А. Интернет-педагогика для «нового» ребенка - белое пятно на карте. Народное образование. 2011. № 9. С. 260-264. https://www.elibrary.ru/ohklbb
2. Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (неопсихолингвистика, миграционная лингвистика, контактная лингвистика, компутационная лингвистика, коннективистика). Русский язык в школе. 2021. Т. 82. № 6. С. 73-78. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-73-78
3. Базылев В. Н. Новое в российской лингвистике (педагогическая лингвистика, антропоориентированная лингвистика, политическая коммуникативистика, теологическая лингвистика). Русский язык в школе. 2019. Т. 80. № 3. С. 17-21. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-3-17-21
4. Батталов А. М. Конфликт неолуддизма и информационного общества. Актуальные проблемы социального развития. Философские и социологические исследования: V Всерос. науч. конф. молодых ученых с Междунар. уч. (Архангельск, 15-16 апреля 2022 г.) Архангельск: САФУ, 2022. С. 351-355. https://www.elibrary.ru/aqjcxe
5. Бездорожев С. В. Новый взгляд на роль переводчика: проблема использования машинного перевода. Вестник Mосковского государственного областного университета. 2013. № 2. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2013-2-749
6. Безолюк С. П., Азарко Е. М. К вопросу о дефиниции понятия «цифровая дидактика». Вопросы методики преподавания: от классической системы к смешанному обучению: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 15 мая 2021 г.) М.: Центр СНИ и ОТ, 2021. С. 35-49. https://www.elibrary.ru/grvzpx
7. Герасимова С. А. Учебно-дидактический текст в педагогической коммуникации: лингвопрагматический аспект. М.: МГПУ, 2015. 224 с. https://www.elibrary.ru/uftumd
8. Голев Н. Д. К проблеме качества чтения как дидактической задачи. Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Ч. IV. Дискурсы и жанры письменной речи, под ред. Н. Б. Лебедевой. Кемерово: КемГУ, 2011. С. 253-263. https://www.elibrary.ru/vhwhrz
9. Голев Н. Д. Лингвоперсонологические основания личностно-ориентированного обучения. Лингвоперсонология и личностно-ориентированное обучение языку, редкол.: Н. Д. Голев, Н. В. Мельник, Э. С. Денисова, С. А. Максимова. Кемерово: КемГУ, 2009. С. 8-16. https://www.elibrary.ru/zstezn
10. Голев Н. Д. Письменная коммуникация Новейшего времени: основные векторы развития. Вестник Томского университета. Филология. 2012. № 2. С. 5-18. https://www.elibrary.ru/oxvkyh
11. Голев Н. Д. Русская письменная разговорная речь и ее отражение в обыденном метаязыковом сознании участников виртуальной коммуникации. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 5. С. 12-30. https://www.elibrary.ru/rejvcv
12. Голев Н. Д. Современная ментально-языковая ситуация в России и обыденное метаязыковое сознание. Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Междунар. конгресс исследователей русского языка. (Москва, 20-23 марта 2010 г.) М.: МГУ, 2010. С. 242-243. https://www.elibrary.ru/xcwpxt
13. Голев Н. Д., Григорьева О. С. О дискурсообразующей роли модуса в коммуникативном процессе (на материале преобразований научного текста в учебный). Критика и семиотика. 2022. № 2. С. 71-90. https://doi.org/10.25205/2307-1737-2022-2-71-90
14. Замолодская О. М. Сетевая дидактика: нетехнические проблемы виртуальной учебной среды. Педагогическая информатика. 2008. № 1. С. 63-68. https://www.elibrary.ru/kxdjwh
15. Константинова Л. А., Илюхина О. В. Учет особенностей языковой личности школьника при обучении русскому языку. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2012. № 1-2. С. 292-297. https://www.elibrary.ru/pjmyzt
16. Кулик А. Д., Текучева И. В., Москалёва М. М., Петрова Л. Ю. Интернет-дидактика в обучении русскому языку как иностранному. Вопросы истории. 2022. № 8-2. С. 260-264. https://doi.org/10.31166/VoprosyIstorii202208Statyi29
