СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЗДАНИЯ ОТКРЫТЫХ ДИФФУЗНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ РЕГИОНА И ОСОБЕННОСТИ ИХ СТРАТЕГИРОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Агломерации активно используются во всем мире и в России как современная прогрессивная форма пространственной организации экономики, системы расселения. Тем не менее, традиционные методы формирования агломераций не полностью соответствуют ряду принципов, стратегическим законам и правилам стратегического мышления. В исследовании обосновывается создание нового типа агломераций – открытой диффузной агломерации, доказывается соответствие такого подхода общей теории стратегии и методологии стратегирования, в частности, его инновационность, асимметричность, возможность опережения конкурентов по фактору времени. Методологической основой работы является системно-структурный подход, общая теория стратегии и методология стратегирования В. Л. Квинта, теории дирижизма и пространственной диффузии инноваций. Открытость агломерации нового типа предполагает включение в ее состав всех населенных пунктов региона или значительной их части, в результате чего территория субъекта Российской Федерации будет интегрирована в одну или несколько агломераций. В отличие от существующих подходов, это дает возможность подключить к возможностям агломерации все муниципальные образования и предотвратить дальнейший рост пространственного неравенства. Наряду с этим, становятся более упорядоченными процессы стратегического и тактического управления, регулирования процессов расселения, миграции, развития жилищного строительства и инфраструктуры. Диффузный характер агломерации означает использование механизмов активного внутреннего взаимодействия для распространения положительных импульсов роста от центров к периферии (диффузия инноваций, диффузия спроса, диффузия предпринимательской активности). Определены и обоснованы особенности стратегирования открытой диффузной агломерации, включая отдельный этап принципиальной оценки возможностей их создания, использование результатов анализа ценностей и интересов при выборе релевантного набора прогнозов для сканирования окон возможностей внешней среды.

Ключевые слова:
теория стратегии, методология стратегирования, стратегические приоритеты, откры- тая диффузная агломерация, региональная экономика, центры роста, сложность системы, структура системы
Список литературы

1. Бреславский А. С. Какой может быть российская субурбанизация? // Мир России. 2016. Т. 25. № 1. С. 79–102.

2. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997. 800 с.

3. Доклад о мировом развитии 2009. Новый взгляд на экономическую географию. М.: Весь мир, 2009. 410 с.

4. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.

6. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика в промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290–299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

7. Киреев А. А. Агломерация как инструмент и проблема (заметки на полях «Стратегии пространственного развития РФ») // Регионалистика. 2020. Т. 7. № 3. С. 71–78. https://doi.org/10.14530/reg.2020.3.71

8. Куратова Л. А. Конфигурация цифрового пространства региона (на примере Республики Коми) // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2023. № 1. С. 159–175. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2023.1.12; https://www.elibrary.ru/RYRWAR

9. Ласуэн Х. Урбанизация и экономическое развитие: временное взаимодействие между географическими и отраслевыми кластерами // Пространственная экономика. 2009. № 4. С. 106–125.

10. Нормативно-правовые проблемы регулирования создания и деятельности агломераций на региональном уровне / Н. К. Савельева [и др.] // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Т. 13. № 3. С. 733–746. https://doi.org/10.18334/epp.13.3.117394

11. Процессы субурбанизации в России и в мире. Причины. Особенности / Гарнага А. Ф. [и др.] // Социология. 2020. № 6. С. 84–87. https://www.elibrary.ru/VAZTXC

12. Рогова К. В., Сычева-Передеро О. В. Оценка внутрирегиональных сдвигов предпринимательской активности в условиях пандемических и геополитических изменений 2020–2022 гг. (на материалах Кемеровской области – Кузбасса) // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2023. Т. 8. № 4. С. 507–521. https://doi.org/10.21603/2500-3372-2023-8-4-507-521

13. Середюк И. В., Корчагина И. В. Агломерация как стратегический трек развития региона: перспективы и ограничения // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 4. С. 379–392. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-4-379-392

14. Boodeville J-R. Polarization and Urbanization (the Canadian and French examples) // Économie Appliquée. 1975. Vol. 28. №. 1. P. 215–241. https://doi.org/10.3406/ecoap.1975.3014

15. Chesbrough H. Open Business Models: How to Thrive in the New Innovation Landscape. Boston: Harvard Business School Press, 2006. 278 p.

16. Friedmann J. A general theory of polarized development. The Ford Foundation. Urban and regional advisory program in Chile. Santiago, 1967. 78 p.

17. Hägerstrand T. Innovation diffusion as a spatial process. Chicago: University of Chicago Press, 1967. 334 p.

18. Perroux F. A New Concept of Development. Basic Tenets. London: Routledge, 1983. 244 p.

19. Pottier P. Axes de communication et développement économique // Revue économique. 1963. Vol. 14. №. 1. P. 58–132.

20. Schlagwein D., Conboy K., Feller J., Leimeister J.M., Morgan L. “Openness” with and without Information Technology: a Framework and a Brief History // Journal of Information Technology. 2017. Vol. 32. N. 4. P. 297–305. https://doi.org/10.1057/s41265-017-0049-3

Войти или Создать
* Забыли пароль?