Цифровая среда высшего образования в России: объективные условия и субъективное восприятие студентами дистанционного обучения в ситуации повышения рисков
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена комплексному исследованию перехода российского высшего образования на дистанционный формат обучения в период повышенных рисков, связанных со сложной эпидемиологической ситуацией в стране. Особое внимание уделено событиям готовности вузов к внедрению обучения на дистанционных платформах. Акцент сделан на правовых и организационных аспектах цифровой среды. Научная новизна исследования заключается в постановке перспективных задач по переводу вузов на дистанционное или смешанное обучение. Цель – раскрыть возможности цифровой среды высшего образования в условиях повсеместного перехода на онлайн-­формат обучения. Исследовательской задачей стала разработка с последующим проведением формализованного интервью со студентами очных отделений российских вузов. Проанализированы интервью руководителей высших учебных заведений о готовности вузов к переходу на дистанционное обучение, представленные в средствах массовой информации, выявлены проблемные области, связанные с этим процессом. В результате определен круг вопросов, решение которых повысит результативность перехода на дистанционный формат обучения. Обозначены направления развития и проблемные области цифровой среды вузов в концепции цифровой экономики страны. Результаты могут способствовать развитию дистанционного образования в России, а также решить проблемы, возникающие при переходе на дистанционный или смешанный формат обучения.

Ключевые слова:
цифровая экономика, образовательная платформа, цифровой университет, образовательные стандарты, электронное образование, цифровые технологии
Список литературы

1. Зинурова Р. И. Актуальная молодежная повестка дня в Республике Татарстан // Управление устойчивым развитием. 2019. № 6. С. 57-62.

2. Осипов А. М., Матвеева Н. А., Бояджиева П. А., Воронцов Я. А. Российское образование в бумажной пучине: опыт социологического анализа // Социологические исследования. 2020. № 3. С. 60-70. DOI:https://doi.org/10.31857/S013216250008798-0

3. Година Т. А. Исследование инновационных процессов формирования информационного пространства высшего учебного заведения (с использованием зарубежного опыта): дис. … канд. экон. наук. М., 2005. 147 с.

4. Курицына Г. В. Сущностно-содержательные характеристики дистанционного обучения в вузе // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. № 2. С. 26-39.

5. Борисов И. В. Дистанционное обучение в образовательных практиках российской молодежи: дис. … канд. социол. наук. Майкоп, 2017. 153 с.

6. Елисеева Е. В., Захарова Н. И., Злобина С. Н., Карамзина А. Г., Коляго А. Л., Кормягина Н. Н., Львович И. Я., Макарова М. В., Михрютин В. В., Михрютина А. В., Назарова О. В., Преображенский А. П., Сильнова С. В., Солдаткина Т. А., Степченко Т. А., Чопоров О. Н., Шевцов В. В., Щадоба Е. М., Щерба И. И. Информационные технологии в образовательном процессе. Новосибирск: ЦРНС, 2015. 196 с.

7. Яшина Л. И. Дистанционное обучение в вузе: содержание и технологии // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 142-147. DOI:https://doi.org/10.26105/SSPU.2019.10.99.015

8. Пеккер П. Л. Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование. 2015. № 2. С. 66-71.

9. Муллагалиев Н. А., Уразлина Р. В. Об отношении студентов к введению элементов дистанционного обучения в вузе // Инновационная наука. 2017. № 1-1. С. 188-191.

10. Кислякова Н. А. Проблемы и перспективы интеграции очного и дистанционного обучения в вузе // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2009. № 2. С. 234-242.

11. Писаренко В. И. Методология инновационного образования в контексте динамики общенаучной картины мира // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 5. С. 13-20.

12. Мынбаева Г. У. Система дистанционного обучения с учетом региональных особенностей вуза // Гуманитарные науки. 2013. № 2. С. 17-20.

13. Чухломин В. Д. Дистанционное обучение в вузах США (на примере SUNY) // ЭКО. 2007. № 10. С. 71-79.

14. Громова Т. В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис. … д-ра пед. наук. Самара, 2011. 393 с.

15. Парфенова А. С. Информационные технологии в обучении студентов вуза // Научные исследования в образовании. 2011. № 2. С. 40-44.

16. Красовский В. И., Тавгень И. А., Зеневич А. М. Социологическая оценка качества дистанционного обучения в вузе // Открытое образование. 2008. № 6. С. 19-27.

17. Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Нарбут Н. П., Савина Н. Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 10. С. 86-100. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-10-86-100

18. Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Социология образования. Дополнительное и непрерывное образование / под общ. ред. Ю. В. Латова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. 432 с.

19. Ключарев Г. А., Диденко Д. В., Латов Ю. В., Латова Н. В. Непрерывное образование - стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.

20. Попова Е. С. «Образование второго шанса» и альтернативные траектории как механизм накопления человеческого капитала // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития. 2019. № 4. С. 372-387. DOI:https://doi.org/10.19181/obrnaukru.2019.11

21. Согомонов А. Ю. «Устойчивый университет»: транзит университетского образования и судьба «профессората» // Ведомости прикладной этики. 2019. № 53. С. 73-91.

22. Рулиене Л. Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Улан-Уде: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2010. 270 с.

23. Тузиков А. Р., Зинурова Р. И. Социология студенчества: теоретический статус и исследовательские практики // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 40-51. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-6-40-51

24. Николаева Л. Г. Подготовка студентов педвузов по социальной информатике в условиях информатизации образования: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 152 с.

25. Скворцов А. А. Педагогические условия дистанционного обучения студента в наукоемкой образовательной среде: дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2015. 240 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?