17. Лебедева Н. Б. Естественная письменная русская речь как проявление повседневной народной культуры. Антропотекст - 1, отв. ред. Л. Г. Ким. Томск: ТГУ, 2006. С. 295-303. https://www.elibrary.ru/rqbttr
18. Лебедева Н. Б. «Письменное просторечие» и «гносеологическая толерантность». Лингвокультурологические проблемы толерантности: Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24-26 сентября 2001 г.) Екатеринбург: УрГУ, 2001. С. 244-247. https://www.elibrary.ru/rxjzxh
19. Лебедева Н. Б., Корюкина Е. А. Наивный автор как письменно-речевая личность: жанроведческий аспект. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2013. № 3. С. 11-23. https://www.elibrary.ru/qaiyjh
20. Мамаева С. В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7 классов: дис. … канд. филол. наук. Лесосибирск, 2007. 202 с. https://www.elibrary.ru/nounxv
21. Пеняева С. А. Креативная компьютерная педагогика. Проблемы и пути развития. М.: Спутник+, 2005. 126 с. https://www.elibrary.ru/quytlt
22. Рублёва Е. В. Образовательные тренды завтрашнего дня: переход от электронного обучения (e-learning) к мобильному обучению или обучению с помощью мобильных технологий (m-learning). Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет: VI Междунар. науч. конф. (Лёвен, 22-25 мая 2014 г.) Варшава: Институт русистики Варшавского университета, 2014. С. 1457-1462. https://www.elibrary.ru/xdutbe
23. Рублёва Е. В. От дидактики к сетевой лингводидактике. Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке: Междунар. заочная науч.-практ. конф. (Тамбов, 31 января 2012 г.) Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2012. Ч. 4. С. 109-111. https://www.elibrary.ru/svzdex
24. Рублёва Е. В., Хехтель А. С. Обучение русскому языку в цифровую эпоху. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2020. 79 с. https://www.elibrary.ru/mgsijv
25. Cвердлова Н. А. Особенности процесса интерференции в коммуникации «человек-машина-человек». Русский язык в языковом и культурном пространстве Европы и мира: Человек. Сознание. Коммуникация. Интернет: V Междунар. науч. конф. (Варшава, 9-13 мая 2012 г.) Варшава: Институт русистики Варшавского университета, 2012. С. 1201-1205. https://www.elibrary.ru/vwckft
26. Селиванов Н. Л. Компьютерная педагогика. Концептуальные основы новой науки. Педагогика искусства. 2009. № 4. С. 114-119. https://www.elibrary.ru/kyxhel
27. Сухотерина Т. П. Лингвоперсонема и лингвоперсона «наивного» автора-мемуариста. Языковая личность: моделирование, типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология, под ред. Н. Д. Голева, Н. В. Мельник, С. В. Оленева. М.: Ленанд, 2016. Вып. 2. С. 298-307. https://www.elibrary.ru/wzbwaj
28. Тазов П. Ю. Особенности цифрового поколения и их использование в цифровой дидактике. Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: Smart Nations: экономика цифрового равенства: III Междунар. науч. форум. (Москва, 9-10 декабря 2019 г.) М.: ГУУ, 2020. Вып. 4. С. 179-182. https://www.elibrary.ru/gfxibu
29. Толстой Н. И. Этнолингвистика в кругу гуманитарных дисциплин. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. 2-е изд., испр. М.: Индрик, 1995. С. 27-40. https://www.elibrary.ru/vgyukx
30. Фролова А. С., Уварова С. А. Литературный блогер как законодатель читательской моды в среде городской студенческой молодежи. Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2021. № 1. С. 64-71. https://doi.org/10.32340/2414-9101-2021-1-64-71
31. Шпильная Н. Н. Интенции реплицирования, реализуемые в диалоге. Филологический класс. 2022. Т. 27. № 2. С. 68-76. https://doi.org/10.51762/1FK-2022-27-02-06
32. Шувалова И. Н. Изучение мобильной и компьютерной активности студентов института педагогики, психологии и инклюзивного образования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 12-4. С. 169-171. https://www.elibrary.ru/vhhnqf