Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Цель – рассмотреть и сравнить инновационную деятельность в сфере медицины и здравоохранения основных конкурентов в ближневосточном регионе – Исламской Республики Иран и Государства Израиль. Представленный сравнительный анализ имеет прикладное значение для органов власти, принимающих политические решения в области здравоохранения в Российской Федерации. Рассмотрены наиболее перспективные направления инновационной медицины в целом и выделены результаты инновационного развития по этим направлениям Ирана и Израиля. Применены такие методы научного исследования, как традиционный анализ текста, компаративный метод и методы статистического анализа данных. Представлены официальные программы правительств по инновационному развитию своих стран, а также статистические данные, демонстрирующие темпы внедрения инновационных практик в исследуемых государствах. Выявлено, что ситуация с инвестированием в медицину и здравоохранение в Иране складывается немного хуже, чем в Израиле. В инвестировании в систему здравоохранения Ирана доминирует государство, которое еще в 2016 г. инициировало комплексный план модернизации стареющей инфраструктуры и повышения эффективности и продуктивности системы за счет содействия более широкому участию частного сектора в этом процессе. Установлено, что Иран сталкивается с неизмеримо более серьезными барьерами как экономического, так и политического характера, нежели Израиль, который занимает ведущие позиции в области производства роботов, а также является одним из самых влиятельных игроков в области цифрового здравоохранения на Ближнем Востоке. Несмотря на это, Ирану удается стремительно улучшать свои позиции в мировых рейтингах, даже будучи лишенным поддержки со стороны западных стран. В направлении инновационной медицины позиции Ирана пока несопоставимы с позициями Израиля, но динамика развития и объем усилий, которые предпринимаются в республике, позволяют говорить о том, что в ближайшие десятилетия Иран сможет стать конкурентоспособным в этой сфере.
Израиль, Иран, искусственный интеллект, телемедицина, секвенирование ДНК, роботы
Введение.
Изменения в международно-политическом и экономическом ландшафте происходят повсеместно, а на фоне серьезных кризисных тенденций они проявляются особенно ярко. Неизменным же остается тот факт, что определяющим процветание, благосостояние и безопасность государства является его инновационное развитие и внедрение новых технологий в различные сферы общественной жизни и, в частности, в сферу здравоохранения и медицины.
Новые технологии, несомненно, изменят лицо современной медицины. В особенности после пандемии COVID-19 стало очевидно, как важно адаптировать систему здравоохранения под современные вызовы, а также использовать новые технологии для повышения ее эффективности.
Как показывает статистика, в период с 2020 г. по 2022 г. наблюдался связанный с пандемией COVID-19 бум исследований в области медицины и здравоохранения (рост составил 8,3% по сравнению с прошлым годом). В 2022 г. количество научных публикаций выросло не так существенно (на 1,5%) и составило около 2 млн статей [1, p. 21]. Однако даже несмотря на обозначенное замедление роста количества исследований, инновационная медицина остается чрезвычайно актуальной и важной сферой для бизнеса и государства. Следует признать, что инновационность сферы здравоохранения и медицины являются одной из составляющих безопасности государства, так как отражают его способность сделать медицинскую помощь доступной, идти в ногу со временем и сохранять конкурентоспособность в такой стратегически важной сфере.
Общемировая тенденция такова: проникновение новых технологий в область медицины и здравоохранения идет чрезвычайно медленно. Инновационные исследования в медицине могут десятилетиями оставаться в стадии лабораторных разработок, так как, как правило, процесс внедрения в сферу здравоохранения осложняется рядом факторов. Система медицинских инноваций представляет собой сложную экосистему, в которой переплетены различные интересы и большой массив потенциальных рисков для компаний и конечного потребителя.
Представляется важным отметить, что в рамках статьи под инновацией понимается именно имплементация новых идей, процессов, продуктов или процедур в определенную сферу общественной деятельности с целью повышения эффективности этой деятельности и снижения ее стоимости для населения. Соответственно в сфере здравоохранения под инновациями понимаются новые лекарства, способы лечения и оказания медицинских услуг, успешно внедренные в работу медицинских учреждений [2, с. 144].
Целью данной статьи является рассмотрение и сравнение инновационной деятельности сфере здравоохранения и медицины основных конкурентов в ближневосточном регионе – Ирана и Израиля.
Для достижения поставленной цели авторы считают важным рассмотреть наиболее перспективные направления инновационной медицины в целом, и выделить результаты инновационного развития по этим направлениям Ирана и Израиля. В процессе написания работы авторы использовали такие методы научного исследования, как: традиционный анализ текста, компаративный метод, а также методы статистического анализа данных.
Израиль несмотря на его позиции лидера в обозначенных сферах сталкивается с серьезными вызовами в контексте обострения палестино-израильского конфликта. Иран, несмотря на явное отставание от Израиля в вопросах инновационности, в последние время демонстрирует сравнительно высокие темпы развития, и, несмотря на санкционную политику стран Запада, имеет некоторые шансы, приблизится к Израилю в обозначенной сфере. Интересно изучить, как указанные акторы справляются с возникающими вызовами, а также, проанализировать, что пока преодолеть не получается и почему.
Представляется, что сравнительный анализ, приведенный в статье, имеет вполне прикладной смысл для принимающих политические решения в области здравоохранения в России.
В первую очередь важно оценить общее состояние системы здравоохранения в Израиле и Иране.
В Израиле наблюдается планомерный рост средней продолжительности жизни. Тренд с 1980 по 2023 гг. выглядит следующим образом: 73,9 года (1980 г.) достиг отметки в 83,4 лет (2023 г.)[1]. В 2022 году Израиль потратил на здравоохранение 4,9% от своего ВВП[2]. Этот показатель выглядит внушительно по сравнению с другими странами региона, однако проигрывает в сравнении со средним значением стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития, которые в среднем тратят 9,3% ВВП на сферу здравоохранения[3].
