ВЛИЯНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕДИА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлены результаты исследования влияния цифровизации и автоматизации медиа на формирование потребительского поведения студенческой молодежи и молодых специалистов в журналистской и блогерской деятельности. Определены соответствующие стратегические векторы целенаправленности социальной конструкции потребительского поведения молодых людей. Теоретическая база исследования – работы по социальной конструкции реальности (П. Бергера и Т. Лукмана) и по реальности массмедиа (Н. Лумана). Основные методы эмпирических исследований: 1) обзор литературы и вторичный анализ исследований по данной теме, в том числе исследований цифрового маркетинга и его влияния на поведение потребителей; 2) наблюдение за поведением студенческой молодежи и молодых специалистов в онлайн-среде и его анализ. Выявлены специфические особенности потребительского поведения современной молодежи: социальная мобильность; жизненные перемены, инновационность, эксперимент; быстрая внушаемость и доверчивость. В результате исследования установлено, что молодежь активно использует современные медиа, ее привлекает развлекательный контент (видео, музыка, подкасты, игры и др.) и обучающие платформы. Рассмотрен и типологизирован базовый инструментарий работы создателей контента в условиях автоматизации медиа: работа с фотодокументами (обработка фото, создание коллажей, фоторепортажи, фотогалереи, слайд-шоу, аудио-слайд-шоу, панорамные фотографии, интерактивные 3D-панорамы и др.); работа с графикой (карикатуры, комиксы, демотиваторы и интернет-мемы, облака тегов, интерактивная графика, инфографика, элементы картографии; тайм-линии (таймлайны) и др.); работа с аудио (подкасты, аудиоверсии текста, аудиоиллюстрации и др); работа с видео (видео­иллюстрация, видеосюжет, видеоистории, видеотрансляция, интерактивное видео и др.); мультимедийная публикация (интервью, репортаж, очерк, новостное сообщение и др.). Выявлено возрастание существенных угроз и рисков, связанных с принципиальным отсутствием общественного контроля в цифровом поле, так как итоговый контент формируется автоматизированными процессами с применением искусственного интеллекта.

Ключевые слова:
цифровизация медиа, медиаконтент, автоматизация цифровых процессов, автомати­зированные программы, искусственный интеллект, потребительское поведение, манипуляция сознанием, молодежь
Список литературы

1. Ахмадулин Е. В. Краткий курс теории журналистики. Ростов-на-Дону: МарТ, 2006. 272 с. https://elibrary.ru/xqsbql

2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2010. 192 с. https://elibrary.ru/suerrd

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Моск. филос. фонд, 1995. 322 с.

4. Грабельников А. А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. М.: РИП-холдинг, 2001. 334 с.

5. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с. https://elibrary.ru/pwyqpr

6. Маклаков А. Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. СПб.: Питер, 2008. 224 с.

7. Мкртумова И. В. От «Троянского коня» до «Пожирателей фейков»: взгляд социолога на образы информационного поведения и манипуляций. Научные исследования в современном мире: проблемы, тренды, перспективы: науч. проф. форум (Москва, 7 февраля 2023 г.) М.: РПС, 2023. С. 228–236. https://elibrary.ru/sdldcv

8. Муравьева Н. В. Коммуникативные стратегии журналиста: что такое «непонятный» текст и как сделать его «понятным». М.: Б-ка Центра экстрем. журналистики, 1998. 58 с.

9. Шуйская Ю. В., Смекалина К. С., Платицын А. В. Тенденции развития новых медиа в условиях трансформации социального запроса. Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1. С. 323–325. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2023-198-323-325

10. Destari F., Indraningrat K., Putri M. N. N. Impact of shopping emotion towards impulse buying in ecommerce platform. Jurnal Manajemen dan Pemasaran Jasa, 2020, 13(1): 47–64.

11. Goryunova S. A., Mirković P., Stojši J. Influence of advertising of the consumers of advertising content: Socio-psychological aspect. Challenges and problems of modern science: Proc. XII Intern. Sci.-Prac. Conf., London, 4–5 Jan 2023. London, 2023, 73–78.

12. Lindh C., Rovira Nordman E., Melén Hånell S., Safari A., Hadjikhani A. Digitalization and international online sales: Antecedents of purchase intent. Journal of International Consumer Marketing, 2020, 32(4): 324–335. https://doi.org/10.1080/08961530.2019.1707143

13. Mehta R., Singh H., Banerjee A., Bozhuk S., Kozlova N. Comparative analysis of the consequences of purchasing models transformation within the global digitalization of the economy. DTMIS-2019: Proc. Intern. Sci. Conf., St. Petersburg, 21–22 Nov 2019. IOP Publishing, 2020, 940(1). https://doi.org/10.1088/1757-899X/940/1/012071

14. Murugan V. Digitalization and consumers’ behavior attitudes with special reference to online purchase in Tiruvarur, India. Research Journey, 2021, (269(C)): 27–38.

15. Pillai R., Holla N., Srinivas D. A study on digital marketing and its impact on consumer behavior. PalArch’s Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology, 2021, 18(9): 78–85.

16. Rumbay W. E. T., Mangantar M., Wangke Sh. J. C. Analysis of digital content marketing trend of local start-up business in North Sulawesi. Jurnal EMBA, 2021, 9(2): 707–715.

17. Şehirli M. Changes in consumer behaviors during the pandemic and virtual strategies for acquiring and keeping customers. Impact of Infodemic on Organizational Performance, eds. Bari M. W., Alaverdov E. Hershey, PA: IGI Global, 2021, 176–194. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7164-4.ch011

18. Vuković D., Kocijan S., Globočnik Žunac A. Consumer behavior of generation C as a challenge for marketing experts. Digital transformation and business: Proc. 72 Intern. Sci. Conf., Varaždin, 30 Sep – 1 Oct 2021. Varaždin: Varazdin Development and Entrepreneurship Agency, 2021, 8–19.

19. Yildirim S., Demirtas I., Yildirim D. C. A review of alternative economic approaches to achieve sustainable development: The rising digitalization and degrowth post COVID-19. Handbook of research on sustainable development goals, climate change, and digitalization, ed. Castanho R. A. Hershey: IGI Global, 2022, 288–307. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-8482-8.ch018


Войти или Создать
* Забыли пароль?