СТОРИТЕЛЛИНГ: ВЛИЯНИЕ ОНЛАЙН-ИСТОРИЙ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Онлайн-истории (сториз), транслируемые в отечественных и зарубежных социальных сетях, рассматриваются в качестве частного случая сторителлинга – способа передачи информации в форме рассказа (текстового или аудиовизуального), основанного на персональном впечатлении, точке зрения или способе видения и не требующего непременного взаимного соответствия знания и действительности. Цель – охарактеризовать возможные теоретические подходы к изучению онлайн-историй как инструмента влияния на общественное сознание и выделить спорные положения, требующие изучения и уточнения. Методы исследования: анализ вторичных источников, эмпирическое наблюдение и описание онлайн-­историй на российских и иностранных социально-сетевых площадках. Анализ междисциплинарной научной литературы и осмысление актуальной практики онлайн-историй позволяют авторам сделать выводы о значительном воздействующем потенциале данной разновидности сторителлинга, основанном на эмоциональности, компактности и удобстве восприятия больших объемов информации, простоте и понятности аксиологических и мировоззренческих установок, транслируемых в сториз. Повествовательная природа исследуемого феномена обеспечивает как увлекательность потребляемого контента, так и глубину его когнитивного и поведенческого влияния на воображаемые сообщества современного социума и их отдельных представителей.

Ключевые слова:
сторителлинг, онлайн-истории, сториз, общественное сознание, влияние, нарратив
Список литературы

1. Анкерсмит Ф. Р. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков. М.: Идея-Пресс, 2003. 360 с. https://www.elibrary.ru/rcimsr

2. Артёмова Т. В. Нарратив как элемент риторической стратегии (на материале судебных речей А. Ф. Кони). Вестник НовГУ. 2007. № 43. С. 55-57. https://www.elibrary.ru/munzep

3. Боева Г. Н. Сторителлинг как новая PR-технология. Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2020. № 2. С. 26-30. https://doi.org/10.24411/2227-1384-2020-10019

4. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.

5. Кащеев О. В., Бузькевич А. О. Психологическое воздействие рекламы на культуру общества потребления через социальные сети (на примере Instagram). Вестник славянских культур. 2020. Т. 57. С. 94-103. https://doi.org/10.37816/2073-9567-2020-57-94-103

6. Кириллов А. Г. Границы политического нарратива. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе, отв. ред. А. Г. Пастухов. Орёл: ОГИИК, 2005. Вып. 2. С. 123-128. https://www.elibrary.ru/tsdssx

7. Кузовенкова А. И. Сторителлинг как новая медиатехнология. Медиасреда. 2019. № 1. С. 62-67. https://doi.org/10.24411/2070-0717-2019-10111

8. Логунова О. С., Завгородняя П. М. Конструирование образа микроселебрити в Instagram: анализ пользовательского опыта. Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Т. 14. № 1. С. 106-122. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.1.5

9. Логунова О. С., Лебедев П. А. Digital-селебрити: трансформация теоретических подходов. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. C. 12-31. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1992

10. Минаева Л. В. Корпоративный сторителлинг. Вестник университета. 2016. № 2. С. 247-253. https://elibrary.ru/wbouzr

11. Попова Е. А. Литературная коммуникация как объект изучения лингвистики нарратива. Филоlogos. 2008. № 1-2. С. 218-228. https://www.elibrary.ru/mubhpj

12. Пяткова О. Б. Метод сторителлинга в обучении. Школьные технологии. 2018. № 6. С. 41-45. https://elibrary.ru/zcnkgl

13. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.

14. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурация в вымышленном рассказе. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 224 с.

15. Симакова С. И., Енбаева А. П. Сторителлинг как прием журналистской работы. Знак: проблемное поле медиа­образования. 2019. № 1. С. 110-117. https://elibrary.ru/xburkr

16. Тюпа В. И. Очерк современной нарратологии. Критика и семиотика. 2002. № 5. С. 5-31. https://elibrary.ru/tpcled

17. Фадеева О. А. Сторителлинг как символическая информационно-коммуникативная технология. Политическая лингвистика. 2015. № 4. С. 150-153. https://elibrary.ru/vdgdzl

18. Хутыз И. П. Сторителлинг в лекционном дискурсе. Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 10. № 2. С. 64-73. https://doi.org/10.18721/JHSS.10206

19. Цветкова О. Л. Сторителлинг как инструмент бренд-коммуникации. Верхневолжский филологический вестник. 2021. № 4. С. 66-74. https://doi.org/10.20323/2499-9679-2021-4-27-66-74

20. Шапинская Е. Н. Сторителлинг в нарратологии цифровой эпохи. Культурный код. 2022. № 1. С. 53-63. https://doi.org/10.36945/2658-3852-2022-1-53-63

21. Шмид В. Нарратология. 2-е изд., испр. и доп. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с. https://elibrary.ru/suqjgp


Войти или Создать
* Забыли пароль?