ТРАНСМУТАЦИОННАЯ МЕТОДИКА + НЕЙРОСЕТИ: ФИЛОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлен филолого-дидактический проект «Трансмутационная методика + нейросети», очерчиваются перспективы развития проекта. С помощью программ искусственного интеллекта возможно использовать широкий диапазон межкодовой трансформации словесного текста: его перевод на музыкальный и драматический коды, а также на коды иных видов искусства и знаковых систем: изобразительных, хореографических, мультипликационных, фото-и видеообразов текста и других. Такие виды трансформации предлагается обозначить термином трансмутация, введенным Р. О. Якобсоном как номинация одного из видов перевода, связанного с трансформацией словесных знаков в знаки иных (несловесных) систем. Предлагая данную методику, допускаем, что трансмутационными приемами активизируются не только левополушарные, но правополушарные (чувственные) механизмы восприятия и интерпретации словесного художественного текста (этот момент является значимым резервом филологической дидактики). В ходе трансмутационной деятельности такого формата ученик реализует свои образы и замыслы, рожденные текстом, с помощью программ искусственного интеллекта. Технизируя сложный креативный процесс, учитель таким образом повышает дидактическое качество учебной филологической деятельности, а школьник или студент, выполняя данные действия, так или иначе проникает в смыслы исходного текста, например структурирует и переструктурирует его, актуализирует значимые (яркие, понравившиеся) элементы. В активную речевую позицию ученик-автор встает при формулировке задания (промта) для программы искусственного интеллекта, представляющей собой специфическое описание (моделирование, структурирование) исходного (изучаемого) текста. Результаты исследования демонстрируют потенциал использования в лингводидактике трансмутационного подхода и программ искусственного интеллекта в их функциональном единстве для достижения целей развития речевых (текстовых) способностей школьников и студентов-­филологов педагогических специальностей.

Ключевые слова:
языковая способность, языковое чувство, лингводидактика, художественный текст, искусственный интеллект, трансмутация, трансмутационная методика, драмогерменевтика, промт, майндмэп
Список литературы

1. Актуальные вопросы преподавания и оценки уровня владения иностранным языком в школе и вузе: Всерос. науч.-практ. конф. (Ульяновск, 30 мая 2012 г.) Ульяновск: Тип. Облучинского, 2012. 150 с. https://elibrary.ru/uwkdkt

2. Анисимов А. С., Ястребов С. А., Хмелев Е. Г. Будущее искусственного интеллекта в системе образования. Тенденции развития науки и образования. 2022. № 86-8. С. 139–142. https://doi.org/10.18411/trnio-06-2022-387

3. Багаув Ю. Д. Интеллектуальные карты как один из инструментов обучения в образовательном процессе студентов. Художественное образование: интердисциплинарная социокультурная среда, трансляция художественных ценностей: Междунар. науч.-практ. конф. (Чита, 8–19 ноября 2021 г.) Чита: ЗабГУ, 2021. С. 100–103. https://elibrary.ru/vkptsq

4. Базанова Е. М., Горизонтова А. В., Грибова Н. Н., Чикаке Т. М., Самосюк А. В. Разработка и перспективы развития национальной интеллектуальной системы тестирования общеязыковых компетенций (исток) на базе нейросетевых решений. Высшее образование в России. 2023. Т. 32. № 8-9. С. 147–166. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-8-9-147-166

5. Базылев В., Дутко Н., Чекийска-Иванова Д. Занятие как театр и театр как занятие (на примере авторского учебного комплекса «Театральные чтения»). Русский язык в центре Европы. 2021. № 1. С. 66–75. https://elibrary.ru/ccqkzq

6. Байдина Д. В. Функционирование литературного текста в пространстве современного танца. Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой: конф. (Санкт-Петербург, 15–23 марта 2022 г.) СПб.: СПбГУ, 2022. https://elibrary.ru/dtpgmq

7. Бодянская А. С., Синегубова К. В. Видеоклип как форма интерпретации поэтического текста. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 2. С. 47–55. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-2-47-55

