Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Введение. В ситуации неопределенности важны молодежные проекты, т. к. они создают потенциал развития страны. Это требует формирования лидеров, нацеленных не только на собственное благополучие, но и на благополучие других. Поэтому актуальна тема ценностных ориентиров лидера при выборе стратегии в молодежных проектах. Объекты и методы исследования. Ценностные ориентиры, которые выбирает лидер для эффективной реализации молодежного проекта. Для их определения использовали теоретические исследования Иностранного члена РАН, д-ра экон. наук, профессора В. Л. Квинта. В соответствии с методологией стратегического мышления был проведен системный анализ ценностных ориентиров лидера в проекте «Национальная система учебных лабораторий для достижения Целей устойчивого развития и экологической безопасности РФ». Результаты и их обсуждение. Лидерство понимается как ценностно-ориентированное. Поэтому стратегия лидера строится на ценностях и идеалах, которые носят объективный характер и выступают внутренней основой выбора человека. Ценностные ориентиры лидера молодежного проекта должны учитывать ценности общества в целом, государства, региона и своей команды, а также соответствовать цели повышения качества жизни. Предложенная национальная система учебных лабораторий позволит решить задачи формирования эффективных ценностных установок у лидера. Проект осуществляется на базе СПбГАУ, апробация теоретического материала прошла на конференциях. Общественный отклик получен и вошел в ежегодную общественную резолюцию по охране окружающей среды и экологическому развитию РФ XII международного экологического форума 2021. Выводы. Опираясь на ценностные теории лидерства и теории стратегирования, сделан вывод о том, что национальная система научно-учебных лабораторий способна формировать ценностно-эколого-социально ответственных лидеров разных (глобального, национального, регионального, отраслевого, корпоративного) уровней и сфер деятельности.
ценности, ценностные ориентиры, стратегия, лидерство, устойчивое развитие
ВВЕДЕНИЕ
1 Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / под ред.
В. М. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. С. 26–75.
2 Teil G. Is organic farming unsustainable? Analysis of the debate about the conventionalisation of the organic label // Organic farming, prototype for
sustainable agricultures / editors S. Bellon, S. Penvern. Dordrecht: Springer, 2014. P. 325–344. https://doi.org/10.1007/978-94-007-7927-3_18
3 Edwards M. G. The growth paradox, sustainable development, and business strategy // Business Strategy and the Environment 2021. Vol. 30. № 7.
P. 3079–3094. https://doi.org/10.1002/bse.2790.
4 Friedland J., Jain T. Reframing the purpose of business education: Crowding-in a culture of moral self-awareness // Journal of Management Inquiry.
2022. Vol. 31. № 1. P. 15–29. https://doi.org/10.1177/1056492620940793
В быстро изменяющемся мире состояние неопре-
деленного будущего носит иногда катастрофиче-
ский характер. К экономике, экологии и социаль-
ной сфере предъявляют требования стабильности
и устойчивости. Начиная изменения в системе,
не сопрягают их с целями функционирования
системы в целом (человек, образование, наука,
общество, бизнес, государство, природа). В резуль-
тате каждый компонент системы рассматривается
отдельно или в контексте. Экономисты-аналитики
обслуживают настоящее или прошлое, занимая
позицию догоняющего. Поэтому актуальной зада-
чей является нацеливание на перспективы жизни
человека, общества и мира. Актуальность темы
определяется тем, что требуется переоценка эко-
номических факторов и целей развития общества
в сторону повышения значимости социальной
ответственности и устойчивого развития.
Р. Хиггинс приводит аргументацию несостоя-
тельности и не эффективности современных тех-
нологий и решений, хотя вне политики существует
много обнадеживающих «…знаков прорыва. Тем
не менее, на стороне сил развала куда более силь-
ные батальоны. Новаторские работы по утилизации
солнечного тепла мало чего стоят по сравнению
с ненасытной жаждой энергии индустриальных
моголов (или масс потребителей) и прямым влия-
нием ядерного лобби. Промежуточные технологии
не сулят немедленной отдачи производителям
мишурной роскоши»1. Восхищение и очарование
органическим сельским хозяйством сменилось
неоднозначным отношением и вызывает дебаты
этической направленности2. Многие исследова-
ния подчеркивают парадоксальность стремления
к экономическому росту, которое призвано обеспе-
чивать благополучие, но подрывает способность
биосферы Земли обеспечивать стабильную основу
для экономического и социального развития3.
