сотрудник с 01.01.2022 по настоящее время
Санкт-Петербург, Россия
сотрудник
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
ВАК 5.9.9 Медиакоммуникации и журналистика
В работе исследуются изменения в речевой культуре современной молодежи на примере эмпирического анализа отношения студентов гуманитарного факультета Санкт-Петербургского государственного экономического университета к ненормативной (обсценной) лексике в медиапространстве с целью анализа границ речевой нормы в студенческой и профессиональной коммуникации. Цель – выявить роль ненормативной лексики в контексте формирования современной социокультурной идентичности студенческой молодежи (на примере студентов старших курсов гуманитарного факультета СПбГЭУ). Новизна исследования заключается в комплексном изучении использования ненормативной лексики в студенческой среде и рассмотрении влияния обсценной лексики на формирование социальной идентичности студентов. Для изучения общественного мнения молодежи о месте ненормативной лексики в общественном пространстве коммуникаций и самоидентификации в данном поле языковой нормы было проведено исследование методом анкетного опроса, в котором участвовали 285 студентов. Работа позволяет понять роль данной лексики как средства выражения культурных и языковых ценностей, а также как фактора формирования и трансляции языковой культуры внутри современного студенческого сообщества, которое оказывает большое влияние на развитие современного русского языка в целом. Рассмотрены границы допустимости применения обсценной лексики в современных медиатекстах (ограничения приветствуются студентами в бизнес-литературе, документальном и художественном кино, театральных постановках, беллетристике и прочем; расширение границ речевой нормы признается учащимися допустимым в музыке тяжелых стилей, блогерстве, юмористических передачах). В результате выявлено, что использование ненормативной лексики рассматривается студентами как вариант речевой нормы языковой личности в обыденной речевой практике в качестве элемента социокультурной идентичности.
речевая норма, ненормативная лексика, социокультурная идентичность, студенческая молодежь, медиапространство, профессиональная коммуникация
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979. 423 с. https://elibrary.ru/vqmufp
2. Великая Н. М., Лисенкова А. А. Социально-культурная идентичность студенческой молодежи в условиях социальной неопределенности российского общества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2023. Т. 16. № 4. С. 374–390. https://doi.org/10.21638/spbu12.2023.402
3. Волошин Ю. К., Политова Е. А. Семиотика и обсценная лексика. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018. № 4. С. 82–88. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2018-4(32)-82-88
4. Волошина А. С., Смердова М. Н., Стурова Е. В., Степанова И. С. Исследование ненормативной лексики у студенческой молодежи. Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2025. № 2. С. 13–20. https://elibrary.ru/tjrtxv
5. Горбатова М. М., Билан М. А., Ермолаева Е. Н. «Я-образ» современной студенческой молодежи в пространстве виртуальной коммуникации. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2024. № 3. С. 362–373. https://doi.org/10.17072/2078-7898/2024-3-362-373
6. Дементьев В. В. Брань и межличностные отношения. Злая лая матерная..., ред. В. И. Жельвис. М.: Ладомир, 2005. С. 35–55.
7. Демьянков В. З. О стратегиях нормирования русского языка. Лингводидактика. Социолингвистика. Языки мира, отв. ред. Т. Б. Крючкова. М.: Советский писатель, 2008. С. 50–61. https://elibrary.ru/scefdr
8. Жельвис В. И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 1997. 330 с.
9. Ковалев Г. Ф. Русский мат как часть национального достояния. Российский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3. С. 175–196. https://doi.org/10.15643/libartrus-2021.3.4
10. Маковский М. М. Язык – миф – культура: Символы жизни и жизнь символов. М.: ИРЯ РАН, 1996. 329 с.
11. Морковкин В. В., Богачева Г. Ф., Луцкая Н. М. Большой универсальный словарь русского языка. М.: АСТ-Пресс Школа, 2018. 1451 с.
12. Никитина Л. Б. Антиэтикет в педагогическом дискурсе. Вестник ОмГПУ. Гуманитарные исследования. 2020. № 2. С. 93–97. https://doi.org/10.36809/2309-9380-2020-27-93-97
13. Нилогов А. С. Что такое философия антиязыка? Современный дискурс-анализ. 2015. № 1. С. 4–14. https://elibrary.ru/xhdxkd
14. Пищальникова В. А. Ассоциативный эксперимент и психолингвистическое исследование личностной идентичности. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 105–117. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2021_2_844_105
15. Попова Е. А. О сквернословии. Русская речь. 2009. № 1. С. 48–52. https://elibrary.ru/juuwmv
16. Рассохина И. Ю., Соколова Е. А. Проектная деятельность в рамках учебных дисциплин как фактор развития профессиональной идентичности студентов. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2024. № 1. С. 97–107. https://doi.org/10.54509/22203036_2024_1_97
17. Седов К. Ф. Русский мат и уровни становления языковой личности. Дом бытия. Лингвофилософский альманах. М., 1994. Вып. 1. С. 31–40.
18. Серый А. В., Яницкий М. С., Браун О. А. Смысловая обусловленность структуры Я-концепции студенческой молодежи. Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020 № 3. С. 597–607. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-15
19. Уварова Л. Р., Хлюстова Д. С. Обсценная лексика подростков и молодежи как социально-педагогическая проблема. Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008. Т. 14. № 6. С. 46–50. https://elibrary.ru/muqkzl
20. Яницкий М. С., Серый А. В., Браун О. А. Динамика структуры идентичности личности в процессе профессионального обучения. Герценовские чтения: педагогические исследования в образовании. 2018. № 1-1. С. 143–149. https://elibrary.ru/vtboii




