Пермь, Пермский край, Россия
Пермь, Пермский край, Россия
В современных условиях быстро изменяющейся внешней среды, нарастающей международной напряженности и усложняющейся государственной политики теория государственного управления должна быстро адаптироваться и изменяться. Традиционные модели государственного управления, основанные на строгой иерархической подчиненности, имеют крайне низкую эффективность, что обуславливает необходимость их радикального переосмысления и перепроектирования. Такая метаморфоза парадигмы государственного управления не могла не повлиять на требования к квалификационным характеристикам государственных служащих, вовлеченных в процесс государственного управления. Ключевым трендом изменений является отказ от командных методов управления в пользу методов, основанных на соучастии, вовлеченности в процесс, эффективной мотивации при выполнении своих функциональных обязанностей. Цель исследования – проанализировать основные концепции (моделей) теории государственного управления; определить функции и задачи государственных служащих, упорядочить их по определенным признакам; выделить ключевые тенденции в развитии общества, оказывающие воздействие на квалификационные характеристики государственных служащих. Исследование основано на фундаментальных концепциях и положениях, представленных в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых, статистических данных национальных и зарубежных агентств и институтов, эмпирических данных. Научные методы: анализ литературы, сравнительный анализ, синтез, обобщение, наблюдение; методы научной абстракции и абстрактного мышления. Новизна исследования заключается в выводе о трансформации парадигмы государственного управления в сторону социального партнерства и децентрализации функций государственного управления, повышения ответственности госслужащих.
государственные служащие, государственное управление, концепции государственного управления, квалификационные характеристики, эффективность управления, мотивация, цифровизация, компетенции
1. Needham C., Mangan C. The 21st century public servant. Birmingham: University of Birmingham, 2014, 28.
2. Weber M. Economy and society: an outline of interpretive sociology. Berkley: University of California, 1922, 1469.
3. Hood C. A Public Management for all seasons? Public Administration, 1991, 69(1): 3-19. https://doi.org/10.1111/j.1467-9299.1991.tb00779.x
4. Olsen J. P. Maybe it is time to rediscover bureaucracy? Journal of Public Administration Research and Theory, 2005, 16(1): 1-24. https://doi.org/10.1093/jopart/mui027
5. Hood C., Lodge M. Competency, bureaucracy, and public management reform: a comparative analysis. Governance, 2004, 17(3): 313-333. https://doi.org/10.1111/j.0952-1895.2004.00248.x
6. Merton R. K. Bureaucratic structure and personality. Social Forces, 1940, 18(4): 560-568. https://doi.org/10.2307/2570634
7. Rhodes R. A. W. Recovering the craft of public administration. Public Administration Review, 2015, 76(4): 638-647. http://dx.doi.org/10.1111/puar.12504
8. Pfiffner J. P. Traditional public administration versus the new public management: accountability versus efficiency. Institutionenbildung in Regierung und Verwaltung: Festschrift fur Klaus Konig, eds. Benz A., Siedentopf H., Sommermann K. P. Berlin: Duncker & Humbolt, 2004, 443-454.
9. King A. Overload: problems of governing in the 1970s. Political Studies, 1975, 23(2-3): 284-296. https://doi.org/10.1111/j.1467-9248.1975.tb00068.x
10. Hughes O. E. Public management and administration. N. Y.: Palgrave Macmillan, 1998, 288. https://doi.org/10.1007/978-1-349-26896-2
11. Оsborne D., Gaebler T. Reinventing Government. N. Y.: Penguin Press, 1992, 405.
12. Hood C. The "new public management" in the 1980s: variations on a theme. Accounting, Organizations and Society, 1995, 20(2-3): 93-109. https://doi.org/10.1016/0361-3682(93)E0001-W
13. Fortin Y., Van Hassel H. Contracting in the New public management: from economics to law & citizenship. Amsterdam: Ios, 2000, 285.
