ОБРАЗ БУДУЩЕГО РОССИИ С ПОЗИЦИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ ПРИГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Образ будущего России является одной из важнейших категорий современного социального знания, взаимосвязанной с проявлениями гражданской идентификации. Статья основана на результатах социологического исследования, проведенного в 2021 г. на территории четырех приграничных регионов России: Алтайский край, Калининградская область, Воронежская область и Хабаровский край (n = 1736) – посредством онлайн-опроса через различные социальные сети и иные интернет-ресурсы. Проведена оценка компонентов образа России, настроений населения при восприятии будущего страны, оценка внешне­политического положения России, характеристика современной России, характеристика России будущего, оценка вероятности изменения образа страны, сценария развития будущего России. Показано наличие взаимо­обусловленности представлений населения об образе будущего России и гражданской идентификации. Россия в будущем в представлениях жителей четырех регионов – это правовое, безопасное для жизни государство, помогающее своим гражданам в сложных ситуациях, справедливое и демократичное. Установлено, что с оптимизмом и надеждой воспринимают будущее нашей страны меньше половины населения, с пессимизмом / страхом / тревогой – каждый третий житель регионов. Оптимизм относительно будущего России в большей степени был выявлен среди жителей Калининградской области и представителей старшего поколения. С пессимизмом смотрят на будущее страны больше трети молодежи до 30 лет. Население с низким уровнем гражданской идентификации будущее России через 50 лет представляет через негативный контент, а именно как вымирание и массовый отток населения в более развитые страны, превращение России в сырьевой придаток, укрепление внутренних позиций государства через силовую диктатуру власти. Лица с выраженным чувством гражданской общности надеются, что все изменится к лучшему, произойдет укрепление государства на мировой арене, укрепление внутренних позиций государства через расширение заботы о гражданах, возвращение к традициям, моральным ценностям россиян, проверенным временем.

Ключевые слова:
образ будущего России, гражданская идентичность, образ современной России, восприятие будущего страны
Список литературы

1. Балакирева С. Ю., Астахов О. Ю. Гражданственность и национальная идея в условиях современной России. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2023. № 62. С. 13–19. https://elibrary.ru/bdsoom

2. Богайчук О. М. Социологические исследования с применением веб-технологий: основные проблемы интернет-исследований молодежной аудитории. Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы: Всерос. науч.-практ. конф. с Международ. уч. (Екатеринбург, 19–20 ноября 2013 г.) Екатеринбург: УрФУ, 2014. Т. 1. С. 54–57.

3. Великая Н. М., Шушпанова И. С., Афанасьев В. А. Образ будущего в массовом сознании граждан как фактор устойчивого социально-политического развития общества. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 1. С. 64–77. https://elibrary.ru/vurbik

4. Губогло М. Н. Этничность как истина и как правда. Опыт лексико-семантического исследования. М.: ИЭА РАН, 2017. 75 с.

5. Дробижева Л. М. Теоретические проблемы изучения гражданской идентичности и социальная практика. Россия и мир: анатомия современных процессов, отв. ред. Е. А. Нарочницкая. М.: Междунар. отношения, 2014. С. 130–146. https://elibrary.ru/tohabx

6. Дробижева Л. М., Арутюнова Е. М., Евсеева М. А., Кузнецов И. М., Рыжова С. В., Фадеев П. В., Щеголькова Е. Ю., Эндрюшко А. А. Российская идентичность и межэтнические отношения. Публичный дискурс и социальная практика. М.: ФНИСЦ РАН, 2022. 434 с. https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-404-8.2022

7. Замятин Д. Н. Образ страны: структура и динамика. Общественные науки и современность. 2000. № 1. С. 107–115.

8. Зинченко Ю. П. Психологические основы формирования образа современной России. Образ России в стране и за рубежом: гуманитарное измерение: Всерос. науч. конф. (Москва, 31 января 2008 г.) М.: МГУ, 2008. С. 58–63.

