ELEMENTS AND STAGES OF REGIONAL FINANCIAL STRATEGIES DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Choosing the appropriate elements and stages of a regional financial strategy is an important scientific and methodological task. According to the theory of strategy and the methodology of strategizing, this aspect is also important for regional financial systems. In the context of limited resources and intense inter-regional competition, a regional financial strategy should be consistent with higher-level strategies and attract financial resources to implement the local strategic priorities. The theory of strategy and strategizing methodology developed by Professor V.L. Kvint can be applied to regional financial strategies. The article features philosophical foundations of the strategy: values, elements, stages, stakeholders, and their relationship in the process of regional financial strategizing.

Keywords:
strategizing, regional financial strategies, regional strategic financial priorities, values, interests
Text
Text (PDF): Read Download

ВВЕДЕНИЕ, ОБЪЕКТЫ И
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1 Квинт В. Л. К анализу формирования стратегии как науки // Вестник ЦЭМИ. 2018. № 1. https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1
2 UN Sustainable Development. URL: https://sdgs.un.org (дата обращения: 15.04.2022).
Разработка региональных финансовых стратегий
должна начинаться с выявления и анализа системы
интересов и ценностей жителей. Это сложный
анализ, требующий привлечения специали-
стов, обладающих как опытом его проведения
и профессиональными компетенциями, так
и наличием стратегического мышления,
позволяющего вычленять долгосрочные и
устойчивые факторы, которые формируют
ценности и интересы участников финансовых
отношений.
Выявляемые ценности и интересы, которые
должны учитываться в совокупности, являются
иерархически взаимосвязанной системой элементов
различного уровня (рис. 1).
Ценности и интересы являются категориями из
сферы деятельности таких наук, как философия
и социология. Несмотря на это они формируют
основу разработки любой стратегии. Ценности
и интересы являются основой развития теории
стратегии как междисциплинарной науки1.
Наличие системы выявленных и обоснованных
взаимных ценностей и интересов всех участников
социально-экономических отношений позволяет
разрабатывать стратегические документы, облада-
ющие наибольшим потенциалом последовательной
и эффективной реализации.
Одной из концептуальных задач на данном
этапе является формулирование общепризнанных
ценностей и интересов на международном
и национальном уровнях. Ярким примером
такой деятельности является формулирование
и признание большинством стран мира Целей
устойчивого развития ООН (ЦУР ООН)2. Высокий
уровень признания общечеловеческих цен-
ностей, сформулированных в виде основ
200
Alimuradov MK. Elements and Stages
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Том 2. № 2
Рис. 1. Иерархическая система региональных ценностей
и интересов
Fig. 1. Hierarchical system of regional values and interests
Национальные ценности и
интересы, локализованные в
регионе
Региональные ценности и
интересы
Ценности и интересы
предприятий региона
Индивидуальные ценности и
интересы
взаимодействия стран с различным уровнем
социального и экономического развития и на-
правленных на обеспечение высокого уровня
и качества жизни людей, которые соответствуют
современным требованиям, демонстрирует
необходимость принятия общих ценностей
на глобальном уровне3.
На национальном уровне, помимо обще-
человеческих глобальных ценностей, следует
формулировать ценности и интересы, свойствен-
ные конкретной нации. Эта задача для многих
стран мира оказалась сложной. Последние годы
многие страны формулируют подобные ценности,
ориентируясь на ЦУР ООН. Однако данный подход
может привести к тому, что не будут учитываться
специфические культурные и исторические
особенности отдельных стран, а национальные
культурные особенности и языки малых народов
исчезнут. В подобных условиях глобальные цен-
ности и интересы должны не противоречить
национальным. Преодоление конфликтов и про-
тиворечий на этом этапе позволит сформулировать
стратегические приоритеты на национальном
уровне как при разработке общей стратегии
3 Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими
приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900–909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909
