ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ НА ТОРГОВЛЕ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена оценке создания новых бизнесов в торговле и информационно-коммуникационной сфере. Рассматриваются гендерные различия в предпринимательской активности по странам. В исследовании изучались особенности деятельности предпринимателей, занимающихся услугами в таких секторах, как торговля и информационно-коммуникационное обслуживание учреждений и организаций, а также частных клиентов. При этом учитывались принципы и концепции сложившегося развития отраслевой структуры предпринимательства. Реализация исследования состояла из пяти этапов. Информационная база включала итоги анкетных опросов респондентов-­предпринимателей по 59 государствам при мониторинге их деятельности в 2018 году. В ходе экономико-­математического моделирования были разработаны шесть моделей, отражающих распределение по субъектам России следующих показателей: удельный вес женщин и мужчин, создавших бизнесы в торговле, в общей численности начавших предпринимательскую деятельность женщин и мужчин; удельный вес женщин и мужчин, создавших бизнесы в информационно-коммуникационной сфере, в общей численности начавших предпринимательскую деятельность женщин и мужчин. Кроме того, рассчитаны соотношения удельных весов, описывающих оказание услуг женщинами-­предпринимателями и мужчинами-предпринимателями в торговом секторе и информационно-­коммуникационной сфере. По каждой из 59 стран было установлено, имеют ли место превышения значений показателей, которые характеризуют соответствующие удельные веса мужчин-предпринимателей и женщин-предпринимателей. По большинству стран эти значения существенно отличались, что свидетельствует о гендерных разрывах. Были выделены государства с максимальными и минимальными величинами рассматриваемых индексов. Проведен анализ, позволивший сравнить полученные средние значения с данными, отражающими показатели российских предпринимателей. Удельный вес женщин-предпринимателей в торговле выше, чем удельный вес по мужчинам-­предпринимателям. Удельный вес мужчин-предпринимателей в сфере информационно-коммуникационных услуг в два раза выше, чем удельный вес по женщинам-предпринимателям. Результаты работы возможно применить при разработке прогнозов развития торговли и информационно-коммуникационных услуг на перспективу.

Ключевые слова:
предпринимательство, оптовая торговля, розничная торговля, информационно-коммуникационные услуги, женщины-предприниматели, мужчины-предприниматели
Список литературы

1. Decker R., Haltiwanger J., Jarmin R., Miranda J. The role of entrepreneurship in US job creation and economic dynamism // Journal of Economic Perspectives. 2014. Vol. 28. No. 3. P. 3-24. DOI:https://doi.org/10.1257/jep.28.3.3

2. Simón-Moya V., Revuelto-Taboada L., Ribeiro-Soriano D. Influence of economic crisis on new SME survival: reality or fiction? // Entrepreneurship and Regional Development. 2016. Vol. 28. No. 1-2. Р. 157-176. DOI:https://doi.org/10.1080/08985626.2015.1118560

3. Tomovska Misoska A., Dimitrova M., Mrsik J. Drivers of entrepreneurial intentions among business students in Macedonia // Economic Research - Ekonomska Istraživanja. 2016. Vol. 29. No. 1. Р. 1062-1074. DOI:https://doi.org/10.1080/1331677X.2016.1211956

4. Borbás L. The role of SMEs in the European entrepreneurship policy // Volume of Management, Enterprise and Benchmarking in the 21st Century II / ed. P. Michelberger. Budapest: Obuda University, 2015. P. 71-88.

5. Zahra S. A., Wright M. Understanding the social role of entrepreneurship // Journal of Management Studies. 2016. Vol. 53. Iss. 4. P. 610-629. DOI: 1111/joms.12149

6. Radas S., Božić L. The antecedents of SME innovativeness in an emerging transition economy // Technovation. 2009. Vol. 29. Iss. 6-7. P. 438-450. DOI:https://doi.org/10.1016/j.technovation.2008.12.002

7. Zygmunt A. Innovation activities of Polish firms. Multivariate analysis of the moderate innovator countries // Oeconomia Copernicana. 2017. Vol. 8. No. 4. P. 505-521. DOI:https://doi.org/10.24136/oc.v8i4.31