С началом пандемии расходы на здравоохранение в Израиле выросли и с тех пор продолжают увеличиваться год от года. Также пандемия COVID-19 привела к изменениям в объеме финансировании компаний, работающих в сфере медицинских технологий: в первой половине 2021 г. отрасль привлекла 14,7 млрд долл[4] новых средств. Это больше, чем за весь 2020 г., и за 2019 г.
Если рассматривать механизм внедрения инноваций и распространения по стране, чтобы понять, какие управленческие решения позволили достичь высоких показателей, то в Израиле это в первую очередь Управление инноваций Израиля (УИИ) — ведомство, получившее высокую степень независимости от государства и нацеленное на более глубокую интеграцию с деловым сообществом страны. По подсчетам авторов в соответствии с последним доступным данным управления (2021 г.), 171 из 821 реципиентов инвестиций попали в категорию медицинская инженерия, биотехнологии, биомедицина и лекарственные препараты, биотехнологии[5].
Израиль позиционирует себя как “страна стартапов”. Инновационная экосистема и значительные инвестиции в сектор здравоохранения позволили Израилю создать устойчивую базу для развития инновационной медицины [4, c. 45-46].
Иран же в вопросе увеличения средней продолжительности жизни также достиг значительного успеха: если в 1980 г. средняя продолжительность жизни была 59 лет, то в 2022 г. уже 75 лет. По этому показателю Иран, конечно, все еще уступает Израилю, но разрыв сокращается. В 2022 г. расходы Ирана на здравоохранение составили 5,7 % от ВВП страны (1 млрд долл США), однако еще в 2016 г. этот показатель был рекордным для этой страны и составлял почти 8% (1,2 млрд долл. США).
При этом необходимо отметить, что в период с 2000 по 2020 гг. расходы на здравоохранение в Иране на душу населения ежегодно увеличивались в среднем на 3,7% и достигли 573 долларов США (на душу населения) в 2020 г.[6]. В соответствии с прогнозами, составленными иранскими исследователями на основе данных центрального банка Ирана, центра статистики Ирана, статистических докладов Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН, в период до 2030 года расходы Ирана на здравоохранение будут расти быстрее, чем ВВП страны. Хотя также отмечается, что несмотря на общее увеличение государственных расходов, доля, направленная на здравоохранение, будет иметь тенденцию к снижению [5, p.2563].
Показательно, что в начале 2010-х гг. в Иране остро стояла проблема неравномерного распределения медицинской инфраструктуры по стране, и присутствовал серьезный разрыв в доступности медицинской помощи [6, p. 285]. За десять лет для разрешения этой проблемы были сделаны следующие шаги:
- выделение государственных субсидий на лекарственные препараты не только на прямую производителям, но и общественным фондам медицинского страхования с целью повышение доступности импортных лекарственных препаратов;
- создание в Иране единой Организации медицинского страхования;
- повышение контроля за рынком лекарственных препаратов;
- снижение размера платы за лечение в стационаре для граждан Ирана с 33% до 10% от реальной стоимости;
- обеспечение бесплатного ведения беременности и родов в бюджетных медицинских учреждениях Ирана и др;
В 2020 году Министерство информационных и коммуникационных технологий Ирана вместе с университетом Тегерана выпустили национальную дорожную карту по цифровизации Ирана на период с 2020 г. по 2025 г. Дорожная карта представляет собой документ, утверждающий приоритетность цифровизации в ключевых сферах экономики Ирана с целью достичь желаемых эффектов по ряду направлений. Здравоохранение отмечено как одна из наиболее важных и приоритетных сфер[7].
Результаты, проводимой политики демонстрирует статистика: по прогнозам, в 2024 году выручка на рынке цифрового здравоохранения Ирана достигнет 538,3 млн долл США. В 2019 г. она составила 134 млн долл., то есть можно отметить рост более чем в три раза за пять лет[8]. Доступность медицинских услуг чрезвычайно выросла. Наиболее существенные позитивные изменения коснулись населения сельских районов страны[9].
Особый интерес представляет ситуация на рынке медицинского оборудования. Прогнозируемый доход Ирана составит около 6 млрд. долл США в 2024 г. С одной стороны, объемы иранского рынка несоизмеримы с лидерами в данной области (примерный доход США составляет 200 млрд. долл), но, с другой, можно отметить достаточно успешное развитие этой сферы, особенно в условиях санкций, международного давления, высоких рисков и инфляции. Обозначенные проблемы могут быть преодолены Ираном, даже может быть достигнут определенный уровень независимости от западных стран, в случае если правительство продолжит инвестировать в здравоохранение, а также благодаря постоянно растущей численности населения [7].
Для получения общего понимания места Израиля и Ирана в системе координат, связанной с инновациями, имеет смысл проанализировать место стран в глобальном инновационном индексе (последние данные – за 2023 г.) – исследовании и сопровождающем его рейтинге стран мира по показателю развития инноваций по версии Всемирной организации интеллектуальной собственности и международной бизнес-школы INSEAD.
Итак, в соответствии с докладом, Израиль занимает 14 место из 132 в рейтинге государств, выстроенном в соответствии с их инновационными возможностями. Примечательно, что среди стран Центральной Африки и Ближнего Востока Израиль занимает первое место.
Стабильно высокие показатели в производстве и внедрении инноваций, несомненно, связаны с тем, что Израиль имеет довольно высокие показатели в сфере развития бизнеса, рынка и человеческого капитала. Не менее важным является эффективное преобразование инвестиций в результаты инновационной деятельности. Эффективное распределение денежных средств приводит к тому, что существенный объем созданных и внедренных инноваций окупается в среднесрочной и долгосрочной перспективе[10].
Исламская республика Иран занимает 62-е место из 132 исследованных экономик мира по уровню инновационности. Здесь важно отметить, что, несмотря на явное отставание от Израиля, за последние 10 лет Иран улучшает свои показатели уверенными темпами, и есть все основания говорить о том, что это отставание будет сокращаться. В обозначенном докладе динамика иранского развития характеризуется как “скачок десятилетия”[11]. Если в 2013 г. Иран занимал 113 место, то в 2023 уже 62. Более того, по уровню развития рынка (Market sophistication) Иран и Израиль находятся примерно на одном уровне [1, p. 62].
