Кемерово, Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Статья посвящена вопросу разработки модели формирования навыков волевой саморегуляции обучающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предметом являются компоненты модели формирования навыков волевой саморегуляции воспитанников детских домов. Цель – выявить и охарактеризовать компоненты модели формирования навыков волевой саморегуляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены суждения исследователей относительно сущности процесса саморегуляции. Приведены данные о специфике развития саморегуляции в подростковом возрасте. Установлено, что на современном этапе усовершенствования процесса образования проблема формирования умений произвольно регулировать свои действия и поступки у детей-сирот является недостаточно разработанной. Теоретически обосновано, что формирование навыков волевой саморегуляции воспитанников детских домов осуществляется в условиях среды их воспитания, проживания и обучения. На основе теоретического анализа предложено понятие формирование навыков волевой саморегуляции воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое рассматривается нами как непрерывное, целенаправленное и управляемое взаимодействие педагогов и обучающихся, ориентированное на формирование у подростков системы знаний и представлений о произвольной регуляции собственной деятельности, допустимых и приемлемых способах реагирования и автоматизированных приемах управления своим состоянием в различных ситуациях жизнедеятельности. Определены и охарактеризованы критерии и показатели сформированности навыков волевой саморегуляции детей-сирот и дополнены рекомендации по ее оценке. Представлен комплекс организационно-педагогических условий в структуре модели формирования навыков волевой саморегуляции воспитанников детских домов.
сформированность навыков волевой саморегуляции, критерии уровня сформированности, показатели уровня сформированности, блоки модели процесса формирования навыков, подростковый возраст
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.
2. Жидкова О. А. Развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25. № 1. С. 32-36. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-11005
3. Никифоров Г. С., Шингаев С. М. Виды психической саморегуляции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 5. № 1. С. 92-101.
4. Петров Ю. Н., Петрова Н. С. Формирование саморегуляции обучающихся в процессе учебной деятельности // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В. П. Горячкина». 2010. № 3. С. 109-112.
5. Салихова Н. Р. Построение жизни субъектом: саморегуляция и / или самоорганизация // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. Т. 154. № 6. С. 267-279.
6. Морозова И. С., Пронин Е. А. Параметры саморегуляции во взаимосвязи с личностными характеристиками курсантов-первокурсников военного вуза // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. Т. 29. С. 40-53. DOI:https://doi.org/10.26516/2304-1226.2019.29.40
7. Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. № 5. С. 57-72. DOI:https://doi.org/10.15293/2226-3365.1805.04
8. Гриненко Д. Н., Морозова И. С. Становление саморегуляции и когнитивно-стилевой организации личности в условиях психолого-образовательного сопровождения // Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. С. 149-157. DOI:https://doi.org/10.17223/17267080/64/10
9. Гриненко Д. Н. Взаимосвязь параметров когнитивных стилей и саморегуляции у студентов организаций профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2016. № 4. С. 39-43. DOI:https://doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-39-43
10. Галкина В. А. Технология формирования самоконтроля в процессе обучения у младших школьников с легкой умственной отсталостью // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 4. С. 66-75.
11. Лында А. С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. шк., 1979. 159 с.
12. Сергеева Е. В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2006. № 6. С. 28-32.
13. Боровская Д. Н. Самоконтроль как элемент учебной деятельности // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2018. № 1-2. С. 3-5.
14. Русакова О. В. Формирование умений и навыков саморегуляции на основе рефлексии у младших подростков в процессе обучения: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2009. 209 с.
15. Черкевич Е. А. Особенности саморегуляции психических состояний личности в подростковом возрасте // Омский научный вестник. 2007. № 2. С. 164-165.
16. Корнеева С. А., Локтева А. В. Психологические особенности процессов саморегуляции у подростков с зависимым поведением // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 24. С. 159-164.
17. Попова С. И. Развитие способности подростка к саморегуляции в образовательном процессе школы // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 6. C. 99-108. DOI:https://doi.org/10.17759/pse.2017220609
18. Нестеров А. Ю. Специфика процесса социализации детей-сирот в системе муниципальных интернатных учреждений: на примере Кемеровской области: дис. ... канд. социол. наук. М., 2012. 209 с.
19. Ярославцева И. В. Специфика иррегулярного развития депривированного подростка // Развитие личности. 2004. № 4. С. 137-140.
20. Ярославцева И. В. Психическая депривация: причины, проявления и механизм развития // Сибирский психологический журнал. 2013. № 47. С. 33-40.
21. Николаева Е. И. Теоретический анализ и экспериментальное решение проблемы отказа от детей-сирот в приемных семьях // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 4. C. 90-106.
22. Брук Ж. Ю., Кухтерина Г. В. Структура самосознания подростков, оставшихся без попечения родителей // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-2. С. 417-420.
23. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 9. С. 136-140.
24. Крецан З. В., Морозов Е. В. К проблеме моделирования в современном образовании: перспективы трансформаций моделей, риски реализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. Т. 3. № 4. С. 316-324. DOI:https://doi.org/10.21603/2542-1840-2019-3-4-316-324
25. Морозова И. С., Тимофеева И. Г. Исследование волевой саморегуляции у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях сетевого взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 97-103.
26. Корепанова М. В. Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-а. 2018. № 1. С. 53-56.