ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе волонтерская деятельность и добровольчество представлены как инструмент нравственного воспитания и возрождения в молодежной среде фундаментальных ценностей. Определяя студенческую молодежь как социально-возрастную группу на стадии активного жизненного и профессионального самоопределения, авторы отмечают значимость добровольчества в формировании позитивных взглядов и убеждений, а также в противостоянии деструктивному влиянию социально-экономических и политических условий. Цель – представить анализ воспитательных возможностей добровольчества и обосновать педагогические функции и механизмы воздействия добровольческой деятельности на нравственное развитие студенческой молодежи. В результате дана интерпретация понятий волонтерская деятельность и воспитательные возможности волонтерства с позиций отечественных авторов, рассматривающих проблемы добровольчества. Описана история благотворительности и добровольчества в России начиная с Крещения Руси и по сегодняшний день. Систематизированы современные направления волонтерской деятельности среди студенческой молодежи и определены их характеристики. Студенческая молодежь в статье охарактеризована с позиции образовательного, культурного и инновационного ресурса. Изучив компонентный состав волонтерской деятельности, авторами выделен мотивационный ресурс как основной. В статье представлены особенности и анализ уровня вовлеченности в добровольческую деятельность студентов Донецкого государственного педагогического университета и филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева в г. Прокопьевске, а также выявлены ее основные направления. Для проведения исследования был применен метод анкетирования, в котором приняли участие 100 студентов филиала Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева в г. Прокопьевске и 100 студентов Донецкого государственного педагогического университета в возрасте 18–25 лет. В итоге были определены общие тенденции, проявляющиеся в сходстве правильного понимания студентами целей добровольчества и его социальной значимости. Сделан вывод, что добровольчество является эффективным средством воспитания, социализации и самореализации личности студентов.

Ключевые слова:
студенческая молодежь, добровольческая деятельность, волонтер, социальная активность, благотворительность, гражданская позиция, патриотизм, самовыражение, самореализация
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Уварова В. И., Федосеева М. А. Волонтерская деятельность как форма самоорганизации молодежи: проблемы и подходы. Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. C. 91–96. https://elibrary.ru/vsmbyd

2. Грибанова В. А. Задачи формирования гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза. Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2016. № 1. С. 163–165. https://elibrary.ru/vhlrip

3. Герасимова В. Д., Кузьменко И. В. Волонтерство как фактор развития социальной компетенции студентов вуза. Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 174–175. https://elibrary.ru/qzfeqx

4. Азарова Е. С., Яницкий М. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности. Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120–125. https://elibrary.ru/ijbnkn

5. Маренцева Е. С. Сущностные характеристики социальной активности студентов. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17. № 4. С. 145–148. https://elibrary.ru/oydbcf

6. Екимова C. Г. Влияние волонтерской деятельности в вузе на личностно-профессиональное развитие будущих специалистов по социальной работе. Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 1-1. С. 329–335. https://doi.org/10.34670/AR.2023.16.79.038

7. Харьковская Е. В., Белецкая Е. А., Посохова Н. В., Гламазда С. Н. Формирование гражданской активности молодежи в процессе волонтерского движения. Современные наукоемкие технологии. 2019. № 7. С. 230–234. https://elibrary.ru/jvdkam

8. Викторова Е. В. Инклюзивное волонтерство: понятие, феномен, перспективные подходы к исследованию. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, юриспруденция, политология, культурология. 2022. № 4. С. 74–82. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2022-4-309-74-82

9. Савельева Е. А. Гражданская активность молодежи: варианты концептуализации понятия. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2013. № 2. С. 21–31. https://elibrary.ru/qaphbp

10. Степанова И. В. Изучение отношения студентов к волонтерской деятельности: анализ и перспективы развития. Вестник науки. 2024. Т. 2. № 3. С. 257–263. https://elibrary.ru/lynygj

11. Денисова Н. С., Рюмина Ю. Н. Роль волонтерской деятельности в профессиональном становлении специалистов социальной работы. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 4. С. 188–192. https://elibrary.ru/rvbimf

12. Оберемко О. А. Волонтер или доброволец: элементарные объяснения для самоопределения. Социологические исследования. 2016. № 6. С. 94–101. https://elibrary.ru/wbbied

13. Певная М. В. Управление российским волонтерством: сущность и противоречия. Социологические исследования. 2016. № 12. С. 69–77. https://elibrary.ru/xgvsht

14. Бражник Е. И., Зябрева С. Э. Волонтерство как направление социального воспитания обучающихся. Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. № 16. С. 11–20. https://elibrary.ru/appzgq

15. Герасимова Л. Г. Волонтерская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному процессу в профессиональном образовании. Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно­педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского. 2012. № 6. С. 7–11. https://elibrary.ru/pfovib

16. Григорьева Н. В., Петунин О. В. Принципы воспитания патриотизма студентов технического вуза. Сибирский Педагогический журнал. 2008. № 2. C. 274–279. https://elibrary.ru/oiiaid

17. Москвина И. В. Волонтерская деятельность как средство нравственного воспитания будущих педагогов. Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 3. C. 1–10. https://elibrary.ru/wrjmdc

18. Николаева А. А., Яковлев Д. Ф. Современные общественные движения как форма взаимодействия государства и общества. Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 2. С. 73–84. https://doi.org/10.18413/2408-9338-2022-8-2-0-6

19. Ярычев Н. У. Развитие критического мышления студентов в университетском образовании. Научное обозрение. Серия 2: Гумманитарные науки. 2023. № 3. С. 82–90. https://doi.org/10.26653/2076-4685-2023-3-08

20. Нежина Т. Г., Петухова К. А., Чечеткина Н. И., Миндарова И. С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении. Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49–71. https://elibrary.ru/spwlqh

21. Коршунова Н. Е, Алабян Е. А. Волонтерская деятельность студенческой молодежи. Успехи в химии и химической технологии. 2017. Т. 31. № 2. С. 46–48. https://elibrary.ru/zrtolx

22. Кора Н. А., Лейфа А. В., Маковей Н. В. Реализация и оценка эффективности процесса подготовки студентов вуза к волонтерской деятельности. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. № 2-3. С. 78–82. https://elibrary.ru/neilmb

23. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи. Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 213–217. https://elibrary.ru/oppdyx

24. Картавцева А. П., Маханькова Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор развития личности. Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологии, ред. А. А. Зеленин, М. С. Яницкий. Кемерово: ИНТ, 2012. С. 250–268.


Войти или Создать
* Забыли пароль?