8. Dettmer B. Trade effects of the European Union's Service Directive: contrasting ex ante estimates with empirical evidence // The World Economy. 2015. Vol. 38. Iss. 3. P. 445-478. DOI:https://doi.org/10.1111/twec.12149

9. Neirotti P., Raguseo E., Paolucci E. How SMEs develop ICT-based capabilities in response to their environment: past evidence and implications for the uptake of the new ICT paradigm // Journal of Enterprise Information Management. 2018. Vol. 31. Iss. 1. Р. 10-37. DOI:https://doi.org/10.1108/JEIM-09-2016-0158

10. Afolayan A., Plant E., White G. R. T., Jones P., Beynon-Davies P. Information technology usage in SMEs in a developing economy // Strategic Change. 2015. Vol. 24. Iss. 5. P. 483-498. DOI:https://doi.org/10.1002/jsc.2023

11. Chhabra M., Karmarkar Y. Gender gap in entrepreneurship - a study of small and micro enterprises // ZENITH International Journal of Multidisciplinary Research. 2016. Vol. 6. Iss. 8. P. 82-99.

12. Grosser K., Moon J. CSR and feminist organization studies: towards an integrated theorization for the analysis of gender issues // Journal of Business Ethics. 2019. Vol. 155. Iss. 2. P. 321-342. DOI:https://doi.org/10.1007/s10551-017-3510-x

13. Sperber S., Linder C. Gender-specifics in start-up strategies and the role of the entrepreneurial ecosystem // Small Business Economics. 2019. Vol. 53. Iss. 2. P. 533-546. DOI:https://doi.org/10.1007/s11187-018-9999-2

14. Chazireni B., Kader A. The impact of CSR on the sustainable growth of wholesale and retail SMEs: the case of eThekwini municipal region // Expert Journal of Business and Management. 2019. Vol. 7. Iss. 2. P. 221-229.

15. De Massis A., Kotlar J., Wright M., Kellermanns F. W. Sector-based entrepreneurial capabilities and the promise of sector studies in entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. 2018. Vol. 42. Iss. 1. P. 3-23. DOI:https://doi.org/10.1177/1042258717740548

16. Mijić K., Nuševa D., Jakšić D. The determinants of SMEs profitability in the wholesale and retail sector in Serbia // ТEME. 2018. Vol. XLII. No. 1. P. 97-111. DOI:https://doi.org/10.22190/TEME1801097M

17. Dey B., Ali F. A critical review of the ICT for development research // ICTs in Developing Countries / eds. B. Dey, K. Sorour, R. Filieri. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 3-23. DOI:https://doi.org/10.1057/9781137469502_1

18. Theis T. N., Horn P. M. Basic research in the information technology industry // Physics Today. 2003. Vol. 56. Iss. 7. P. 44-49. DOI:https://doi.org/10.1063/1.1603079

19. Hanna N. K., Qiang C. Z.-W. China's emerging informatization strategy // Journal of the Knowledge Economy. 2010. Vol. 1. Iss. 2. P. 128-164. DOI:https://doi.org/10.1007/s13132-009-0001-z

20. López-Nicolás C., Solo-Acosta P. Analyzing ICT adoption and use effects on knowledge creation: an empirical investigation in SMEs // International Journal of Information Management. 2010. Vol. 30. Iss. 6. P. 521-528. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ijinfomgt.2010.03.004

21. Cramer H. Mathematical methods of statistics. Princeton: Princeton University Press, 1962. 590 p.

22. Jenish N., Prucha I. R. Central limit theorems and uniform laws of large numbers for arrays of random fields // Journal of Econometrics. 2009. Vol. 150. Iss. 1. P. 86-98. DOI:https://doi.org/10.1016/j.jeconom.2009.02.009

23. Heinhold I., Gaede K. W. Ingenieur statistik. München-Wien: R. Oldenbourg Verlag, 1972. 388 p.

24. Pinkovetskaia Iu., Slepova V. Estimation of fixed capital investment in SMEs: the existing differentiation in the Russian Federation // Business Systems Research. 2018. Vol. 9. No. 1. P. 65-78. DOI:https://doi.org/10.2478/bsrj-2018-0006

25. Пиньковецкая Ю. С. Анализ закономерностей и прогноз развития малых предприятий в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 3. С. 92-106.


Войти или Создать
* Забыли пароль?