9. Иванищева Н. А. Гражданская идентичность в поликультурном образовательном пространстве в контексте идей В. А. Сухомлинского. Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 3. С. 47–54. https://doi.org/10.25198/1814-6457-239-47

10. Ильичева М. В. Образ будущего страны в представлениях студенческой молодежи России: транс­формация в условиях перемен и кризисных потрясений. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. № 3. С. 39–56. https://doi.org/10.24412/2071-6141-2023-3-39-56

11. Клименко Д. А. Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России). Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2010. № 1. С. 165–182. https://elibrary.ru/motiht

12. Козырева П. М. Современная конфигурация идентификаций и роль доверия в ее формировании. Социологические исследования. 2008 № 8. С. 29–39. https://elibrary.ru/jkbpez

13. Комаровский В. С. Образ желаемого будущего России: проблемы формирования. Власть. 2020. Т. 28. № 1. С. 45–50. https://elibrary.ru/jlpadv

14. Лаврикова А. А., Шумилова О. Е. Образ будущего страны в восприятии различных групп российского общества. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 3. С. 39–49. https://doi.org/10.24412/2071-6141-2022-3-39-49

15. Любимов Ю. В. Знание как образ и событие. Философские науки. 2007. № 4. С. 96–113. https://elibrary.ru/hzqeij

16. Максимова С. Г., Атясова Н. Ю., Суртаева О. В., Шахова Е. В., Спирина А. С. Образ будущего России как основа для позитивной идентификации граждан. Society and Security Insights. 2021. Т. 4. № 4. С. 77–94. https://elibrary.ru/gcwkww

17. Муха В. Н. Образ страны и образ народа: россияне о Беларуси и белорусах. Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 80–82. https://elibrary.ru/rdiwtp

18. Назуркина М. В. Структурные уровни региональной идентичности в современной России. Регионология. 2011. № 4. С. 13–19. https://elibrary.ru/oxuyun

19. Нестик Т. А. Образ будущего, социальный оптимизм и долгосрочная ориентация россиян: социально-­психологический анализ. Социодиггер. 2021. Т. 2. № 9. С. 6–48. https://elibrary.ru/sijijs

20. Резник Ю. М. Человек гражданский: проблемы идентичности. Вопросы социальной теории. 2010. Т. 4. С. 305–325. https://elibrary.ru/nqxeot

21. Селиванов А. И. Познание будущего развивающихся социальных объектов. Социологические исследования. 2015. № 4. С. 11–17. https://elibrary.ru/trrqjb

22. Тишков В. А. Российский народ и национальная идентичность. Россия в глобальной политике. 2008. Т. 6. № 4. С. 135–142. https://elibrary.ru/twjyir

23. Чухин С. Г., Чухина Е. В. Сущность, структура и критерии сформированности гражданской идентичности. Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 1. С. 39–44. https://elibrary.ru/rorqha

24. Шестопал Е. Б., Смулькина Н. В., Морозикова И. В. Сравнительный анализ образов своей страны у жителей российских регионов. Сравнительная политика. 2019. Т. 10. № 3. С. 74–94. https://doi.org/10.24411/2221-3279-2019-10031

25. Borup M., Brown N., Konrad K., Van Lente H. The sociology of expectations in science and technology. Technology Analysis & Strategic Management, 2006, 18(3-4): 285–298. https://doi.org/10.1080/09537320600777002

26. Brown N., Michael M. A sociology of expectations: Retrospecting prospects and prospecting retrospects. Technology Analysis & Strategic Management, 2003, 15(1): 3–18. https://doi.org/10.1080/0953732032000046024

27. Bugaychuk T., Koryakovtseva O. Patterns of formation of the younger generation civic identity. PolitBook, 2022, (2): 171–181. https://elibrary.ru/lmqema

28. Konrad K. The social dynamics of expectations: The interaction of collective and actor-specific expectations on electronic commerce and interactive television. Technology Analysis & Strategic Management, 2006, 18(3-4): 429–444. https://doi.org/10.1080/09537320600777192

29. Van Lente H. Navigating foresight in a sea of expectations: Lessons from the sociology of expectations. Technology Analysis & Strategic Management, 2012, 24(8): 769–782. https://doi.org/10.1080/09537325.2012.715478


Войти или Создать
* Забыли пароль?