employee
Ural federeal univerity (theory, methodology and legal support of public and municipal administration, doctoral student)
doctoral candidate
Tomsk State University (organizational behavior and personnel management, associate professor)
employee
Tomsk, Tomsk, Russian Federation
student
Tomsk, Tomsk, Russian Federation
UDK 332.14 Региональная, территориальная экономическая политика, планирование и прогнозирование
GRNTI 06.61 Территориальная структура экономики. Региональная и городская экономика
GRNTI 06.77 Экономика труда. Трудовые ресурсы
OKSO 38.03.04 Государственное и муниципальное управление
OKSO 38.03.03 Управление персоналом
BBK 659 Экономика отдельных стран и регионов. Экономика Мирового океана
BBK 6524 Экономика труда
TBK 774 Отраслевая экономика
BISAC SOC053000 Regional Studies
The article describes a study of the labor market of creative industries in the Tomsk Region in order to substantiate its consideration as a key factor in the development of the local creative industries in the region. The authors systematized the existing problems to improve the selection and hiring of creative specialists. They analyzed various terminological approaches of the concepts of creative industries, human capital, and labor market in terminological interrelation. The supply and demand in the labor market of creative demonstrated its importance for the development of creative industries in the Tomsk Region. The analysis also involved quality of education and professional training in the field, which revealed some potential problems related to non-compliance with labor market requirements. Job interviews should include creative tests, and assignments, team work, and information campaigns about career opportunities. As the creative sector keeps growing, studying the current trends in the labor market of creative industries has become important in the context of economic growth and its impact on the regional development. The research opens up new prospects for regional studies in the sphere of creative labor market and possesses practical application.
creative industries, human capital, labor market, creative employment, labor demand, labor supply, hiring
Введение
В современном мире креативные индустрии приобретают все большую значимость в условиях глобализации, информатизации и развитии цифровой экономики – креативный сектор играет ключевую роль в экономическом развитии, способствуя увеличению ВВП, созданию новых рабочих мест и привлечению инвестиций. Главное отличие креативных индустрий заключается в ориентации сектора на создание уникальных продуктов, ценность которых может быть измерима не только функциональностью, а также с использованием творчества, инноваций, креативности. Как и в любом другом секторе экономике, в креативных индустриях центральным элементом являются люди, создающие творческие продукты – результаты интеллектуальной деятельности, при этом, учитывая взаимосвязь динамичного развития отрасли и повышения мирового интереса к креативным продуктам, ситуация на рынке труда не может не подвергаться изменениям. В связи с этим, изучение тенденций изменения рынка труда креативных индустрий под влиянием роста данного сектора экономики является актуальной и значимой темой.
Цель исследования – на основе систематизации проблем в области рынка труда креативных индустрий предложить решения по совершенствованию подбора и отборакреативных специалистов в Томской области.
Литературный обзор
Креативные индустрии представляют собой сектор экономики, с каждым годом увеличивающий свои масштабы [1]. В настоящее время многие страны уделяют особое внимание развитию данной отрасли, рассматривая ее как значимый фактор не только социокультурного, но и экономического прогресса. Существует множество определений термина «креативные индустрии». Министерство по делам культуры, СМИ и спорта Великобритании в документах по картированию креативных индустрий охарактеризовало их как «те отрасли, которые берут начало в индивидуальном творчестве, навыках и таланте и которые имеют потенциал для создания богатства и рабочих мест посредством создания и эксплуатации интеллектуальной собственности»[1]. То есть, креативные индустрии – отрасли, основанные на индивидуальном творчестве и способные использовать интеллектуальную собственность для создания благ. Если рассматривать другое определение, данное Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), то креативные индустрии – это «разнообразные группы видов деятельности, каждая из которых зависит в большей или меньшей степени от вклада в оригинальное произведение и его защиты посредством различных прав интеллектуальной собственности» [2]. Определение Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) подчеркивает значимость прав создателей, отражая важность интеллектуальной собственности и защиты уникальных продуктов в креативных отраслях. В публикации Организации Объединенных Наций, выпущенной Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), креативные индустрии были определены как «циклы создания, производства и распространения товаров и услуг, которые используют творчество и интеллектуальный капитал в качестве основных ресурсов» [3]. Подобный подход учитывает весомость творчества и интеллектуальной работы в процессе создания и продвижения креативных продуктов.
