Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье анализируется актуальная для высшего образования страны проблема привлечения студенческой молодежи к научному поиску. Особое внимание уделено опыту организации научной работы со студентами в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. В качестве метода исследования выбран анкетный опрос. Выборочная совокупность включала более 400 студентов региональных вузов России и опрос более 30 высококвалифицированных экспертов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. Основной целью исследования, выполненного кафедрой Менеджмент Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, является оценка интереса студенческой молодежи к участию в научно-исследовательской деятельности, разработка на этой основе рекомендаций по ее организации и развитию в студенческой среде. Статья представляет интерес для студентов и преподавателей российских вузов, органов управления учреждениями высшего образования, а также для ученых, исследующих проблемы студенчества.

Ключевые слова:
интерес, студенты, социальная устойчивость, конкурентоспособность, университет, научно-­исследовательская работа
Список литературы

1. Калинина Н. М. Научно-исследовательская работа студентов: компетентностный подход // Сибирский торгово-­экономический журнал. 2012. № 16. С. 95-99.

2. Сагандыкова Ж. Б. Формирование профессиональных компетенций на занятиях специальных дисциплин по подготовке квалифицированных специалистов // Вестник "Өрлеу"-kst. 2016. № 2. С. 66-69.

3. Баширов А. В., Ханов Т. А. Факторы повышения активности научно-исследовательской работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=27892 (дата обращения: 06.03.2020).

4. Болбат О. Б. Научно-исследовательская работа студентов и ее роль в подготовке будущих специалистов // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 3. С. 132-134.

5. Гужавина Т. А. Научная работа студентов как технология формирования профессиональных компетенций студентов // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. 2014. № 1. С. 59-62.

6. Гусева Н. В. Менеджмент научно-исследовательской работы студентов // Высшее образование сегодня. 2018. № 8. С. 54-56. DOI:https://doi.org/10.25586/RNU.HET.18.08.P.54

7. Дзиов А. Р. Студент и наука: воспитание творчеством // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2015. № 2. С. 67-73.

8. Карманов В. В., Радкевич М. М., Карманова С. В. Систематизация научно-практической деятельности студентов на основе интеграции образования, науки и производства // Высшее образование сегодня. 2015. № 9. С. 36-43.

9. Ковалева А. В. Подготовка студентов к самостоятельной работе и научно-исследовательской деятельности // Ученые заметки ТОГУ. 2018. Т. 9. № 2. С. 394-398.

10. Ковина Д. О. Психолого-педагогические аспекты научно-исследовательской работы студентов глазами студента // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2014. Т. 2. С. 170-172.

11. Малахова О. Ю., Малахова А. В. Реализация педагогической технологии портфолио в формировании навыков научно-­исследовательской работы студента вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2018. Т. 12. № 7. С. 76-79.

12. Мамонова Л. И. Организация научно-исследовательской работы студентов при формировании общепрофессиональных компетенций студентов // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. Т. 1. № 1. С. 37-39.

13. Мягкий П. А., Насонов А. Д. Организация активной учебной и научно-исследовательской работы студентов // Информация и образование: границы коммуникаций. 2012. № 4. С. 87-88.

14. Нестеров Ю. А. Научно-исследовательская работа студентов и активизация учебного процесса // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. География. Геоэкология. 2014. № 4. С. 127-133.

15. Петрова Н. В., Ботищева Ю. А. Проблемы организации научно-исследовательской работы студентов // Актуальные вопросы образования. 2018. № 1. С. 117-121.

16. Попова С. Л., Алексеева Е. Н. Теоретический анализ целесообразности проведения научно-исследовательских работ студентами вузов // Молодой исследователь Дона. 2018. № 5. С. 158-160.

17. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления «неуправляемыми» учеными // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 4. С. 21-36. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-4-21-36

18. Спахов Д. Ю., Осенева О. В. Участие студента в научно-исследовательской работе как фактор повышения качества образования // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 2. С. 155-156.

19. Степанян В. М., Полякова Т. В. Привлечение студентов - будущих менеджеров к работе в студенческом научном кружке как инструмент профессиональной ориентации в вузе // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2013. № 2. С. 117-120.

20. Тлехусеж М. А. Научно-исследовательская работа студента как фактор повышения уровня подготовки выпускника // Научные труды КубГТУ. 2014. № S4. С. 275-277.

21. Цупикова Е. В. Организация самостоятельной интеллектуально-творческой деятельности студентов в рамках научно-­исследовательской работы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 137-140.

22. Чупрова Л. В. Организация научно-исследовательской работы студентов в условиях реформирования системы высшего профессионального образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5-2. С. 167-170.

23. Резник С. Д., Черниковская М. В. Студенты России: жизненные приоритеты и социальная устойчивость. 2-е изд., пер. и доп. М.: ИНФРА-М, 2019. 242 с. DOI:https://doi.org/10.12737/monography_5c0a17c3a354f0.90572513

24. Коган Е. А. Проблема мотивации студентов, обучающихся на платной основе, к научно-исследовательской работе // Проблемы современного образования. 2018. № 5. С. 176-184.

25. Багаев И. З. О некоторых современных проблемах научно-исследовательской работы студентов в России // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 3. С. 148-157.

26. Резник С. Д. Управление факультетом. 2-е изд., доп. и пер. М.: ИНФРА-М, 2019. 336 с.


Войти или Создать
* Забыли пароль?