Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрено содержание Стратегии государственной культурной политики до 2030 г. в контексте соблюдения ряда принципов (прозрачности, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеримости целей, соответствия показателей целям), установленных федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», и возможности перевода учреждений культуры на многоканальное финансирование. Предмет исследования – качество стратегического управления сферой культуры в контексте разработки Стратегии государственной культурной политики до 2030 г. как документа системы государственного стратегического планирования. Цель – оценка качества разработки Стратегии и наличия в ней адекватных инструментов контроля ее реализации. Исследование базируется на институциональном подходе. Использованы также методы анализа, синтеза, сравнения. В результате исследования выявлены недостатки в содержании Стратегии. Сделан вывод, что в практике стратегического управления наблюдается только второй этап эволюции подходов к разработке и реализации стратегий – стратегическое планирование. Третий и четвертый этапы эволюции – обеспечение соответствия стратегии стратегическим возможностям самой системы публичного управления и управление в реальном масштабе времени – только стоят на повестке дня. Предлагаемые в Стратегии элементы многоканального финансирования сферы культуры: система налоговых преференций, маркированные налоги, спонсорство и меценатство, институт бюджетных назначений, фонды целевого капитала – либо имеют ментальные ограничения, либо противоречат действующим нормам бюджетного и налогового законодательства. Несмотря на расширение перечня субъектов государственной культурной политики и ролей государства (государство как инвестор, меценат, соинвестор), участие государства в финансировании сферы культуры носит преобладающий характер. Данное обстоятельство формирует риски недофинансирования сферы культуры при возникновении принципиально новых вызовов развития. Финансовый механизм реализации стратегии не содержит прозрачной взаимосвязи стратегии с бюджетными расходами.

Ключевые слова:
стратегическое управление, стратегическое планирование, стратегия, стратегия государственной культурной политики, принципы, целевые показатели, финансовый механизм реализации стратегии
Список литературы

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.

2. Дойль П., Штерн Ф. Маркетинг, менеджмент и стратегии. 4-е изд. СПб.: Питер, 2007. 544 с.

3. Друкер П. Ф. Практика менеджмента. М.: Вильямс, 2000. 397 с.

4. Drucker P. F. Management: tasks, responsibilities, practices. N. Y.: Harper Business, 1993, 864.

5. Mintzberg H. The fall and rise of strategic planning. Harvard Business Review, Jan-Feb 1994, 107-114.

6. Chandler A. D. Strategy and structure: a chapter in the history of industrial enterprises. Cambridge: The M.I.T. Press, 1962, 463.

7. Andrews K. R. The concept of corporate strategy. Homewood, IL: Dow Jones-Irwin, 1971, xviii+245.

8. Глушакова О. В. О взаимосвязи национальных целей развития России с бюджетными расходами и о возможностях достижения целей в условиях COVID-19. Финансы и кредит. 2021. Т. 27. № 7. С. 1444-1475.

9. Глушакова О. В., Вайсберг Я. А. Оценка эффективности стратегической архитектуры системы публичного управления социально-экономическим развитием территории. Новосибирск: САФБД, 2014. 269 с.

10. Кузьмин Д. В., Ященко В. В., Бычков А. А. Теоретическое развитие подходов к построению архитектуры системы стратегического управления социально-экономическим развитием. Государственный аудит. Право. Экономика. 2012. № 4. С. 108-112.

11. Фадейкина Н. В., Леонов В. В., Баранова И. В., Бовин А. А., Никифорова Л. Е., Пепеляева Л. В., Притупов В. Г., Павлов С. И. Развитие инструментария взаимодействия субъектов системы публичного управления социально-­экономическим развитием территории. Новосибирск: САФБД, 2012. 444 с.

12. Шишова А. П. Реализация стратегии государственной культурной политики в сфере сохранения культурного наследия. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2020. № 3. С. 203-211. https://doi.org/10.26456/2219-1453/2020.3.203

13. Костина А. В., Луков В. А., Хорина Г. П. Культура и национальная безопасность России: основные идеологические принципы (политологический анализ). PolitBook. 2015. № 4. С. 140-153.

14. Петрова Л. Е., Ахьямова И. А., Трофимова Е. Е., Егорова А. А. Культура современности, современность в культуре: как реализовать национальную стратегию в условиях глобальных вызовов. Вопросы управления. 2021. № 2. С. 134-145. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2021-2-134-145

15. Девятов Р. С. Национальные стратегии государственной культурной политики в условиях глобализации. Этносоциум и межнациональная культура. 2020. № 10. С. 9-16.

16. Бетехтин А. В. Кадровый резерв в сфере культуры: ориентиры и стратегии региональной культурной политики. Вестник культуры и искусств. 2020. № 4. С. 58-63.

17. Поляков Т. П., Зотова Т. А., Пустовойт Ю. В., Нельзина О. Ю., Корнеева А. А. Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года». М.: Институт Наследия, 2021. 438 с. https://doi.org/10.34685/HI.2020.11.84.020

18. Van der Ploeg F. The making of cultural policy: a European perspective. CESifo Working Paper, 2005, (1524). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.812309

19. Alemanno A. Stakeholder engagement in regulatory policy. Regulatory Policy Outlook, OECD Publishing, 2015, 62.

20. Востряков Л. Е. Государственная культурная политика: когнитивные модели и страновые различия. Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. 2011. Т. 2. № 2. С. 166-178.


Войти или Создать
* Забыли пароль?