Network Readiness Index оценивает страны по 60 переменным от, технологий будущего до развития искусственного интеллекта, цифровой экономики и достижений целей устойчивого развития. Иран занимает 87-е место из 134 в рейтинге NRI за 2023 г., по сравнению с 2016 г. (92-е место), Иран поднялся на 13 позиций [1, p. 43].
Наглядно общее состояние системы здравоохранения в Иране и Израиле продемонстрированно в таблице 1, также в ней приведены данные по Швейцарии, как по лидеру в области инноваций в Европе, и по Сингапуру, как по лидеру в Юго-Восточной Азии. Таким образом, мы получаем возможность сравнить страны как друг с другом, так и получить представление об их положении по сравнению со странами вне региона.
Таблица 1. Общее состояние системы здравоохранения в Иране и Израиле по сравнению со Швейцарией и Сингапуром
|
|
Израиль |
Иран |
Швейцария |
Сингапур |
|
Средняя продолжительность жизни (лет) (2022 г.) |
82,9 |
75 |
83,5[12] |
83[13] |
|
Расходы на здравоохранение (% от ВВП за 2022 г.) |
4,9 % |
5,7% |
11,7[14] |
5,6[15] |
|
Место в рейтинге инновационности (Global Innovation Index 2023) |
14 |
62 |
1 |
5 |
Table 1. General state of the healthcare system in Israel and Iran in comparison to Switzerland and Singapore
|
|
Israel |
Iran |
Switzerland |
Singapore |
|
Average life expectancy (years) |
82,9 |
75 |
83,5[16] |
83[17] |
|
Healthcare expenditure (% of GDP (2022) |
4,9 % |
5,7% |
11,7[18] |
5,6[19] |
|
Global Innovation Index 2023 |
14 |
62 |
1 |
5 |
Перспективные направления инновационной медицины
На сегодняшний момент можно выделить ряд важных направлений изучения и внедрения новых технологий в сферу здравоохранения. Представляется, что традиционный способ лечения дисфункции конкретных органов будет заменен на системную работу с человеческим организмом на базе превентивной медицины и генетических исследований, проводимых для каждого конкретного пациента [8, с. 109]. Приоритетным направлением являются генетические исследования стволовых клеток. Секвенирование ДНК (тест для определения генетических повреждений (мутаций) в ДНК) играет решающую роль в понимании генома человека и имеет множество потенциальных применений в здравоохранении, в том числе для быстрой диагностики сложных заболеваний и борьбы с новыми вирусами [9, с. 135].
Израиль является одним из мировых лидеров в том, что касается инновационной медицины. В 2022 г. он занял 6 место в рейтинге самых инновационных систем здравоохранения[20]. В 2019 г. Израиле создание национальной базы медицинских данных, секвенирование ДНК и развитие персонального подхода в медицине являются ключевыми направлениями развития системы здравоохранения в соответствии с постановлением израильского правительства № 3709 от 2019 г.[21] Целью было секвенирование генома более 100 тыс. пациентов к 2023 г. Инициатива была реализована Израильским управлением по инновациям, канцелярией премьер-министра и рядом других правительственных ведомств.
В настоящее время реализуется несколько проектов, в том числе совместная инициатива Института Вейцмана и одной из самых больших страховых медицинских организаций в Израиле – Клалит (Clalit Health Services) – “От врача к пациенту”, целью которой является повышение уровня диагностики и приоритизация персонального подхода к лечению каждого пациента [10, с. 72].
В Иране исследования по секвенированию ДНК на сегодняшний день ведется существенно меньше исследований, но они все-таки есть. Так, например, проводятся подобные исследования для борьбы с бруцеллезом [11, p.1], Covid-19 [12, p.3] и другими заболеваниями. В целом, уже тысячи пациентов в Иране прошли процедуру секвенирования [13, p. 3].
Другой важный тренд – это компьютерная хирургия. Сейчас встречаются разные названия, как, например, медицинская робототехника, медицинская виртуальная реальность или компьютерно-интегрированная хирургия. Использование роботов и биотехнологий для создания и пересадки органов, а также для проведения неинвазивных операций, снижения вероятности осложнений после оперативного вмешательства и упрощения послеоперационного периода [14, p. 211].
Роботы в Израиле. Израиль, безусловно, является одним из лидеров в этой области. Это утверждение иллюстрируется рядом примеров: в списке 10 лидирующих компаний, разрабатывающих робототехнику, в сфере здравоохранения вошло две больших израильских компании BioXtreme и Intuition Robotics. Компания BioXtreme разработала роботизированную систему, которая помогает восстановлению моторики конечностей. Компания Intuition Robotics занимается производством социального робота-компаньона для пожилых людей, который полностью понимает контекст и может принимать решения на основе заранее поставленных целей[22].
Благодаря ряду израильских разработок существенно сократилось количество случаев госпитализации, инвазивных операций. Например, израильская компания Human Xtensions разработала робота HandX® размером 5 мм, который позволяет хирургу неинвазивно с максимальной точностью выполнять очень сложные операции, лапароскопию в частности, в брюшной полости в труднодоступных местах[23].
Важно, что разрабатываемые и спонсируемые технологии широко применяются. Так, еще в 2021 году с применением передовых технологии, врачи спроектировали 3D модель лица пациента, что позволило успешно провести сложнейшую операцию по восстановлению лица солдата Армии Обороны Израиля через две недели после тяжелейшей травмы. Это было бы не невозможно без использования высоких технологий[24].
В свою очередь Хайфский стартап Beyeonics выпустил цифровые наушники для офтальмологов, ортопедов и нейрохирургов. Система сочетает в себе дополненную реальность, трехмерную визуализацию и обработку данных, полученных благодаря искусственному интеллекту, поддерживая принятие решений хирургом[25].
