Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность обусловлена возрастающей ролью нематериальных активов в формировании конкурентоспособности территорий и необходимостью разработки эффективных стратегий развития. Динамика регистрации региональных брендов в качестве географических указаний (ГУ) и наименований мест происхождения товаров (НМПТ) говорит о низкой востребованности среди производителей этого вида защиты интеллектуальной собственности. Региональные бренды не в должной степени учитываются региональными органами исполнительной власти как ресурс для социально-экономического развития территории. Посредством социологического опроса в рамках исследования оценивалось мнение представителей органов исполнительной власти субъектов РФ относительно влияния региональных брендов на социально-экономическое развитие территории. Особое внимание уделялось изучению успешного опыта регистрации и использования ГУ / НМПТ, а также анализу региональной политики поддержки брендов. Исследование показало, что на сегодняшний день нет единства в понимании роли и степени влияния ГУ и НМПТ на территорию. На основе анализа эмпирических данных, полученных в ходе опроса представителей органов власти, выявлены ключевые факторы, определяющие степень влияния региональных брендов на социально-экономические показатели. Сформулированы три стратегических направления, реализация которых позволит усилить положительное воздействие региональных брендов на социально-экономическое развитие территорий: 1) повышение осведомленности производителей о преимуществах регистрации ГУ и НМПТ; 2) изучение и адаптация успешного опыта регионов- лидеров, а также анализ факторов, способствующих беспрепятственной регистрации и эффективному использованию ГУ / НМПТ; 3) совершенствование региональной политики поддержки брендов, включая усиление роли органов власти, оптимизацию мер поддержки (юридическая, образовательная, сбытовая), а также выявление детерминант влияния ГУ / НМПТ на инвестиционную привлекательность региона. Настоящий материал может быть использован в качестве ориентира для дальнейшего исследования, а также для целей понимания точки отсчета при стратегировании развития территории.
региональный бренд, стратегирование, объект стратегирования, стратегический приоритет, региональные органы исполнительной власти, интеллектуальная собственность, геогра- фические указания, наименования мест происхождения товара
1. Александрова А. В. Умный маркетинг: инструменты продвижения регионального бренда // Цифровая экономика, умные инновации и технологии: сборник трудов Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с зарубежным участием, Санкт-Петербург, 18–20 апреля 2021 года. СПб.: Политех-Пресс, 2021. С. 179–181. https://elibrary.ru/QSRHZQ
2. Александрова А. В., Горушкина С. Н. Региональный брендинг: оценка применения новых инструментов развития в современных реалиях // π-Economy. 2023. Т. 16, № 2. С. 37–51. https://doi.org/10.18721/JE.16203
3. Баженов С. В., Баженова Е. Ю. Проявления экономической идентичности в брендах регионов: теоретические подходы к исследованию // Terra Economicus. 2017. Т. 15. № 4. С. 79–91. https://doi.org/10.23683/2073-6606-2017-15-4-79-91
4. Беляев М. Н. Влияние географического указания на развитие регионов Российской Федерации // Индустриальная экономика. 2020. № 3. С. 45–52. https://doi.org/10.47576/2712-7559_2020_3_45
5. Горошко Н. В., Пацала С. В. Гастрономический бренд как инструмент развития регионального гастрономического туризма // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2022. № 4. С. 377–400. https://elibrary.ru/BXYDUZ
6. Горушкина С. Н., Царева Е. Г. Региональные бренды в межкультурном пространстве современной России // Стратегии устойчивого развития: социальные, экономические и юридические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 января 2023 года. Чебоксары: Среда, 2023. С. 233–235. https://elibrary.ru/DIEPNV
7. Горушкина С. Н., Царева Е. Г., Суконкина П. А. Народная художественная культура как сфера применения современных инструментов интеллектуальной собственности: оценка готовности отрасли // Культура: теория и практика. 2022. № 5. С. 12. https://elibrary.ru/FVTOVI
8. Гумерова Л. С. Тема развития института интеллектуальной собственности является одной из ключевых в повестке Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре // Вестник ФИПС. 2023. Т. 2. № 3. С. 12–13. https://elibrary.ru/BRGDSG