Помимо экологических угроз для будущего мира,
отметим воздействие цифровизации, поскольку
наибольшему влиянию, чаще не в лучшую сторону,
подвергается молодежь. Это вызывает тревогу,
т. к. это кадровый резерв страны. В мире молодых
людей, наполненном гаджетами и интернетом,
будущее пропало и жизнь стала сиюминутной,
а жизненной целью и приоритетом становится,
как бы разнообразить настоящее. Затем наступает
пресыщение и скука, поскольку они не привыкли
заглядывать за «горизонт».
В вопросе подготовки кадров не только
возрастает интерес к формам образования,
но и возникает запрос на формирование принципов
ответственного управления и руководства, которые
способствуют бизнес-школам интегрировать
этику и устойчивое развитие в свою основную
деятельность4. Для снижения напряжения
от неопределенного будущего нужно создать
образ будущего (и осуществить его). В этом
контексте будущее выступает как ценность,
а решение видится в создании системы
231
Шабалина А. Е Ценностные ориентиры в стратегии
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-229-240
2022. Vol 2. No 2
учебных лабораторий, в которых, основываясь
на понимании принципов стратегирования
и опираясь на ценности, молодежь сможет
раскрыть свой потенциал лидера-стратега. Этому
будет способствовать обучение, приведенное
в соответствие ожиданиям и потребностям
не сегодн яшнего дн я, а перспективам
развития общества с заботой об экологической
безопасности страны и мира. Система научно-
учебных лабораторий дает возможность
создавать знания и умения усилиями молодежи
в рамках самореализации и самоорганизации
на основе собственной инициативы. Воплощая
собственную идею в стратегической перспективе,
реализуется посыл «обучения всю жизнь».
Реализация потенциала личности может
выливаться в сознательную мировоззренческую
деятельность лидера, в результате которой
устанавливается уровень духовного развития. Для
воплощения целей гармоничного экологически
безопасного будущего важно, чтобы они
были целями большинства последователей.
Система научно-учебных лаборатории видится
наиболее эффективной для создания условий
в образовательном процессе, способствующей
подготовке лидера-стратега с нравственными
установками ответственного отношения к обществу
и природе, т. н. представителя ответственного
предпринимательства и государственного
управления на всех уровнях.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования стали ценностные ориен-
тиры. Этот выбор обусловлен тем, что для эффек-
тивной реализации молодежного проекта лидер
формирует свои ценностные приоритеты на основе
внешних ценностей и затем «заражает» последова-
телей. Проведен сравнительный и логический ана-
лиз ключевых теоретических исследований лидер-
ства. Для определения ценностных ориентиров
лидера молодежного проекта, влияющих на эффек-
5 van Zanten J. A., van Tulder R. Improving companies' impacts on sustainable development: A nexus approach to the SDGS // Business Strategy
and the Environment. 2021. Vol. 30. № 8. P. 3703–3720. https://doi.org/10.1002/bse.2835
тивность стратегии проекта, использовали теоре-
тические исследования Иностранного члена РАН,
д-ра экон. наук, профессора В. Л. Квинта. По мето-
дологии стратегического мышления был проведен
интегральный и системный анализ лидерского
потенциала и ценностных приоритетов в проекте
«Национальная система учебных лабораторий
для достижения Целей устойчивого развития
(ЦУР) и экологической безопасности РФ». Выбор
комплексного подхода к данному исследованию
оправдан сложностью создания общей ценности,
отвечающей экономическим и социально-эколо-
гическим потребностям. Предотвращение вреда
или ограничение негативных внешних эффектов
необходимо для устойчивого развития, но этого
недостаточно для достижения целей, которые
представляют собой ЦУР. Было обнаружено, что
немногие компании интегрируют эти цели в свою
основную стратегию5.
Поскольку для страны важной задачей является
создание кадрового ресурса, в т. ч. лидеров-страте-
гов, соединяя с задачами достижения ЦУР, где обо-
значены общечеловеческие ценности, то в данной
работе был выбран аксиологически-философский
подход формирования у молодежи стратегического
мышления, направленного на устойчивое развитие.