В Иране использование робототехники в медицине оформилось как исследовательское направление в начале 2000-х гг. Разработка и внедрение робототехники в системе здравоохранения в Иране рассматривается как одна из приоритетных задач. Рынок медицинского оборудования, в том числе медицинской робототехники, Ирана переживает значительный рост, обусловленный увеличением государственных инвестиций в инфраструктуру здравоохранения и растущим спросом на передовые медицинские технологии.
Министерство образования, Министерство здравоохранения и просвещения, а также Министерство промышленности и горнорудной промышленности Ирана совместно разработали стратегический план по продвижению и поддержке этой отрасли, в соответствие с которой научно-исследовательскому центру науки и медицинских технологий RcSTIM[26] было поручено сосредоточиться на этой области. Совместные исследовательские и инженерные проекты привели к созданию нескольких конкурентоспособных технологий в области медицинской робототехники. [15, p. 65-67].
Аккумуляция знаний, инвестиций и опыта позволяет сегодня Ирану успешно внедрять в ежедневную медицинскую практику собственные инновационные разработки[27]. Сегодня в Иране начинают оперировать удаленно. Был проведен ряд операций, когда хирург отсутствовал в операционной и работал через роботизированную телехирургическую систему Sina Flex[28].
Другим перспективным направлением является использование искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Под ИИ понимается интеллектуальная система, которая способна выполнять задачи, требующие интеллектуального мышления и принятия решений [16, с. 27].
ИИ в Иране. В вопросе искусственного интеллекта у ИРИ довольно большие амбиции. На сегодняшний день по количеству публикаций, посвященных ИИ, Иран занимает 17-е место в мире, а вот по уровню внедрению технологий ИИ только 78-е. Представляется, что в ближайшим будущем и в вопросах внедрения ИИ Иран станет одним из лидеров.
В конце 2023 г. президент Эбрахим Раиси издал указ о создании «Национального комитета и центра изучения искусственного интеллекта (ИИ)». Он был открыт в середине 2024 г. и на его работы было выделено 50 трлн риалов (около 100 млн долл)[29]. Утверждена поддержка трех видов программ: программы научных разработок, реализующиеся в университетах, в частных компаниях, и создание национального технологического хаба в области искусственного интеллекта.
ИИ в Израиле. Израиль неизменно входит в число мировых лидеров по эффективному использованию возможностей искусственного интеллекта [17, c. 50].
В соответствии с израильской национальной стратегией по развитию технологий искусственного интеллекта, с 2020 г. было реализовано две волны инвестиций в эту сферу – первая в 2021-2022 гг. (около 140 млн долл), и вторая в 2023-2024 гг. (около 130 млн долл). Также был создан научно-консультативный комитет по вопросам ИИ при правительстве Израиле[30].
Так, израильская компания Zebra Medical Vision создала и постоянно совершенствует платформу для медицинского анализа фото и изображений, что упрощает и ускоряет диагностирование и лечение. Компания является дочерним предприятием Clalit Health Services, предоставляющего медицинские услуги более чем 4 млн израильтян[31].
Важным направлением является цифровизация здравоохранения. В частности, все большее распространение получает термин «телемедицина» – оказание медицинской помощи при использовании информационных технологий и телекоммуникационного оборудования, то есть предоставление медицинских услуг удаленно, через интернет [18, с.79].
Телемедицина в Израиле. Израиль является одним из самых влиятельных игроков в области цифрового здравоохранения на Ближнем Востоке. В 2016 г. правительство Израиля утвердило, а в 2018 г. приступило к реализации Национального плана по развитию цифрового здравоохранения (National Digital Health plan), на который было выделено 275 млн долл. Он предусматривал создание национальной цифровой базы данных, в которой была бы объединена информация о здоровье 9 млн израильских граждан [19, с.22).
В 2021 г. программа по развитию цифрового здравоохранения получила дополнительную государственную поддержку. Израильское правительство выделило дополнительно 17,6 млн долл. Медицинские центры и больницы получили эти средства для развития тесных связей с отраслью инновационных технологий.
Телемедицина в Иране. В связи с распространением коронавирусной инфекции в 2020 г. Министерство здравоохранения Ирана усилило работу по созданию и использованию инфраструктуры для телемедицины. Были запущены горячие телефонные линии, запущены сервисы “самостоятельного скрининга”. Позже инициатива была расширена и получила названия “Медицинский пункт в каждом доме”. В ИРИ ежедневно оказывается около 5 000 медицинских услуг в режиме онлайн. Известными примерами телемедицинских платформ являются виртуальная клиника больницы Имама Хомейни, веб-сайты Paziresh24, Drsaina и Sbm24, а также приложения Snapp и Mask[32].
Несмотря на растущий интерес к внедрению телемедицины в систему здравоохранения, ее использование в Иране остается ограниченным. Существует ряд проблем, препятствующих широкому использованию телемедицины в Иране. К их числу относятся: низкая эффективность политических мер по внедрению технологий, отсутствие конкретных механизмов работы, недостаточно стабильная инфраструктура связи и телекоммуникаций, избыточная бюрократия, правовые пробелы и бюджетные дефициты [20, p. 3].
При этом количество стартапов в области телемедицины в Иране достаточно высоко – 44 стартапа[33]. Более того, существует ассоциация телемедицины, которая ставит своей целью поддержку этих стартапов, а также просвещение населения по вопросам телемедицины. Иранское общество не так давно получило доступ к подобным технологиям и в массе своей относится к “лечению удаленно” с определенной долей скепсиса. Ассоциация телемедицины и другие подобные организации активно работают над тем, чтобы преодолеть эту проблему и обеспечить максимальное распространении этой практики[34].
Последствия обострения израильско-палестинского конфликта для сферы инновационной медицины
Очевидно, что конфликт с ХАМАС оказал значительное негативное экономическое воздействие на израильскую экономику и инвестиционную активность во всех секторах. Важно понимать, что израильская экосистема медицинских технологий на всех этапах в значительной степени зависит от иностранных инвесторов, и обострение конфликта существенно влияет на инвестиционные планы иностранных партнеров.