4 Гольбах П. А. Д. Избранные произведения в двух томах. Том 1. М.: Мысль, 1963. 715 с.
социально-экономического развития региона,
так и отдельных функциональных стратегий.
В результате появляются условия для обеспечения
эффективного перераспределения инвестиционных
ресурсов между регионами страны и повышения
эффективно сти о суще ствления прямых
иностранных инвестиций.
Выявленные, обобщенные, систематизированные
и общепринятые ценности формируют основу
для выявления интересов как индивидуумов,
так и хозяйствующих субъектов экономической
системы. Интерес, относящийся к философской
категории, является базовой категорией и одной
из основ теории стратегирования. Именно
интересы являются движущей силой, мотиви-
рующей участников процесса стратегирования
к выбору стратегических приоритетов, методов
и инструментов их достижения.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В научных работах понятие «интере с»
(лат. interest – иметь значение) исследуется
подробно и определяется как позиция индивида
по отношению к окружающему его миру. Первыми
философами, начавшими изучать категорию
интереса в своих трудах, стали представители
школы французских просветителей. П. Гольбах
определял интерес как стимулирующую силу
поступков человека, одновременно отмечая, что
«интересом называют объект, с которым каждый
человек связывает представление о своем счастье»4.
Таким образом, наличие интереса является
движущей силой для принятия решений о том
или ином действии. Однако между выявленным
интересом и непосредственным действием следует
сформулировать приоритеты и оценить наличие
возможностей для их достижения. Отсутствие
стратегии не позволяет реализовать интересы
эффективно и без потери ресурсов и времени.
Философ Д. Дидро писал: «Когда говорят
об интересе индивида, сословия, нации – «мой
201
Алимурадов М. К. Элементы и этапы разработки
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Vol 2. No 2
интерес», «интерес государства», «его интерес»,
«их интерес» – это слово означает нечто нужное
или полезное для государства, для лица, для меня
и т. п.»5. Подобный подход определяет наличие
иерархии интересов и необходимость учета их вза-
имосвязи. Любая стратегия должна основывать-
ся на том, что при ее реализации будут удовлет-
воряться интересы разного уровня. Это должно
привести к повышению уровня и качества жизни
человека, развитию региональной и национальной
экономик.
К. Гельвеций определял интерес как основу
активности человека, всех его нравственных
установок и представлений. «Если мир
физический, – полагал он, – подчинен закону
движения, то мир духовный не менее подчинен
закону интереса. На земле интерес есть всесильный
волшебник, изменяющий в глазах всех существ
вид всякого предмета»6. «Интерес, – говорил
К. Гельвеций, – есть начало всех наших мыслей
и всех наших поступков»7.
Представители этой французской философской
школы выделяли интерес как мотивирующую
силу поведения человека. В своих работах авторы
искали связь между тем, какими интересами
руководствуется индивидуум. На основе этого
они пытались дать объяснение поступкам человека.
Таким образом, если при разработке стратегии
были учтены интересы разного уровня,
то на этапе ее реализации применение инструментов
стратегической мотивации окажется эффективным
и будет позитивно восприниматься исполнителями.
Именно это обеспечит эффективность реализации
стратегии.
Развивая идею понятия интереса в философии,
И. Кант пишет: «интерес есть то, благодаря чему
разум становится практическим, то есть становится
причиной, определяющей волю. Поэтому только
о разумном существе говорят, что он проявляет
5 Дидро Д. Избранные произведения. М. – Ленинград: Гослитиздат, 1951. 412 с.
6 Гельвеций К. А. Об уме. М.: Соцэкгиз, 1938. 396 с.
7 Там же.
8 Там же.
9 Kvint V. L. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge, 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314
10 Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет. В двух томах. Том 2. М.: Мысль, 1971. 630 с.
к чему-нибудь интерес; существа, лишенные
разума, имеют только чувственные побуждения»8.
Подобный подход определяет, что практические
действия, направленные на результат, требуют
наличия четких интересов. В стратегии принятые
решения должны быть обоснованы объективными
факторами, качественной оценкой обеспеченности
ресурсами и конкурентными преимуществами,
а не основываться на эмоциях и «чувственных
побуждениях».