8. Бондаренко М. В. Обработка связанного текста с помощью нейросети для создания изображений. Угрозы и риски на Юге России в условиях геополитического кризиса. Достижения и перспективы научных исследований молодых ученых Юга России: Всерос. конф. с Междунар. уч., XIX Ежегодная молодежная науч. конф. (Ростов-на-Дону, 15 марта – 29 апреля 2023 г.) Ростов н/Д: ЮНЦ РАН, 2023. С. 299. https://elibrary.ru/gpmjme

9. Букатов В. М. Драмогерменевтика: основные положения «режиссуры урока». А.  С. Пушкин и российское историко-культурное сознание. Провинциальная ментальность России в прошлом, настоящем и будущем: III Междунар. конф. (Самара, 17–19 мая 1999 г.) Самара: СамГПУ, 1999. С. 57–60. https://elibrary.ru/uatcoj

10. Букатов В. М. Драмогерменевтика: основные положения, методические ориентиры и образовательная практика. Эстетика и герменевтика: Всерос. науч. конф. (Москва, 11 декабря 2020 г.) М.: Макс Пресс, 2022. С. 107–112. https://doi.org/10.29003/m2557.978-5-317-06726-7/107-112

11. Букатов В. М. Уроки чтения: технология двух встреч для группового (и индивидуального) постижения смысла научно-методических материалов студентами вузов, колледжей и учащимися педагогических классов. Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2023. № 1. С. 105–129. https://doi.org/10.51944/20722516_2023_1_105

12. Васильев А. В., Петрова В. Ю., Базаркина О. А. Применение технологий искусственного интеллекта в работе учителя русского языка и литературы. Трансформация информационно-коммуникативной среды общества в условиях вызовов современности: II Междунар. науч.-практ. конф. (Комсомольск-на-Амуре, 30 ноября – 1 декабря 2023 г.) Комсомольск-на-Амуре: КнАГУ, 2023. С. 338–340. https://elibrary.ru/dbisby

13. Ветров А. А. Расчлененность формы как основное свойство понятия. Вопросы философии. 1958. № 1. С. 39–46.

14. Владимирова Т. Е., Андрюшина Н. П., Битехтина Г. А., Иванова А. С., Клобукова Л. П., Красильникова Л. В., Нахабина М. М., Соболева Н. И., Стародуб В. В., Степаненко В. А. Требования к первому сертификационному уровню владения русским языком как иностранным. СПб.: Златоуст, 2011. 64 с. https://elibrary.ru/tukvuj

15. Геро И. К. Активизация речевой деятельности учащихся на уроках русского языка в 5–7 классах средствами живописи и музыки: дис. … канд. пед. наук. М., 2017. 293 c.

16. Голев Н. Д. Аксиология ментально-коммуникативного плана современной виртуальной педагогической коммуникации: дискуссионные заметки. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2023. Т. 2. № 4. С. 204–214. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-4-204-214

17. Голев Н. Д. О конкуренции акустико-аудиального и мануально-визуального кодов современной письменной коммуникации. Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4. С. 1024–1031. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1024-1031

18. Голев Н. Д. Развитие языкового чувства как фундаментальный принцип школьной филологии. Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты: науч.-практ. конф. (Барнаул, 24–26 января 2003 г.) Барнаул: АлтГУ, 2002. С. 5–18. https://elibrary.ru/tbzrbv

19. Голев Н. Д. Развитие языковой способности детей (школьное сочинительство и стилизация). Мир русского слова. 2004. № 4. С. 105–109. https://elibrary.ru/sddcet

20. Голев Н. Д., Иркова А. В., Лебедева Н. Б., Печенкина Е. А. Компьютерные программы (машинный перевод, сравнение текстов на схожесть, поисковые системы) в практике преподавания филологических дисциплин в вузе исходные положения (преамбула). Социальные сети, отв. ред. Л. Г. Ким, О.П. Сологуб. Кемерово: КемГУ, 2024. С. 89–127. https://elibrary.ru/ofrprj