Изучение теоретических и практических основ
стратегического мышления и деятельности с уче-
том методологии В. Л. Квинта дает возможность
выделить следующие философские аспекты: цен-
ности формируются в обществе как социально-зна-
чимые смыслы определенных объектов и явлений,
отсылающих к целесообразности мира, т. е. носят
объективный характер, но являются значимыми
для человека и общества на определенном этапе
его развития. К универсальным ценностям совре-
менности относятся свобода, безопасность, права
человека, честность, открытость, сострадание
и др. Ценности являются детерминирующей осно-
вой поведения людей, которая выступает внешним
232
Shabalina AYe Value Orientations in the Strategy
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-229-240
2022. Том 2. № 2
следствием ценностнонормативных мировоззрен-
ческих установок личности6. Ценности выступают
внутренней основой выбора человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В теориях прошлого под стратегией понимали
эффективность и выживаемость организации.
Современные теории добавляют в понятие успеш-
ной стратегии инновации, постоянное развитие
всех субъектов и простоту структуры организации.
Поскольку речь пойдет о молодежных проектах,
то для них особенно важен стратегический фокус,
т. к. от молодежи зависит будущее страны.
В работах академика В. Л. Квинта встречает-
ся ряд определений стратегии: «Стратегия – это
система поиска, формулирования и развития док-
трины, которая обеспечит долгосрочный успех
при ее последовательной и полной реализации...
Стратегия – это результат системного анализа
среды, существующих прогнозов будущих условий
на основе стратегического мышления, глубоких
знаний и интуиции. Стратегия – это путеводи-
тель к выверенным приоритетам к целям через
хаос будущего и неизвестного»7. Эти определения
не явно содержат систему принципов и ценностей.
Будущее нельзя спрогнозировать, но его мож-
но создать. Методология Квинта дает принципы
и мыслительный инструментарий для ценностного
обоснования принципов и путей стратегирования.
Так как спонтанная деятельность приводит к неже-
лательному результату, то для создания желаемой
реальности требуются специальные знания. Стратег
ориентирован на будущее, но при этом должен
учитывать историзм и понимание необходимо-
сти постоянного обновления ценностей в ходе
развития человеческой цивилизации. «Развитие
не есть отрицание прошлого, а есть утверждение
того, что в нем заложено, раскрытие вечных элемен-
6 Дунаев Е. А. Лидер: философские проблемы // Диалектика капитализма и социализма в современном мире / под ред. И. И. Антоновича. М.:
АОН, 1990. С. 129–149.
7 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
8 Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: Олма-Пресс, 2000. 349 с.
9 Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачипа А. В. Государственная культурная политика в контексте эскалации рисков и угроз национальной
безопасности России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 1–2. С. 53–57.
тов бытия, разворачивание изначальных качеств,
пребывавших в потенциальном состоянии»8.
Роль ценностей в жизни общества значительна,
поскольку они обеспечивают социальное единство
и безопасность и способствуют решению управ-
ленческих задач. Также они становятся причиной
конфликтов, приводят к разрыву социальных свя-
зей, нарастанию напряжения и отчуждению. Частое
привлечение потенциально ограничивающих цен-
ностей приводит к неудачам и социальному разоб-
щению, поскольку базируется на страхе и эгоизме.
Культура, представляя совокупность ценностей,
определяет нормы поведения и формирует его опре-
деленные модели. «Культура представляет собой
идейный и ценностно-нормативный фундамент
любого общества. Она определяет способ воспри-
ятия мира, ценностные предпочтения и поведенче-
ские модели, а также служит главным механизмом
социальной интеграции и легитимации социального
и политического порядка»9. Содержание культуры
не исчерпывается ни ценностями, ни идентич-
ностной локальностью. Чтобы объяснить действи-
тельность и происходящие события мы выбираем
теорию, наиболее подходящую для этих целей,
как способ понимания. Однако мировоззрение
(теоретическое обоснование) изменяет способы
и действия человека, т. е. выступает причиной
изменения действительности. Выбранная система
нравственной ориентации закладывает основу
для разворачивания в будущем потенциального
настоящего.
