СПОСОБЫ АТТРАКЦИИ В ПЕЧАТНОМ И ЦИФРОВОМ ФОРМАТЕ ЖУРНАЛА «ДИЛЕТАНТ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся результаты сопоставления печатной версии ежемесячного научно-­популярного журнала «Дилетант» и его интернет-сайта. Целью работы является определение предпочтительных способов аттракции в традиционных печатных СМИ и в цифровой среде. Выявлено, что печатная версия журнала «Дилетант» привлекает читателя в первую очередь главной темой номера, которая представлена на обложке не только анонсом, но и уникальным креолизованным текстом. Семантика фронтального медиатекста «Дилетанта», как правило, интригует читателя отдельными аспектами главной темы номера. Цветовые акценты на страницах номера привлекают внимание читателя не только к блоку тематических материалов, но и к другим публикациям и постоянным рубрикам. При сравнении печатной версии журнала с интернет-версией выявлены существенные различия в использовании аттрактивных средств. Сайт журнала является менее ярким, чем печатная версия, использует минимум анимации и не содержит видео- и аудио­материалов. Аттрактивную функцию выполняют иллюстрации и подзаголовки, как и в печатной версии. Специфической формой привлечения внимания пользователей сайта является интерактивность, а именно навигация и тесты, другие формы интерактивности, такие как комментарии, форум, лайки, не используются. В совокупности ограниченное использование средств привлечения внимания выделяет сайт «Дилетанта» среди других интернет-ресурсов и не позволяет ему конкурировать с печатной версией журнала.

Ключевые слова:
интернет-коммуникации, обложка, медиатекст, гипертекст, креолизация, поликодовый текст, креолизованный текст, визуальное оформление
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Academia, 2003. 122 c. https://www.elibrary.ru/ywotpl

2. Буряковская В. А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление. Политическая лингвистика. 2012. № 1. С. 169–172. https://elibrary.ru/owuzzd

3. Ермолаева Е. Н., Потапова Н. В. Лингвовизуальная прагматика выносных элементов англоязычных интернет-­медиатекстов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 6. С. 247–262. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262

4. Зверева Е. А. Деэстетизация как тенденция иллюстрирования журнальных изданий. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2. С. 23–31. https://elibrary.ru/xoxuap

5. Зверева Е. А., Бирюкова В. В. Влияние процессов глобализации на функционирование глянцевых журналов. Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 7. С. 160–165. https://elibrary.ru/xzaobn

6. Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. М.: Ленанд, 2021. 272 с.

7. Кардапольцева В. Н., Салмин Л. Ю. Трансформации в дизайне визуальных коммуникаций и их последствия. Теория и практика мировой науки. 2018. № 5. С. 52–55. https://elibrary.ru/yavlox

8. Кравченко А. А. Признаки таблоидности на обложке научно-популярного журнала на примере издания «Дилетант». Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: 60-й Междунар. науч. форум. (Санкт-Петербург, 30 июня – 2 июля 2021 г.) СПб.: Медиапапир, 2021. Т. 1. С. 109–111. https://elibrary.ru/twfyho

9. Круглова Л. А. Российские печатные СМИ: специфика онлайн-версий. Медиаскоп. 2016. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2205 (дата обращения: 02.02.2024). https://elibrary.ru/yhcxdz

10. Мыгаль М. С., Карпенко И. И. Журналистский гипертекст в системе массмедийной интернет-­коммуникации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 18. С. 201–208. https://elibrary.ru/qalhih

11. Поварницына М. В. Специфика креолизованных текстов в массовой интернет-коммуникации. Universum: филология и искусствоведение. 2015. № 6. https://elibrary.ru/twtvej

12. Полякова Е. В. Структурные особенности печатной и онлайн-версий газеты «Республика Башкортостан». Вестник Башкирского университета. 2022. Т. 27. № 1. С. 197–200. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2022.1.35

13. Проскурин Е. Г. Веб-сайт как полисемиотический гипертекст: к постановке проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3. С. 64–67. https://elibrary.ru/mvgupf

14. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления. Вопросы языкознания. 2005. № 6. C. 115–123. https://elibrary.ru/hsiroz

15. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия, отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 180–186.

16. Титлова А. С., Моисеева А. В. Воздействующий потенциал поликодового масс-медийного текста. Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. № 4. С. 959–962. https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2019.4.32

17. Цзоу Х. Теоретические аспекты изучения поликодового текста в современном языкознании. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 1. С. 295–298. https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.1.58

18. Шевченко В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 20. С. 174–180. https://elibrary.ru/schmrx

19. Czachur W., Opiłowski R., Smykała M. Multimodal practices of empathy and fear in Polish refugee discourse: analysis of magazine covers. GEMA Online Journal of Language Studies, 2022, 22(3): 63–85. https://doi.org/10.17576/gema-2022-2203-04

20. Liu H., Phothisane S., Kotchapakdee P. Changes in visual rhetorical features of new weekly magazine covers published from 1996 to 2001. Southern Semiotic Review, 2022, (16): 91–119.

21. Tseronis A. From visual rhetoric to multimodal argumentation: exploring the rhetorical and argumentative relevance of multimodal figures on the covers of The Economist. Visual Communication, 2021, 20(3): 374–396. http://dx.doi.org/10.1177/14703572211005498


Войти или Создать
* Забыли пароль?