РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРАТЕГИРОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена анализу понятия региональная идентичность, раскрывающего когнитивные основания политики стратегирования управлением и продвижением Стратегии развития регионов Российской Федерации˗2035, а также особенности формирования смысловых конструкций идентичности в долгосрочной стратегической инициативе Кемеровского государственного университета в формировании стратегии Кузбасса до 2071 г. Авторы проанализировали вызовы системно-функциональных проблем регионального развития, инициированные социально-экономическими изменениями цифровой экономики. Особое внимание в работе уделяется процессам формирования центров инноваций и лидерства. Выявили общие тенденции трансформирования традиционных ценностей социальных смыслов в стратегической активности наращивания конкурентных преимуществ регионов в единой стратегии государства. Теоретико-методологической основой исследования выступили положения теории стратегии В. Л. Квинта и отдельные методологические положения регионального стратегирования, а также положения теории социальной идентичности и миссии региона, заключающиеся в проведении OTSW-анализа как эффективного инструмента мониторинга и обоснования стратегических возможностей, в частности был применен селективный подход OTSW-анализа. В результате мониторинга и анализа были обнаружены стратегические возможности регионального развития модели, основным компонентом которой является система социальных смыслов, определяющих солидарные усилия в достижении поставленных целей и базовые принципы экологии взаимодействия гибких индивидуально ориентированных бизнес-стратегий региональных компаний, общественных движений, молодежи и амбасадоров инвестиционных проектов. Модель регионального развития позволяет выстраивать целостное видение смыслового ориентирования и инкорпорирования роли каждого. Лидерство и устойчивость инновационных стратегий развития региона как уникальной территории социально-экономической организации обуславливают единство когнитивного пространства и региональной идентичности в определении приоритетных социально-экономических оснований функционирования интегративных структур, инициирующих инновации. Дальнейшее формирование и реализация стратегических приоритетов по этим направлениям обеспечит не только уникальность развития регионов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, но и станет базисом мультипликативного импульса социально-экономического развития всего макрорегиона.

Ключевые слова:
тактика стратегирования, стратегия управления регионом, региональная идентичность, модели стратегических коммуникаций бизнес-сообщества, социальные смыслы
Список литературы

1. Алабина Т. А. Роль концепции стратегирования В. Л. Квинта в экономических исследованиях стратегий и ее особенности // Управленческое консультирование. 2021. Т. 153. № 9. С. 45-57. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-9-45-57

2. Алабина Т. А., Голубев М. Р., Морозова Е. А. «Стратегия» в стратегировании: теоретические подходы к определению понятия // Теория и практика стратегирования: Тезисы докладов участников III Международная научно-практическая конференция. М., 2020. С. 72-75.

3. Алтухова Е. С. Наука и современное представление молодых россиян о ней: проблемы оценки эффективности развития // Молодежь в условиях цифровизации общества: международный, национальный и региональный аспекты: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово, 2020. С. 346-350.

4. Асланова С. Х., Топсахалова Ф. М.-Г. Стратегическое управление социально-экономическим развитием на региональном уровне // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-11. С. 2389-2393.

5. Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / Н. А. Беляева [и др.]. М.: Российская политическая энциклопедия, 2012. 263 с.

6. Вопросы образования и психологии / Е. А. Бакланова [и др.]. Чебоксары: Издателький дом «Среда», 2021. 172 с. https://doi.org/10.31483/a-10334

7. Грицкевич Т. И. Антиномии идентичности и индивидуальности в поиске оснований социального взаимодействия // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 62-67.

8. Грицкевич Т. И. Порождение смыслов как основа модальности социального взаимодействия // Модусы социального взаимодействия: концепты идентичности, духовного опыта, общественных преобразований / под ред. О. Ф. Гавриловой [и др.]. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. С. 86-91.

9. Грицкевич Т. И. Реформаторство и социальное конструирование смыслов в религии // Религия в современном мире: вызовы и перспективы в контексте христианской теологии / под ред. О. Ф. Гавриловой. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. С. 106-137.

10. Грицкевич Т. И. Социальный порядок: новые смыслы образовательного пространства гумманитарных наук // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 20-22.

11. Грицкевич Т. И., Леухова М. Г., Корчагина И. В. Социальное взаимодействие участников федеральных инновационных площадок как моделирование инновационных образовательных практик вузов // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 36-41.

12. Драпезо В. Я. Грицкевич Т. И., Драпезо Р. Г. Цифровые доказательства в гражданском, административном и уголовном процессе и формирование цифровых компетенций как профессиональных навыков юриста в вузах // Сибирский антропологический журнал. 2021. Т. 5. № 3. С. 184-198

13. Каличкин К. К. Социальная сплоченность: смыслы интеграции в евразийское пространство // Евразийское образовательное пространство: актуальные проблемы современного социально-гуманитарного знания: сборник статей IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Кемерово, 2021. С. 58-60.

14. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7

15. Квинт В. Л. Теоретические основы и методология стратегирования Кузбасса как важнейшего индустриального региона России // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 290-299. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-290-299

16. Квинт В. Л., Астапов К. Л. Стратегия Кузбасса на 50-летнюю перспективу в книгах Библиотеки «Стратегия Кузбасса» // Стратегирование: теория и практика. 2021. Т. 1. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.21603/2782-2435-2021-1-2-123-135

17. Квинт В. Л., Новикова И. В., Алимурадов М. К. Согласованность глобальных и национальных интересов с региональными стратегическими приоритетами // Экономика и управление. 2021. Т. 27. № 11. С. 900-909. https://doi.org/10.35854/1998-1627-2021-11-900-909

18. Концептуальное будущее Кузбасса: стратегические контуры приоритетов развития до 2071 г. 50-летняя перспектива / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2022. 283 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2812-3

19. Леухова М. Г. Профессиональная подготовка стратегических лидеров в Кузбассе // Экономика промышленности. 2020. Т. 13. № 3. С. 418.

20. Миненков Г. Я. Идентичность как предмет политического анализа // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1 / под ред. И. С. Семененко, В. В. Лапкина, Л. А. Фадеевой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 18-25.

21. Новикова И. В. Стратегическое лидерство в нестационарных условиях // Проблемы и перспективы развития промышленности России: Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Экономика промышленности в условиях ограничений». М., 2021. С. 272-274.

22. Новикова И. В. Факторы «своевременность» и «инновационная информация» при кадровом стратегировании компании // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 34-39.

23. Окрепилов В. В. Экономика качества: теория и практика стратегического планирования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 25-33.

24. Просеков А. Ю., Грицкевич Т. И., Леухова М. Г. Стратегии управления проектами, имеющими статус Федеральной инновационной площадки высшего образования // Теория и практика стратегирования: Сборник избранных научных статей и материалов IV Международной научно-практической конференции. М., 2021. С. 59-66.

25. Ситникова Е. Л. Развитие инновационной инфраструктуры в сфере образования: опыт региона // Социальные отношения. 2019. Т. 29. № 2. С. 90-97.

26. Стратегирование водных ресурсов Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 388 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2725-6

27. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 371 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2718-8

28. Стратегирование человеческого потенциала Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 453 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2642-6

29. Стратегирование экономического и инвестиционного развития Кузбасса / под ред. В. Л. Квинта. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 364 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2724-9

30. Фадеева Л. А. Идентичность как категория политической науки: Исследовательское поле и когнитивный потенциал // Политическая наука. 2016. № 2. С. 164-180.

31. Шилов Н. А. Русская идентичность в постсоветскую эпоху и её способность к образованию сообщества // Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, 2020. С. 247-254.

32. Brewer M. B. The social self: On being the same and different at the same time // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. Vol. 17. № 5. P. 475-482. https://doi.org/10.1177/014616729117500

33. Brown R. Social identity theory: Past achievements, current problems and future challenges // European Journal of Social Psychology. 2000. Vol. 30. № 6. P. 745-778. https://doi.org/10.1002/1099-0992(200011/12)30:6<745::AID-EJSP24>3.0.CO;2-O

34. Concept of noospheric education: innovative methods for developing personal cognitive strategies / E. S. Goldshmidt [et al.] // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 383-394. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.45

35. Ellemers N, van Rijswijk W. Identity needs versus social opportunities: The use of group-level and individual-level identity management strategies // Social Psychology Quarterly. 1997. Vol. 60. № 1. P. 52-65. https://doi.org/10.2307/2787011

36. Gritskevich T. I., Kazakov E. F., Konovalov A. B. Value of reforming social and economic models of interaction in society development // Research Paradigms Transformation in Social Sciences. 2019. Vol. 35. P. 402-428. https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.02.49

37. Introduction of IoT solutions to business processes at locomotive enterprises: Efficiency and transformation of social communications / T. I. Gritskevich [et al.] // Proceeding of the International Science and Technology Conference “FarEastСon 2021” / eds. D. B. Solovev [et al.]. Singapore: Springer, 2022. P. 875-883. https://doi.org/10.1007/978-981-16-8829-4_86

38. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Quality of life and values in national development strategies // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2014. Vol. 84. № 3. P. 188-200. https://doi.org/10.1134/S1019331614030058

39. Legal support of digital business: Competencies and tools training future lawyers / V. Ya. Drapezo [et al.] // Proceeding of the International Science and Technology Conference “FarEastСon 2021” / eds. D. B. Solovev [et al.]. Singapore: Springer, 2022. P. 885-892. https://doi.org/10.1007/978-981-16-8829-4_87

Войти или Создать
* Забыли пароль?