ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования – рассмотреть особенности взаимодействия студентов с искусственным интеллектом (ИИ) образовательных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В фокус исследования попали студенческие группы, изучающие дисциплину «Иностранный язык» на неязыковых направлениях университета. В статье объясняются и определяются понятия «ИИ» и «ИКТ», а также «взаимодействие в образовательном процессе». Потребность изучения взаимодействия студентов с ИИ актуализируется как знаковое явление эпохи цифровизации высшего образования. Главным методом исследования является моделирование. В результате взаимодействие студентов с ИИ смоделировано через демонстрацию некоторых системных факторов и динамических процессов, влияющих на его ход. Главный вывод исследования – установление коррелирующей взаимосвязи между уровнями влияния ИИ на студентов и их рефлексивно-оценочными способностями в рамкках языковой компетенции.

Ключевые слова:
цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект, обучение иностранному языку, моделирование, высшее образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Асанова Ф. Б. Использование информационно-­коммуникационных технологий с целью развития креативных способностей учеников на уроках технологий. Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества: сб. мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф., Чебоксары, 14 ноября 2018 г. Чебоксары: Среда, 2018. С. 284–288.

2. Baron R. S., Moore D., Sanders G. S. Distraction as a source of drive in social facilitation research. Journal of Personality and Social Psychology, 1978, 36(8): 816–824. https://doi.org/10.1037/0022-3514.36.8.816

3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

4. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике. Идеи и идеалы. 2010. Т. 2. № 1. C. 11–20.

5. Dakhin A. N. Modeling in Pedagogy. Idei i idealy, 2010, 2(1): 11–20. (In Russ.)

6. Делимова Ю. О. Моделирование в педагогике и дидактике. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. Т. 3. № 19. С. 33–38.

7. Демьянков В. З. Когниция и понимание текста. Вопросы когнитивной лингвистики. 2005. № 3. C. 5–10.

8. Дробышева И. В. Обучение студентов методике использования ЦОР и ИКТ. Информатизация образования–2007: Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 28–31 мая 2007 г. Калуга: Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского, 2007, С. 98–104.

9. Islamov R. S., Greenwald O. N., Tunyova N. V. Information and communication technologies in foreign language teaching in multinational higher education environment of mining region. E3S Web of Conferences: Proc. Vth Intern. Innovative Mining Symposium, Kemerovo, 19–21 October 2020, (174). https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017404042

10. Islamov R. S. The risky influence of artificial intelligence technologies on the foreign language proficiency of Eurasian students in mining. Sustainable Development of Eurasian Mining Regions (SDEMR-2021): The Second Interreg. Conf., Kemerovo, 21–23 September 2021. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127803028

11. Кибрик А. А. Когнитивные исследования по дискурсу. Вопросы языкознания. 1994. № 5. С. 126–139.

12. Котельникова Е. В. Когнитивные аспекты осмысления смешанной речемыслительной деятельности межкультурной коммуникации. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 7. C. 108–110.

13. Красных B. B. Текст в свете лингво-­когнитивного подхода к межкультурной коммуникации. Функциональные исследования: сборник статей по лингвистике. 1997. № 3. C. 156–166.

14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научных исследований. М.: Либроком, 2010. 280 c.

15. Rogers C. R., Freiberg H. J. Freedom to Learn. 3rd ed. New York: Merrill, 1994, 406.

16. Савельева И. В., Гринвальд О. Н., Зникина Л. С., Исламов Р. С., Коломиец С. В., Перевалова А. А., Ресенчук А. А., Седых Д. В., Сергейчик Т. С. Модели педагогической интеракции в процессе обучения иностранному языку в полиэтнической среде вуза, науч. ред. И. В. Савельева. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 222 с.

17. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Ижевск: Удмуртия, 1981. 296 с.

18. Толстель О. В. Некоторые применения технологий искусственного интеллекта. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Физико-математические и технические науки». 2005. № 1-2. C. 95–106.

19. Ядровская М. В. Модели в педагогике. Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. C. 139–143.

20. Выготский Л. С. Психология. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 1006 с.

21. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: РБИУ, 2010. 316 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?