Многие иностранные инвесторы, отказались от сотрудничества во избежание рисков. Если говорить конкретно, то на четвертый квартал года приходится в среднем 18% всей частной инвестиционной активности в сфере медицинских технологий в Израиле. Исходя из этого, авторы посчитали, что в четвертом квартале 2023 года из-за конфликта было упущено около 105 млн долларов инвестиций[35]. При этом наблюдается следующая тенденция – несмотря на конфликт, в сфере медицинских технологий Израиля по-прежнему наблюдается заметная активность. С октября 2023 по февраль 2024 года, несмотря на продолжение конфликта, израильские стартапы в сфере медицинских технологий привлекли почти 210 млн долл благодаря 24 открытым сделкам[36].
По мнению авторов, прогноз инвестиций в израильские высокие технологии медицине в 2025 г. может быть вполне положительным ввиду нескольких факторов. Во-первых, в целом, экономика США, от которой в большой степени зависима экономика Израиля, демонстрирует признаки стабилизации, в частности, зафиксировано снижение инфляционного давления, что, скорее всего, приведет к снижению процентных ставок. И ФРС, и Европейский центральный банк заявили, что планируют снизить процентные ставки[37], что приведет к привлечению большего объема капитала на частные рынки и облегчит положение инвесторов [21, с. 18-27].
Во-вторых, Израиль традиционно демонстрирует экономическую устойчивость по итогам предыдущих конфликтов, и можно ожидать, что то же самое произойдет и в этот раз. В целом уровень ВВП на душу населения, также как и уровень развития науки, в Израиле высок, а инструменты внедрения высоких технологий эффективны [3, с. 14].
Таким образом, авторы прогнозируют восстановление инвестирования в стартапы в среднесрочной перспективе, учитывая имеющийся базис: гибкую роль государства в поддержании и развитии национальной инновационной системы, хорошо отлаженную систему трансфера технологий из науки в промышленность, умение израильтян конверсировать военные технологий в комфортную для развития малых инновационных компаний. Именно эти факторы позволили сделать страну мировым лидером по количеству такого рода компаний на душу населения [22, с.7].
Рассмотрение кейсов использования высоких технологий в медицине позволяет заметить, что большую ставку в этой сфере страна делает именно на поддержку стартапов. Изучение стартапов, в которые страной активно вливаются инвестиции, позволяет классифицировать их в три группы: технологии здравоохранения (цифровое здоровье – Digital Health), медицинское оборудование, биотехнологии/фармацевтика. Наибольший интерес для рассмотрения представляет собой первая группа (digital health), так как имеет непосредственное отношение к ИИ и высоким технологиям. Проанализировав данные источника StartupNationCentral[38], представляющего собой онлайн-платформу для обмена знаниями и создания связей между участниками экосистемы, которая поддерживает развитие израильских инноваций и включает данные о более 7 200 стартапов, сотни инновационных компаний, инвесторов, акселераторов, авторы выявляют следующие тенденции:
В 2023 году 100 различных компаний привлекли средства, из них 92 – из частных источников и 8 – на открытых рынках[39]. По итогам 2023 года количество частных сделок увеличилось на 16% по сравнению с 2022 годом, но объем привлеченного капитала снизился на 50% по сравнению с предыдущим годом[40]. Скорее всего, это связано с переориентацией капитала на инвестиции на ранних стадиях.
Надо сказать, что Иран также делает сегодня ставку на поддержку стартапов. Еще в 2014 году для стимулирования экономики было создано несколько частных и государственных инвестиционных и венчурных компаний, а также акселераторы, инкубаторы и научные парки. Что касается количества стартапов, то к концу 2014 года их было около 150. В 2015 году количество стартапов неожиданно выросло, достигнув, по оценкам, 400 стартапов только в Тегеране[41]. Это свидетельствует о впечатляющем росте числа стартапов в иранской экосистеме на 150%.
Вторая волна иранских стартапов появилась в 2016 году. Третья и текущая волна началась, когда США вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в 2018 году. Это вызвало ухудшение бизнес-среды для стартапов в нескольких областях. Впоследствии рост стартапов в стране замедлился с 2018 года из-за резкого сокращения внутренних и иностранных инвестиций в сферу стартапов.
Однако ограничения Иран сумел превратить в возможности возможностями. В отсутствие международных игроков международные платформы и сервисы были локализованы и перенацелены на экономику страны. В период с 2014 по 2020 год два учреждения – вице-президентство по науке и технологиям и Министерство связи – оказывали всестороннюю поддержку стартапам[42].
Рассматривая инвестиционную динамику в сферу здравоохранения Ирана, в том числе, высокотехнологичного, авторы делают два наблюдения. Во-первых, при анализе большинства данных по Ирану наблюдается их отсутствие за последние два-три года, что заставляет ориентироваться на данные от 2020-2021 гг. Во многом это связано с непрозрачностью общей политико-экономической системы Ирана.
Во-вторых, практически все анализируемые и прогнозируемые показатели имеют под собой в качестве базиса, от которого зависят цену на нефть, объемы ее добычи и продажи. Это неудивительно, учитывая, что страна является девятым по счету государством-нефтедобытчиком в мире (2 554 бар/день по данным ОПЕК[43]), однако этот фактор важно иметь в виду для построения правильных выводов в том числе касательно сферы здравоохранения. Например, при построении сценариев финансирования здравоохранения, сами иранские исследователи ставят во главу угла вопрос о нефти [23, p.85].
Итак, ситуация с инвестированием в медицину и здравоохранение в Иране выглядит не столь радужно, нежели в Израиле. В инвестировании в систему здравоохранения Ирана доминирует государство, которое еще в 2016 г. инициировало комплексный план модернизации стареющей инфраструктуры и повышения эффективности и продуктивности системы за счет содействия более широкому участию частного сектора в этом процессе. В частности, в плане определены три основные цели: увеличение государственных расходов на здравоохранение, повышение качества услуг, а также повышение доступности медицинских услуг[44].