Философский и аксиологический аспект этой
проблематики можно дополнить взглядом сквозь
призму прекрасного, представить красоту целост-
ным образом, поддерживая потенциал лидера-стра-
тега. Идея гармоничного устройства общества через
понимание прекрасного встречается в «Критике
способности суждения» И. Канта, где под «кра-
сивой жизнью» предлагается некий стиль жиз-
233
Шабалина А. Е Ценностные ориентиры в стратегии
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-229-240
2022. Vol 2. No 2
ни, нацеленный на прекрасное и возвышенное
и обуславливающий справедливое общество.
В современных исследованиях говорится о том,
что красота дает возможность испытать рефлексию,
используя не только мудрость мировых лидеров,
но и художественные произведения. Это будет спо-
собствовать психологической и духовной зрелости
лидеров и повысит их ясность и способность руко-
водить. Современный мир как никогда нуждаются
в лидерах, чье сознание сформировано красотой
и мудростью10.
Полученные ценности становятся основой про-
ектирования, постановки и реализации новых и
необходимых для достижения устойчивого развития
социальных функций. Ценности задают ранжиро-
вание предпочитаемых потребностей и средства
их удовлетворения. В базовых (главных и наиболее
устойчивых) ценностях кристаллизуется фунда-
ментальный настрой. Административные системы
предполагают некоторую обезличенность и ней-
тральное отношение к индивидуальным особен-
ностям сотрудников. Но не учитывать личностный
фактор в управлении нельзя. Например, жажда
личных выгод и наживы или чрезмерно строгое
соблюдение правил и норм приводит к формали-
зации межличностных отношений. Это негативно
отражается на рабочем процессе и психологиче-
ском климате. О важности ощущения причаст-
ности к общему делу всех участников команды
говорил Г. Форд. Он считал, что возможность раз-
вить управленческие способности в других людях
и излишняя бюрократия лишают людей инициативы
и обесценивают их вклад, выхолащивают смысл
деятельности11. Мы все хотим участвовать в пред-
приятиях, которые заставляют нас чувствовать
себя частью чего-то большего, чем мы сами. Этот
общий договор является основой любой проч-
ной этической репутации12. Важнейшая задача
10 Adler N. J., Delbecq A. L. Twenty-first century leadership: A return to beauty // Journal of Management Inquiry. 2018. Vol. 27. № 2. P. 119–137.
https://doi.org/10.1177/1056492617710758
11 Bauman D. C. Leadership and the three faces of integrity // Leadership Quarterly. 2013. Vol. 24. № 3. P. 414–426. https://doi.org/10.1016/j.
leaqua.2013.01.005
12 Friedland J., Jain T. Reframing the purpose of business education…
13 Van Vugt M., von Rueden C. R. From genes to minds to cultures: Evolutionary approaches to leadership // Leadership Quarterly. 2020. Vol. 31. № 2.
https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2020.101404
14 Никонов В. А. Ценности лидера // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63. С. 7–42.
лидера быть генератором общих идей и смыслов
и в то же время повышать значимость каждого
члена команды. Лидер для осуществления эффек-
тивного руководства использует не только прямые
директивы, но и ценности, представленные в форме
образов и картин воображения. Он обрисовывает
горизонты развития организации и коллектива
и возможные пути личностной самореализации
его членов. Это вдохновляет сотрудников, ори-
ентирующихся на данного лидера, и мотивирует
их к созидательной активности.
В научной литературе существуют разные под-
ходы в определении феномена лидерства. В ран-
них теориях говорится о чертах определяющих
лидера, т. н. лидерские черты. Затем появляется
ряд исследований, где лидерство рассматривается
как лидерское поведение. Так как поведение лиде-
ра проявлялось многообразно в разных условиях,
то целью последующих теорий лидерства стало
изучение тех условий, где оно возникает. У всех
этих теорий были обнаружены недостатки. В совре-
менных исследованиях наблюдается теоретический
и методологический плюрализм13. В ходе обобще-
ния десятков существующих в научной литерату-
ре дефиниций В. Никонов выводит определение
лидерства: «способность опережать других и вести
их за собой»14. Такое определение привлекательно,
но не достаточно для понимания эффективного
лидерства. Для полноты картины надо бы сослаться
на исследования плохого лидерства, но литерату-
ры на эту тему нет. Нехватка таких исследований
может быть связана с тем фактом, что неэтичные
лидеры вряд ли дадут разрешение на наблюдение
посторонним исследователям, опасаясь публич-
ного разоблачения. Ученые используют метод
проспективного включенного наблюдения, которое
способно отразить фактическое поведение лидера.
