Краснодар, Россия
Изучена система принципов института общественного контроля и место в ней принципа многообразия его форм. Проанализированы основные проблемы, препятствующие реализации принципов общественного контроля. Формализована и обоснована группа предложений по разрешению указанных проблем, в том числе путем: а) инкорпорирования института гражданского общества в Конституцию страны с формализацией в ней системы его принципов; б) расширения числа форм общественного контроля; в) исследования положительного иностранного опыта закрепления и реализации принципов контроля гражданского общества за аппаратом публичной власти с последующей адаптацией наиболее эффективных разработок под российские реалии (и их инкорпорированием в российское законодательство об общественном контроле); г) внедрения в России системы анализа экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий общественного контроля по отдельным их формам; д) расширения числа структур, уполномоченных на организацию и проведение указанных мероприятий; е) ужесточения правовой ответственности для любых субъектов, препятствующих реализации вышеназванных мероприятий.
народовластие, общественные проверки, общественная экспертиза, общественный мониторинг, общественные обсуждения, общественные слушания
1. Бердникова Е. В. Проблемы правовой регламентации принципов общественного контроля в Российской Федерации. Современное общество и право. 2016. № 2. С. 12-21. https://elibrary.ru/wthund
2. Гончаров В. В. Принципы общественного контроля в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. Право и государство: теория и практика. 2023. № 4. С. 193-196. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_193
3. Околёснова О. А. Новое прочтение принципов общественного контроля в современных условиях. Труды по интеллектуальной собственности. 2015. Т. 21. № 2. С. 110-123. https://elibrary.ru/yuixqx
4. Савицкая О. Г. Конституционно-правовой анализ системы принципов общественного контроля. Гражданское общество в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 43-46. https://elibrary.ru/nwttdn
5. Тепляшин И. В. Принципы общественного контроля как фактор укрепления российской демократии. Правовое государство: теория и практика. 2018. № 4. С. 100-103. https://elibrary.ru/yragip
6. Бекназарян Б. О. Понятие и значение общественного земельного контроля. Вестник современных исследований. 2018. № 6.2. С. 389-392. https://elibrary.ru/xurlzzv
7. Буримов Р. Ю., Ибрагимов О. А. Понятие, принципы и виды общественного контроля государственных закупок в России: юридический анализ. Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 3. С. 84-90. https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2020.3.11
8. Бялт В. С., Чимаров С. Ю. Правовые и организационные основы общественного контроля за деятельностью полиции. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 1-1. С. 101-103. https://doi.org/10.24412/2500-1000-2023-1-1-101-103
9. Килессо М. А. Принципы общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления в России. Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 24-30. https://elibrary.ru/vqbxtj
10. Михайлина М. А. Понятие и правовое регулирование общественного контроля в системе исполнительной власти РФ. Академическая публицистика. 2022. № 9-1. С. 78-85. https://elibrary.ru/tpkthx
11. Навальный С. В. Общественный контроль выборов в органы государственной власти: реалии и перспективы современного подхода. Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2017. № 1. С. 166-173. https://elibrary.ru/yryfhr
12. Соколова О. В. Принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания. Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2. С. 42-47. https://elibrary.ru/teogpv
13. Гончаров В. В. Формы и объекты общественного контроля в Российской Федерации: современные проблемы и пути их разрешения. Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2019. Т. 9. № 1. С. 28-36. https://elibrary.ru/akdbwq
14. Гриб В. В. Общественная проверка - новая форма общественного контроля. Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 3-7. https://elibrary.ru/wgwzut
15. Демидов М. В. Общественные (публичные) слушания как форма осуществления общественного контроля. Марийский юридический вестник. 2017. № 1. С. 29-32. https://elibrary.ru/ypzoeh
16. Зелепукин Р. В., Липунцова А. В. Сущность общественной экспертизы как формы общественного контроля. Актуальные проблемы государства и права. 2022. Т. 6. № 3. С. 278-285. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2022-6-3-278-285
17. Дудченко О. Н., Мытиль А. В. Становление института независимой оценки качества: вопросы и перспективы развития. Социологическая наука и социальная практика. 2017. Т. 5. № 1. С. 70-88. https://doi.org/10.19181/snsp.2017.5.1.4993
18. Ибрагимов О. А., Клочихин В. А. Независимый мониторинг и общественное обсуждение закупок как основные формы общественного контроля государственных закупок. Юрист. 2021. № 2. С. 38-45. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2021-2-38-45
19. Ибрагимов О. А. Обязательное обсуждение как перспективная форм общественного контроля муниципальных закупок. Муниципальная служба: правовые вопросы. 2021. № 2. С. 6-8. https://doi.org/10.18572/2072-4314-2021-2-6-8
20. Бондарь Н. Ю. Общественная палата как правовая форма общественного контроля за деятельностью органов государственной власти в Российской Федерации. Юрист. 2019. № 2. С. 70-77. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2019-2-70-76
21. Галкин Д. В. Институт наблюдателей на выборах как форма общественного контроля. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2017. № 1. С. 106-111. https://elibrary.ru/yhpwsx
22. Павлов А. А. Попечительский совет как форма взаимодействия и общественного контроля в уголовно-исполнительной системе России (исторический и правовой аспекты). Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. Т. 13. № 1. С. 73-78. https://elibrary.ru/vxpszc
23. Кирякова И. Н. Участие граждан в нормотворческом процессе как форма общественного контроля в Республике Беларусь. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2018. № 13. С. 156-161. https://elibrary.ru/ywgohz
24. Япрынцев И. М. Правотворческая инициатива граждан как форма общественного контроля в Российской Федерации. Гражданское общество в России и за рубежом. 2016. № 2. С. 15-19. https://elibrary.ru/wagvqj
25. Позницкая Е. В., Короткова О. А. Институт общественной экспертизы законодательства как форма общественного контроля. Colloquium-Journal. 2019. № 9-10. С. 48-49. https://elibrary.ru/hdcdqx
26. Щепачёв В. А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления как форма общественного контроля. Местное право. 2016. № 6. С. 19-24. https://elibrary.ru/xqbxjj
27. Коптева Л. Н. Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями - форма общественного контроля. Актуальные проблемы управления здоровьем населения, общ. ред. И. А. Камаева, В. М. Леванова. Н. Новгород: Ремедиум Приволжье, 2017. С. 78-83. https://elibrary.ru/yyusjj
28. Крицкая М. С. Административная медиация как форма осуществления общественного контроля за деятельностью полиции. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2016. № 3. С. 177-183. https://elibrary.ru/wvoppr
29. Руденко В. Н. Гражданские большие жюри как форма общественного контроля. Дискурс-Пи. 2017. № 2. С. 22-30. https://elibrary.ru/ylupbs
30. Гончаров В. В. Конституционно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации. М.: Alicegroup, 2019. 256 с. https://elibrary.ru/osicez
31. Лапаева В. В. Биоэтический комитет как институт социального контроля за технологическими инновациями в медицине: правовой анализ. Государство и право. 2022. № 4. С. 121-134. https://doi.org/10.31857/S102694520019559-5