И. Кант в своих трудах отмечает, что человек,
являясь существом разумным, при осуществлении
действий руководствуется моральными интересами
и необходимостью исполнения взятых на себя
обязательств, мотивы к осуществлению которых
не зависят от чувственных предпочтений. Именно
это является одной из философских основ правила
стратегического мышления, сформулированного
академиком В. Л. Квинтом: «Успешная стратегия
не может ориентироваться на нечестные методы
ее достижения»9.
Г. В. Ф. Гегель в своих работах отмечает
отсутствие связи между интересом и законами
морали. Гегель широко использует интерес при
исследовании поступков человека и выявлении
сущности исторических событий и мотивирующих
сил развития человечества: «ближайшее
рассмотрение истории убеждает нас в том,
что действия людей вытекают из их потребностей,
их страстей, их интересов … и лишь они играют
главную роль»10. Это утверждение философа демон-
стрирует, что наличие сформулированных интересов
позволяет определять условия для принятия
решений, направленных на достижение желаемых
будущих состояний.
Г. В. Ф. Гегель утверждает, что активные
действия проявляют сущность индивидуума,
а также позволяют трансформировать субъек-
тивные интересы в объективную реальность.
202
Alimuradov MK. Elements and Stages
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Том 2. № 2
В этом проявляется сущность процесса страте-
гирования – стремление трансформировать
реальность в направлении, удовлетворяющем
интересы объекта стратегирования.
Считая интерес важным элементом, форми-
рующим исторические события, Гегель отмечает
сложность соответствия индивидуальных
интересов общественным. По его мнению,
государство «оказывается благоустроенным
и само в себе сильным, если частный интерес
граждан соединится с его общей целью, если один
находит свое удовлетворение в другом – и этот
принцип сам по себе в высшей степени важен»11.
Это утверждение подтверждает тезис о том,
что без согласованности интересов различного
уровня обеспечить реализацию стратегических
приоритетов и целей либо невозможно, либо
неэффективно.
Важным этапом в развитии исследования
сущности категории «интерес» стали труды
К. Маркса и Ф. Энгельса. Авторы отмечали роль
интереса в процессе осуществления человеком
своих действий. К. Маркс в «Дебатах о свободе
печати» отмечал, что «все то, за что человек борется,
связано с его интересом»12. В работе «Святое семей-
ство» авторы выделяют интерес как силу, «сцепляю-
щую между собой членов гражданского общества».
Таким образом, учет взаимных интересов позволяет
разработать стратегические документы, которые
будут удовлетворять всех участников процесса
на этапе реализации стратегии: индивидуумов
(без сопротивления), предприятий и организаций
объекта стратегирования.
Проведенный анализ теоретических подходов
разных философских школ к определению категории
«интерес» показал, что это явление достаточно
долго занимает мысли исследователей. Несмотря
на широкое разнообразие попыток сформулировать
сущность этого явления, интерес рассматривается
как одна из наиболее значимых для объяснения
11 Там же.
12 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. М., 1955. 723 с.
13 Дедов Д. И. Юридический метод: научное эссе. М.: Волтерс Клувер, 2008. 150 с.
14 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.: Феникс, 1992. 448 с.
общественных и исторических событий категорий,
а также как элемент процесса стратегирования
в связи с развитием стратегии как науки.
В процессе стратегирования не происходит
п р от и в о п о с т а вл е н и я го суд а р с т в е н н ы х
и частных интересов. Наоборот, обеспечивается
их согласованность, при которой общественные
и государственные интересы формируются
на основе интересов каждого члена общества.
Публичные интересы означают индивидуальные
защищенные правом интере сы любого
субъекта права. Д. И. Дедов условно разделяет
их на «публичные интересы общего и специального
характера»13. Публичные интересы общего
характера или общезначимые (универсальные)
Д. И. Дедов определяет как «наиболее важные
индивидуальные интересы, присущие любому
человеку и соответствующие общему благу
(жизнь, здоровье, безопасность, материальное
благосостояние, высокий уровень жизни, свобода
выбора)». Если публичные интересы признаются
значимыми для какой-либо однородной категории
лиц (инвесторы, миноритарные или мажоритарные
акционеры, конкуренты, потребители и др.), то такие
интересы являются публичными интересами