В большинстве исследований авторы остаются
234
Shabalina AYe Value Orientations in the Strategy
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-229-240
2022. Том 2. № 2
вне исследуемой организации, временно участвуя
в ее жизни. Проблемой открытого наблюдения
является то, что лидеры могут изменить свое пове-
дение, зная, что за ними наблюдают. Альтернативой
является скрытое наблюдение, которое не лишено
проблем. Может быть оценено как неэтичное иссле-
дование, так и скрытие реальной цели. Эти факты
могут также препятствовать доступу к целевым
исследуемым группам15. Учитывая то, что человек
сложен и многогранен, появляются гуманистиче-
ские и ценностные теории. В них акцент делается
не только на реализацию общей цели, но и на удов-
летворение личных потребностей и целей как участ-
ников (последователей), так и лидера.
Для осуществления основной задачи лидера –
повышение качества жизни – ему необходимо быть
стратегом. В. Л. Квинт в своих трудах подчеркивает
значимость качества жизни и разное понимание
«хорошей жизни», но подмечает направленность
и приоритетность личного счастья. В. Л. Квинт
выделяет важную способность стратега: «...выяв-
лять истинные ценности и интересы объекта стра-
тегирования, уметь формулировать приоритеты,
оценивать их обеспеченность конкурентными преи-
муществами, ставить цели и задачи в соответствии
с приоритетами и определять наиболее эффектив-
ные пути к маякам своего видения будущего»16.
Ценностные ориентиры лидера молодежного про-
екта должны учитывать ценности общества в целом,
государства, региона и своей команды и соот-
ветствовать главной цели – повышение качества
жизни. Поведение лидера определяется его внутрен-
ними ценностями. На их основе лидер формирует
видение глобальной цели, которое согласуется (гар-
монизируется) с целями организации17. Например,
ценность свободы осуществляется через живое
и равноправное общение с возможностью обсуж-
15 Deckers J. The value of autoethnography in leadership studies, and its pitfalls // Philosophy of Management. 2021. Vol. 20. № 1. P. 75–91. https://doi.
org/10.1007/s40926-020-00146-w
16 Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
17 Мажкенов С. А. Ценностно-целевая модель лидерства // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8. № 1. С. 31–52. https://doi.org/10.18334/lim.8.1.111362
18 Квинт В. Л. Концепция стратегирования…
19 Квинт В. Л. К истокам стратегии. 200-летие теоретической работы генерала Жомини. СПб.: ИПЦ СЗИУ, 2017. 52 c.
20 Квинт В. Л. Концепция стратегирования…
21 Müller M. Albert Camus and management: Opening the discussion on the contributions of his work // Philosophy of Management. 2021. Vol. 20. № 4.
P. 441–456. https://doi.org/10.1007/s40926-021-00166-0
дения различных мнений и получения совместных
решений. Требуется проделать конструктивную
работу инвентаризации ценностей и интересов всех
участников, осуществляющих внедрение стратегии.
«Человек отчаяннее борется за свои интересы,
чем за свои права», приводит слова Наполеона
академик Квинт18. «Стратег – это мудрый, дисци-
плинированный и оптимистичный профессионал,
имеющий стратегическое мышление, видение буду-
щего и интуицию, подкрепленную методологией
стратегирования»19. В. Л. Квинт вывел 15 правил
стратегического мышления. В первом правиле
говорится о том, что здравый смысл выступает
как некая банальность, которая преобладает в умах
большинства. В лучшем случае это не навредит
ситуации, в худшем – все будет разворачиваться
по наихудшему из сценариев. «В стратегии нельзя
полагаться на здравый смысл»20. Второе правило
вытекает из первого: большинство часто оши-
бается и в результате происходит столкновение
ценностей и интересов не только по вертикали
иерархии ценностей, но и по горизонтали меж-
ду заинтересованными лицами в осуществлении
стратегического плана.
В результате последовательного сопряжения
ценностей должны сформироваться новые цен-
ностные основания, полученные в процессе уста-
новления баланса между группами противореча-
щих друг другу ценностей. Поскольку последние
связаны с экзистенцией, являясь основой для выбо-
ра ценностных ориентиров, то «отрицание челове-
ческой природы – основных предпосылок – может
привести к ложному предположению, что человек
абсолютно податлив, и каждый может спроеци-
ровать свою жизнь на управленческий успех»21.
