Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследования проблемы успешности / результативности управления карьерным и профессиональным развитием руководителя современной организации связана с тем, что социально-статусное и трудовое становление и совершенствование будущего и работающего специалиста как менеджера часто вступают в диссонанс. Менеджериализм, коррупция и иные институциональные или возникающие по ходу деятельности фирмы деформации создают противоречия, требующие направленных и масштабных усилий по их преодолению, в том числе путем привлечения имеющихся и создания, апробации и коррекции инновационных, специализированных по отношению к труду менеджера технологий управления карьерой и профессиональным становлением. Цель – анализ современных проблем взаимодействия карьерного и профессионального развития руководителя современной организации. Метод исследования – теоретический анализ современных проблем управления карьерным и профессиональным развитием руководителя современной организации. Результаты. Карьерный и профессиональный пути современного руководителя подразделения или целого предприятия – феномен культуры. Они тесно связаны с уровнем и направлением становления и развития человека как личности, партнера и специалиста – системой компетенций в области профессионально-трудового и социально-карьерного становления и развития. Они отражают и порождают также изменения области внутриличностного и межличностного совершенствования (самосовершенствования). Становление и развитие человека связано с накоплением и переработкой общежизненного (в том числе профессионального) опыта. Накопление жизненного опыта редко является целенаправленным и рефлексивным, поэтому не дает такого выраженного и масштабного эффекта, как в случае со своевременно и полноценно изученным и отрефлексированным опытом. Цель такого изучения и рефлексии – профилактика и коррекция нарушений (деформаций) профессио­нально-трудового и социально-карьерного становления, в том числе привлечение опыта в процессы разработки, реализации и коррекции карьерограммы специалиста (его персональной трудовой траектории) а также грамотное использование различных психотехнологий управления карьерой. Выводы. Связанные между собой составляющие успешности / результативности профессионального труда и карьерных усилий менеджера включены в многоуровневую, многокомпонентную систему. Условие совершенствования управления организацией – коррекция наличных и формирующихся качеств менеджера и их системное соотнесение с особенностями жизни организации и ее субъектов: содержанием и динамикой корпоративной культуры; спецификой и трансформациями социально-психологического климата рабочего коллектива; наличием и характеристиками систем внутреннего образования и взаимопомощи в корпорации; системой отбора и поддержки труда специалистов, включая менеджеров; системой профессионально важных качеств руководителя, обеспечивающих результативность его труда; достижениями и провалами эргодизайна труда членов организации, включая психофизиологическую сработанность и слаженность и т. д.

Ключевые слова:
социально-психологические технологии, управление, карьера, менеджер, деформации развития, менеджериализм, коррупция, поливариативная карьера, акмеологическая модель, карьерограмма
Список литературы

1. Панов В. И., Капцов А. В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 4. С. 91-103. http://doi.org/10.17759/pse.2021260408

2. Dvorakova Z., Makarchenko M. A. Management career development // Экономика и экологический менеджмент. 2012. № 2. С. 549-555.

3. Good L., Prad J. M. La. Educational attainment as an economic driver for states, regions and communities. Michigan: Michigan State Uni-versity, 2013. 50 р.

4. Türk K. Performance management of academic staff and its effectiveness to teaching and research - based on the example of Estonian Uni-versities // Trames. 2016. Vol. 20. № 1. P. 17-36. http://doi.org/10.3176/tr.2016.1.02

5. Tuzikov A. R., Zinurova R. I. Human and social capital knowledge and skills in MS program majored in industrial engineering // Управ-ление устойчивым развитием. 2017. № 1. С. 86-98.

6. Брайцева С. В., Арпентьева М. Р. Проблемы и модели управления карьерой // Миллионщиков-2019: мат-лы II Всерос. науч.-практ. конф. (Грозный, 30-31 мая 2019 г.) Грозный: Типография Спектр (ИП Алматова З. С.), 2019. Т. II. С. 16-24.

7. Арпентьева М. Р. Социально-психологические технологии управления карьерой // Профессиональная ориентация. 2017. № 2. С. 146-158.

8. Аширов Д. А., Егоров А. С. Управление карьерой в организации. М.: Московский международный институт эконометрики, инфор-матики, финансов и права, 2002. 163 с.

9. Березин С. В., Лисецкий К. С., Ушмудина О. А. Само-Проектирование профессиональной карьеры. Практический курс. Самара: Универс-групп, 2005. 64 с.

10. Джанерьян С. Т. Профессиональные Я-концепции мужчин и женщин со стабильным типом карьер // Изв. вузов. Сев.-Кавк. реги-он. Обществ. науки. 2005. № 3. С. 80-83.

11. Грейнер Л. Е. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2002. № 4. С. 76-92.

