Пермь, Россия
Важнейшим направлением современного развития государственного управления является совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг на основе новых технологических решений. В качестве ключевой задачи развития данной сферы выступает снижение уровня коррупции. Цель – исследовать методы совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг в России и оценку их воздействия на снижение уровня коррупции в деятельности органов государственного и муниципального управления. В работе использован институциональный подход, позволяющий изучить формально-правовые аспекты государственного управления в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности нормативные правовые документы и реализацию их положений на практике, и теории сервисного государства и позитивного государственного управления, согласно которым государство призвано удовлетворять потребности общества и гражданина путем предоставления публичных услуг. Институциональный подход, теории сервисного государства и позитивного государственного управления определили применение соответствующих методов исследования: формально-юридический метод, метод сравнительно-правового анализа, метод case study. В результате проанализирована реализация таких методов снижения коррупции при предоставлении услуг, как внедрение административных регламентов предоставления услуг, организация деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставление услуг в электронной форме. Выявлены проблемы правового и управленческого характера: 1) требования нормативных актов соблюдаются не в полной мере; 2) организациями предпринимаются недостаточные меры для исполнения нормативных правовых актов и организации деятельности в сфере профилактики и противодействия коррупции, не используется потенциал информационных технологий для формирования антикоррупционного поведения граждан и организаций; 3) важнейшим направлением деятельности органов государственной и муниципальной власти в сфере противодействия коррупции при предоставлении услуг в электронной форме должен быть контроль органами полноты и достоверности информации, размещаемой на едином портале. Разработаны рекомендации по их решению.
коррупция, государственные услуги, муниципальные услуги, административный регламент, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, единый портал государственных и муниципальных услуг, административные процедуры, доступность услуг, качество услуг
1. Васильева А. Ф. Защита субъективного публичного права в позитивном государственном управлении. Актуальные проблемы российского права. 2009. № 3. С. 182-187. https://elibrary.ru/muiieh
2. Жигалов Д. В. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг органами государственной власти и местного самоуправления и государственными и муниципальными учреждениями. Местное право. 2011. № 6. С. 47-56. https://elibrary.ru/pvnzhx
3. Зайковский В. Н. «Сервисное государство»: новая парадигма или современная технология государственного управления? Дайджест-Финансы. 2014. № 3. С. 35-45. https://elibrary.ru/sjtpvh
4. Каирова Э. Ф. Вопросы местного значения как муниципальные услуги: анализ теоретических основ. Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2018. Т. 1. С. 348-359. https://elibrary.ru/ylxvpv
5. Волженкин Б. В. Коррупция. СПб.: СПбЮИ, 1998. 42 с.
6. Астанин В. В. Взаимосвязь коррупционных проявлений и экологических преступлений: проблемы детерминации, латентности и уголовной репрессии. Человек: преступление и наказание. 2009. № 1. С. 126-130. https://elibrary.ru/jgwece
7. Аширбагина Н. Л., Фрик О. В. Анализ практики предоставления государственных и муниципальных услуг. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 4-2. С. 14-21. https://elibrary.ru/vvvhqn
8. Глазкова Л. В., Бурмистров И. А., Казенков О. Ю., Ермаков Д. Н. Этимология коррупции и ее системообразующие компоненты. Право и государство: теория и практика. 2017. № 5. С. 102-106. https://elibrary.ru/zekned
9. Сорокин Р. С. Противодействие коррупции в сфере оказания государственных и муниципальных услуг посредством принципа прозрачности. Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 2-2. С. 78-80. https://elibrary.ru/tneevx
10. Ильяков А. Д. Административно-правовое исследование понятия «коррупция». Административное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 342-346. https://elibrary.ru/rptuhb
11. Сердалинов К. М. Некоторые вопросы противодействия коррупционным проявлениям в сфере оказания государственных услуг. Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2018. № 1. С. 91-100. https://elibrary.ru/dfhujq
12. Абулханова Г. А., Шафранская Ч. Я. Развитие цифровой экономики как инструмент минимизации коррупционных рисков. Диалектика противодействия коррупции: VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч. (Казань, 24 ноября 2017 г.) Казань: Познание, 2017. С. 10-12. https://elibrary.ru/ykkosl
13. Каирбекова А., Абрамов Р. А. Влияние коррупции на развитие предпринимательства в России. Human Progress. 2021. № 2. https://doi.org/10.34709/IM.172.6
14. Гладких В. Н. Противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления. Цифровая наука. 2021. № 6-2. С. 40-54. https://elibrary.ru/vsslca
15. Сувернева В. А. К вопросу о понятии коррупции. Символ науки. 2020. № 12-2. С. 67-70. https://elibrary.ru/wscccv
16. Противодействие коррупции: новые вызовы, отв. ред. Т. Я. Хабриева. М.: ИНФРА-М, 2016. 376 с. https://elibrary.ru/ytdvbb
17. Куракин А. В., Костенников М. В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств. Полицейская деятельность. 2011. № 1. С. 10-16. https://elibrary.ru/qarodt
18. Колягина Е. С. Взаимосвязь административного регламента государственного органа и должностного регламента служащего. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2018. № 12. С. 180-184. https://elibrary.ru/yrmyqh
19. Кузнецова П. Ю. Совершенствование методологии оценки качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 3. С. 53-58. https://doi.org/10.22394/2079-1690-2019-1-3-53-58
20. Серенко Е. А. В Хабаровском крае выполнены требования по обеспечению населения услугами МФЦ. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 22. С. 300-304. https://elibrary.ru/vkmzer
21. Громов И. А. Влияние цифровых решений в области государственных и муниципальных услуг на восприятие коррупции. Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6. С. 173-178. https://elibrary.ru/umgksp
22. Atzori L., Iera A., Morabito G. Understanding the Internet of Things: Definition, potentials, and societal role of a fast evolving paradigm. Ad Hoc Networks, 2017, 56: 122-140. https://doi.org/10.1016/j.adhoc.2016.12.004
23. Иванов Л. Л. Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти в условиях цифровизации. Молодой ученый. 2022. № 23. С. 279-280. https://elibrary.ru/thmlsy
24. Алексеев С. Л., Алексеева Ю. С. Основы антикоррупционного права. Казань: Академия социального образования, 2015. 184 с. https://elibrary.ru/bnbxmo
25. Смирнова Т. В. Эффективность государственных и муниципальных услуг в регионах: социологический анализ. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2022. Т. 6. № 1. С. 19-28. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2022-6-1-19-28