Москва, Россия
С начала пандемии произошла существенная социально-экономическая трансформация общества, когда самыми адаптивными к новым условиям жизни оказались люди, привыкшие к виртуальному взаимодействию, – люди всех возрастов (преимущественно молодежь), чья профессиональная деятельность и личные отношения во многом реализовывались посредством Интернета. Это повлекло за собой необходимость проведения дополнительных исследований экономической составляющей имиджа стран. Цель – раскрыть особенности экономического имиджа стран на когнитивном и иррациональном, внутреннем и международном уровнях; показать особенности взаимосвязи составляющих междисциплинарной модели имиджа стран, разработанной автором статьи. Приведены результаты изучения динамики экономической составляющей имиджа стран, полученные нами благодаря эмпирическим исследованиям на протяжении 23 лет. Выявлено, что экономическая составляющая имиджа страны в массовом сознании молодежи в случаях отсутствия личного туристического опыта ее посещения представлена малоосознанными эмоциональными впечатлениями о национальных брендах, товарах, традиционных продуктах государства и стереотипами об особенностях жизни населения, озвученными медийными личностями, блогерами и лидерами мнений в массмедиа и Интернете. Установлено, что позитивный имидж государства как основа развития экономики тесно связан с туристической привлекательностью страны. Обнаружено, что после пандемии произошло усиление и увеличение таких факторов, влияющих на экономический имидж страны, как характер и глубина поступающей о стране информации и оценок, пропагандируемых в Интернете блогерами, инфлюенсерами, сериалами, дорамами, фильмами, медиа и туристическим видеоконтентом. Подчеркнута важность проведения мониторинга имиджа России и зарубежных государств как на внутреннем, так и на международном уровнях и необходимость целенаправленного формирования позитивного имиджа страны в массовом сознании людей на когнитивном и эмоциональном уровнях.
имидж, имидж страны, экономика, национальные бренды, экспорт, имидж региона, международная торговля, целевая аудитория, маркетинг территорий, международный имидж
1. Горбушина О. П. Имидж России и зарубежных стран. М.: ПКЦ Альтекс, 2005. 188 с. https://elibrary.ru/qogfhv
2. Полтинина Е. В. Имидж в системе факторов, определяющих конкурентоспособность региона. Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 4. С. 70–82. https://elibrary.ru/senucr
3. Галумов Э. А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. 446 с.
4. Горбушина О. П. Имидж России как социально-коммуникативный ресурс консолидации российского общества: феномен фиджитал. Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы: X Междунар. науч.-практ. конф. (Иркутск, 16 февраля 2024 г.) Иркутск: ИГУ, 2024. С. 23–26. https://elibrary.ru/nvagqh
5. Горбушина О. П. Имидж страны: методы исследования. Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т 11. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/70PSMN423.pdf (дата обращения: 15.12.2024). https://elibrary.ru/jdftjs
6. Горбушина О. П. Динамика восприятия международного имиджа зарубежных стран российской молодежью: результаты эмпирических исследований 2002–2023 годов. Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 3. https://doi.org/10.15862/66PSMN323
7. Чапаргина А. Н. Имидж региона как основа формирования его инвестиционной привлекательности (на примере Мурманской области). Форум молодых ученых. 2017. № 11. С. 1085–1091. https://elibrary.ru/yobsab
8. Горбушина О. П. Стратегия реализации целей пространственного маркетинга путем формирования позитивного имиджа территории. Современные тенденции, проблемы и пути развития физической культуры, спорта, туризма и гостеприимства: XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 17 ноября 2022 г.) М.: МГУСиТ, 2022. С. 230–235. https://elibrary.ru/hwftkn
9. Почепцов Г. Г. Атака на виртуальную картину мира. Российская пиарология: тренды и драйверы, ред. А. Д. Кривоносова. СПб.: СПбГЭУ, 2021. С. 167–171. https://elibrary.ru/rcprty
10. Марченко Г. И., Носков И. А. Имидж в политике. М.: Владос, 1997. 208 с.
