НАРРАТИВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ КАК СРЕДСТВО САМОИДЕНТИФИКАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе нарратив рассматривается как средство самоидентификации; самопознания; возможность конструировать Я-концепцию, временную перспективу образа Я; отражение самовосприятия, само­объяснения и презентации личности в социальной сети ВКонтакте. Нарратив как интерпретационный процесс, разворачивающийся в истории нарратора, анализируется как способ наделения событий, эмоций, переживаний субъекта личностным смыслом. Цель – выявить специфику нарратива в виртуальной коммуникации в ходе изучения идентификационных процессов в социальных сетях на открытых личных страницах ВКонтакте. В личных историях, расположенных на страницах в социальных сетях, субъекты повествования демонстрируют ценности, убеждения, порой не до конца осознаваемые, проявляющиеся в элементах излагаемого текста и его модальности, позволяющие создать психологический портрет личности, определить триггеры, наличие напряженности, выявить механизмы идентификации творимых повествований, психо­логическую доминанту. Основой исследования является подход нарративной психологии, подчеркивающей конструктивную роль языка в формировании и структурировании самости. Человек понимает себя, мир и происходящие в нем события с помощью языка, устной, письменной речи. Анализируя систему значений и структурные элементы историй в социальной сети ВКонтакте, можно выявить матрицу идентификационных предпочтений субъекта рассказывания, которые позволяют создать базовую модель личностного конструкта. Наблюдение за тем, как человек интерпретирует свой опыт, позволяет раскрыть то, как работает его субъективность. Анализ нарратива помогает определить механизмы конструирования мира и то, как нарратор осмысляет его в категориях прошлого, настоящего, будущего времен. Изучение смыслообразования в нарративной психологии приближает к личности человека, временному аспекту человеческого опыта. Личностный опыт, облеченный в историю, раскрывает человека, оцельняет его жизнь, помогает работать со смыслом, осуществлять в слове жизненный проект, который, будучи оформленный в повествовательном конструкте, дает человеку возможность обнаруживать стратегии самоосуществления, адекватные настоящему психологическому ресурсному состоянию. В данном смысле не человек творит историю, а история формирует человека. В итоге, выявив средства создания субъективной языковой картины мира в историях на открытых личных страницах в социальной сети ВКонтакте, можно с высокой степенью вероятности с разными целями определить идентификационные основы нарраций авторов, психологические константы и доминанту личности.

Ключевые слова:
нарратив, самоидентификация, нарративная психология, социальная сеть ВКонтакте
Список литературы

1. Анникова Л. В., Бахуташвили Т. В., Ильченко Е. В., Косинцева Ю. Ф. Социально-групповая идентификация и идентичность современной российской молодежи. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2019. № 4. С. 4–9. https://doi.org/10.24153/2079-5912-2019-10-4-4-9

2. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.

3. Зукофф А., Горчак Б. Как понять, что нам важно, и найти свой путь к изменению? Сила мотивационного интервью для позитивных изменений. Харьков: Гум. центр, 2019. 352 с.

4. Ильин И. П. Нарратив. Западное литературоведение XX века, ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004а. С. 275–277.

5. Ильин И. П. Нарративная типология. Западное литературоведение XX века, ред. Е. А. Цурганова. М.: Intrada, 2004б. С. 277–280.

6. Кроссли М. Л. Нарративная психология. Самость, психологическая травма и конструирование смыслов. Харьков: Гум. центр, 2020. 284 с.

7. Лаппо М. А. Самоидентификация: семантика, прагматика, языковые ресурсы. Новосибирск: НГПУ, 2013. 180 с. https://elibrary.ru/stlqeb

8. Моштылева Е. С. Ненадежная наррация в социальных сетях (судебно-лингвистический аспект). Фундаментальная лингвистика и проблемы судебной экспертизы: социальные сети как объект научного и экспертного анализа: Междунар. науч. конф. (Москва, 5–6 октября 2021 г.) М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2022. С. 308–317. https://elibrary.ru/udbqwu

9. Рогова Е. Н., Яницкий Л. С. Нарратив как технология вовлечения в социально-психологические группы ВКонтакте. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 3. С. 161–166. https://doi.org/10.21603/2782-4799-2022-1-3-161-166

10. Смирнова Е. В. Подходы к понятию практики storytelling в различных областях научного знания. Лексикографическая копилка, ред. В. В. Гончарова. СПб.: СПбГЭУ, 2021. Вып. 11. С. 33–39. https://elibrary.ru/pxdvzx

11. Фрейд З. Я и Оно. In: Фрейд З. Психология бессознательного. Новосибирск: Риф Плюс, 1997. С. 503–519.

12. Шаповал Е. А., Мальцева В. А. Социальная идентификация молодежи в виртуальных сетях. Право и право­порядок: приоритетные направления развития, ред. С. Е. Туркулец, Е. В. Листопадова. Хабаровск: ДВГУПС, 2019. С. 381–385. https://elibrary.ru/zeqaip

13. Шварц С. Е. Отсутствующий отец и его влияние на дочь. СПб.-М.: Центр гуманитарных инициатив; Добросвет, 2021. 364 с.

14. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. Психология личности, ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 1999. Т. 1. С. 305–348.

15. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе. Психология личности в трудах отечественных психологов, сост. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2009. С. 332–344.

16. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с. https://elibrary.ru/rldjrh

17. McAdams D. P. The psychology of life stories. Review of General Psychology, 2001, 5(2): 100–122. https://doi.org/10.1037/1089-2680.5.2.100

18. Taylor C. The malaise of modernity. House of Anansi Press Inc., 1991, 128.


Войти или Создать
* Забыли пароль?