социального характера.
Исследования в области индивидуальных
и общественных интересов можно условно
разделить на две большие агрегированные группы:
– групповые интересы складываются из набора
индивидуальных интересов. Как указывал в своих
исследования К. Поппер, «поведение и действия
таких коллективов как государство или социальные
группы, должны быть сведены к поведению
и действию отдельных людей»14;
– у группы как единого целого могут появляться
специфические характеристики и интересы,
отличающиеся от свойств входящих в него
субъектов. Такой подход противоречит важному
принципу методологического индивидуализма.
203
Алимурадов М. К. Элементы и этапы разработки
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Vol 2. No 2
О б о б щ е н и е и н т е р е с о в и п од ч и н е н и е
индивидуальных интересов общественным имеет
пределы и в определенных ситуациях в процессе
разработки и реализации стратегии может грозить
возникновением конфликтов между общественными
и индивидуальным интересами.
Понимание категории «индивидуальные
и общественные интересы» обеспечивает научное
обоснование формулирования стратегических
приоритетов, направленных на их удовлетворение.
В случае возникновения конфликта между
интересами и приоритетами вся последующая
работа по разработке и реализации стратегии
развития страны и ее отдельных регионов окажется
неэффективной и высокозатратной.
Финансовая система, являясь малой частью
социально-экономических отношений, выполня-
ет целый ряд важных функций по удовлетворе-
нию индивидуальных и общественных интересов
граждан, обеспечивая повышение качества жизни
населения и уровень социально-экономического
развития страны, региона и города. Состояние
и динамика развития финансов обеспечивает удов-
летворение индивидуальных и общественных
интересов населения в определенных регионах
страны и формирует конкурентные условия.
Выбор региональных стратегических финан-
совых приоритетов
Обладая информацией о ценностях и интересах,
разработчики региональных финансовых
стратегий должны обосновать реализацию
каких приоритетов обеспечит их удовлетворение
наиболее эффективным способом. Выбор
стратегических финансовых приоритетов развития
региональной финансовой системы является
сложной и многоэтапной задачей. Это обусловлено
следующими причинами:
– необходимостью обеспечения согласованности
стратегических финансовых приоритетов с общей
региональной стратегией;
– многоаспектностью финансовой системы;
– необходимостью обеспечения согласованности
стратегических финансовых приоритетов различных
участников региональных экономических
отношений.
Для обеспечения выбора обоснованных
стратегических приоритетов, учитывающих все
перечисленные факторы, процесс регионального
финансового стратегирования необходимо начинать
с выявления и анализа наиболее устойчивых
стратегических тенденций развития финансовой
системы. Эта работа является важным этапом
подготовки к разработке документов стратегии.
Анализ тенденций и прогнозов развития основных
факторов региональной финансовой системы
не является частью стратегии. Это обусловлено
тем, что в стратегии формулируются положения,
которые определяют принятие стратегических
решений, ведущих к трансформации региональной
финансовой системы в выбранных приоритетных
направлениях. Стратегия формирует образ
будущего, согласно обоснованным приоритетам,
для достижения которых определяются необходимые
действия. Тренды и прогнозы – это результат
системного анализа доступной информации,
который дает представление об объективной
динамике социально-экономических факторов.
Финансовая стратегия каждого региона является
уникальным документом, учитывающим специфику
и интересы хозяйствующих субъектов, тогда
как тенденции и прогнозы развития экономических
факторов объективны и имеют одинаковое
значение для любого региона. Анализируя
одну и ту же информацию, разработчики
стратегий принимают приоритеты, позволяющие
им эффективно использовать свои стратегические
конкурентные преимущества.
Для разработки региональной финансовой
стратегии важно выявить как тенденции
динамики основных факторов, определяющих
потенциал региональной финансовой системы,
так и прогнозы их развития. Между тенденциями
и прогнозами существует различие, которое
определяет как их ценность при разработке
стратегии, так и необходимость их одновременного
использования. Исключение из анализа
одного из них не позволит сформулировать
204
Alimuradov MK. Elements and Stages
