ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное значение конгрессно-выставочной деятельности подвергается переосмыслению. На сегодняшний день можно говорить о форумах и выставках не только как об исключительно дискуссионных и маркетинговых площадках для товаров и услуг, но и как о движущей силе создания норм социальных, экономических и политических отношений. Текущие кризисные явления продемонстрировали наличие нормативно-правового вакуума. Эффективное восстановление и форсированный рост отрасли возможны при синергетическом взаимодействии работы по созданию инновационного маркетингового подхода, нацеленного на современное измерение влияния комплекса конгрессно-выставочных мероприятий на рыночную конъюнктуру и социально-экономические процессы, и реализации мер по ее институциональному закреплению в правовом поле. Значение мероприятий не ограничивается экономическими эффектами, что позволяет рассматривать их в качестве институциональных, общественных и инновационных драйверов развития. Взаимодействие заинтересованных сторон конгрессно-выставочной деятельности и выстраиваемые координационные механизмы являются объектом исследования. В качестве предмета рассматриваются нормативно-правовая база, маркетинговые и теоретические факторы, образующие как среду мероприятий, так и систему предпосылок формирования институциональной основы конгрессно-выставочной деятельности. Цель – выработка методологического подхода «экономики мероприятий» как концептуального авторского предложения к измерению нематериальных эффектов и организационных подходов в конгрессно-выставочной деятельности. В качестве прикладного инструментария выступают методы институциональной экономики. Проанализирована существующая нормативно-правовая база в пределах стандартов, регламентирующих подходы к определению границ рассматриваемой отрасли. Результатом стало стало обоснование необходимости институционального оформления конгрессно-выставочной деятельности на основе норм и методов взаимодействия в рамках системы мероприятий. Данный теоретический аспект позволяет рассматривать роль проводимых событий в контексте построения устойчивых взаимосвязей институтов и общества, а также практического переосмысления места конгрессно-выставочной деятельности в современной повестке.

Ключевые слова:
институциональная экономика, нормативно-правовая база, экономика мероприятий, туризм, маркетинг
Список литературы

1. Фролов Д. П. Методологический институционализм: новый взгляд на эволюцию экономической науки // Вопросы экономики. 2008. № 11. С. 90-101. DOI:https://doi.org/10.32609/0042-8736-2008-11-90-101

2. Карпинская В. А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий: мат-лы II конф. Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН (Москва, 12 января 2018 г.) М., 2018. С. 125-141. DOI:https://doi.org/10.33276/978-5-8211-0769-5-125-141

3. Терещенко Д. С., Щербаков В. С. Влияние экономических и политических институтов на инвестиционные процессы в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 33. С. 28-38.

4. Экономика инноваций / под ред. Н. П. Иващенко. М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. 309 с.

5. Лученок А. И. Влияние институциональной политики на экономический рост // Экономический вестник университета. 2017. № 32-1. С. 168-177.

6. Боголюбов В. С. Тенденции развития конгрессно-выставочной деятельности в условиях цифровой трансформации экономики // Современные цифровые организации. Проблемы и перспективы цифровых организаций в конгрессно-­выставочной деятельности / под ред. О. Н. Кострюковой, Г. С. Сологубовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. C. 74-86.

7. Russell M. G., Smorodinskaya N. V. Leveraging complexity for ecosystemic innovation // Technological Forecasting and Social Change. 2018. Vol. 136. P. 114-131. DOI:https://doi.org/10.1016/j.techfore.2017.11.024

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. А. Н. Нестеренко; науч. ред. Б. З. Мильнер. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 180 с.

9. Малкина М. Ю., Логинова Т. П., Лядова Е. В. Институциональная экономика. Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. 258 с.

10. Altin M., Memili E., Sönmez S. Institutional economics and firm creation in the hospitality and tourism industry: a comparative analysis of developing and developed economies // Tourism Economics. 2017. Vol. 23. Iss. 7. P. 1381-1397. DOI:https://doi.org/10.1177/1354816617689869

11. Тевено Л. Французская школа конвенций и координация экономического действия // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 1. C. 6-13.

12. Сале Р. Пять вопросов об экономической социологии Роберу Сале // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 1. С. 7-18.

13. Трубина И. В. Конвенция как базовый элемент анализа французского институционализма // Академическая наука - проблемы и достижения: мат-лы XIX Междунар. науч.-практ. конф. (North Charleston, 23-24 апреля 2019 г.) North Charleston, 2019. С. 138-145.

14. Матвеев В. В. Теория институциональных изменений Дугласа Норта: обоснование стратегической роли знаний в обеспечении эффективного развития общества // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27. № 5. С. 48-54.

15. Алексеева С. А. Экономика знаний и человеческий капитал // Обучение иностранным языкам: от профессионализации к профессионализму: мат-лы науч.-метод. межвуз. семинара (Москва, 11 ноября 2009 г.) М., 2010. С. 7-12.

16. Боголюбов В. С., Маненков С. А. Молодежные дни как элемент деловой повестки ведущих конгрессно-выставочных мероприятий в России // Актуальные проблемы развития сферы услуг / под ред. Ю. В. Долматеня, В. А. Ткачева. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 38-46.

17. Дятлов С. А. Сетевой человеческий капитал миллениалов как драйвер развития цифровой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 4. С. 26-31.

18. Пайн Б. Д., Гилмор Дж. Х. Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / пер. с англ. и ред. Н. А. Ливинской. М.: Вильямс, 2005. 299 с.

19. Dashper K., Buchmann A. Multispecies event experiences: introducing more-than-human perspectives to event studies // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2019. Vol. 12. No. 3. P. 293-309. DOI:https://doi.org/10.1080/19407963.2019.1701791

20. Сологубова Г. С. Инструментальный характер конгрессно-выставочной и ярмарочной деятельности в маркетинге // Актуальные вопросы развития конгрессно-выставочной деятельности в период 2010-2016 гг. (междисциплинарный, многоотраслевой и полифункциональный аспекты) / под ред. О. Н. Кострюковой, Г. С. Сологубовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. С. 104-121.

21. Романовская Е. Н., Марковская Э. В. Выставочно-ярмарочная деятельность предприятия как одно из направлений коммуникационной политики // Актуальные проблемы лесного комплекса. 2015. № 43. С. 218-222.

22. Корниенко О. В. Эволюция структуры теоретической экономии // Теоретическая экономика. 2019. № 2. С. 23-27.

23. Коновалова М. Е. Институциональные изменения как драйвер социально-экономических преобразований макрорегиона // Интеграция Сибири в глобальное социально-экономическое пространство: сб. мат-лов на основе докладов Междунар. экономического симпозиума (Томск, 17-19 октября 2019 г.) Томск, 2020. C. 56-63. DOI:https://doi.org/10.17223/9785946218696/9


Войти или Создать
* Забыли пароль?