21. Губанова М. И., Гайдук В. И. Обучение каллиграфии на уроках русского языка. Вестник научных конференций. 2016. № 7-2. С. 38–40. https://elibrary.ru/xidqmh

22. Диков А. В. Опорные сигналы Шаталова, копирующая доска и социальные сервисы ментальных карт. Школьные технологии. 2021. № 5. С. 88–98. https://elibrary.ru/vcvnnq

23. Дмитриева А. В. Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальной школы. Аллея науки. 2019. Т. 1. № 6. С. 835–838. https://elibrary.ru/crtgpn

24. Дрейцер С. И. Использование технологий искусственного интеллекта при разработке учебных диалогов для обучения будущих педагогов с помощью онлайн-симуляций. Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2024. № 2. С. 151–165. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2024.68.2.13

25. Захцер Е. М. Стихи как средство развития профессиональной лексики. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13. № 1. С. 84–90. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-1-84-90

26. Илюшин Л. С. Использование «Конструктор задач» в разработке современного урока. Школьные технологии. 2013. № 1. С. 123–132. https://elibrary.ru/pxsbon

27. Каллиграфия: связь времен и социальных практик развития человека: II Краевая науч.-практ. конф. с Межрегион. уч. (Бийск, 1–4 ноября 2023 г.) Бийск: Бийский филиал им. В. М. Шукшина АлтГПУ, 2023. 170 с. https://elibrary.ru/ichtxb

28. Касымова Р. Т. Понимание и интерпретация как разновидности кодирования (перекодирования). Языки и этнокультуры Европы: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Глазов, 20–21 ноября 2014 г.) Глазов: ГГПИ, 2015. https://elibrary.ru/uhdsdd

29. Ким Л. Г., Парфиненко О. Н. Диктумно-модусные интерпретации исходного текста в сочинениях ЕГЭ по русскому языку. Филологический класс. 2024. Т. 29. № 3. С. 195–202. https://doi.org/10.26170/2071-2405-2024-29-3-195-202

30. Кондракова С. О. Опорные сигналы В. Ф. Шаталова – средство активизации творческого подхода к учебному процессу. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2008. № 65. С. 404–408. https://elibrary.ru/lsqdlp

31. Кузнецова Г. В. Драмогерменевтический подход на занятиях со старшими дошкольниками. Дошкольное воспитание. 2014. № 1. https://elibrary.ru/shkvjt

32. Кулик А. Д. Интегративно-модульный подход и его реализация в профессионально ориентированном обучении иностранных студентов-нефилологов. М.: МПГУ, 2023. 204 с. https://elibrary.ru/ybgehm

33. Лавлинский С. П. «Удовольствие от текста» и проблемы теоретической рефлексии категории фантастики. Новый филологический вестник. 2021. № 1. С. 36–43. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2021-00002

34. Логинова Е. Г. К вопросу о трансформации пьесы в спектакль: от трансмутации и транскодификации к рекуррентности и резонансу. Критика и семиотика. 2023. № 1. С. 398–418. https://doi.org/10.25205/2307-1753-2023-1-398-418

35. Лыкова А. Б., Шацкий В. А., Никонорова Л. И. Нейросети в дошкольном образовании. Инженерное обеспечение инновационных технологий в АПК: Междунар. науч.-прак. конф. (Мичуринск, 25–27 октября 2023 г.) Мичуринск: БИС, 2023. С. 169–173. https://elibrary.ru/hffwpn

36. Максимова С. А. Типы обыденной интерпретации художественных текстов рядовыми носителями русского языка подросткового возраста (на материале интерпретирующих высказываний): дис. … канд. филол. наук. Кемерово, 2011. 164 с. https://elibrary.ru/uciuhh

37. Максименко О. А. Искусственный интеллект: новые подходы в образовании. Информационные технологии в образовании. 2023. № 6. С. 213–217. https://elibrary.ru/mwgzjl