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Том 2. № 2
Ценности
Интересы
Стратегические тенденции Прогнозы
РЕГИОНАЛЬНАЯ
ФИНАНСОВАЯ
СТРАТЕГИЯ
Рис. 2. Взаимосвязь региональной финансовой стратегии с ценностями, интересами, тенденциями и прогнозами развития
объекта стратегирования
Fig. 2. Regional financial strategy vs. values, interests, trends, and forecasts
обоснованные приоритеты развития объекта
стратегирования. Тенденции основаны на анализе
исторических данных и позволяют сделать вывод
о том, как менялся объект анализа в прошлом.
Выявленные устойчивые тенденции позволяют
разработчикам стратегии дать оценку того,
в каком направлении происходила динамика
трансформации социально-экономических
факторов в прошлом. Подобная оценка позволяет
оценить то, в каких условиях в будущем будет
функционировать объект стратегирования.
Однако для обоснованности подобных выводов
необходимо составление прогнозов развития
основных экономических факторов. Обусловлено
это тем, что исторически сложившиеся тенденции
в прошлом могут измениться в будущем
под влиянием различных факторов. Именно
для этого требуется использование различных
прогнозных инструментов. Согласно методологии
стратегирования в данном случае следует
применять поисковые и целевые прогнозы15.
15 Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте,
2021. 351 с.
Необходимость проведения совместного
анализа тенденций и прогнозов развития особо
остро проявляется в последние годы, когда
быстрые технологические трансформации и рост
конкуренции в финансовой сфере формируют новые
условия для участников региональных финансовых
систем. Разработчики стратегии должны учитывать
и давать оценку развития тем факторам, которые
в прошлом не наблюдались. В этом случае прогнозы
становятся эффективным инструментом анализа,
поскольку исторические данные о динамике
развития в прошлом аналитикам недоступны.
К подобным финансовым явлениям относятся
цифровые валюты, краудфандинг, электронный
банкинг, цифровизация платежей и пр.
Взаимосвязь ценностей, интересов, а также
тенденций и прогнозов развития основных
экономических факторов, определяющих основу
разработки стратегии как самостоятельного
документа, можно представить в виде схемы
(рис. 2).
205
Алимурадов М. К. Элементы и этапы разработки
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Vol 2. No 2
Как показано на рисунке 2, ценности и интересы
участников региональных финансовых отношений,
а также тенденции и прогнозы динамики основных
экономических факторов, определяющих условия,
в которых в будущем будет функционировать
финансовая система региона, не являются
структурными элементами стратегии. Это
элементы анализа, предшествующего разработке
и формулированию основных документов
региональной финансовой стратегии.
Основные документы региональной
финансовой стратегии
Первым документом региональной финансовой
системы является Миссия. Этот документ
обеспечивает эффективную долгосрочную
коммуникацию со стратегическими контрагентами
региональной финансовой системы. Наличие
подобного документа позволяет всем участникам
финансовых отношений региона льной
экономической системы формировать представление
относительно ее важнейших характеристик:
– причина существования;
– особенности финансовых услуг, предо-
ставляемых населению и хозяйствующим субъектам
региона;
– принципиальное отличие от других регио-
нальных финансовых систем, ее уникальность;
– ценность, которую несет региональная финан-
совая система населению региона.
При разработке миссии региональной
финансовой стратегии следует руководствоваться
правилами, сформулированными в ряде научных
трудов академика В. Л. Квинта. Согласно методоло-
гии стратегирования академика В. Л. Квинта
миссия должна быть лаконичным документом,
максимально информативным и написанным
в простой и доступной форме, содержащим
1–2 предложения16. Данный документ может
иметь и больший объем, но не превышать одной
страницы, т. к. может оказаться бесполезным.
Небольшой объем нужен, чтобы участники
финансово-экономических отношений смогли
16 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
быстро сформировать общее представление
об особенностях региональной финансовой
системы. Качественная миссия является инстру-
ментом эффективных коммуникаций, демонстрируя
внешнему миру предназначение региональной
финансовой системы и позволяя принимать реше-
ния относительно участия в финансовых и инве-
стиционных процессах данного региона.
