Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
сотрудник
Кемерово, Россия
Одной из основных и главных проблем, с которыми сталкиваются иностранные студенты в новой среде, является адаптация к условиям обучения в вузе с незнакомыми для них культурой и языком. Цель – изучить особенности проявления нейродинамических и когнитивно-личностных показателей иностранных студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе. Предметом исследования выступает совокупность изучаемых признаков. К их числу отнесены такие психофизиологические параметры, как уровень функциональной подвижности нервных процессов, показатель простой зрительно-моторной реакции, объем памяти и внимания. В работе определены личностные характеристики студентов-иностранцев; обоснована необходимость учета нейродинамических и когнитивно-личностных показателей иностранных студентов в процессе адаптации к условиям обучения в вузе; определено наличие более высокого значения ситуативной и более низкого – личностной тревожности у иностранных студентов по сравнению с русскими; получены данные о том, что в процессе адаптации к условиям обучения у иностранных студентов развивается утомление, связанное с ухудшением функционального состояния центральной нервной системы; установлена взаимосвязь национальной принадлежности студента с особенностями проявления личностных характеристик, которые необходимо учитывать в процессе обучения в вузе с целью оптимизации адаптации; показано, что иностранные студенты имеют нейродинамические и когнитивные особенности, обусловленные уровнем владения русским языком. Сделан вывод, что для студентов, не владеющих русским языком, характерно наличие низкого уровня показателей простой зрительно-моторной реакции, функциональной подвижности нервных процессов, памяти и внимания, что свидетельствует о негативных проявлениях процесса адаптации к условиям обучения.
адаптация, иностранные студенты, личностная и ситуативная тревожность, когнитивные функции, нейродинамические характеристики, личностные особенности, национальная принадлежность, уровень владения русским языком
1. Дятлова А. К. Иностранные студенты в провинциальном университете: структура работы и особенности контингента. Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 1. С. 154-156. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2019-10039
2. Лебедева О. А., Скопина Ю. И. Проблемы и трудности адаптации иностранных студентов первокурсников к условиям жизни и обучения в России. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35-1. С. 92-98. https://elibrary.ru/ruzber
3. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах: статистический и социологический анализ. М.: Центр социологических исследований, 2014. 228 c.
4. Уткина А. В., Гараева М. В. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах. Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 3. С. 1-4. https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.129.62
5. Семенова Я. Г. Вопросы адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в российских вузах. Вестник науки и образования. 2018. Т. 2. № 5. С. 62-66. https://elibrary.ru/xnmthn
6. Волков Г. Д., Оконская Н. Б. Адаптация и ее уровни. Философия пограничных проблем науки. 1975. № 7. С. 134-142.
7. Марзаева М. Б. Адаптация иностранных студентов (региональный опыт). Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. Т. 8. № 4. С 184-191. https://elibrary.ru/vxqapt
8. Коваль Е. Д. Теоретические аспекты исследования процесса адаптации иностранных студентов к социокультурной и образовательной среде высшей школы России. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 10. С. 110-115. https://elibrary.ru/zsjuvv
9. Апасова М. В., Кулагина И. Ю., Апасова E. В. Условия адаптации иностранных студентов в вузах. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. C. 129-137. https://doi.org/10.17759/jmfp.2020090412
10. Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Барьеры социокультурной адаптации иностранных студентов в российских вузах. Перспективы науки и образования. 2019. № 2. С. 108-118. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.9
11. Шевченко А. В., Соболева И. В. Адаптация иностранных студентов: проблемы и возможные пути их решения. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 16. С. 150-159. https://elibrary.ru/rinhpj
12. Гриненко Д. Н., Морозова И. С. Становление саморегуляции и когнитивно-стилевой организации личности в условиях психолого-образовательного сопровождения. Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 149-157. https://doi.org/10.17223/17267080/64/10
13. Морозова И. С., Каргина А. Е. Развитие содержательных характеристик эмоционального интеллекта студентов ВУЗа в условиях психолого-педагогического сопровождения. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2018. Т. 25. С. 76-88. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2018.25.76
14. Лютова О. В., Свойкина Л. Ф. Мероприятия по адаптации иностранных студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов для зарубежных стран в высших учебных заведениях. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 35-1. С. 118-123. https://elibrary.ru/ruzbgp
15. Уварова М. Ю., Кедярова Е. А. Исследование личностной тревожности и мотивации достижения у студентов-первокурсников. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2014. Т. 8. С. 74-86. https://elibrary.ru/sxtzgx
16. Ханин Ю. Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности. Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 51-55.
17. Ильин Е. П. Методические указания к практикуму по психофизиологии. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. 87 с. https://elibrary.ru/vigxqz
18. Аргунова М. П., Неустроева Н. Н. Формирование учебной мотивации на уроках иностранного языка. Научное мнение. 2013. № 1. С. 106-110. https://elibrary.ru/pvllbz
19. Выбойщик И. В., Шакурова З. А. Личностный многофакторный опросник Р. Кэттелла. Челябинск: ЮУрГУ, 2000. 54 с.
20. Бучек А. А. Этническая культура и ее психологический потенциал. Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 1-11. https://elibrary.ru/ofspjx
21. Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. In: Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности. М.: Наука, 1999. Т. 2. С. 77-98.
22. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб.: СПбГУ, 1994. 168 с.
23. Амбарова П. А., Зборовский Г. Е., Никольский В. С., Шаброва Н. В. Академическая и социокультурная адаптация студентов в вузах России. Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 12. С. 9-30. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-12-9-30
24. Распаева Г. Д., Маркусь А. М., Ярославова Е. Н. Социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: коммуникативный аспект. Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. Т. 14. № 1. С. 76-87. https://doi.org/10.14529/ped220108
25. Варич Л. А., Витязь С. Н., Кривкина Е. О. Изучение особенностей адаптации иностранных студентов к условиям обучения в вузе с учетом уровня знания русского языка. Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 5-1. С. 24-26. https://elibrary.ru/sertrj
26. Дрожжина Д. С. Изучение адаптации иностранных студентов: дискуссия и методология. Журнал о жизни университетов. 2013. Т. 1. № 3. С. 33-47.
27. Береговая О. А., Лопатина С. С., Отургашева Н. В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе. Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 156-165. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-1-156-165
28. Мамина В. П., Романовская И. А. Особенности процесса адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Педагогические исследования. 2022. № 2. С. 38-57. https://elibrary.ru/dbfwml
29. Дорожкин Ю. Н., Мазитова Л. Т. Проблемы социальной адаптации иностранных студентов. Социологические исследования. 2007. № 3. С. 73-77. https://elibrary.ru/hzeydb