Стоит отметить, что содержание термина до сих пор оспаривается и многие исследователи продолжают его изучение [4], однако в представленных на данный момент точках зрениях все же есть общие характеристики, определяющие креативные индустрии как вид экономической деятельности, сочетающий творческий и экономический процесс, заключающийся в создании, производстве продажи товаров или услуг, являющимися результатом интеллектуальной деятельности. Креативные индустрии представляют собой широкий спектр деятельности, объединенный творческими, инновационными и уникальными решениями. Определение границ отраслей креативных индустрий достаточно нечетко, связано это с динамичностью, разнообразием и пересечением с другими областями экономики. Кроме того, с развитием технологий и изменением потребностей рынка появляются новые формы креативной деятельности. В настоящее время не существует единого перечня, определяющего, какие виды деятельности относятся к креативным индустриям. Министерство по делам культуры, СМИ и спорта Великобритании в 2015 году представило следующий список отраслей, относящихся к креативным индустриям: реклама и маркетинг, архитектура, дизайн, кинематография, радио, фотография, разработка ПО, сервисов и приложений, издательское дело и пресса, музеи, галереи, библиотеки, музыка, театр, искусство[2]. То есть, перечень видов деятельности разнообразен, однако объединен одним – творческим подходом к производству продуктов.
Креативные индустрии не только вносят экономический вклад, но и способствует повышению международной известности и улучшению взаимоотношений между странами: креативные отрасли экономики имеют значение не только с точки зрения экономических выгод, но и в контексте культурного обмена и дипломатии [5]. Креативные индустрии в России рассматриваются как важный сектор экономики, в связи с этим в 2023 г. был принят в первом чтении законопроект «О развитии креативных индустрий в Российской Федерации». Согласно тексту законопроекта, креативные индустрии – это «экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, продвижением на внутреннем и внешнем рынках, распространением и (или) реализацией креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью»[3]. В целях данного исследования под креативными индустриями будем понимать данную формулировку.
Первыми над разработкой классификации креативных индустрий в России начали работу Агентства стратегических инициатив (АСИ)[4], в дальнейшем Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) была представлена публикация, содержащая классификацию креативных индустрий. Были выделены следующие виды экономической деятельности, относящиеся к креативным: арт-индустрия, исполнительное искусство, музыка, кино и анимация, фотография, издательская деятельность, телерадиовещание, информационные технологии и видеоигры, реклама, архитектура, дизайн, мода, ювелирное дело, музеи, библиотеки, архивы, культурное наследие, образование в креативных индустриях [6]. По мнению авторов, представленная классификация не является «жесткой» [6], следовательно, может изменяться в процессе улучшения статистических методов классификации и корректировки приоритетов поддержки творческих отраслей со стороны государства.
Важной характеристикой креативных индустрий является способность к созданию креативных продуктов – результатов интеллектуальной деятельности. Успех любой отрасли зависит от результатов ее деятельности, в данном случае, ключевым фактором успеха креативных индустрий будет являться творческий потенциал людей, их навыки, знания и накопленный опыт – капитал. Капитал представляет собой совокупность материальных и нематериальных средств, используемых для производства благ и получения прибыли [7]. К материальным активам относятся имущество, деньги, сырье – физические ресурсы, к нематериальным – интеллектуальная собственность, знания, навыки. В зависимости от назначения выделяют различные виды капитала, однако основная цель независимо от классификации единая – приносить доход. Нематериальным, неосязаемым капиталом является человеческий капитал.