Для инвесторов важно, чтобы в миссии были
сформулированы реально реализуемые общие
долгосрочные ориентиры развития региональной
финансовой системы, иначе инве сторы
могут быть дезориентированы. Это приведет
в краткосрочной перспективе к потере доходности
либо инвестированных средств, а в долгосрочной –
к снижению доверия к региональной финансовой
системе. Второе последствие является критически
значимым. Его преодоление может оказаться
затруднительным и потребует существенных
инвестиций, ресурсов и времени.
Финансовая система для многих регионов
является типичной, поэтому формулирование
уникальной миссии для отдельного региона не всегда
является простой задачей. Регионы отличаются
по географическому и природным признакам,
характеру ведения хозяйственной деятельности,
масштабности реализуемых проектов, отрасле-
вой и трудовой специализацией. Это позволяет
сформулировать уникальный документ для каждого
отдельного региона. В миссии могут быть указаны
уникальные особенности, которые на следующих
этапах разработки стратегии позволят осуществить
выбор и обоснование региональных стратегических
финансовых приоритетов:
– реализация крупных инфраструктурных
проектов;
– развитие определенных отраслей и секторов
региональной экономики;
– развитие и внедрение современных финансовых
технологий и инструментов;
– формирование условий для активизации
регионального фондового рынка;
206
Alimuradov MK. Elements and Stages
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Том 2. № 2
– ориентация на привлечение внешних инвес-
тиций, в том числе прямых иностранных и пр.
В качестве услуг, оказываемых региональной
финансовой системой и представленных в миссии,
следует указать:
– обеспечение условий для свободного осу-
ществления платежей, инвестиций, расчетов
и сбережений;
– гарантирование прозрачности при форми-
ровании и переходе права собственности
на финансовые активы;
– поддержание эффективности налоговой
и бюджетной систем;
– совершенствование инструментов регио-
нального фондового рынка;
– предоставление региональных налоговых,
тарифных и прочих льгот, а также преференций
определенным категориям инвесторов.
Конечным результатом миссии развития
региональной финансовой системы как документа,
ориентированного на внешний мир, является
представление того, насколько реализация стратегии
повлияет на улучшение уровня и качества жизни
17 Стратегические приоритеты формирования достойной жизни в Кузбассе / И. В. Новикова [и др.] // Экономика промышленности. 2020. Т. 13.
№ 3. С. 308–317. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-308-317
18 Роль финансовых институтов в обеспечении реализации стратегических приоритетов Кузбасса / М. К. Алимурадов [и др.] // Экономика
промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 399–408. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-399-408
19 Алимурадов М. К. Региональные стратегии как фактор снижения неопределенности при принятии промышленными предприятиями инве-
стиционных решений // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 1. С. 4–17. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-1-4-17
населения региона17. Эффективная региональ-
ная финансовая система должна создать условия
для того, чтобы жители региона могли активно
участвовать своими накоплениями в экономических
процессах, рационально использовать свои
доходы и получать выгоды от перераспределения
бюджетных средств в регионе, а также обеспечивать
уверенность в стабильности финансового
положения в долгосрочной перспективе18.
Миссия – это фундаментальный документ
региональной финансовой стратегии. Пристав-
ленные в нем формулировки должны быть детально
выверены и обоснованы. Именно этот документ
является ориентиром для всех участников
финансово-экономических взаимоотношений
в регионе. Если в миссии будут заданы неверные
ориентиры либо представлены положения,
которые не будут реализованы, то уровень доверия
к региональной финансовой системе окажется
подорван. Это приведет к оттоку инвестиций
и капитала – крайне негативная тенденция,
изменить которую впоследствии будет предельно
сложно19.
Рис. 3. Взаимосвязь основных документов региональной финансовой стратегии
Fig. 3. Interrelation of the main documents of the regional financial strategy
Миссия
Видение
Приоритет
1
Приоритет
….. Приоритет
Цель
Цель
Цель
Цель
… … … Цель … Цель
Целевая
программа
….
Целевая
программа
Задача
Задача
… Задача
Задача
… Задача
Задача

