ВЕДУЩИЙ ВИД ДИСГРАФИИ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЕСТЕСТВЕННОГО ТУВИНСКО-РУССКОГО БИЛИНГВИЗМА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проведенное в условиях естественного тувинско-русского билингвизма исследование особенностей проявления дисграфии у учащихся начальной школы, проживающих и обучающихся в условиях бикультурной двуязычной социальной среды, позволяет увидеть влияние социальных факторов на формирование и нарушения письма как базовой части подвида такой высшей психической функции, как речь. Проводимые социально-психологические исследования затрагивают различные сферы жизнедеятельности индивидов, однако область высших психических функций, а особенно речи, в условиях естественного билин­гвизма изучена крайне мало, что придает актуальность и новизну этому нейропсихологическому изысканию. Цель – установить ведущий вид дисграфии у младших школьников и описать его особенности, используя количественный и качественный анализ полученных результатов. Для этого применялся подсчет количества допущенных дисграфических ошибок и проявлений в письменном тексте, написанном учащимися 3–4 стандартных классов типовой общеобразовательной школы, и последующий анализ наиболее распространенных типов ошибок, при классификации которых методологической основой к проблеме дисграфии был выбран нейропсихологический подход. В результате был установлен ведущий, в соответствии с нейропсихологическим подходом, вид дисграфии, описаны наиболее часто встречаемые типы дисграфических ошибок, получены данные об особенностях воздействия социальной среды на письмо как часть письменной речи. В итоге получены данные о том, что в условиях естественного тувинско-русского билингвизма в период становления и закрепления навыков письма у младших школьников ведущим типом дисграфии является акустико-­кинестетическая (фонематическая) дисграфия. Она была вызвана особенностями тувинского произношения и правописания, которые доказали, что билингвальная тувинско-русская среда влияет на письменную речь учащихся начальной школы.

Ключевые слова:
нейропсихология, письмо, нарушения письма, дисграфия, нейропсихологический подход, младшие школьники, Тыва
Список литературы

1. Котова С. А., Никанорова А. А. Графические навыки первоклассников как основа устойчивого развития в обучении. Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. С. 134–140. https://www.elibrary.ru/oitxkz

2. Шабалина Е. С. Особенности обучения письму младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО. Азбука образовательного пространства. 2017. № 1. С. 45–46. https://www.elibrary.ru/ytkygf

3. Мамыга К. А. Формирование самоконтроля письма у младших школьников. Академическая публицистика. 2024. № 1-2. С. 260–268. https://www.elibrary.ru/rpypmh

4. Scliar C. L. Как научиться ранней грамотности чтения и письма. Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия: Филологические науки. 2023. Т. 85. № 3. https://doi.org/10.51889/2959-5657.2023.85.3.012

5. Цгоева А. К., Конопацкая Л. Л. Нарушения письма и их коррекция у младших школьников с билингвизмом. Успехи современного естествознания. 2008. № 6. С. 122–123. https://www.elibrary.ru/jkevyl

6. Глаголева Е. А. Нарушения чтения и письма или низкий уровень проявления лингвистических способностей? Сборники конференций НИЦ СОЦИОСФЕРА. 2014. № 23. С. 39–43. https://www.elibrary.ru/qjkzvm

7. Ковыляева Т. Ю., Тенкачева Т. Р. Особенности нарушения звукопроизношения и письма у младших школьников с общим недоразвитием речи. Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза, ред. И. А. Филатова, О. Г. Нугаева. Екатеринбург: УрГПУ, 2009. С. 144–145. https://www.elibrary.ru/visiyf

8. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. 428 с.

9. Потебня А. А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. 192 с.

10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: АСТ, 2023. 576 с.

11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: ЛЕНАНД, 2019. 216 с.

12. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2006. 384 с.

13. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2021. 288 с.

14. Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция. Актуальные проблемы логопедической практики, ред. М. Г. Храковская. СПб.: Акционер и К, 2004. С. 78–85.

15. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств, ред. М. Г. Храковская. СПб.: СПб Университет, 2001. С. 195–211.

16. Иншакова О. Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: Секачев, 2017. 132 с.

17. Каменева В. А. Взаимосвязь социального порядка и языка. Национальная принадлежность как одна из мишеней идеологических технологий. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 4. С. 118–124. https://www.elibrary.ru/kkpqwl

18. Воркачев С. Г. Российская лингвокультурная концептология: современное состояние, проблемы, вектор развития. Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2011. Т. 70. № 5. С. 64–74. https://www.elibrary.ru/oiyetf

19. Каменева В. А., Морозова И. С., Рабкина Н. В., Картавцева А. П. Этнические стереотипы в языковом сознании подростков шорской национальности. Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 1. С. 111–117. https://doi.org/10.24158/spp.2022.1.13

20. Каменева В. А., Картавцева А. П., Коломиец С. В., Морозова И. С. Образ родины в языковом сознании шорцев Кузбасса школьного возраста (на примере ассоциативных полей «Родина» и «Горная Шория»). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2023. № 83. С. 51–66. https://doi.org/10.17223/19986645/83/3

21. Лицкевич Е. Ю. Состояние социально-билингвальной среды в Республике Тыва. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 6-1. С. 207–214. https://doi.org/10.34670/AR.2023.56.82.023

22. Нарыкова В. С. Пропедевтика нарушений письма, предупреждение и коррекция дисграфии и дисорфографии у младших школьников в условиях логопедического пункта. Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. 2010. № 13. С. 87–92. https://www.elibrary.ru/rusisn

23. Лалаева Р. И. Устранение оптической дислексии и дисграфии. In: Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. С. 286–301.

24. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 255 с.

25. Артемьева Н. Ю. Профилактика и коррекция смешанной дисграфии у младших школьников. Специальное образование: XI Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 22–23 апреля 2015 г.) СПб.: ЛГУ, 2015. С. 46–50.

26. Каменева В. А., Морозова И. С., Рабкина Н. В., Коломиец С. В. Психолингвистическое описание значений неологизмов. «Кибербуллинг» и «киберхулиган»: освоенность семантики. Политическая лингвистика. 2021. № 6. С. 146–155. https://doi.org/10.26170/1999-2629_2021_06_16

27. Чыпсымаа О. О. Тувинско-русский билингвизм: прагматика запрета в семейном общении. Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая: VI Междунар. науч.-практ. конф. (Кызыл, 30 июня – 3 июля 2020 г.) Кызыл: ТувГУ, 2020. С. 60–61. https://www.elibrary.ru/gpdcxl

28. Воркачев С. Г. Слово «Родина» в русской лингвокультуре. Образ родины: содержание, формирование, актуализация: конф. (Москва, 20 апреля 2018 г.) М.: МХПИ, 2018. С. 42–47.

29. Воркачев С. Г. Этнический менталитет в языке: «Русское счастье». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2012. № 14. С. 77–84. https://www.elibrary.ru/pqgall


Войти или Создать
* Забыли пароль?