Впервые термин был применен Минсером Д. в 1958 году в статье «Инвестиции в человеческий капитал и персональное распределение дохода», основная идея которой заключалась в попытке объяснения особенностей персонального дохода через различия между людьми с точки зрения полученного ими образования [8]. Далее термин использовался в 1980-х гг. в работах Шульца Т. и Беккера Г. [9] Ученые определили «человеческий капитал» как «приобретаемые человеком ценные качества, которые могут быть развиты и усилены с помощью определенных видов деятельности», а также «имеющийся у каждого индивида запас знаний, навыков и способностей, используемых им для получения дохода либо в других целях, который формируется на основе инвестиций в образование, повышение квалификации, улучшение здоровья и т.д., которые будут компенсированы более высоким уровнем будущих доходов» [10]. То есть, определяется прямая зависимость между человеческим капиталом и доходом: инвестиции в образование, здоровье способны улучшить качество жизни человека и повысить доход.
Понятие «человеческий капитал» включает в себя знания, навыки, опыт, способности и таланты человека. Если сравнивать человеческий капитал с финансовым, то во втором случае ключевым активом выступают денежные средства, используемые для повышения результативности, человеческий капитал подразумевает интеллектуальные активы, а также необходимость инвестиций в человека, способные в дальнейшем повысить продуктивность, и как следствие, результативность. Инвестиции в образование, повышение квалификации, получение дополнительных видов образования, вклад в повышение уровня и качества жизни – составляющие, формирующие человеческий капитал [11].
В современном мире увеличивается необходимость, особенно в условиях цифровой экономики, наращивания человеческого капитала, отмечая его прямое влияние на увеличение темпа производств, и, как следствие, ускорение экономического роста. Если выделять креативные индустрии, то многие авторы отмечают особое воздействие человеческого капитала на динамику развития данного сектора [12]. Взаимосвязь экономики и человеческого капитала наглядно отражена на рынке труда. Чем большим человеческим капиталом обладает работник, тем более востребованным он становится на рынке труда. Человеческий капитал является ключевым показателем для работодателей. Инвестируя в образование, профессиональное развитие, приобретение профессионального опыта, работники повышают свою конкурентоспособность.
Рынок труда представляет собой совокупность экономических отношений, основным элементом которых является формирование спроса и предложения на рабочую силу. Субъектами спроса на труд выступают бизнес и государство – работодатели. Субъектами предложения на труд – наемные работники. Рассматривая рынок труда, можно выделить следующие его характеристики.
Во-первых, спрос и предложение на рабочую силу, меняющиеся в зависимости от экономических и социальных условий. Например, величина спроса на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы, а величина предложения на труд – в прямой зависимости. При наличии таких факторов, как уровень квалификации работников, взаимозаменяемость факторов производства – при высокой цене на труд, он будет замещаться более дешевыми факторами производства, спрос на конечную продукцию, уровень благополучия, спрос и предложение на рынке труда будут гибкими.
Во-вторых, наличие конкуренции, влияющей на обе стороны экономических отношений. Она может оказывать как положительное влияние (стимулирование профессионального роста, повышение заработных плат в конкуренции за высококвалифицированных сотрудников, улучшение условий труда), так и негативное, связанное, прежде всего, с неустойчивостью занятости населения или дискриминацией по возрасту, образованию и пр.
В-третьих, регулирование со стороны государства с целью обеспечить справедливые условия для работников и работодателей. Государство обеспечивает защиту субъектов рынка труда, воздействует посредством законов и нормативных актов, юридических норм.
Для эффективного функционирования экономики важную роль играют функции рынка труда. К основным функциям рынка труда можно отнести следующие:
- Социальная функция – гарантия достойного уровня заработка и благосостояния граждан.
- Экономическая функция – эффективное использование и регулирование рабочей силы.
- Стимулирующая функция – повышение заинтересованности в высокоэффективном труде, повышение квалификации и возможность смены профессии.
- Размещающая функция – размещение рабочей силы в соответствии с потребностями рынка труда.
- Селективная функция – выбор рабочей силы на основе спроса, предложения и профессиональных навыков [13].
Рынок труда представляет собой некоторого рода взаимосвязь между покупателем, который готов купить рабочую силу, и продавцом, который готов её продать [14]. Вследствие этого, важно отменить еще одно ключевое свойство: устанавливая подобную взаимосвязь между интересами работодателей и работников, рынок труда способен установить равновесие между оптимальной стоимостью рабочей силой и условиями труда.
