Вологда, Вологодская область, Россия
УДК 31 Статистика. Демография. Социология
УДК 33 Экономика. Экономические науки
ГРНТИ 04.41 Социальные классы, общности и группы
ГРНТИ 06.77 Экономика труда. Трудовые ресурсы
ОКСО 39.07.01 Социологические науки
ББК 605 Социология
ББК 6524 Экономика труда
ТБК 7313 Методы социологических исследований
BISAC SOC026040 Sociology / Social Theory
Цель – определить, какие институциональные роли берет на себя учительство региона и какие явления социальной и профессиональной жизни определяют эти роли. Предмет – доверие учителей к институтам и участие в соблюдении их правил. Для реализации цели был предложен методологический подход к классификации агентов по их институциональным ролям и предпринято социологическое исследование в формате онлайн-анкетирования представителей учительского сообщества Вологодской области. На материале эмпирического исследования была проведена типологизация, которая показала, что педагоги чаще выбирают для себя роль агентов-оппортунистов, которые проявляют склонность к поддержке новых институтов, но нацелены на реализацию традиций в своей профессиональной деятельности. Выявлено, что формирование тех или иных институциональных ролей (нонконформистов, конформистов, оппортунистов) во многом зависит от социального и профессионального самочувствия агентов, которое в случае нонконформизма приобретает конфликтные черты. Предположено, что оппортунизм учительского сообщества связан с попыткой избежать разногласий с коллегами и руководством. Предложены меры по внедрению в процесс институционального проектирования образовательного пространства принципа максимальной защищенности от девиантного поведения (предохранение от использования агентами институтов в своих корыстных интересах).
образовательный институт, трансформации в школьном образовании, доверие, агент, оппортунизм, институциональное проектирование
1. Цветкова Г. С. Экономическая ментальность как неформализованный институт экономики // Вестник Марийского государственного технического университета. Сер.: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 47-53.
2. Балацкий Е. В. Мутации и мимикрия экономических институтов // Свободная Мысль. 2006. № 6. С. 43-64.
3. Головчин М. А. Адаптивность как институциональный признак агентов в высшем образовании // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12. № 2-1. С. 140-166. DOI:https://doi.org/10.17212/2075-0862-2020-12.2.1-140-166
4. Курбатова М. В., Левин С. Н., Саблин К. С. «Утроенный провал» институционального проектирования в реформировании высшего образования России // Журнал институциональных исследований. 2020. Т. 12. № 4. С. 94-111. DOI:https://doi.org/10.17835/2076-6297.2020.12.4.094-111
5. Merton R. K. Social structure and anomie // American Sociological Review. 1938. Vol. 3. No. 5. P. 672-682. DOI:https://doi.org/10.2307/2084686
6. Cohen A. K. The study of social disorganization and deviant behavior // Sociology Today / eds. R. K. Merton, L. Broom, L. S. Cottrell. N. Y.: Basic Books, 1959. P. 461-484.
7. Метелев А. В., Сердюк Т. Г. Концепция типов индивидуального приспособления и теория «аномии» Р. Мертона (критика оснований и направление развития) // Изв. УрФУ. Сер. 3: Общественные науки. 2018. Т. 13. № 2. С. 61-73.
8. Parsons T. The social system. London: Routledge, 1991. 636 p.
9. Dubin R. Deviant behavior and social structure: continuities in social theory // American Sociological Review. 1959. Vol. 24. No. 2. P. 147-164. DOI:https://doi.org/10.2307/2089426
10. Китиева М. И., Баркинхоева Л. М. Проблема «принципал-агент» и ее роль в экономике // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 2-1. С. 140-143. DOI:https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10105
11. Петросян Д. С. Институциональные патологии национальной экономики // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 2. С. 372-391.
12. Сухарев О. С. Институты регионального развития: концептуально-практический анализ организационных изменений // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 4. С. 2-12.
13. Клейнер Г. Б. Институциональные изменения: проектирование, селекция или протезирование? // Постсоветский институционализм / под ред. Р. М. Нуреева, В. В. Дементьева. Донецк: Каштан, 2005. С. 408-433.
14. Coleman J. S. Social capital in the creation of human capital // Social capital: a multifaceted perspective / eds. P. Dasgupta, I. Serageldin. Washington: The World Bank, 2000. P. 13-39.
15. Тимохова Г. Б., Ильченко А. Е. Предпосылки формирования институционального доверия к реформам в сфере образования // Вчені записки ХГУ «НУА». 2018. Т. 24. С. 151-161. DOI:https://doi.org/10.5281/zenodo.1288842
16. Demolombe R., Louis V. Norms, institutional power and roles: towards a logical framework // Foundations of Intelligent Systems / eds. F. Esposito, Z. W. Raś, D. Malerba, G. Semeraro. Berlin: Springer, 2006. Vol. 4203. P. 514-523. DOI:https://doi.org/10.1007/11875604_58
17. Головчин М. А. Какой учитель нужен «школе будущего»? Применимость подхода Дж. Хэтти для российского образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 5. С. 229-242. DOI:https://doi.org/10.15838/esc.2019.5.65.15
18. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Антонова О. А. Концепция преодоления оппортунистического поведения работников предприятий // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 4. С. 849-858. DOI:https://doi.org/10.31063/2073-6517/2020.17-4.9
19. Капелюшников Р. И. Множественность институциональных миров: Нобелевская премия по экономике-2009. М.: НИУ ВШЭ, 2010. Ч. 2. 51 с.
20. Тарасова Н. В., Пастухова И. П., Пестрикова С. М., Чигрина С. Г. Дистанционный режим обучения: проблемы и уроки педагогической деятельности // Среднее профессиональное образование. 2020. № 7. С. 22-27.
21. Пескова О. С. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как следствие развития экономики знаний // Вестник СГУТиКД. 2011. № 2. С. 84-88.
22. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 238 с.
23. Кузьминов Я. И., Радаев В. В., Яковлев А. А., Ясин Е. Г. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт российских реформ и возможности культивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5-27. DOI:https://doi.org/10.32609/0042-8736-2005-5-5-27
24. Малинецкий Г. Г., Подлазов А. В. ЕГЭ как катализатор кризиса российского образования // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2011. № 3. С. 18-59.
25. Новгородова Е. Ф. Перфекционизм как результат завышенных социальных ожиданий от одаренных учащихся // Социальные явления. 2016. № 3. С. 105-109.
26. Тачкова И. А. Пути преодоления оппортунистического поведения работников фирмы в современных экономических условиях // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 331-333.
27. Зеленов Л. А., Владимиров А. А., Субетто А. И. Оппортунизм - идеология Запада / науч. ред. А. В. Воронцов. СПб.-Н. Новгород: Астерион, 2018. 91 с.
28. Тамбовцев В. Л. Основы институционального проектирования. М.: ИНФРА-М, 2008. 143 с.
29. Щукина Е. С., Димитрова Т. Ю., Имамутдинова О. Ф. Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала. Оренбург: Университет, 2012. 121 с.