Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербург, Россия
Санкт-Петербург, Россия
В статье рассматриваются возможности использования цифровых технологий, в частности, интегрированных в чат-бот, для ревитализации языков коренных народов ряда территорий Российской Федерации. Цель – провести анализ потенциала использования функционала чат-бота для обучения хантыйскому языку. Объект исследования – использование цифровых инструментов в языковом образовании и для ревитализации языков. Библиометрический анализ с применением языка программирования R продемонстрировал актуальность использования подобного подхода, его востребованность в ряде других многоязычных сообществ в зарубежных странах. Изучены современные методы ревитализации хантыйского языка, например, «Языковые гнезда» и «Стойбищные школы-сады». В работе также представлен проект образовательного продукта для изучения хантыйского языка в семейном обучении. Он адресован детям и их родителям, которые хотели бы вспомнить родной язык и сформировать интерес к родной культуре и мотивацию к изучению родного языка у своих детей. Основу материала составляют сказки хантов – используя игровые механики, их можно послушать, прочитать на русском языке и на казымском диалекте хантыйского языка, выполнить задания по лексике и грамматике, а также прочитать информацию о традициях и обрядах хантов. Сделан вывод о том, что современные технологии, такие как Telegram-боты, действительно могут стать эффективным инструментом для сохранения и популяризации языков коренных народов, особенно в условиях глобализации и цифровизации общества.
Telegram-бот, телеграм-обучение, хантыйский язык, культура хантов, малые языки Сибири, казымский диалект хантыйского языка
1. Арефьев А. Л. Языки коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в системе образования: история и современность. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2014. 488 с.
2. Галямов А. А. Актуальность реализации проекта «Стойбищная школа-сад» для детей из числа коренных малочисленных народов Севера (по результатам мониторинга 2022 года). Социодинамика. 2022. № 12. С. 59–67. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.12.39241
3. Граничина О. А., Жарова М. В., Агапова Е. Н., Трапицын С. Ю. Качество преподавания хантыйского и мансийского языков в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре как фактор их сохранения и развития. Вестник угроведения. 2021. Т. 11. № 4. С. 760–770. https://doi.org/10.30624/2220-4156-2021-11-4-760-770
4. Гуляева Ч. И., Попова А. М. Опыт применения образовательного телеграмм-бота на уроках математики в 5 классе. Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-3. С. 142–146. https://elibrary.ru/icsnvb
5. Гутенев М. Ю. Международное научное сотрудничество Российской Федерации в области защиты прав, сохранения культур и языков арктических этносов. Полярные чтения – 2022: X науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 18–22 мая 2022 г.) М.: Паулсен, 2023. С. 252–262.
6. Долженко С. Г., Баянова Е. В. «Языковое гнездо» как способ решения проблемы исчезновения языков коренных малочисленных народов Севера. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6-2. С. 191–193. https://elibrary.ru/vuyvzd
7. Замятин К., Пасанен А., Саарикиви Я. Как и зачем сохранять языки народов России? Хельсинки: Хельсинск. ун-т, 2012. 150 с.
8. Каксин А. Д. Казымский диалект хантыйского языка. Ханты-Мансийск: ЮГУ, 2010. 175 с. https://elibrary.ru/qvyiir
9. Карпова И. П. Базы данных. Курс лекций и материалы для практических заданий. М.: Питер, 2013. 240 с.
10. Колмогорова А. В. Инженерные лингвистические технологии в исследовании текста. Terra Linguistica. 2023. Т. 14. № 1. С. 7–10. https://doi.org/10.18721/JHSS.14101
11. Медникова Л. А. Педагогическое проектирование деятельности, как эффективная образовательная технология. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 2. C. 12–14. https://elibrary.ru/zqpucl
12. Спутай А. П. Малые языки в контексте языковой политики: опыт Санкт-Петербурга. Новизна. Эксперимент. Традиции (Н.Экс.Т). 2024. Т. 10. № 3. C. 56–65. https://elibrary.ru/pwjays
13. Трофимчук А. А. Методика чтения аутентичных произведений с постепенным погружением в текст. The Scientific Heritage. 2021. № 67-4. C. 47–51. https://doi.org/10.24412/9215-0365-2021-67-4-47-51
14. Фатхуллова К. С., Юсупова А. Ш., Халиуллина Н. У. Онлайн-школа «Ана Теле»: современная модель обучения родному языку. Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-4. C. 146–151. https://elibrary.ru/erhkxe
15. Хилханова Э. В., Каплунова М. Я. Первое заседание дискуссионно-аналитического клуба по языковой политике (Москва, Институт языкознания РАН, 17 марта 2020 г.). Социолингвистика. 2020. № 1. C. 124–132. https://doi.org/10.37892/2713-2951-2020-1-1-124-132
16. Brown K., Faster M. Language nests on the move: The case of Võro pre-primary education in Estonia. FIRE: Forum for International Research in Education, 2019, 5(3): 29–48. https://doi.org/10.32865/fire201953145
17. Burova A., Leisiö L., Sharma S., Thankachan B., Turunen M. Technology inclusion via endangered language learning application: An explorative case study with remote Nganasan community. Academic Mindtrek: Proc. 24th Intern. Conf., Nürnberg, 1–3 Jun 2021. NY: ACM, 2021, 21–32. https://doi.org/10.1145/3464327.3464363
18. Katinskaia A., Yangarber R. Digital cultural heritage and revitalization of endangered Finno-Ugric languages. Digital Humanities in the Nordic and Baltic Countries Publications, 2018, 1(1): 111–121. https://doi.org/10.5617/dhnbpub.11014
19. Shibanova N. A., Makhmutova R. G., Pavlova V. A., Shustova E. V. Russian and Tatar fairy-tales as a means of language learning. Journal of Research in Applied Linguistics, 2020, 11: 276–285. https://doi.org/10.22055/rals.2020.16321
20. Silberschatz A., Korth H. F., Sudarshan S. Database system concepts. NY: McGraw-Hill, 2011, 1349.