207
Алимурадов М. К. Элементы и этапы разработки
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Vol 2. No 2
Следующим документом стратегии является
Видение. Если в миссии утверждаются долгосрочные
результаты, которые стремится достичь финан-
совая система региона, то в видении формули-
руются стратегические принципы и приоритеты,
руководствуясь которыми регион обеспечит
реализацию принятой миссии. Оба документа
являются результатом глубоко анализа и выбора,
обоснованного как объективными экономическими
факторами, так и позиций стратегических
лидеров20.
Видение, в отличие от миссии, несет инфор-
мацию, которая необходима как пользователям
во внешнем мире, так и непосредственным
исполнителям стратегии. В этой связи видение –
документ, который является публичным только
отчасти. Те положения видения, которые связаны
с реализацией внутренних интересов региональной
финансовой системы и не имеют прямого влияния
на улучшение позиций внешних участников
финансово-экономических отношений региона,
должны иметь более закрытый характер.
Также следует разделять понятия страте-
гических принципов и стратегических прио-
ритетов, выделяя их в отдельные элементы виде-
ния. Принципы носят универсальный характер
и могут быть единообразными для разных
регионов. Это принятая философия и декларация
того, чем будут руководствоваться в данном
регионе при реализации выбранных направлений
развития финансовой системы. Отсутствие
сформулированных принципов ограничивает
понимание контрагентами, какими методами
и инструментами будет осуществляться реали-
зация выбранных приоритетов.
Процесс разработки, обоснования и принятия
стратегических приоритетов развития финан-
совой системы региона требует отдельного
представления. Методологическую основу
выбора стратегических приоритетов региональной
20 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
21 Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика
промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290–299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299
22 Квинт В. Л. Стратегирование в России и мире: ставка на человека // Экономика и управление. 2014. Т. 109. № 11. С. 15–17.
финансовой системы составляет подход академика
В. Л. Квинта21. Согласно ему приниматься
могут только те стратегические приоритеты,
для реализации которых имеются необходимые
ресурсы и конкурентные преимущества. Этот
методологический подход определяет то, что
стратегические приоритеты развития финансовой
системы различных регионов уникальны и будут
опираться на особенности существующей и потен-
циальной ресурсной базы и инвестиционных
приоритетов каждого их них.
На следующих этапах разработки регио-
нальной финансовой стратегии следует осущест-
вить декомпозицию каждого из приоритетов
на стратегические цели, а для каждой выбранной
цели разработать систему задач по их достижению.
Таким образом обеспечивается взаимосвязь
между основными документами стратегии,
что позволяет создать эффективную систему
ее реализации, стратегического управления,
мониторинга и контроля. Стратегические
цели должны содержать только качественные
характеристики, сформулированные в кри-
териях достижимости. Задачи, разработанные
для реализации каждой из установленных целей,
должны содержать количественные показатели,
выполнение которых будет свидетельствовать
о реализации поставленных целей. Поскольку
количество стратегических целей в результате
может оказаться большим, то для обеспечения
согласованно сти реализации различных
приоритетов и стратегических целей необходимо
под каждую цель разработать целевую программу,
объединяющую соответствующий набор устанав-
ливаемых задач22.
После разработки всех этих документов
необходимо сформировать несколько аль-
тернативных стратегических сценариев реали-
зации региональной финансовой стратегии,
208
Alimuradov MK. Elements and Stages
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-199-211
2022. Том 2. № 2
каждый из которых будет определяться потен-
циальной динамикой таких характеристик, как:
– уровень ресурсной обеспеченности;
– время, необходимое для реализации прио-
ритетов;
– риски.
Представленные документы региональной
финансовой стратегии в их взаимосвязи схематично
можно представить следующим образом (рис. 3).
Для формирования всех этих документов требуется
проведение ряда процедур с применением
методов и инструментов стратегического анализа.
Создание под каждую цель целевых программ
позволяет системно осуществлять стратегическое
управление и мониторинг процессом реализации
принятых приоритетов23. Целевые программы –
это организационная форма достижения целей
каждого приоритета, предполагающая объеди-
нение специалистов по данному направлению
23 Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный
университет, 2021. 364 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9
под непосредственным управлением функцио-
нального руководителя.
ВЫВОДЫ
Повышение уровня инвестиционной привле-
кательности регионов является важнейшей
стратегической задачей. Основу успешного дол-
госрочного развития регионов составляет каче-
ственная и последовательно реализуемая стра-
тегия. Такой подход позволяет привлекать все
необходимые ресурсы, в том числе финансовые,
на всех этапах реализации региональных стра-
тегических приоритетов. В статье представлен
фундаментальный анализ классических фило-
софских подходов к определению базовых понятий,
используемых при разработке стратегических
документов, – ценностей и интересов участников
процесса стратегирования. Предложена система
элементов и последовательность этапов разработки
региональных финансовых стратегий.