38. Мельник Н. В. Дериватологическая интерпретация вторичных текстов разных типов. Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 13. С. 69–73. https://elibrary.ru/pcwfhn

39. Наумова А. Ю., Горшкова В. Е. Перевод vs трансмутация (на материале романа Стивена Кинга «Сияние»). Вестник Иркутского университета. 2022. Вып. 25. С. 115–116. https://elibrary.ru/plqlfu

40. Нестерова Е. В., Каменева С. И., Лакомова М. Н. Использование методических приемов синквейн, хокку, даймонд на уроках в начальной школе. Преподаватель года 2022: II Междунар. професс.-исслед. конкурс. (Петрозаводск, 7 декабря 2022 г.) Петрозаводск: Новая наука, 2022. С. 213–218. https://elibrary.ru/kbulvm

41. Ножина О. И., Крамаренко О. К. Из опыта внедрения активно-продуктивного чтения в практику преподавания литературы и театрально-игровой деятельности в ООО. Образовательные технологии в современном учебно-воспитательном пространстве: III Всерос. метод.-практ. конф. (Петрозаводск, 24 июня 2021 г.) Петрозаводск: Новая наука, 2021. С. 70–76. https://elibrary.ru/cprrxb

42. Огаркова А. А. Влияние занятий каллиграфией на развитие личности ребёнка. Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 4. № 20. С. 131–135. https://elibrary.ru/qzifol

43. Отрешко Л. И. Инновационные подходы к художественно-эстетическому развитию дошкольников. Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы: VI Всерос. (с Междунар. уч.) науч.-практ. конф. (Борисоглебск, 30 марта 2019 г.) Борисоглебск: Перо, 2019. С. 75–77. https://elibrary.ru/vqlust

44. Первова Г. М., Ерошина Ю. Г. Рецептивная эстетика как научное направление и основа методики литературного чтения. Дошкольное и начальное образование: современные проблемы и перспективы развития: II Всерос. науч.-практ. конф. (Тамбов, 21 октября 2015 г.) Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 2015. С. 173–180. https://elibrary.ru/xcskxn

45. Платон. Философское наследие. Сочинения Платон, пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева, А. Н. Егунова, Н. В. Самсонова. М.: Мысль, 1968. Т. 1. 622 с.

46. Подъянова С. М. Опорные сигналы – средство развития умений смыслового чтения текстов на уроках окружающего мира. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 133–137. https://elibrary.ru/fuskiz

47. Пятакова Е. А. Каллиграфия. Умение писать или искусство распознавать собственную правду? Итоги и перспективы научных исследований. 2017. № 4. С. 34–42. https://elibrary.ru/xvnlth

48. Романичева Е. С. Как сблизить уроки русского языка и литературы: от задач М. А. Рыбниковой к новому образовательному контенту. На путях к новой школе. 2016. № 3. С. 49–51. https://elibrary.ru/txrdwe

49. Романова С. С., Заварина С. Ю. Работа над художественным произведением с использованием музыкального оформления. Инновации в образовании: теория и практика, ред. Т. В. Горбунова. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2024. С. 156–161. https://elibrary.ru/mcbkoy

50. Сафонова О. В. Использование моделей искусственного интеллекта на уроках русского языка и литературы в средней школе. Педагогическая инноватика и непрерывное образование в XXI веке: II Междунар. науч.-практ. конф. (Киров, 20 мая 2024 г.) Киров: ВГАТУ, 2024. С. 318–321. https://elibrary.ru/kbpcwi

51. Столярова М. О. Использование искусственного интеллекта в преподавании русского языка и литературы. Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: XVIII Всерос. науч.-практ. конф. (Воронеж, 27 марта 2024 г.) Воронеж: ВГПУ, 2024. С. 326–330. https://elibrary.ru/zvmnzl

52. Тимашова Н. А. Владение иностранным языком. Общеевропейская шкала уровней языковых компетенций. Теория и практика инновационных технологий в АПК: конф. (Воронеж, 16–20 марта 2015 г.) Воронеж: Воронежский ГАУ, 2015. https://elibrary.ru/uurlnd