Исходя из поставленных социально-экзистенци-
альных задач, лидеру должна быть понятна суть
235
Шабалина А. Е Ценностные ориентиры в стратегии
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-229-240
2022. Vol 2. No 2
управления процессом социализации молодых
предпринимателей. Также необходимо иметь ком-
петенции осуществления социально-ценностной
диагностики и навыки мониторинга личности
и малых групп. Открытость действий и намере-
ний лидера вызывает доверие к себе со стороны
последователей, согласованность и прозрачность
в ценностях и действиях позволяет интегриро-
вать их в общую деятельность, создавая усло-
вия для саморазвития и успеха членов коман-
ды. Внимательное и уважительное отношение
лидера к трудным ситуациям вызывает уважение.
Он становится примером для членов коллектива.
Выполнение данных обещаний, в соответствии
с ожиданиями членов коллектива и команды, усили-
вает позицию лидера, формирует культуру доверия
и приверженности к нему.
Важнейшей ценностью, которая транслируется
лидером, является ценность межчеловеческого
общения и взаимопонимания. Благодаря культуре
общения и кооперации стали возможны достиже-
ния человеческой цивилизации. Низкая степень
коммуникативной культуры приводит к боязни
брать на себя ответственность и нежеланию обсуж-
дать проблемы и конфликтные ситуации, а также
взращивает равнодушие к общему делу, людям
и окружающему миру в целом. В любом социо-
культурном контексте и в любой ситуации лидер
несет моральную ответственность за направляемое
им сообщество и должен демонстрировать соб-
ственным поведением такие ценности, как чест-
ность, гуманизм и трудолюбие. Увлеченность своим
делом вдохновляет и мотивирует не только реаль-
ных последователей, но и потенциальных, побужда-
ет их к действию. Лидер определяет четкую цель,
успешное осуществление которой подкрепляется
рядом его действий и возможностей участников
команды, настраивая членов команды на успех.
В трудах зарубежных коллег прослеживается
озабоченность тем, что при столкновении с угроза-
ми, связанными с окружающей средой, менеджеры
могут столкнуться с ценностными конфликтами
22 Kump B. When do threats mobilize managers for organizational change toward sustainability? An environmental belief model // Business Strategy
and the Environment. 2021. Vol. 30. № 5. P. 2713–2726. https://doi.org/10.1002/bse.2773
и различными противоречиями между стремлением
осуществить устойчивые изменения и желанием
выполнять бизнес-требования22. Поэтому важно
обратить внимание на молодежь, у которой еще идет
формирование ценностных приоритетов. Академик
В. Л. Квинт в своих работах подчеркивает, что стра-
тегированию можно обучить. Для полного охвата
и восполнения отсутствия опыта у молодых стра-
тегов подойдет участие в Проекте «Национальная
система учебных лабораторий по достижению
Целей устойчивого развития и экологической безо-
пасности РФ», где есть возможность проявить свой
потенциал и осуществить всю методологическую
последовательность стратегирования. В рамках
реализации Проекта можно обучить стратегиро-
ванию, захватывая разные планы стратегического
мышления и практики.
Конференция ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро,
опираясь на универсальные ценности, выявила
задел в осмыслении проблем тысячелетия и опре-
делила направления для их решения в соответству-
ющей практической деятельности. Время показало,
что реализация выбранных целей оказалась мало-
эффективной и затрагивает только часть разви-
вающихся стран. Ценности и цели, выраженные
в итоговом документе этой конференции, оказались
не всеобъемлющими. В 2015 г. мировое сообщество
вновь вернулось к темам, волновавшим все страны,
и на Генеральной Ассамблеей ООН была принята
Резолюция ООН о достижении Целей устойчивого
развития. Студенты и молодые предприниматели
могут выделить свои ориентиры и понять необходи-
мость реализации своего проекта именно в соответ-
ствии с ценностями 17 Целей устойчивого развития.