References

1. Alimuradov MK. Regional strategies as an uncertainty reducing factor for investors. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(1):4-17. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-1-4-17

2. Gegelʹ GVF. Raboty raznykh let. V dvukh tomakh. Tom 2 [Works of different years. In two volumes. Vol. 2]. Moscow: Myslʹ; 1971. 630 p. (In Russ.)

3. Gelʹvetsiy KA. Ob ume [About mind]. Moscow: Sotsehkgiz; 1938. 396 p. (In Russ.)

4. Golʹbakh PAD. Izbrannye proizvedeniya v dvukh tomakh. Tom 1 [Selected works in two volumes. Vol. 1]. Moscow: Myslʹ; 1963. 715 p. (In Russ.)

5. Dedov DI. Yuridicheskiy metod: nauchnoe ehsse [Legal method: Scientific essay]. Moscow: Volters Kluver; 2008. 150 p. (In Russ.)

6. Didro D. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Moscow. - Leningrad: Goslitizdat; 1951. 412 p. (In Russ.)

7. Kvint VL. To the analysis of the formation of a strategy as a science. Vestnik TSEHMI [Bulletin of the Central Institute of Economics and Mathematics]. 2018;(1). (In Russ.) https://doi.org/10.33276/S0000121-6-1

8. Kvint VL. The concept of strategizing. Kemerovo: Kemerovo State University; 2020. 170 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

9. Kvint VL. Kontseptsiya strategirovaniya. T. 1 [The concept of strategizing. Vol. 1.]. St. Petersburg: SZIU RANKhiGS; 2019. 132 p. (In Russ.)

10. Kvint VL. Strategic planning in Russia and the world: Importance of human interactions. Economics and Management. 2014;109(11):15-17. (In Russ.)

11. Kvint VL. Theoretical basis and methodology of strategizing of the private and public sectors of the Kuzbass region as a medial subsystem of the national economy. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):290-299. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

12. Kvint VL, Bodrunov SD. Strategirovanie transformatsii obshchestva: znanie, tekhnologii, noonomika [Strategic transformation of society: knowledge, technology, and noonomy]. St. Petersburg: INIR im. S.Yu. Vitte; 2021. 351 p. (In Russ.)

13. Kvint VL, Novikova IV, Alimuradov MK. Alignment of global and national interest with regional strategic priorities. Economics and Management. 2021;27(11):900-909. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909

14. Marks K, Ehngelʹs F. Sochineniya. T. 1 [Works. Vol. 1.]. Moscow, 1955. 723 p. (In Russ.)

15. Popper K. Otkrytoe obshchestvo i ego vragi. T. 2: Vremya lzheprorokov: Gegelʹ, Marks i drugie orakuly [Open society and its enemies. Vol. 2: The time of false prophets: Hegel, Marx, and other oracles]. Moscow: Feniks; 1992. 448 p. (In Russ.)

16. Alimuradov MK, Astapov KL, Venger KG, Khabekova MK. The role of financial institutions in maintaining the realization of strategic priorities of Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):399-408. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-399-408

17. Kvint VL, Alimuradov MK, Astapov KL, Alekseev GF, Bagaev DV, Boksgorn AA, et al. Strategizing of Kuzbass region economic and investing development. Kemerovo: Kemerovo State University; 2021. 364 p. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9

18. Novikova IV, Boiko KV, Dudovtseva YuV, Ovchinnikov VA. Strategic priorities of maintaining decent life in Kuzbass. Russian Journal of Industrial Economics. 2020;13(3):308-317. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-308-317

19. Kvint VL. Strategy for the global market: Theory and practical applications. New York: Routledge; 2015. 548 p. https://doi.org/10.4324/9781315709314

Login or Create
* Forgot password?