Кемерово, Россия
Кемерово, Россия
Предложен комплексный подход к оценке достоверности информации в сетевых СМИ и апробирован на медиатекстах интернет-порталов РБК и РИА Новости. Он разработан на основе разрозненных представлений медиаисследователей о качественном содержании публикаций СМИ и включает критерии: 1) явные (внешние) характеристики издания: позиционирование на медиарынке, профессиональные характеристики состава редакции СМИ, дискурс вокруг деятельности издания; 2) латентные (скрытые) характеристики издания: система ценностей, или идеология средства массовой информации, проявляющаяся в формировании медиаповестки и авторском стиле отдельно взятых медиатекстов; 3) соотношение целей и интересов СМИ и аудитории: тип и вид информации, коммуникативные цели сообщений, отсутствие конфликта между элементами медиатекста (вербальных и невербальных (визуальных)), точность, полнота, достаточность информации (использование большого количества имен собственных, наличие ссылок на достоверные источники информации, соблюдение логики при выдвижении и развитии гипотез). В результате анализа 20 медиатекстов сделан вывод о возможности применения данного подхода к анализу сетевых СМИ, он отличается объективностью и призван оценить достоверность не только отдельно взятого медиатекста (третья группа критериев), но и средства массовой информации в целом.
сетевая журналистика, объективность информации, достоверность информации, анализ
1. Белоедова А. В. Способы оценки журналистской информации с точки зрения достоверности. Современный дискурс-анализ. 2018. № 3-1. С. 52-57.
2. Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Флинта; Наука, 2015. 208 с.
3. Солганик Г. Я. К определению понятий «текст» и «медиатекст». Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 7-16.
4. Суходолов А. П., Маренко В. А., Ложников В. Е. Модели достоверности информации в СМИ для задач принятия решений. Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 1. С. 34-45. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2020.9(1).34-45
5. Тертычный А. А. Объективность информации в СМИ: достижима ли она? Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 37. № 1. С. 113-120. https://doi.org/10.18413/2075-4574-2018-37-1-113-120
6. Чевозерова Г. В. Проблемы познания в журналистике. Достоверность журналистской информации. Медиаскоп. 2016. № 1. http://mediascope.ru/node/2090 (accessed 20 Jun 2022).