Вливаясь в общий Проект со своей инициативой
(проектом), молодые люди проходят сквозь сито
ценностей Проекта и приобретают возможность
обучиться, получить сопровождение своего проекта
наставниками и сформировать свою команду с уче-
том ценностей каждого участника и общего дела
в целом. В Лаборатории молодежь – от школьников
до молодых предпринимателей – осуществляет свой
236
Shabalina AYe Value Orientations in the Strategy
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-229-240
2022. Том 2. № 2
проект в сфере достижения Целей устойчивого
развития, получая знания и ресурсы и уточняя свои
ценностные ориентиры, помогающие пройти весь
процесс стратегирования.
Реализация потенциала лидера связана с органи-
зацией деятельного подхода в образовании и выли-
вается в формирование сознательной мировоззрен-
ческой концепции ответственности разного уровня.
По результатам деятельности личности, а тем более
лидера, можно определить уровень духовного раз-
вития человека и дать оценку организации процесса
подготовки лидеров. Для решения этой задачи
необходимо, чтобы цели образования были понятны
человеку, вовлеченному в этот процесс, а не оста-
вались областью трансцендентного. Это позволит
потенциальному лидеру создавать желаемое гар-
моничное и экологически безопасное будущее
для себя и других.
Система научно-учебных лабораторий являет-
ся наиболее эффективной для создания условий
в образовательном процессе, который способствует
самопознанию, самоидентификации и самоопре-
делению личности обучающегося. Поэтому реа-
лизация проекта может начинаться с начальных
классов школ. В более старшем возрасте она может
решить проблему экзистенциального кризиса, кото-
рый все чаще обнаруживается у молодых людей.
Иметь смыл больше чем продолжительность жизни
человека, больше чем его экзистенция – только
с таким подходом можно прийти к осмыслен-
ной и объединенной деятельности. Тут можно
пойти по пути обнаружения смысла, как минимум –
деятельности, как максимум – жизни. Найти смысл
нельзя, можно только обнаружить, как Сократ
когда-то обнаруживал человека в любом собе-
седнике, задавая вопросы таким образом, чтобы
собеседник сам нашел ответы. Задача проекта,
вовлекая молодежь, формировать навыки, в т. ч.
стратегирования. Предложенная модель подготовки
лидеров-стратегов основана на принципах гумани-
зации, социальной ответственности и управления
23 Ежегодная общественная резолюция по охране окружающей среды и экологическому развитию Российской Федерации. XII Международный
форум. Экология. URL: https://forumeco.ru/upload/medialibrary/conf2021/resolution/Rezolution2021.pdf (дата обращения: 20.04.2022).
социально-экономическими процессами в обществе
с акцентом на экологическую безопасность.
Проект осуществляется на базе СПбГАУ, апро-
бация теоретического материала прошла на конфе-
ренциях. Общественный отклик получен и вошел
в ежегодную общественную резолюцию по охра-
не окружающей среды и экологическому раз-
витию РФ XII международного экологического
форума 202123.
ВЫВОДЫ
Ценностные ориентиры оказывают воздействие
на выбор деятельности человека. Доказательством
необходимости создания национальной системы
учебных лабораторий, в рамках которых могут фор-
мироваться нравственные ценностные ориентиры
молодежи, является социальный запрос общества
на формирование социально-гуманистической
парадигмы. В ходе теоретического исследования
было доказано, что для успешного лидера-стратега
важно знать содержание деятельности, свои лич-
ностные и профессиональные ценности. Опираясь
на них практически и последовательно, будущие
предприниматели будут осуществлять экстернали-
зацию, комбинацию и интернализацию ценностных
ориентаций и ролевого поведения.
Эффективность деятельности лидеров, а также
мера внутренней консолидации возглавляемой ими
группы зависит от того, насколько ценности, декла-
рируемые лидером, совпадают с его действиями
и способами достижения тех или иных практиче-
ских результатов. Устанавливая общую цель, лидер
опирается на свои внутренние ценности и форми-
рует ценностные ориентиры, которые совпадают
с целями проекта, организации, региона и страны.
Для достижения этого мировоззрение лидера долж-
но базироваться на четких этических принципах
и «заражать», вдохновлять окружающих. Не всегда
транслируемые ценности совпадают с ожидае-
мыми. У лидера должно быть понимание, что его
личные ценности оказывают воздействие на общие
ценности той социальной организации, которая
237
Шабалина А. Е Ценностные ориентиры в стратегии
https://doi.org/10.21603/2782-2435-2022-2-2-229-240
2022. Vol 2. No 2
на него ориентируется. Рефлексия лидера-стратега
является неотъемлемой частью укрепления стра-
тегических компетенций. Важно уметь выявлять
и объяснять наиболее важные для себя ценности,
создавать на их основе баланс разных ценностей
и интересов и осуществлять оценку разных точек
зрения для получения объективной информации.
