Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование проблематики формализации и измерения потенциала в системе стратегического маркетинга организации является актуальной теоретической и практической задачей. Цель – уточнить формулировку категории потенциала как объекта стратегического маркетинга компании и предложить варианты его расчета. Задачи: проанализировать теоретические подходы к выявлению и определению маркетингового и стратегического потенциала организации; выполнить их соотнесение с функцией стратегического маркетинга предприятия; провести количественное определение потенциала в системе стратегического маркетинга. Применены исторический и сравнительный подходы, методы системного анализа, теории организации и методы стратегического планирования. Выявлены применяемые в теории основные элементы формулировки потенциала: ресурсы, способности, компетенции, возможности. Установлено, что трактовки стратегического потенциала организации и стратегического маркетингового потенциала имеют значительную степень соответствия по ключевым словам и применяемым подходам, но не определяют их как меру возможного изменения состояния объекта. Предложено рассматривать потенциал в системе стратегического маркетинга организации в аспекте стратегического потенциала компании. Обнаружены и систематизированы основные взаимодействия, формирующие стратегический потенциал организации. Дано определение потенциала компании в системе стратегического маркетинга, которое учитывает выявленные основные элементы, но не сводится к ним либо их комбинациям. Предложены варианты расчетов стратегического потенциала и основные сферы их практического применения. Установлено, что стратегический потенциал как синергия от взаимодействия уникальной комбинации элементов внутренней среды с конкретными для каждого рынка возможностями вызывает отклонения факта реализации стратегии от плана. Следовательно, он измерим, а полученные оценки применимы для совершенствования стратегий работы на рынках.

Ключевые слова:
стратегический маркетинг, стратегический потенциал организации, маркетинговая стратегия, ресурсы, возможности внешней среды
Список литературы

1. Ерыгин Ю. В., Еремеев Д. В., Шапорова З. Е. Экономический потенциал: структура и экономическая сущность. Социально-экономический и гуманитарный журнал. 2023. № 3. С. 15–25. https://elibrary.ru/vzqlni

2. Brewis C., Dibb S., Meadows M. Leveraging Big Data for strategic marketing: A dynamic capabilities model for incumbent firms. Technological Forecasting and Social Change, 2023, 190. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2023.122402

3. Bekos G. S., Chari S., Jaakkola M., Evanschitzky H. Strategic change capability in marketing organizations: Conceptualization, scale development, and validation. Journal of Marketing, 2025. https://doi.org/10.1177/00222429251333771

4. Макаренков А. А., Романович В. К. Стратегический маркетинг как эффективный инструмент поиска каналов взаимодействия с потребителями. Экономика и бизнес: теория и практика. 2023. № 6-2. С. 58–63. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2023-6-2-58-63

5. Hao G., Zhang J., Lei Z., Liu W. Platform leadership: The multi-dimensional construction, measurement, and verification of the impact on innovation behavior. Management World, 2021, 37(1): 186–199.

6. Севастьянова О. В. Процессный подход к реализации стратегических задач маркетинга. Экономика и предпринимательство. 2024. № 10. С. 1288–1292. https://doi.org/10.34925/EIP.2024.171.10.235

7. Davcik N. S., Sharma P. Marketing resources, performance, and competitive advantage: A review and future research directions. Journal of Business Research, 2016, 69(12): 5547–5552. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2016.04.169

8. Camisón C., Villar-López A. Organizational innovation as an enabler of technological innovation capabilities and firm performance. Journal of Business Research, 2014, 67(1): 2891–2902. https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2012.06.004

9. Liao S.-H., Chen C.-C., Hu D.-C., Chung Yu.-C., Yang M.-J. Developing a sustainable competitive advantage: Absorptive capacity, knowledge transfer, and organizational learning. The Journal of Technology Transfer, 2017, 42: 1431–1450. https://doi.org/10.1007/s10961-016-9532-1

10. Khouroh U., Sudiro A., Rahayu M., Indrawati N. K. The mediating effect of entrepreneurial marketing in the relationship between environmental turbulence and dynamic capability with sustainable competitive advantage: An empirical study in Indonesian MSMEs. Management Science Letters, 2020, 10: 709–720. https://doi.org/10.5267/j.msl.2019.9.007

11. Арсеньева Н. В., Путянина Л. М. Потенциал маркетинга предприятия и возможности его развития в современных условиях. Вестник университета. 2021. № 7. С. 5–11. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-7-5-11

12. Азарян Е. М. Концептуальные подходы к управлению потенциалом предприятия на основе маркетинговой стратегии. Торговля и рынок. 2021. № 4-1. С. 39–45. https://elibrary.ru/nsxrla

13. Петенко И. В. Маркетинговый потенциал компании как актив развития отраслевой и межотраслевой кооперации. Торговля и рынок. 2021. № 1. С. 32–40. https://elibrary.ru/qlujnj

14. Батова Т. Н., Крылова В. А. Маркетинговый потенциал предприятия. М.: Академия Естествознания, 2016. 234 с. https://elibrary.ru/yscxoq

15. Юсупова М. Д. Методический подход к оценке маркетингового потенциала предприятия. ФГУ Science. 2024. № 2. С. 35–40. https://doi.org/10.36684/37-2024-34-2-35-40

16. Лагунова Е. В. Стратегический потенциал компании и его оценка. Проблемы управления. 2007. № 6. С. 40–44. https://elibrary.ru/ibvvej

17. Карелина Е. Ю., Малеваник А. А. Понятие и структура стратегического потенциала компании. Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. № 10. С. 63–65. https://elibrary.ru/zssrkv

18. Байков Е. А. Управление реализацией стратегического потенциала предприятия в целях его развития. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. № 2-2. С. 107–112. https://elibrary.ru/novgbo

19. Чичканов В. П., Царикаев А. Ю. Анализ подходов к определению стратегического потенциала предприятия. Теория и практика общественного развития. 2015. № 11. С. 60–63. https://elibrary.ru/ucoufn

20. Валько Д. В. К вопросу о сущности и структуре стратегического потенциала организации. Управление в современных системах. 2015. № 2. С. 7–18. https://elibrary.ru/uipiax

21. Красюк И. А., Хухлаев Д. Г. Модель стратегического потенциала предприятия как объекта стратегического маркетинга. Экономический анализ: теория и практика. 2023. Т. 22. № 11. С. 1996–2019. https://doi.org/10.24891/ea.22.11.1996

22. Трунова Д. Н. Стратегическое планирование в маркетинге. Практический маркетинг. 2023. № 12. С. 52–57. https://doi.org/10.24412/2071-3762-2023-12318-52-57

23. Костецкий А. Н., Чекашкина Н. Р. Стратегический маркетинг в системе менеджмента организации. Экономика устойчивого развития. 2022. № 2. С. 105–109. https://doi.org/10.37124/20799136_2022_2_50_105

24. Eriksson T., Robertson J., Näppä A. Functional top management teams and marketing organization: Exploring strategic decision-making. Journal of Strategic Marketing, 2020, 33(1): 1–18. https://doi.org/10.1080/0965254X.2020.1765410

25. Clarke A. H., Freytag P. V., Cortez R. M. Revisiting the strategic role of market segmentation: Five themes for future research. Industrial Marketing Management, 2024, 121. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2024.07.012

26. Bekos G. S., Jaakkola M., Chari S. Organizational agility and firm performance: The role of architectural marketing capabilities. Industrial Marketing Management, 2025, 125: 239–253. https://doi.org/10.1016/j.indmarman.2025.01.005


Войти или Создать
* Забыли пароль?