11. Горбушина О. П. Имидж страны у российской молодежи: структура и факторы формирования: дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 199 с. https://elibrary.ru/nnuijv
12. Шевченко Д. А. Маркетинг и журналистика в новой экономической реальности. Социальная политика и социология. 2023. Т. 22. № 2. С. 7–12. https://elibrary.ru/cymeal
13. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2006. 416 с.
14. De Nisco A., Papadopoulos N., Elliot S. From international travelling consumer to place ambassador: Connecting place image to tourism satisfaction and post-visit intentions. International Marketing Review, 2017, 34(3): 425–443. https://doi.org/10.1108/IMR-08-2015-0180
15. Li D., Wan C. L., Jiang Y., Barnes B. R., Zhang H. The asymmetric influence of cognitive and affective country image on rational and experiential purchases. European Journal of Marketing, 2014, 48(11-12): 2153–2175. https://doi.org/10.1108/EJM-09-2012-0505
16. Vijaranakorn K., Shannon R. The influence of country image on luxury value perception and purchase intention. Journal of Asia Business Studies, 2017, 11(11): 88–110. http://dx.doi.org/10.1108/JABS-08-2015-0142
17. Бекоева Д. Д. Социально-психологические условия формирования государственного самосознания: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 2004. 47 с. https://elibrary.ru/nmytdx
18. Ерохина Е. В. Особенности инвестиционного имиджа региона. International Journal of Innovative Technologies in Economy. 2016. № 4. C. 38–46. https://elibrary.ru/xkqdfh
19. Панкрухин А. П. Маркетинг территории – ключ к успеху региона. Маркетинг PRO. 2009. № 12. С. 7–12.
20. Макаров П. Ю., Соколова М. В., Илларионов А. Е. Исследование практики брендинга малых городов: опрос руководителей городских администраций. Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 1. С. 66–88. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-1-66-88
21. Григорьев Л. М. Сценарии развития и экономические институты. Экономическая политика. 2013. № 3. С. 33–60. https://elibrary.ru/qbqyon
22. Моргун А. А. Имидж государства в современной экономике. Новый университет. Серия «Экономика и право». 2013. № 3. С. 53–55. https://elibrary.ru/pzsufb
23. Журавлев А. Л., Китова Д. А. Отношение пользователей Интернета к экономике в условиях пандемии: кросс-культурный анализ. Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. № 2. С. 74–88. https://doi.org/10.17759/sps.2022130206
24. Рамазанов Ж. Ш. Мировые социально-экономические модели и Россия. Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6. С. 16–21. https://elibrary.ru/mtjoel
25. Гуреева А. Н., Аникина М. Е. Социальный и медийный портрет российской молодежи в начале XXI в.: анализ экспертных мнений. Меди@льманах. 2022. № 1. С. 53–60. https://doi.org/10.30547/mediaalmanah.1.2022.5360
26. Шаститко А., Плаксин С., Яковлева Е. Инвестиционный имидж России. Стратегия России. 2007. № 4. С. 73–83.
27. Растегаева Ф. С. Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы. Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 4. С. 72–76. https://elibrary.ru/kwtayj
28. Баркова В. Л., Цыганкова М. Н., Гвоздева М. А., Горбушина О. П. Психологические аспекты социальной рекламы благотворительных организаций, оказывающих помощь тяжелобольным детям. Педиатрический вестник Южного Урала. 2022. № 2. С. 19–32. https://doi.org/10.34710/Chel.2022.96.45.003
29. Гришин В. И., Домащенко Д. В., Константинова Л. В., Кошкин А. П., Устюжанина Е. В., Штыхно Д. А., Шубенкова Е. В. Жизнь после пандемии: экономические и социальные последствия. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 3. С. 5–18. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2020-3-5-18