9. Девдариани Н. В., Рубцова Е. В. Когнитивный анализ и методология создания понятия регионального бренда в современных зарубежных и отечественных исследованиях // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1. С. 117–120. https://elibrary.ru/YXJGCO
10. Демакова Е. А., Кротова И. В., Казаков А. А. Интегрированная модель товарного и территориального брендинга на основе анализа ценностей стейкхолдеров // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 7. С. 79–86. https://elibrary.ru/ISYMNF
11. Зубов Ю. С., Здунов А. А. Формирование системы управления интеллектуальной собственностью в регионе. Опыт Республики Мордовия // Вестник ФИПС. 2024. Т. 3. № 2. С. 112–120. https://elibrary.ru/LRHHYB
12. Калькова Н. Н. Региональный этноцентризм как один из предикторов потребительского выбора в парадигме нейробренда // Региональная экономика. Юг России. 2024. Т. 12. № 4. С. 196–208. https://doi.org/10.15688/re.volsu.2024.4.19
13. Квинт В. Л. Концепция стратегирования. Т. 1. СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2019. 132 с. https://elibrary.ru/VUMJTW
14. Киреева И. В. Региональные бренды и их потенциал в формировании региональной идентичности молодежи (по результатам социологического исследования в республике Адыгея) // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 12. С. 16–20. https://elibrary.ru/DIWIIF
15. Макарова Г. И. Территориальный брендинг в работах российских ученых // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2020. № 3. С. 22–34. https://elibrary.ru/IVRWHI
16. Назукина М. В. Регионализм в «посланиях» глав субъектов РФ: дискурсивный аспект // Полис. Политические исследования. 2022. № 2. С. 68–82. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.02.06
17. Неретин О. П. Интеллектуальный суверенитет экономики России. М: Федеральный институт промышленной собственности, 2022. 166 с. https://elibrary.ru/EEJPNI
18. Неретин О. П., Климанов В. В., Горушкина С. Н. Подходы к систематизации мер поддержки, направленных на вовлечение в гражданский оборот продукции под региональным брендом // Вестник ФИПС. 2024. Т. 3. № 4. С. 394–405. https://elibrary.ru/OSBLSU
19. Неретин О. П., Томашевская Е. А. Традиционные знания и традиционные выражения культуры как аспект интеллектуальной собственности: проблемы выявления и охраны // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 5. С. 540–549. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2017-14-5-540-549
20. Роспатент. Интеллектуальная собственность – основа технологического лидерства страны // 2024. Годовой отчет. М: Роспатент, 2025. 196 с.
21. Рузакова О. А., Гринь Е. С. Вопросы развития правового регулирования отношений, объектом которых выступают географические указания // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 42. С. 685–699. https://doi.org/10.17072/1995-4190-2018-42-685-699
22. Стратегирование туризма и выставочно-ярмарочной деятельности на Дальнем Востоке России / И. З. Чхотуа [и др.]. М.: Первое экономическое издательство, 2024. 406 с. https://elibrary.ru/SBQBEN
23. Фабричный С. Ю., Рузакова О. А. Новеллы о географических указаниях как объектах интеллектуальных прав // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 12. С. 53–61. https://doi.org/10.24411/2072-4098-2018-10126
24. Царева Е. Г. Понятие «региональный бренд» в контексте региональной экономики // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2024. № 6. С. 80–87. https://elibrary.ru/BTIINS
25. Царева Е. Г., Горушкина С. Н. Исследование востребованности мер поддержки товаропроизводителей региональных брендов // Интеллектуальная собственность – основа инновационной экономики: приоритеты и механизмы научно-технологического развития: сборник докладов XXVIII Международной научно-практической конференции Роспатента, Москва, 08–09 октября 2024 года. М.: Федеральный институт промышленной собственности, 2024. С. 100–105. https://elibrary.ru/YIXVPZ
26. de Almeida G. G. F., Cardoso L. Discussions between place branding and territorial brand in regional development – A classification model proposal for a territorial brand // Sustainability. 2022. Т. 14. № 11. P. 6669. https://doi.org/10.3390/su14116669
27. Xu N., Zhao Y., Qin S. Exploring business owners’ engagement behavior for promoting regional brands in China: An empirical analysis based on the TPB and ABC theory // Sustainability. 2023. Vol. 15. № 14. P. 11329. https://doi.org/10.3390/su151411329
28. Zheng X., Huang Q., Zheng S. The identification and applicability of regional brand-driving modes for agricultural products // Agriculture. 2022. Vol. 12. № 8. P. 1127. https://doi.org/10.3390/agriculture12081127