14. Hondeghem A., Vandermeulen F. Competency management in the Flemish and Dutch civil service. International Journal of Public Sector Management, 2000, 13(4): 342-353. http://dx.doi.org/10.1108/09513550010350355
15. Aberbach J. D., Christensen T. Citizens and consumers. Public Management Review, 2005, 7(2): 225-246. https://doi.org/10.1080/14719030500091319
16. Pardeep S., Vayunandan E. Administrative theory. New Delhi: PHI Learning, 2010, 544.
17. Лукашенко А. М. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании. Современная конкуренция. 2009. № 6. С. 96-105. https://www.elibrary.ru/kzjert
18. Bonder A., Bouchard C.-D., Bellemare G. Competency-based management - an integrated approach to human resource management in the Canadian public sector. Public Personnel Management, 2011, 40(1): 1-10. http://dx.doi.org/10.1177/009102601104000101
19. Dingelstad J., Borst R. T., Meijer A. Hybrid data competencies for municipal civil servants: an empirical analysis of the required competencies for data-driven decision-making. Рublic Personnel Management, 2022, 51(4): 458-490. https://doi.org/10.1177/00910260221111744
20. Kruyen P. M., Van Genugten M. Opening up the black box of civil servants’ competencies. Public Management Review, 2020, 22(1): 118-140. https://doi.org/10.1080/14719037.2019.1638442
21. Rhodes R. A. W. Waves of governance. The Oxford handbook of governance, ed. Levi-Faur D. Oxford: Oxford University, 2012, 33-49. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199560530.013.0003
22. Denhardt R., Denhardt J. The new public service: an approach to reform. International Review of Public Administration, 2003, 8(1): 3-10. http://dx.doi.org/10.1080/12294659.2003.10805013
23. Denhardt R., Denhardt J. The new public service: serving rather than steering. Public Administration Review, 2000, 60(6): 549-559. http://dx.doi.org/10.1111/0033-3352.00117
24. Denhardt R., Denhardt J. The New Public Service: Serving, Not Steering. N. Y.: M. E. Sharpe, 2007, 222.
25. Van Kersbergen K., Van Waarden F. "Governance" as a bridge between disciplines: cross-disciplinary inspiration regarding shifts in governance and problems of governability, accountability and legitimacy. European Journal of Political Research, 2004, 43(1): 143-171. https://doi.org/10.1111/j.1475-6765.2004.00149.x
26. Osborne S. P. New public governance?: Emerging perspectives on the theory and practice of public governance. L.: Routledge, 2010, 448.
27. Bovaird T. Public governance: balancing stakeholder power in a network society. International Review of Administrative Sciences, 2005, 71(2): 217-228. https://doi.org/10.1177/0020852305053881
28. De Vries M., Nemec J. Public sector reform: an overview of recent literature and research on NPM and alternative paths. International Journal of Public Sector Management, 2013, 26(1): 4-16. http://dx.doi.org/10.1108/09513551311293408
29. Horton S. Competency management in the public sector: European variations on a theme, eds. Farnham D., Hondeghem A. Amsterdam: Ios, 2002, 189.
30. New public governance, the third sector and co-production, eds. Pestoff V., Brandsen T., Verschuere B. N. Y.: Routledge, 2012, 424.
31. Williams P. The competent boundary spanner. Public Administration, 2002, 80(1): 103-124. https://doi.org/10.1111/1467-9299.00296
32. Kickert W. J. M. Public governance in the Netherlands: an alternative to Anglo-American "managerialism". Public Administration, 1997, 75(4): 731-752. https://doi.org/10.1111/1467-9299.00084
33. Гершанок Г. А., Ломоносова Я. Г. Лидерство и менеджмент в системе государственной гражданской службы. Социальные и экономические системы. 2022. № 6-7. С. 213-221. https://www.elibrary.ru/lawkii
34. Lips M. Digital government: managing public sector reform in the digital era. L.: Routlege, 2019, 302. https://doi.org/10.4324/9781315622408
35. Choi Y., Lee H., Irani Z. Big data-driven fuzzy cognitive map for prioritising IT service procurement in the public sector. Annals of Operations Research, 2018, (270): 75-104. https://doi.org/10.1007/s10479-016-2281-6
36. Provost F., Fawcett T. Data science and its relationship to big data and data-driven decision-making. Big Data, 2013, 1(1): 51-59. https://doi.org/10.1089/big.2013.1508
37. Berner M., Graupner E., Maedche A. The information panopticon in the big data era. Journal of Organization Design, 2014, 3(1): 14-19. http://dx.doi.org/10.7146/jod.9736
38. Orlikowski W. J. Using technology and constituting structures: a practice lens for studying technology in organizations. Organization Science, 2000, 11(4): 404-428. https://doi.org/10.1287/orsc.11.4.404.14600
39. Desouza K. C., Jacob B. Big data in the public sector: lessons for practitioners and scholars. Administration & Society, 2017, 49(7): 1043-1064. https://doi.org/10.1177/0095399714555751
40. Kim G.-H., Trimi S., Chung J.-H. Big-data applications in the government sector. Communications of the ACM, 2014, 57(3): 78-85. https://doi.org/10.1145/2500873