53. Тихонов А. М. Компьютерные опорные сигналы. Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2015. № 2. С. 66–71. https://doi.org/10.51314/2073-2635-2015-2-66-71

54. Трефилова А. О. Рецептивная эстетика как способ развития универсальных учебных действий (написание развернутого ответа). Учебная самостоятельность личности – основа образования через всю жизнь: Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 27 апреля – 10 мая 2018 г.) Иркутск: ИГУ, 2018. С. 470–473. https://elibrary.ru/ynzubf

55. Уразова М. Б. Обучение будущих учителей применению интеллект-карты на занятиях по русскому языку и литературе. Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 11. С. 49–53. https://elibrary.ru/swlkjt

56. Ускова И. Интернет-ресурсы на уроках русского языка. Русская словесность. 2016. № 2. С. 103–104. https://elibrary.ru/wyjsyr

57. Ушакова А. Н. Значение использования интерсемиотических переводов в процессе изучения литературы. Управление образованием: теория и практика. 2022. № 6. С. 17–24. https://doi.org/10.25726/w5079-5876-7838-q

58. Федорова Ю. В. Инструменты нейросети – в помощь учителю русского языка и литературы. Непрерывность образования: от школы к вузу: 7 Всерос. науч.-метод. школа-семинар. (Ульяновск, 25 октября 2023 г.) Ульяновск: УлГТУ, 2024. С. 257–259. https://elibrary.ru/kjhgty

59. Филиппова И. Н. Трансмутация: новая экранная жизнь литературы? Science and education: Research and development in the era of globalization: II European Intern. Resear.-Prac. Media Conf. (Vienna, 31 мая 2019 г.) Vienna: Open knowledge, 2019. С. 23–28. https://elibrary.ru/veuddo

60. Флоря А. В. Драма как синтетический род литературы. Русская словесность. 2025. № 2. С. 43–48. https://doi.org/10.47639/0868-9539_2025_2_43

61. Фуксон Л. Ю. История герменевтики. 2-е изд., испр. и доп. М.: Перо, 2023. 228 с. https://elibrary.ru/fczejf

62. Фуксон Л. Ю. Начало чтения. Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2024. Т. 34. № 2. С. 384–388. https://elibrary.ru/ykoiwb

63. Фуксон Л. Ю. Чтение. Кемерово: Кузбассиздат, 2007. 222 с. https://elibrary.ru/qsuxit

64. Харитонова Е. Ю., Горбачева О. А. Дидактический потенциал ментальных карт. Вестник Белгородского института развития образования. 2017. № 1. С. 36–43. https://elibrary.ru/ykoiwb

65. Холбоев Б. М., Туремуратова А. А. Искусственный интеллект в образовании. Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе: XV Междунар. науч.-метод. конф. (Пермь, 20 марта – 26 апреля 2023 г.) Пермь: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2023. С. 250–256. https://elibrary.ru/wqalwg

66. Черниговская Т. В. ИИ против человечества: шах и... мат? Бюджет. 2018. № 3. С. 68–71. https://elibrary.ru/zbvihb

67. Четырина Н. В. Организационно-педагогические условия обучения студентов иноязычному письменному взаимодействию на основе практики с чат-ботами. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 6. С. 1590–1607. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1590-1607

68. Чечко Т. Н. Драмогерменевтика в прочтении литературного текста. Русский мир в контексте глобальных вызовов современности: XLVI Междунар. науч.-практ. конф. (Тюмень, 24–25 мая 2023 г.) Тюмень: ТюмГУ, 2024. С. 146–149. https://elibrary.ru/cdalbk

69. Чович Б. К вопросу об отношении интер- и интралингвистического к интерсемиотическому переводу. Русский язык и культура в зеркале перевода. 2014a. № 1. С. 496–506. https://elibrary.ru/waiiqf

70. Чович Б. О трех типах переводов: интерлингвистическом, интралингвистическом и трансмутации. Вестник Московского университета. Серия 22: Теория перевода. 2014b. № 3. C 47–58. https://elibrary.ru/sntmyx

71. Чувакин А. А. Деривационные отношения как тип межтекстовых взаимодействий (к предмету тексто­дериватологии). Актуальные проблемы дериватологии, мотивологии, лексикографии: Всерос. конф. (Томск, 27–29 марта 1998 г.) Томск: ТГУ, 1998. С. 23–24.

