сотрудник с 01.01.2016 по настоящее время
Бишкек, Киргизия
УДК 004.8 Искусственный интеллект
ГРНТИ 19.41 Журналистика
ОКСО 42.03.02 Журналистика
В связи со стремительной цифровизацией медиаландшафта возникла необходимость выработки стратегий адаптации. Цель – систематизировать ключевые преимущества и риски внедрения искусственного интеллекта в медиаиндустрию к 2030 г. Задачи: изучить потенциал искусственного интеллекта в журналистике, оценить риски его внедрения и формирование предложений для поддержания баланса между инновациями и сохранением ключевых ценностей профессии журналиста в медиа в ближайшей перспективе. Применен анализ современных кейсов использования искусственного интеллекта и прогнозно-аналитический подход на основе данных научных исследований. Проведен комплексный анализ перспектив интеграции искусственного интеллекта в журналистику к 2030 г. Выявлены основные тенденции: автоматизация рутинного контента, гиперперсонализация, оптимизация рабочих процессов. Определены ключевые вызовы, такие как угроза сокращения рабочих мест, этические дилеммы (предвзятость алгоритмов, авторское право) и распространение дезинформации. Установлено, что успешное развитие журналистики будет зависеть от симбиоза технологий и человеческой экспертизы, что требует разработки этических стандартов, правового регулирования и инвестиций в образование журналистов. К 2030 г. эта профессия трансформируется, сместив акцент на критическое мышление и экспертизу.
искусственный интеллект, журналистика, автоматизация, персонализация, этика, медиаиндустрия, цифровая трансформация, дипфейки, медиа будущего
1. Виноградова К. Е. Развитие искусственного интеллекта и трансформация журналистики: новые возможности и вызовы. Гуманитарный вектор. 2023. Т. 18. № 3. С. 121–130. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2023-18-3-121-130
2. Давыдов С. Г., Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. Использование технологий искусственного интеллекта в российских медиа и журналистике. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2023. Т. 48. № 5. С. 3–21. https://elibrary.ru/zzjrrx
3. Замков А. В. Новостной медиаробот: теоретические аспекты интеллектуальной системы генерации контента. Вопросы теории и практики журналистики. 2019. T. 8. № 2. С. 260–273. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(2).260-273
4. Замков А. В., Крашенинникова М. А., Лукина М. М. Трудовая деятельность журналиста: люди или роботы. Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 1. С. 46–64. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2020.9(1).46-64
5. Иванов А. Д. Роботизированная журналистика и первые алгоритмы на службе редакций международных СМИ. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. № 2. С. 32–40. https://elibrary.ru/vmnfpn
6. Иванов А. Д. Транспарентность роботизированной журналистики: как новые технологии угрожают принципам профессии. Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 8. С. 28–33. https://elibrary.ru/zgfdlj
7. Кашеварова Н. А., Куликова М. Е. Интеграция блокчейна и искусственного интеллекта как механизма модернизации различных отраслей экономики. Вестник университета. 2024. № 5. С. 54–67. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-54-67
8. Куликовский А. В. Искусственный интеллект и журналистика: положительные и отрицательные стороны. Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2025. Т. 25. № 2. С. 216–220. https://doi.org/10.36979/1694-500X-2025-25-2-216-220
9. Кульчицкая Д. Ю., Фролова Т. И. Компьютерные алгоритмы в работе российских информационных агентств (на примере ИА «Интерфакс» и «ТАСС»). Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020. № 1. С. 3–19. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2020.319
10. Лукина М. Искусственный интеллект постепенно станет активным субъектом в медиаиндустрии. МедиаТренды. 2023. № 1. С. 2–3.
11. Морозова А. А., Арсентьева А. Д. Проблемы и перспективы использования искусственного интеллекта в сфере массмедиа: мнение российской аудитории. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 2. С. 150–158. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10219
12. Морозова А. А., Попова С. Н. Феномен искусственного интеллекта в современной науке: понятие, векторы и проблемы применения в сфере массмедиа. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4. С. 41–52. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2021-10405
13. Чертовских О. О., Чертовских М. Г. Искусственный интеллект на службе современной журналистики: история, факты и перспективы развития. Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 3. С. 555–568. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2019.8(3).555-568
14. Шнайдер А. А. Тренды массмедиа: применение искусственного интеллекта, машинного обучения, CEO-инструментов и дата-журналистики в контексте мирового медиаландшафта. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2022. Т. 21. № 6. С. 59–68. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2022-21-6-59-68
15. Broussard M., Diakopoulos N., Guzman A. L., Abebe R., Dupagne M., Chuan C.-H. Artificial Intelligence in journalism. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2019, 96(3): 673–695. https://doi.org/10.1177/1077699019859901
16. Diakopoulos N. Automating the news: How algorithms are rewriting the media. Cambridge-London: Harvard University Press, 2019. https://doi.org/10.4159/9780674239302
17. Graefe A. Guide to Automated Journalism. Columbia Journalism Review, 2016. URL: https://www.cjr.org/tow_center_reports/guide_to_automated_journalism.php (accessed 4 Mar 2025).
18. Jakesch М., Hancock J. T., Naaman М. Human heuristics for AI-generated language are flawed. Pnas, 2023, 120(11). https://doi.org/10.1073/pnas.2208839120
19. Shu K., Sliva A., Wang S., Tang J., Liu H. Fake news detection on social media: A data mining perspective. ACM SIGKDD Explorations Newsletter, 2017, 19(1): 22–36. https://doi.org/10.1145/3137597.3137600
20. Zou J., Schiebinger L. AI can be sexist and racist – it’s time to make it fair. Nature, 2018, 559: 324–326. https://doi.org/10.1038/d41586-018-05707-8