После осознания своих сильных и слабых сторон
лидер стремится к самосовершенствованию, в том
числе посредством обучения, укрепляя уверенность
в принятии решений. Именно ценности выступают
главным руководством в жизни каждого человека
и важным мировоззренческим основанием лидер-
ских компетенций. Использование знаний, мето-
дологии и собственного опыта позволяет видеть
жизнь в перспективе. Кроме того, это помогает
лидеру ценить каждого человека, по возможности
раскрывая его потенциал. Без осознанного лидер-
ства нет осознанного управления.
1. Бердяев Н. А. Философия свободы. М.: Олма-Пресс, 2000. 349 с.
2. Дунаев Е. А. Лидер: философские проблемы // Диалектика капитализма и социализма в современном мире / под ред. И. И. Антоновича. М.: АОН, 1990. С. 129-149.
3. Квинт В. Л. К истокам стратегии. 200-летие теоретической работы генерала Жомини. СПб.: ИПЦ СЗИУ, 2017. 52 c.
4. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. 170 с. https://doi.org/10.21603/978-5-8353-2562-7
5. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с.
6. Мажкенов С. А. Ценностно-целевая модель лидерства // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8. № 1. С. 31-52. https://doi.org/10.18334/lim.8.1.111362
7. Никонов В. А. Ценности лидера // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 63. С. 7-42.
8. Самыгин С. И., Верещагина А. В., Рачипа А. В. Государственная культурная политика в контексте эскалации рисков и угроз национальной безопасности России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 1-2. С. 53-57.
9. Хиггинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризисе // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / под ред. В. М. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. С. 26-75.
10. Adler N. J., Delbecq A. L. Twenty-first century leadership: A return to beauty // Journal of Management Inquiry. 2018. Vol. 27. № 2. P. 119-137. https://doi.org/10.1177/1056492617710758
11. Bauman D. C. Leadership and the three faces of integrity // Leadership Quarterly. 2013. Vol. 24. № 3. P. 414-426. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2013.01.005
12. Deckers J. The value of autoethnography in leadership studies, and its pitfalls // Philosophy of Management. 2021. Vol. 20. № 1. P. 75-91. https://doi.org/10.1007/s40926-020-00146-w
13. Edwards M. G. The growth paradox, sustainable development, and business strategy // Business Strategy and the Environment. 2021. Vol. 30. № 7. P. 3079-3094. https://doi.org/10.1002/bse.2790
14. Friedland J., Jain T. Reframing the purpose of business education: Crowding-in a culture of moral self-awareness // Journal of Management Inquiry. 2022. Vol. 31. № 1. P. 15-29. https://doi.org/10.1177/1056492620940793
15. Kump B. When do threats mobilize managers for organizational change toward sustainability? An environmental belief model // Business Strategy and the Environment. 2021. Vol. 30. № 5. P. 2713-2726. https://doi.org/10.1002/bse.2773
16. Müller M. Albert Camus and management: Opening the discussion on the contributions of his work // Philosophy of Management. 2021. Vol. 20. № 4. P. 441-456. https://doi.org/10.1007/s40926-021-00166-0
17. Teil G. Is organic farming unsustainable? Analysis of the debate about the conventionalisation of the organic label // Organic farming, prototype for sustainable agricultures / editors S. Bellon, S. Penvern. Dordrecht: Springer, 2014. P. 325-344. https://doi.org/10.1007/978-94-007-7927-3_18
18. Van Vugt M., von Rueden C. R. From genes to minds to cultures: Evolutionary approaches to leadership // Leadership Quarterly. 2020. Vol. 31. № 2. https://doi.org/10.1016/j.leaqua.2020.101404
19. van Zanten J. A., van Tulder R. Improving companies' impacts on sustainable development: A nexus approach to the SDGS // Business Strategy and the Environment. 2021. Vol. 30. № 8. P. 3703-3720. https://doi.org/10.1002/bse.2835