Новосибирск, Россия
На современном этапе развития науки и практики управления проблема формирования культуры делового общения связана с усложнением профессиональных задач, предъявлением профессиональных требований для работников. Работа юриста заключается в различных аспектах: оказание правовой помощи людям, разъяснение смысла норм права, проведение совещаний и т. д. – и напрямую зависит от навыков эффективного делового общения, а также деловой переписки. Цель – определить проблемы формирования культуры делового общения у студентов-юристов и разработать рекомендации по повышению эффективности образовательного процесса. Применены методы тематического исследования, типизированных ситуаций, обучения действием, метод проектов. Выделены и проанализированы основные проблемы, связанные с формированием культуры делового общения. Сделан вывод о существовании на современном этапе проблемы формирования культуры делового обмена у студентов-юристов, которые препятствуют развитию делового общения. Анализ проблем, их систематизация позволит наметить возможные шаги для оптимизации процесса формирования культуры делового общения у студентов-юристов. Отсутствие специализированных дисциплин в учебных программах сильно влияет на деловое общение юристов. Студенту-юристу необходимо уметь пользоваться основными моделями речевой деятельности, понимать логичность ее построения, овладевать профессиональной лексикой, которая имеет определенные особенности в юриспруденции, чтобы сформировать достаточный ее уровень для будущей профессиональной деятельности. Для этого необходимо организовывать мероприятия, направленные на развитие коммуникативных навыков студентов, такие как тренинги, дебаты; обучать деловой этике; организовывать групповые проекты и задания, чтобы студенты могли учиться работать в команде, договариваться друг с другом; работать над индивидуальностью студента, содействовать формированию у студентов уверенности в себе и своих способностях, чтобы они могли проявлять инициативу в профессиональной деятельности. Практическая значимость данной работы заключается в выработке общих рекомендаций по повышению эффективности образовательного процесса с целью формирования культуры деловых обменов среди студентов-юристов.
культура делового общения, образовательные организации, студенты-юристы, проблема профессионального общения, процесс формирования культуры речи
1. Турабаева Л. К., Абдикеримова Г. А., Есболаева И. А., Жапбарова Г. А. Формирование и развитие культуры речи. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-4. С. 797-799. https://www.elibrary.ru/rqbsqp
2. Зауторова Э. В. Социально-педагогическая поддержка в профессиональной подготовке студентов. Глобальные, национальные, региональные проблемы развития приоритетных отраслей в условиях цифровой экономики: Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17 мая 2022 г.) М.: АЭО, 2022. С. 96-99. https://www.elibrary.ru/nkcydp
3. Кузнецов В. А., Кузнецова О. Ю. Деловое общение в педагогическом коллективе. Перспективы науки и образования. 2014. № 3. С. 56-62. https://www.elibrary.ru/sguatv
4. Бердяев Н. А. Самопознание: опыт философской автобиографии. М.: Мир книги; Литература, 2006. 416 с. https://www.elibrary.ru/qwomzp
5. Храмцова Н. Г. Профессиональные коммуникативные компетенции студентов юридических вузов в системе повышения качества высшего юридического образования. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 3. С. 203-212. https://www.elibrary.ru/wfjanz
6. Евтушенко С. Я. Особенности обучения деловому общению иностранных студентов в аспекте русского языка как иностранного. Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 171-175. https://www.elibrary.ru/wdzjjb
7. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Знание, 2001. 433 с. https://www.elibrary.ru/tkywop
8. Ахбарова Г. Х. Изучение жанров деловой речи в школе. Русский язык в школе. 2006. № 2. С. 7-11. https://www.elibrary.ru/ohlvtr
9. Чернышова Л. И. Деловое общение. М.: ЮНИТИ, 2012. 414 с.
10. Далецкий Ч. Б. Риторико-коммуникативная культура личности юриста. Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 4. С. 94-101. https://elibrary.ru/wkaxyp
11. Барабанщиков В. А. Восприятие в структуре общения. Мир психологии. 2013. № 1. С. 168-187. https://elibrary.ru/pxtqix
12. Большунов А. Я., Киселева Н. И., Марченко Г. И., Новиков А. В. Деловые коммуникации, ред. А. Г. Тюриков, Л. И. Чернышова. М.: КноРус, 2019. 282 с. https://elibrary.ru/fxuvwo
13. Бороздина Г. В., Кормнова Н. А. Психология и этика делового общения. М.: Юрайт, 2023. 392 с.
14. Дутов Ю. И. Формирование правовой культуры курсантов образовательных учреждений МВД России: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2006. 221 с. https://elibrary.ru/nnxbkj
15. Косянова О. М. Коммуникативная компетентность как одна из основ качественного профессионального образования студентов правовых специальностей. Наука и школа. 2008. № 1. С. 8-11. https://elibrary.ru/ncrxgd
16. Кузин Ф. А. Культура делового общения. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2002. 320 с.
17. Соболева А. К. Риторическая подготовка студентов-юристов, или юридическая риторика как учебный предмет. Предмет риторики и проблемы и проблемы преподавания: Первая Всерос. конф. по риторике. (Москва, 28-30 января 1997 г.) М.: Добросвет, 1998. С. 194-205. https://elibrary.ru/zlpfuh
18. Карташова Л. Э. О роли учебной дисциплины «Ораторское искусство» в формировании юриста. Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 2. С. 135-138. https://elibrary.ru/uhuall
19. Baker A. С., Jensen P. J., Kolb D. A. Conversation as experiential learning. Management Learning, 2005, 36(4): 411-427. https://doi.org/10.1177/1350507605058130
20. Elbow P. Embracing contraries: Explorations in learning and teaching. NY: Oxford University Press, 1986, 338.
21. Казиева Н. Н. Коммуникативная культура и особенности делового общения. Наука, техника и образование. 2017. № 11. С. 75-77. https://elibrary.ru/vsqlvz
22. Мандель Б. Р. Педагогика. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2014. 288 с. https://elibrary.ru/tomvvh
23. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. М.: АСТ; Времена, cop., 2023. 413 с.
24. Методические указания для обучения устной речи на английском языке, сост. Н. Н. Курпешко. Кемерово: КузГТУ, 2001. 36 с.
25. Лебедева Т. А. Профессионально ориентированная коммуникативная подготовка студентов-юристов. Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2011. № 3. С. 172-177. https://elibrary.ru/nxoxnx
26. Макушина Е. Б. Место дисциплины «Теория и практика правовых коммуникаций» в учебной программе подготовки юристов. Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 1. С. 14-16. https://elibrary.ru/qisyfd
27. Попов Е. Б. Legal English. Specialties and Particulars. Английский язык для юристов. Книга первая: углубленный курс. Оренбург: Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина, 2015. 235 c. https://elibrary.ru/ugotdr
28. Кленина Н. В. Формирование культуры делового общения будущих юристов средствами иностранного языка. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 73-77.
29. Klenina N. V. Formation of culture of business communication of future lawyers by means of foreign language. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriia: Pedagogika. Psikhologiia. Sotsialnaia rabota. Iuvenologiia. Sotsiokinetika, 2010, 16(3): 73-77. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/ntucrn