Развитие волевых качеств личности юных футболистов в тренировочном процессе
Рубрики: ПЕДАГОГИКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены возможности использования тренировочного процесса как средства развития волевых качеств личности юных футболистов. Предметом исследования является процесс развития волевых качеств личности юных футболистов в рамках занятий в спортивной школе. Описаны теоретические представления о волевых качествах личности как объекте психолого-педагогического исследования. Рассмотрены волевые качества, реализуемые в различных видах деятельности, особенности их развития у обучающихся начальной школы. Определены специфические особенности волевых качеств учащихся младших классов, которые занимаются спортом, проявляющиеся в соблюдении строгой дисциплины и достижении поставленных целей. Дополнены представления о специфике волевых качеств школьников-футболистов в отличие от сверстников, которые не занимаются спортом. Теоретически обоснованы возможности позитивных изменений в параметрах волевой сферы личности младшего школьника, занимающегося спортом. Практическая значимость исследования состоит в направленности его результатов на совершенствование процесса развития волевых качеств младших школьников в условиях организаций дополнительного образования, в разработке и апробации программы психолого-педагогического воздействия «Юные Химки», позволяющей повысить уровень волевых качеств юных футболистов. Получены экспериментальные доказательства эффективности занятий футболом, обеспечивающей развитие волевых качеств младших школьников.

Ключевые слова:
обучающиеся начальной школы, спортивная деятельность, футбол, организация дополнительного образования, развитие личности
Список литературы

1. Глазунов Ю. Т., Сидоров К. Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 2. C. 64-72.

2. Иванников В. А. Воля // Национальный психологический журнал. 2010. № 1. С. 97-102.

3. Аникеева Н. В. Значение волевых качеств личности в профессиональном становлении // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 5. С. 242-245.

4. Монроз А. В. Индивидуально-типологические особенности структуры волевых качеств на ранних этапах становления волевой саморегуляции // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. № 2. С. 63-76.

5. Батыршина А. Р. Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции // Вестник УРАО. 2016. № 3. С. 83-93.

6. Анисимова Ю. Н., Каменева Г. Н., Прыгин Г. С. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. 2018. № 4. С. 44-54.

7. Москвин В. А., Москвина Н. В., Шумова Н. С. Волевая регуляция и мотивация у футболистов 15-17 лет // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 125-132.

8. Таран И. И., Поповская М. Н., Кондратьева А. А. Сравнительный анализ взаимосвязей спортивной мотивации с волевыми качествами спортигровиков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. С. 150-154.

9. Голубева Г. Ф., Фещенко Е. М., Бичерова Е. Н. Психологические особенности волевой регуляции юношей в спортивных единоборствах // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2018. № 2. С. 319-324.

10. Гаранина Ж. Г., Чернусь Д. А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-Online. 2018. № 16. Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/osobennosti-emocionalno-volevyx-kachestv-sportsmenov (дата обращения: 03.12.2020).

11. Викторова В. В. Младший школьный возраст как период нравственного становления личности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5. С. 202-205.

12. Благинин А. А., Свешникова Е. М. Особенности формирования волевых качеств младших школьников различных систем обучения // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. Серия: Психология. 2009. № 4. С. 35-42.

13. Витушкина Э. В., Кружилина Т. В. Особенности формирования самооценки младших школьников как основы достижения личностного результата образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 1. С. 72-83.

14. Кулагина A. A. Стимулирование потребности в нравственно-волевом самосовершенствовании у учащихся начальных классов: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000. 22 с.

15. Свешникова Е. М. Влияние волевых качеств младшего школьника на успешность учебной деятельности // Психология обучения. 2009. № 5. С. 33-40.

16. Жесткова Н. А. Развитие мотивационно-волевой сферы младших школьников в процессе обучения // Символ науки. 2016. № 6-2. С. 254-257.

17. Каргин Н. Н., Варламова В. Е. Характеристика понятия воля в структуре спортивно-педагогической деятельности // Наука-2020. 2019. № 5. С. 120-124.

18. Шляпников В. Н., Хрулева Ю. Н. Особенности волевой регуляции у спортсменов-юниоров // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 132-140.

19. Щепотин Д. В. Аспекты военно-патриотического воспитания детей в секции каратэ на основе морально-волевой подготовки // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 6-3. С. 170-171.

20. Максачук Е. П. Дисциплинированность юных спортсменов как основа формирования морально-волевых качеств // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014. № 8. С. 121-124. DOI:https://doi.org/10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p121-124

21. Фомина Н. А., Голубева В. А. Особенности и психологическая структура настойчивости спортсменов подросткового возраста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2012. № 2. С. 71-76.

22. Рубахин Е. Е. Развитие волевых качеств у спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 18. C. 30-34.

23. Иванов А. А., Петров А. И. Основы волевой подготовки студентов-футболистов // Наука и общество в эпоху перемен. 2017. № 1. С. 28-30.

24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. 448 с.

25. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-пресс, 2003. 284 с.

26. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2011, 700 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?