с. Засечное, Пензенская область, Россия
Пенза, Пензенская область, Россия
Пенза, Пензенская область, Россия
Цель – выявление факторов, оказывающих наибольшее влияние на уровень международной конкурентоспособности региональных вузов, с учетом особенностей процессов интернационализации и цифровизации мирового образовательного пространства. Методология исследования опирается на концепции продвижения образовательных услуг, предполагающих использование инструментов социального и цифрового маркетинга для упорядочения взаимоотношений между вузами и целевыми аудиториями, в том числе зарубежными. Наибольшее влияние на уровень международной конкурентоспособности региональных вузов оказывает специфика реализуемой стратегии интернационализации: вхождение в международные образовательные рейтинги; наличие инновационных центров научных исследований и внедрение результатов их работы в образовательный процесс; наличие совместных образовательных программ, качественной материально-технической и социально-культурной инфраструктуры и др. Разработаны рекомендации по развитию системы продвижения региональных вузов на университетском уровне и уровне органов исполнительной власти регионов: мероприятия по расширению сотрудничества с зарубежными партнерами из стран, представляющих наибольший экономический и геополитический интерес; совершенствование системы продвижения образовательных услуг в контексте региональной стратегии продвижения бренда регионов; увеличение количества совместных образовательных программ. Исследование может служить обоснованием для разработки модели системы управления вузами с целью повышения эффективности международной деятельности региональной социально-экономической системы.
региональный вуз, продвижение образовательных услуг, международная конкурентоспособность, мировое образовательное пространство, интернационализация образования, цифровизация образования
1. Зарецкая А. С., Иванова О. П., Козырев М. М. Исследование конкурентоспособности вуза и факторов ее повышения. Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 4. С. 21-35. https://doi.org/10.28995/2073-6304-2019-4-21-35
2. Абанкина И. В., Беликов А. А., Гапонова О. С., Дудырев Ф. Ф., Корешникова Ю. Н., Коршунов И. А., Косарецкий С. Г., Мерцалова Т. А., Нисская А. К., Платонова Д. П., Сорокин П. С., Таловская Б. М., Фрумин И. Д. Глобальная конкурентоспособность российского образования. Материалы для дискуссии. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 112 с.
3. Гришин В. И., Штыхно Д. А., Шубенкова Е. В. Повышение конкурентоспособности российских университетов на мировой арене: проблемы и пути решения. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2019. № 4. С. 85-95. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2019-4-85-95
4. Minola T., Donina D., Meoli M. Students climbing the entrepreneurial ladder: does university internationalization pay off? Small Business Economics, 2016, 47(3): 565-587. https://doi.org/10.1007/s11187-016-9758-1
5. Lombardi R., Lardo A., Cuozzo B., Trequattrini R. Emerging trends in entrepreneurial universities within Mediterranean regions: an international comparison. EuroMed Journal of Business, 2017, 12(2): 130-145. https://doi.org/10.1108/EMJB-10-2015-0052
6. Aitbayeva G. D., Zhubanova M. K., Kulgildinova T. A., Tusupbekova G. M., Uaisova G. I. Formation of education clusters as a way to improve education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, 11(9): 3053-3064. https://doi.org/10.12973/ijese.2016.735a
7. Lachmann J. Le développement des pôles de compétitivité: quelle implication des universités? Innovations, 2010, 33(3): 105-135. https://doi.org/10.3917/inno.033.0105
8. Киреева Н. С., Слепенкова Е. В., Шипунова Т. С., Искандарян Р. А. Повышение конкурентоспособности вузов: международный опыт академического предпринимательства. Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 20. С. 2909-2922. https://doi.org/10.18334/rp.18.20.38418
9. Меликян А. В. Международная образовательная деятельность российских вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 1. С. 52-62. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.01.005
10. Ковалева О. П. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг. Вестник СибАДИ. 2013. № 5. С. 127-130.
11. Муратова Е. А. Методы интернет-продвижения образовательных услуг вузов. Московский экономический журнал. 2019. № 9. С. 646-652. https://doi.org/10.24411/2413-046X-2019-19022
12. Пьянкова С. Г., Митрофанова И. В., Ергунова О. Т., Жемерикина Е. Б. Продвижение вуза на рынке образовательных услуг в условиях пространственной интеграции университетов. Региональная экономика. Юг России. 2020. Т. 8. № 3. C. 32-48. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2020.3.4
13. Белоусенко Д. В. Использование социальных сетей в продвижении образовательных услуг. Молодой ученый. 2018. № 45. С. 55-58.
14. Алешина И. В. Маркетинг университета эпохи цифровой глобализации. Вестник университета. 2021. № 1. С. 20-27. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-1-20-27
15. Щетинина Н. Н., Гундарин М. В., Кидинов А. В. Продвижение услуг высшего образования для абитуриентов поколения Z. Перспективы науки. 2020. № 12. С. 303-307.
16. Демин П. В. Маркетизация сферы образования и брендинг университетов. Рецензия на книгу: Пападимитриу А. (ред.) «Конкуренция брендов и маркетинга в сфере высшего образования». Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2019. № 4. С. 294-306. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-4-294-306
17. Шеметова Н. К. Маркетинговая стратегия высшего учебного заведения: формирование и оценка эффективности реализации. Образование и наука. 2015. № 1. С. 21-32.
18. Тарасова Е. Е., Прушковская Е. Е., Ефимова Н. А. Теоретико-методологические аспекты разработки маркетинговой стратегии вуза для продвижения образовательных услуг. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 4. С. 278-289. https://doi.org/10.21295/2223-5639-2019-4-278-290
19. Неборский Е. В. Сегодняшнее завтра: глобальные риски как фактор трансформации высшего образования. Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 4. С. 62-74.
20. Гальоне Г., Акульшина А. В., Недзельская А. Б. Рамочная модель стратегии интернационализации. Формирование стратегических планов по интернационализации образовательной и научной деятельности вузов. Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 42-47.
21. Ульянова М. Е. Факторы повышения конкурентоспособности вузов: международный контекст. Мир новой экономики. 2018. Т. 12. № 2. С. 72-77. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2018-12-2-72-77
22. Юрченко Н. А., Ворожбит О. Ю., Осипов В. А. Управление продвижением российских образовательных услуг на внешний рынок на основе инновационных стратегий. Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-prodvizheniem-rossiyskih-obrazovatelnyh-uslug-na-vneshniy-rynok-na-osnove-innovatsionnyh-strategiy (дата обращения: 10.02.2022).
23. Паниотто В. И., Максименко В. С. Количественные методы в социологических исследованиях. Киев: Наукова Думка, 1982. 272 с.