При этом важно отметить, что Иран сталкивается с неизмеримо более серьезными барьерами как экономического, так политического характера, нежели Израиль. И, несмотря на это, ему удается достаточно быстро улучшать свои позиции в мировых рейтингах, даже будучи отрезанным от поддержки западных стран. Безусловно, в направлении инновационной медицины позиции Ирана пока несопоставимы с позициями Израиля, но динамика развития и объем усилий, которые предпринимаются в ИРИ позволяют говорить о том, что в ближайшие десятилетия Иран сможет стать конкурентоспособным в этой сфере [24, с. 58-60]. Иран стремительно развивает свой фармацевтический рынок [25]. В регионе он занимает неплохие позиции по качеству подготовленных специалистов, а также заявляет себя как хорошее направление для медицинского туризма, о чем говорится даже на сайтах иранских консульств[45]. При сравнении положения Израиля и Ирана со странами-лидерами Европы и Азии, Израиль, безусловно, занимает намного более высокие позиции.
[1] Life expectancy at birth, total (years) – Israel // World Bank Group | Data. 2022. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.LE00.IN?locations=IL (accessed: 03.04.2024).
[2] Протченко Б. Ниже только в Чили, Южной Корее и Португалии: в Израиле сократились расходы на здравоохранение // 9. 20 июля, 2023. URL: https://www.isranews.tv/item/60324?ysclid=m1m6yejlwr427327922 (accessed: 03.04.2024).
[3] International Trade Administration // Israel. June 10, 2023. URL: https://www.trade.gov/country-commercial-guides/israel-healthcare (accessed:16.02.2024).
[4] Digital Health Startups Raised 14.7$ Billion In First Half Of 2021, Already Surpassing Total 2020 Funding // Forbes. 2021. URL: https://www.forbes.com/sites/katiejennings/2021/07/06/digital-health-startups-raised-147-billion-in-first-half-of-2021-already-surpassing-total-2020-funding/ (accessed: 23.06.2024).
[5] Israel Innovation Authority // Innovation Authority’s investments recipients. 2021. URL: https://innovationisrael.org.il/en/the-israel-innovation-authority/ (accessed: 21.04.2024).
[6] Digital Health – Iran // Iran. URL: https://www.statista.com/outlook/hmo/digital-health/iran (accessed: 21.09.2024).
[7] Bazyar M., Mokhtarzadeh N., Rahimian M., Shamizanjani M. Digital Iran. National Roadmap Executive Summary 2020-2025 // Ministry of Information and Communications Technology of Iran. 2020. URL: https://www.researchgate.net/publication/344521079_Digital_Iran-_National_Roadmap_Executive_Summary_2020-2025 (accessed: 30.07.2024).
[8] Digital Health – Iran // Statista. URL: https://www.statista.com/outlook/hmo/digital-health/iran (accessed: 30.07.2024).
[9] Hsu J., Majdzadeh R., Harirchi I., Soucat A. World Health Organization // Health system transformation in the Islamic Republic of Iran: An assessment of key health financing and governance issues. 2020. URL: https://www.statista.com/outlook/hmo/digital-health/iran (accessed: 30.07.2024).
[10] Global Innovation Index. The GII unveils the world’s innovation leaders, gauging the innovation performance of 132 economies // Wipo.int. 2023. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023/il.pdf (accessed: 18.08.2024).
[11] Global Innovation Index. The GII unveils the world’s innovation leaders, gauging the innovation performance of 132 economies // Wipo.int. 2023. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2023/il.pdf (accessed: 18.08.2024).
[12] Global Innovation Index. The GII unveils the world’s innovation leaders, gauging the innovation performance of 132 economies // Wipo.int. 2023. URL: https://www.wipo.int/documents/d/global-innovation-index/docs-en-wipo-pub-2000-2023-en-main-report-global-innovation-index-2023-16th-edition.pdf (accessed: 24.10.2024).
[13] Complete Life Tables for Singapore Resident Population 2022-2023 // Department of Statistics Singapore. 2023. URL: https://www.singstat.gov.sg/-/media/files/publications/population/lifetable22-23.ashx
[14] Cost and financing of health care // Federal Statistical Office. 2022. URL: https://www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/health/costs-financing.assetdetail.31666407.html (accessed: 24.10.2024).
[15] Current health expenditure (% of GDP) – Singapore // World Bank Group. 2022. https://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.CHEX.GD.ZS?locations=SG (accessed 24.10.2024).
[16] Global Innovation Index. The GII unveils the world’s innovation leaders, gauging the innovation performance of 132 economies // Wipo.int. 2023. URL: https://www.wipo.int/documents/d/global-innovation-index/docs-en-wipo-pub-2000-2023-en-main-report-global-innovation-index-2023-16th-edition.pdf (accessed: 24.10.2024).
[17] Complete Life Tables for Singapore Resident Population 2022-2023 // Department of Statistics Singapore. 2023. URL: https://www.singstat.gov.sg/-/media/files/publications/population/lifetable22-23.ashx
[18] Cost and financing of health care // Federal Statistical Office. 2022. URL: https://www.bfs.admin.ch/bfs/en/home/statistics/health/costs-financing.assetdetail.31666407.html (accessed: 24.10.2024).
[19] Current health expenditure (% of GDP) – Singapore // World Bank Group. 2022. https://data.worldbank.org/indicator/SH.XPD.CHEX.GD.ZS?locations=SG (accessed 24.10.2024).
[20] Girvan G., Roy A. Israel: #6 in the 2022 World Index of Healthcare Innovation // FREEOP. March 6, 2023. URL: https://freopp.org/israel-6-in-the-2022-world-index-of-healthcare-innovation/ (accessed: 25.09.2024).
