Петрозаводск, Россия
Петрозаводск, Россия
Несмотря на санкции и внешние ограничения, государственно-экономическая политика России направлена на инновационную деятельность и соответствующую промышленную политику. Курс на цифровую трансформацию промышленности является вызовом для предприятий лесопромышленного комплекса, т. к. он характеризуется одним из самых низких показателей цифровизации. Предстоящие преобразования в русле цифровой трансформации характеризуются как стратегическими преимуществами, так и стратегическими рисками для предприятий. При недостаточном учете рисков, связанных с масштабной перестройкой бизнеса, результат может иметь негативные последствия долгие годы. Выявление, описание и анализ стратегических рисков является важным шагом для успешного стратегирования деятельности промышленных предприятий. Цель исследования – определить в текущих условиях стратегические риски цифровой трансформации и инструменты их преодоления для промышленных предприятий. Объект исследования – предприятия лесопромышленного комплекса России. Работа базируется на теории и методологии стратегирования академика В. Л. Квинта. Ученый подчеркивает, что стратегия не занимается выявлением проблем, главное ее назначение – это выявление возможностей, которые сопровождаются рисками. Для выявления возможностей и рисков цифровой трансформации предприятий лесопромышленного комплекса использовали общепринятые научные методы и подходы: обобщение, аналогия, сравнение, анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы. Систематизировали общие и специфические черты ERP-систем и цифровых платформ как ключевых элементов цифровой трансформации, проанализировали возможности и риски цифровой трансформации для предприятий лесопромышленного комплекса, которые необходимо учитывать при стратегировании деятельности компаний. Обосновали направления преодоления рисков внедрения цифровых платформ, включая описание контура автоматизированной процессной модели управления.
стратегические возможности, стратегические риски, цифровизация, цифровая трансформация, ERP-системы, лесопромышленный комплекс
1. А(О)нтология ноономики: четвертая технологическая революция и ее экономические, социальные и гуманитарные последствия / под общ. ред. С. Д. Бодрунова. СПб.: ИНИР, 2021. 388 с.
2. Бекетова О. Н. Стратегирование цифровой трансформации нефтегазовых предприятий // Стратегирование: теория и практика. 2023. Т. 3. № 4. С. 428–440. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-4-428-440
3. Бодрунов С. Д., Гринберг Р. С., Сорокин Д. Е. Реиндустриализация российской экономики: императивы, потенциал, риски // Экономическое возрождение России. 2013. Т. 35. № 1. С. 19–49.
4. Гринев С. А., Квинт В. Л. Формирование стратегических приоритетов промышленного развития РФ как инновационный фактор преодоления кризисных периодов // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 275–283. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-275-283
5. Журавлев Д. М., Чаадаев В. К. Стратегические инструменты роста промышленного сектора экономики в условиях шестого большого цикла Кондратьева // Экономика промышленности. 2023. Т. 16. № 3. С. 253–262. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2023-3-253-262
6. Индикаторы цифровой экономики: 2022 / Г. И. Абдрахманова [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2023. 332 c. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2697-2
7. Квинт В. Л., Бабкин А. В., Шкарупета Е. В. Стратегирование формирования платформенной операционной модели для повышения уровня цифровой зрелости промышленных систем // Экономика промышленности. 2022. Т. 15. № 3. С. 249–261. https://doi.org//10.17073/2072-1633-2022-3-249-261
8. Квинт В. Л., Бодрунов С. Д. Стратегирование трансформации общества: знание, технологии, ноономика. СПб.: ИНИР им. С. Ю. Витте, 2021. 351 с.
9. Новикова И. В., Се К. Сравнительный анализ стратегий китайских компаний в цифровой экономике // Экономика промышленности. 2022. Т. 15. № 2. С. 226–233. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2022-2-226-233
10. Платонов В. В. «Парадокс Солоу» двадцать лет спустя, или об исследовании влияния инноваций в информационных технологиях на рост производительности // Финансы и бизнес. 2007. № 3. С. 28–38.
11. Полянская О. А., Тамби А. А., Михайлова А. Е. Развитие лесопромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы и перспективы // Петербургский экономический журнал. 2020. № 4. С. 65–74.
12. Прохоров А., Коник Л. Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.: КомНьюс Груп, 2019. 368 с.
13. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и киберриски // Управленческое консультирование. 2023. Т. 175. № 7. С. 28–41. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-7-28-41
14. Ценжарик М. К., Крылова Ю. В., Стешенко В. И. Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 2020. Т. 36. № 3. С. 390–420. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303
15. Шабаева С. В., Шабаев А. И. Инструменты реализации стратегий в условиях цифровой трансформации промышленных предприятий // Управленческое консультирование. 2023. Т. 178. № 10. С. 69–79. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2023-10-69-79
16. Feng Y., Audy J.-F. Forestry 4.0: A framework for the forest supply chain toward Industry 4.0 // Gestao and Producao. 2020. Vol. 27. № 4. https://doi.org/10.1590/0104-530X5677-20
17. Gudergan G., Buschmeyer A. Key aspects of strategy and leadership for business transformation // The Business Transformation Journal. 2015. Vol. 11. P. 17–27.
18. Ismail M. H., Khater M., Zaki M. Digital business transformation and strategy: What Do we know so far? Cambridge: University of Cambridge, 2018. 35 р. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.36492.62086
19. Kvint V. L., Bodrunov S. D. Strategizing societal transformation. Knowledge, technologies, and noonomy. Oakville: Apple Academic Press, 2022. 202 p.
20. Nadella S., Euchner J. Navigating digital transformation. An Interview with Satya Nadella // Research-Technology Management. 2018. Vol. 61. № 4. P. 11–15. https://doi.org/10.1080/08956308.2018.1471272
21. Novikova I. V., Kunchao X. National strategic planning for the digital economy: A competitive analysis on material of China and Russia // Strategizing: Theory and Practice. 2023. Vol. 3. № 3. P. 298–307. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2023-3-3-298-307
22. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda // The Journal of Strategic Information Systems. 2019. Vol. 28. № 2. P. 118–144. https://doi.org/10.1016/j.jsis.2019.01.003
23. Westerman G., Bonnet D., McAfee A. Leading digital: Turning technology into business transformation. Boston: Harvard Business Review Press, 2014. 303 p.
24. Zaki M. Digital transformation: Harnessing digital technologies for the next generation of services // Journal of Services Marketing. 2019. Vol. 33. № 4. P. 429–435. https://doi.org/10.1108/JSM-01-2019-0034