12. McDaniels C., Gysbers N. C. Counseling for career development: theories, resources, and practice. 1st ed. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1992. 463 p.

13. Ott-Holland C. J., Huang J. L., Ryan A. M., Elizondo F., Wadlington P. L. Culture and vocational interests: the moderating role of collec-tivism and gender egalitarianism // Journal of Counseling Psychology. 2013. Vol. 60. № 4. Р. 569-581. http://doi.orhttps://doi.org/10.1037/a0033587

14. Петровский А. В. Психология и время. СПб.: Питер, 2007. 447 с.

15. Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 240 с.

16. Уманский Л. И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / под ред. Е. В. Шороховой, К. К. Платонова, О. И. Зотовой, Н. В. Кучевской. М.: Наука, 1975. С. 77-87.

17. Łobaczewski A. M. Politieke ponerologie: een wetenschap over de aard van voor politieke doeleinden aangewend kwaad. Castelsarrasin: Les Editions Pilule Rouge, 2017. 793 р.

18. Зайцев Г. Г., Черкасская Г. В. Управление деловой карьерой. М.: Академия, 2007. 256 с.

19. Лотова И. П. Профессиональная карьера государственных служащих. М.: МГСУ, 2000. 240 с.

20. Ситёва С. С., Гаврин А. С. Подходы к карьере и планирование карьеры // Академический вестник. 2011. № 3. С. 78-82.

21. Hall D. T., Mirvis P. H. The new career contract: developing the whole person at midlife and beyond // Journal of Vocational Behavior. 1995. Vol. 47. № 3. P. 269-289. http://doi.org/10.1006/JVBE.1995.0004

22. Беттельгейм Б. О психологической привлекательности тоталитаризм // Образовательная политика. 2015. № 2. С. 111-116.

23. Агамбен Д. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь / пер. с итал. М. Велижева, О. Дубицкой, С. Козлова, И. Левиной, П. Со-колова. М.: Европа, 2011. 256 с.

24. Стоян А. А. Идеология «чрезвычайного положения» как константа реальности «государства-лагеря» Джорджо Агамбена // Со-временные научные исследования и инновации. 2016. № 2. Режим доступа: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63049 (дата об-ращения: 10.10.2021).

25. Sutton N. Bettelheim: a life and a legacy. New York, London: Westview Press, 1997. 640 р.

26. Hall D. T. The protean career: a quarter-century journey // Journal of Vocational Behavior. 2004. Vol. 65. № 1. P. 1-13. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2003.10.006

27. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993. 231 с.

28. Москаленко О. В. Акмеология профессиональной карьеры личности. М.: РАГС, 2007. 352 с.

29. Maffesoli M., Felski R., Megill A., Rose M. G. The return of the tragic in postmodern societies // New Literary History. 2004. Vol. 35. № 1. P. 133-149. https://doi.org/10.1353/nlh.2004.0022

30. Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. M.: Ad Marginem, 1999. 480 с.

31. MacBeath J., Dempster N., Frost D., Johnson Gr., Swaffield S. The policy challenge. Strengthening the connections between leadership and learning: challenges to policy, school and classroom practice. New York: Routledge, 2018. 186 p.

32. Арпентьева М. Р., Горелова И. В. Социально-психологические технологии управления карьерой руководителя организации // Вест-ник Института экономики и управления НовГУ. 2018. № 4. С. 7-16.

33. Киселева Е. В. Планирование и развитие карьеры. Вологда: Легия, 2010. 332 с.

34. Кокурина И. Г. Методика изучения трудовой мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1990. 56 с.

35. Рыбалкина Л. Г., Новикова С. С., Сидорова Е. Г. и др. Основы планирования профессиональной деятельности / под ред. Г. В. Га-левского. Новокузнецк: СибГИУ, 2002. 143 с.

36. Минигалиева М. Р. Психологические технологии управления карьерой и организационным развитием. Калуга: КГУ им. К. Э. Циол-ковского, 2012. 308 с.

37. Молл Е. Г. Управление карьерой менеджера. СПб.: Питер, 2016. 352 с.

38. Гайдар К. М., Третьякова В. Э. Основные вехи становления субъектного подхода к группе в российской социальной психологии: предпосылки, история, современное состояние // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Т. 5. № 6А. С. 40-55.

39. Уманский Л. И., Френкель И. А., Лутошкин А. Н., Спирин Л. Ф., Чернышев А. С., Полонский И. С., Крикунов А. С., Шапиро С. И., Свидерская Л. Н., Шанин Е. А., Акатов Л. И., Тимощук Е. И., Подорога В. Я., Дымов Е. И. Критерии диагностики обществен-ной активности группы как коллектива // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Курск: Изд-во КГПИ, 1972. С. 5-19.


Войти или Создать
* Забыли пароль?