[21] The Psifas Initiative for Precision Medicine // Ministry of health. 2019. URL:https://www.health.gov.il/English/About/projects/psifas/Pages/default.aspx (accessed: 19.08.2024).
[22]Robotics in healthcare // Business Finland. 2020. URL: https://www.businessfinland.fi/4a6d8a/%20globalassets/julkaisut/future-watch_robotics-in-healthcare-report-201211.pdf (accessed: 21.08.2024).
[23] Human Xtentions // HandX® - Your Handheld Surgical Solution. 2024. URL: https://human-x.com/handx/ (accessed: 21.08.2024).
[24] Jeffay N. After IDF soldier takes bullet to face, doctors rebuild his jaw in high-tech op // The Times of Israel. October 18, 2021. URL: https://www.timesofisrael.com/after-idf-soldier-takes-bullet-to-face-doctors-rebuild-his-jaw-in-high-tech-op/ (accessed: 21.08.2024).
[25] Beyeonics Surgical Cockpit. A fully digital platform with streamlined workflows designed for spine and neurosurgery // Beyeonics, 2024. URL: https://beyeonics-surgical.com/ (accessed: 12.09.2024).
[26] UniRank // Tehran University of Medical Sciences. URL: https://www.4icu.org/reviews/2293.htm (accessed: 28.09.2024).
[27] Iran is top medical device manufacturer in West Asia // Tehran Times. May 12, 2024. URL: https://www.tehrantimes.com/news/498361/Iran-is-top-medical-device-manufacturer-in-West-Asia-official (accessed: 23.05.2024).
[28] First Robotic Telesurgery in Iran Using Sina Flex Robotic Telesurgery System Over 5G Internet // Surgical Robotics Technology. URL: https://www.surgicalroboticstechnology.com/videos/first-robotic-telesurgery-in-iran-using-sina-flex-robotic-telesurgery-system-over-5g-internet/ (accessed: 21.06.2024).
[29] Establishing National Steering Committee, AI Center on the agenda // Tehran Times. December 4, 2023. URL: https://www.tehrantimes.com/news/492142/Establishing-National-Steering-Committee-AI-Center-on-the-agenda (accessed: 23.05.2024).
[30] Israel Launches Second Phase of National AI Program with NIS 500M Investment in Research and Development Infrastructure // Newswires. September 17, 2024. URL: https://www.einnews.com/pr_news/744141160/israel-launches-second-phase-of-national-ai-program-with-nis-500m-investment-in-research-and-development-infrastructure (accessed: 25.09.2024).
[31] Scheer S. The State of Artificial Intelligence in Israel // Ministry of Foreign Affairs of Denmark. 2019. URL: https://israel.um.dk/en/-/media/country-sites/israel-en/innovation-centre/state-of-ai-in-israel-2019-icdk-outlook.ashx (accessed: 25.09.2024).
[32] Islamic Republic of Iran: Remote health services provision during the COVID-19 pandemic // World Health Organization. 2021. URL: https://www.emro.who.int/noncommunicable-diseases/highlights/islamic-republic-of-iran-remote-health-services-provision-during-the-covid-19-pandemic.html (accessed: 21.08.2024).
[33] Introducing the map categories of startups in the field of digital health // Iranian Telemedicine Association. 2015. URL: https://irantelemed.ir/En/NewsDetails.aspx?id=6709 (accessed: 23.03.2024).
[34] The digital transformation of healthcare: telemedicine, data protection and cyber security // Iranian Telemedicine Association. 2015. URL: https://irantelemed.ir/En/NewsDetails.aspx?id=6709 (accessed: 23.03.2024).
[35] State of Venture 2023 Report // CBINSIGHTS. January 4, 2024. URL: https://www.cbinsights.com/research/report/venture-trends-2023/ (accessed: 21.08.2024).
[36] Ibidem.
[37] Gilchrist K. Fed and European Central Bank could cut interest rates in September, Morgan Stanley strategist says // CNBC. June 28, 2024. URL: https://www.cnbc.com/2024/06/28/fed-and-european-central-bank-to-cut-rates-in-september-morgan-stanley-says.html#:~:text=A%20majority%20of%20economists%20polled,rates%20in%20September%20and%20December (accessed: 21.08.2024).
[38] Search Startups // Startup National Central. URL: https://finder.startupnationcentral.org/startups/search?&status=Active (accessed: 12.04.2024).
[39] Ibidem.
[40] Ibidem.
[41] Iran’s Digital Indicators in Comparison to the World // Linkedin. URL: https://www.linkedin.com/pulse/irans-startup-ecosystem-comprehensive-map-today-reza-ghiabi (accessed: 03.05. 2024).
[42] Mapping of the Existing Innovation Ecosystem in the I.R. of Iran // UNDP. January 19, 2022. URL: https://www.undp.org/publications/mapping-existing-innovation-ecosystem-ir-iran (accessed: 03.05. 2024).
[43] OPEC Annual Statistical Bulletin 2024 // Annual Statistical Bulletin. 2024. URL: https://asb.opec.org/data/ASB_Data.php (accessed: 03.05. 2024).
[44] Iran Health Sector Guide // Tehran Chamber of Commerce, Industries, Mines and Agriculture. 2023. URL: https://en.tccim.ir (accessed: 03.05. 2024).
[45] Islamic Republic of Iran. Mumbai. // Investment Opportunities in Iran Part 03: Health Sector. URL: https://mumbai.mfa.gov.ir/en/GeneralCategoryServices/16198 (accessed: 23.02.2024).
