К проблеме разработки модели формирования навыков волевой саморегуляции обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена вопросу разработки модели формирования навыков волевой саморегуляции обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом являются компоненты модели формирования навыков волевой саморегуляции воспитанников детских домов. Цель – выявить и охарактеризовать компоненты модели формирования навыков волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены суждения исследователей относительно сущности процесса саморегуляции. Приведены данные о специфике развития саморегуляции в подростковом возрасте. Установлено, что на современном этапе усовершенствования процесса образования проблема формирования умений произвольно регулировать свои действия и поступки у детей-сирот является недостаточно разработанной. Теоретически обосновано, что формирование навыков волевой саморегуляции воспитанников детских домов осуществляется в условиях среды их воспитания, проживания и обучения. На основе теоретического анализа предложено понятие формирование навыков волевой саморегуляции воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое рассматривается нами как непрерывное, целенаправленное и управляемое взаимодействие педагогов и обучающихся, ориентированное на формирование у подростков системы знаний и представлений о произвольной регуляции собственной деятельности, допустимых и приемлемых способах реагирования и автоматизированных приемах управления своим состоянием в различных ситуациях жизнедеятельности. Определены и охарактеризованы критерии и показатели сформированности навыков волевой саморегуляции детей-сирот и дополнены рекомендации по ее оценке. Представлен комплекс организационно-педагогических условий в структуре модели формирования навыков волевой саморегуляции воспитанников детских домов.

Ключевые слова:
сформированность навыков волевой саморегуляции, критерии уровня сформированности, показатели уровня сформированности, блоки модели процесса формирования навыков, подростковый возраст
Список литературы

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.

2. Жидкова О. А. Развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 1. С. 32-36. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005

3. Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Виды психической саморегуляции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 1. С. 92-101.

4. Петров Ю. Н., Петрова Н. С. Формирование саморегуляции обучающихся в процессе учебной деятельности // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В. П. Горячкина». 2010. № 3. С. 109-112.

5. Салихова Н. Р. Построение жизни субъектом: саморегуляция и / или самоорганизация // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. № 6. С. 267-279.

6. Морозова И. С., Пронин Е. А. Параметры саморегуляции во взаимосвязи с личностными характеристиками курсантов-первокурсников военного вуза // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 29. С. 40-53. DOI:https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.40

7. Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57-72. DOI:https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.04

8. Гриненко Д. Н., Морозова И. С. Становление саморегуляции и когнитивно-стилевой организации личности в условиях психолого-образовательного сопровождения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 149-157. DOI:https://doi.org/10.17223/17267080/64/10

9. Гриненко Д. Н. Взаимосвязь параметров когнитивных стилей и саморегуляции у студентов организаций профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 4. С. 39-43. DOI:https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-39-43

10. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 4. С. 66-75.

11. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. шк., 1979. 159 с.

12. Сергеева Е. В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 6. С. 28-32.

13. Боровская Д. Н. Самоконтроль как элемент учебной деятельности // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2018. № 1-2. С. 3-5.

14. Русакова О. В. Формирование умений и навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 209 с.

15. Черкевич Е. А. Особенности саморегуляции психических состояний личности в подростковом возрасте // Омский научный вестник. 2007. № 2. С. 164-165.

16. Корнеева С. А., Локтева А. В. Психологические особенности процессов саморегуляции у подростков с зависимым поведением // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 24. С. 159-164.

17. Попова С. И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 99-108. DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2017220609

18. Нестеров А. Ю. Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений: на примере Кемеровской области: дис. ... канд. социол. наук. М., 2012. 209 с.

19. Ярославцева И. В. Специфика иррегулярного развития депривированного подростка // Развитие личности. 2004. № 4. С. 137-140.

20. Ярославцева И. В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития // Сибирский психологический журнал. 2013. № 47. С. 33-40.

21. Николаева Е. И. Теоретический анализ и экспериментальное решение проблемы отказа от детей-сирот в приемных семьях // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. C. 90-106.

22. Брук Ж. Ю., Кухтерина Г. В. Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2. С. 417-420.

23. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 136-140.

24. Крецан З. В., Морозов Е. В. К проблеме моделирования в современном образовании: перспективы трансформаций моделей, риски реализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 316-324. DOI:https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-316-324

25. Морозова И. С., Тимофеева И. Г. Исследование волевой саморегуляции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сетевого взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 97-103.

26. Корепанова М. В. Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-а. 2018. № 1. С. 53-56.


Войти или Создать
* Забыли пароль?