72. Чуреева О. А. Театральный текст как результат трансмутации: соотношение первичной и вторичной моделирующих систем. Критика и семиотика. 2023а. № 1. С. 469–483. https://doi.org/10.25205/2307-1753-2023-1-469-483

73. Чуреева О. А. Трансмутация как инструмент интерпретации драматического текста. Русская речь. 2023b. № 3. С. 117–127. https://doi.org/10.31857/S013161170026405-4

74. Шабарова Г. К. Сравнительный анализ повести М. Симашко «Емшан» и баллады А. Майкова «Емшан» на уроках русского языка и литературы. III Костомаровский форум. Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 24 мая 2023 г.) М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2023. С. 684–690. https://elibrary.ru/jcrpza

75. Шанская Л. А. Оценивание уровня владения иностранным языком на неязыковых специальностях. Проблемы качества подготовки в современном вузе: Всерос. науч.-метод. конф. (Самара, 16 июня 2010 г.) Самара: СаГА, 2010. C. 55–63. https://elibrary.ru/scnjhf

76. Ши Л. Исследование реформы преподавания русского языка в вузах на фоне искусственного интеллекта. Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Тверь, 28–30 марта 2024 г.) Тверь: ТвГУ, 2024. С. 543–546. https://elibrary.ru/uoozcm

77. Шиканова Т. А. Обыденные дефиниции медицинских терминов как продукт метаязыковой деятельности рядовой языковой личности. Речевая коммуникация в современной России: III Междунар. конф. (Омск, 27–30 июня 2013 г.) Омск: ОмГУ, 2013. С. 267–276. https://elibrary.ru/sipggv

78. Шиканова Т. А. Терминологическая дефиниция как форма метаязыковой деятельности. Методологические основы исследования когниции и коммуникации в современной лингвистике, ред. В. А. Богородицкая, А. А. Шарапкова. М.: Макс Пресс, 2017. С. 355–364. https://elibrary.ru/zqmmvd

79. Шпильная Н. Н. Принципы деривационного моделирования текстообразования. Вопросы когнитивной лингвистики. 2014. № 4. С. 73–84. https://elibrary.ru/sxevrb

80. Щукин А. Н. К вопросу об этапах обучения и уровнях владения русским языком как иностранным. XXV Пушкинские чтения. А. С. Пушкин и Россия: язык – литература – культура – методика: конф. (Москва, 24 ноября 2005 г.) М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2006. С. 85–109. https://elibrary.ru/uzdobg

81. Якобсон Р. О. О лингвистических аспектах перевода. Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. М., 1978. С. 16–24.

82. Язык о языке. М.: Языки русской культуры, общ. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Языки русской культуры, 2000. 624 с. https://elibrary.ru/rtdqrr

83. Pauriene G. Mind-mapping as a teaching and learning strategy in foreign language learning. Profile and professional education in a modern multicultural space: Proc. VI Intern. Sci.-Prac. Conf., Chelyabinsk, 17–18 Dec 2018. Chelyabinsk: Chelyabinsk branch of the RANEPA, 2018, 51–56. (In Russ.) https://elibrary.ru/rfsdbj

84. Zhu S. Drama-hermeneutics in the preparation of the future teacher-philologist. Master in science and education: Current issues in modern literary education: Proc. VII Intern. Sci. Videoconf., Moscow, 5 Apr 2021. Moscow: MPSU, 2021, 80–86. https://elibrary.ru/wmzhra


Войти или Создать
* Забыли пароль?