1. Ивановский Б. Г. Инновации в здравоохранении: проблемы эффективности и внедрения. Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 2. С. 143–160. https://doi.org/10.31249/espr/2021.02.09
2. Савина Н. П., Карпова Е. А. Стартап – экосистема: опыт Израиля. Международная торговля и торговая политика. 2021. Т. 7. № 3. С. 43–49. https://doi.org/10.21686/2410-7395-2021-3-43-49
3. Jahanmehr N., Noferesti M., Damiri S., Abdi Z., Goudarzi R. The projection of Iran’s healthcare expenditures by 2030: Evidence of a time-series analysis. International journal of health policy and management, 2022, 11(11): 2563–2573. https://doi.org/10.34172/IJHPM.2022.5405
4. Abolhallaje M., Mousavi S. M., Anjomshoa M., Beigi Nasiri A., Seyedin H., Sadeghifar J., Aryankhesal A., Vasokolaei G. R., Beigi Nasiri M. Assessing health inequalities in Iran: A focus on the distribution of health care facilities. Global Journal of Health Science, 2014, 6(4): 285–291. https://doi.org/10.5539/gjhs.v6n4p285
5. Azami S., Hosseini S. M., Alimohammadzadeh K., Jafari M., Bahadori M. K. International sanctions and the procurement of medical equipment in Iran: A qualitative study. Medical Journal of The Islamic Republic of Iran, 2021, 35: 1227–1236. https://doi.org/10.47176/mjiri.35.180
6. Лавриненко М. Н., Акопов Н. Р. Актуальные проблемы внедрения инноваций в медицине и фармации. Менеджмент в здравоохранении: вызовы и риски XXI века: VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 16–17 ноября 2023 г.) Волгоград: ВолгГМУ, 2023. С. 109–110. https://elibrary.ru/rosmek
7. Каримова А. М. Олейникова А. А., Аллянова М. С. Секвенирование генома, основные методы. Секвенирование нового поколения. Young people and science: Results and perspectives: Всерос. науч.-практ. конф. с Междунар. уч. (Саратов, 6–8 декабря 2023 г.) Саратов: СГМУ им. В. И. Разумовского, 2023. С. 135–136. https://elibrary.ru/poucay
8. Алексеев В. А. Здравоохранение Израиля. Медицинские новости. 2011. № 4. С. 72–76. https://elibrary.ru/ogicch
9. Dadar M., Brangsch H., Alamian S., Neubauer H., Wareth G. Whole-genome sequencing for genetic diversity analysis of Iranian Brucella spp. isolated from humans and livestock. One Health, 2023, 16. https://doi.org/10.1016/j.onehlt.2023.100483
10. Kaffashi A., Huang J., Bairami A., Mehrabadi M. H. F., Bashashati M., Banihashemi S. R., Lotfi M., Taghizadeh M., Khorasani A., Huang J., Bairami A., Yaslianifard S., Mozhgani S. H., Soleimanifar F., Moshiri F., Soleimani A. Complete genome sequencing and molecular characterization of SARS-CoV-2 from COVID-19 cases in Alborz province in Iran. Heliyon, 2021, 7(9). https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2021.e08027
11. Abolhassani A., Fattahi Z., Beheshtian M. et all. Clinical application of next generation sequencing for Mendelian disease diagnosis in the Iranian population. NPJ Genomic Medicine, 2024, 9(12). https://doi.org/10.1038/s41525-024-00393-0
12. Ranev D., Teixeira Ju. History of computer-assisted surgery. Surgical Clinics of North America, 2020, 100(2): 209–218. https://doi.org/10.1016/j.suc.2019.11.001
13. Farahmand F., Amirnia H. R., Sarkar S., Behzadipour S., Ahmadian A., Mirbagheri A. An overview of medical robotics in Iran. Annales des Mines – Réalités industrielles, 2012, (1): 65–75. https://doi.org/10.3917/rindu.121.0065
14. Германов Н. С. Концепция ответственного искусственного интеллекта – будущее искусственного интеллекта в медицине. Digital Diagnostics. 2023. Т. 4. № S1. С. 27–29. https://doi.org/10.17816/DD430334
15. Мастепанов А. М., Чигарев Б. Н. Сравнительный анализ ландшафтов научных исследований России, Ирана, Израиля и Индонезии по теме «Искусственный интеллект». Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2020. № 8. С. 47–56. https://doi.org/10.33285/1999-6942-2020-8(188)-47-56
16. Ярош А. В. Вспомогательные репродуктивные технологии: вопросы использования телемедицины и дистанционной медицинской помощи. Образование и право. 2023. № 5. С. 78–80. https://doi.org/10.24412/2076-1503-2023-5-78-80
17. Марьясис Д. А. Специфика цифровизации в Израиле и бизнес. Часть 2. Азия и Африка сегодня. 2019. № 10. С. 17–23. https://doi.org/10.31857/S032150750006521-5
18. Hosseini S. M., Boushehri S. A., Alimohammadzadeh Kh. Challenges and solutions for implementing telemedicine in Iran from health policymakers’ perspective. BMC Health Services Research, 2024, 24(1). https://doi.org/10.1186/s12913-023-10488-6
19. Захарова Н. В., Лабудин А. В. Новый этап инновационного развития Израиля: прогресс или потеря лидерства? Управленческое консультирование. 2023. № 5. С. 18–27. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-5-18-27
20. Акимов А. В. Перспективы новых технологий в странах Ближнего Востока: основные тренды и варианты развития. Восточная Аналитика. 2019. № 3. С. 7–17. https://elibrary.ru/frrdfv
21. Марьясис Д. А. Инновационные экономики Израиля, Ирландии и Финляндии. Краткий сравнительный анализ. Экономика Ближнего Востока. 2024. Т. 1. № 1. С. 5–15. https://elibrary.ru/bbrtej
22. Haghdoost A., Dehnavieh R., Mehrolhssan M. H., Abolhallaje M., Fazaeli A. A., Ramezanian M. Future financing scenarios for Iran’s healthcare system. Archives of Iranian Medicine, 2022, 25(2): 85–90. https://doi.org/10.34172/aim.2022.14
23. Киселева А. Ю. Научно-технологическое развитие Ирана в условиях западных санкций. Мировая наука. 2023. № 6. C. 56–62. https://elibrary.ru/orgvxi
24. Мамедьяров З. А. Фармацевтический сектор Ирана: состояние и перспективы. Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 7. С. 57–62. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2018-62-7-57-62



