студент
Средняя общеобразовательная школа № 80
сотрудник
Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Статья посвящена анализу феномена внимания и его свойств с учетом исторической ретроспективы. Цель – выявить особенности свойств внимания у мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте. Предмет – особенности развития свойств внимания у младших подростков. Выявлены характеристики свойств внимания у мальчиков и девочек младшего подросткового возраста: объем, устойчивость, избирательность, распределение и переключаемость. Рассмотрено влияние свойств внимания на продуктивность деятельности подростков. Предложен диагностический инструментарий, включающий набор тестов (Б. Бурдона, Г. Мюнстерберга, В. Поппельрейтера) и методик (Перепутанные линии Рисса; Запомни и расставь точки), позволяющих оценить характеристики различных свойств внимания у испытуемых – 50 обучающихся Средней общеобразовательной школы № 85 г. Кемерово. Определены значимые различия характеристик свойств внимания у мальчиков и девочек младшего подросткового периода. Выявлены прямые связи между показателями распределение и устойчивость на общей выборке младших подростков. На выборке мальчиков установлены взаимосвязи между показателями распределение и устойчивость внимания. На выборке девочек определены корреляции между показателями переключение и распределение, распределение и избирательность.
свойства внимания, развитие внимания, младший подростковый возраст, гендерные различия
1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2023. 336 с.
2. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974. 102 с.
3. Рибо Т.-А. Психология внимания. М.: URSS, 2022. 96 c.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. 713 с. EDN: NKSAKP
5. Узнадзе Д. Н. Общая психология. М.: Смысл; Спб.: Питер, 2004. 413 с.
6. Купцова О. В. Внимание как особый психический процесс. Проблемы современной науки и образования. 2017. № 20. С. 83-85. EDN: YPASCZ
7. Верхотурова Н. Ю., Литвинова А. Г. Теоретические аспекты изучения проблемы внимания в психологии. Наука и социум: XVI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. (Новосибирск, 17 марта 2021 г.) Новосибирск: СИПППИСР, 2021. С. 41-47. EDN: HQQQGV
8. Крамаренко А. С., Клименко М. Е., Кураева Д. А. Сущность понятия «внимание»: виды, критерии, свойства. Вопросы науки и образования. 2018. № 29. С. 136-138. EDN: YQXQQX
9. Немов Р. С. Психология. Кн. 1: Общие основы психологии. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2003. 688 с. EDN: QXFPSR
10. Куркина Е. А. Проблема развития внимания старших дошкольников. Проблемы педагогики. 2017. № 9. С. 55-56. EDN: ZXPCSB
11. Психология внимания, под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. 858 с.
12. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995. 347 с.
13. Фаликман М. В. Общая психология. Т. 4. Внимание. М.: Академия, 2006. 480 с.
14. Худайгулова Г. Р. Наблюдение как метод исследования концентрации внимания детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 266-273. https://doi.org/10.26170/po16-07-37
15. Оконешникова А. В., Чапогир Л. С. Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания. European Research. 2016. № 1. С. 108-111. EDN: VKBBRJ
16. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Ленингр. ун-т, 1990. 256 с.
17. Верхотурова Н. Ю., Литвинова А. Г., Антошечкина Г. К. Особенности произвольного внимания учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 5-1. С. 203-213. https://doi.org/10.34670/AR.2020.46.5.020
18. Хохлов Н. А., Яремченко П. И. Половые различия в состоянии высших психических функций у детей и подростков 4-17 лет. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. С. 73-93. https://doi.org/10.24412/2303-9744-2021-1-73-93
19. Волков Б. С. Психология подростка. М.: Академический проект, 2017. 240 с.
20. Логинова Е. С. Особенности интеллектуального развития мальчиков и девочек 6-10 лет. Новые исследования. 2013. № 4. C. 52-66. EDN: TRULTX
21. Волченко Н. С. Особенности внимания и памяти в юношеском возрасте. Инновационные аспекты развития науки и техники: V Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 28 февраля 2021 г.) Саратов: Цифровая наука, 2021. С. 366-371. EDN: FKTGOE
22. Молчанова Л. Н., Корсунова Е. Д. Гендерные особенности структурной организации внимания у детей дошкольного возраста. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37. № 2. С. 336-347. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2018-37-2-336-348
23. Егорова М. С., Шляхта Н. Ф. Половые различия в структуре свойств внимания у подростков. Новые исследования в психологии. 1987. № 2. С. 33-36.
24. Ядрищенская Т. В. Корреляционные отношения и гендерные особенности характеристик внимания. Ученые записки ЗабГУ. 2015. № 1. С. 155-160. EDN: TNGOXT
25. Вятлева О. А. Нейробиологические особенности мальчиков и девочек (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016. № 2. С. 12-17. EDN: WIBQON