Понятия «креативные индустрии», «человеческий капитал» и «рынок труда» обладают определенной взаимосвязью, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1 – Взаимосвязь понятий «креативные индустрии», «человеческий капитал» и «рынок труда».
Figure 1 – Interrelation of the concepts “creative industries”, “human capital” and “labor market”.
Креативные индустрии основаны на творческом потенциале людей и находятся в зависимости от человеческого капитала. Он является стратегическим ресурсом для креативных индустрий, поскольку это навыки, образование, опыт людей, которые позволяют создавать уникальные креативные продукты и развивать новые идеи [15]. Уровень человеческого капитала оказывает влияние не только на развитие креативного сектора экономики, но и на рынок труда, а именно определяет возможности специалиста найти работу, повышает или понижает конкурентоспособность.
Потенциал роста креативных отраслей выше, чем в других секторах, и технологии играют ключевую роль в этом развитии, меняя творческий взгляд и способствуя появлению новых областей деятельности [16]. Инновационные подходы, технологический прогресс играют ключевую роль в изменении динамики рынка труда. Они способны не только создавать новые рабочие места, но и изменять спрос на отдельные профессии, а также влиять на востребованность определенных навыков специалистов. Этот процесс приводит к тому, что участники рынка труда должны адаптироваться к быстроменяющимся условиям, совершенствовать свои навыки и знания, чтобы оставаться конкурентоспособными. Рынок труда в креативных индустриях представляет собой динамичное, уникальное пространство, где соединяются талант, инновации и потребности современного общества. На рисунке 2 представлена структура рынка труда креативных индустрий.
Рисунок 2 – Структура рынка труда креативных индустрий.
Figure 2 – Structure of the creative industries labor market.
Основными структурными элементами рынка труда в креативных индустриях являются:
- Субъекты рынка труда: работодатели и работники.
- Инфраструктура рынка труда: службы подготовки и переподготовки, фонды занятости, службы занятости населения.
- Конъюнктура рынка труда: соотношение спроса и предложения труда, определяющее уровень заработной платы и уровень занятости.
- Регуляторы рынка труда: правовые акты, система социальных выплат и гарантий.
Рынок труда в секторе экономике, основанном на творческом потенциале и инновациях, имеет ряд особенностей и характеристик, отличающих его от других сфер занятости. Многие эксперты отмечают высокую динамичность отрасли, быструю сменяемость трендов, а также сложность прогнозировать развитие индустрии [17]. Это влечет за собой не только вероятность появления финансовых рисков, но и нестабильность предложения труда.
Нестабильность и неопределенность креативных индустрий сказывается не только на предложении труда, но и на спросе. В случае падения потребительского спроса на креативные продукты, работодатели могут столкнуться с трудностями планирования производства, финансовыми потерями, вследствие чего потребность компаний в рабочей силе, задействованной в данной отрасли, снизится. Если рассматривать поведение работников в такой ситуации, то это повлечет неопределенность в отношении постоянства работы и дохода. Подобная закономерность отмечается во многих отраслях экономики, однако креативным индустриям присуща особенность, еще больше усугубляющая это положение: несформированность спроса на продукцию креативных индустрий. Для функционирования рынка необходим потребитель, нацеленный на покупку креативной продукции. Особенность потребительского сегмента заключается в предпочтении продуктов не массового производства, а эксклюзивной творческой продукции, а также необходимость наличия компетентности – «насмотренности». Такой тип потребителей, по оценкам экспертов, в России находится на стадии формирования, что оказывает влияние на развитие креативных индустрий [17].
Несмотря на особенность потребительского сегмента, по данным НИУ ВШЭ, в 2021 году численность креативного класса в России в 2021 г. составила 3,4 млн. человек, или 4,8% от общей численности занятых, за пять лет она увеличилась практически на треть. Так как современные реалии ставят новые задачи и условия перед участниками рынка труда, наиболее значимый вклад в развитие креативных индустрий вносят представители современных специальностей, деятельность которых основана на создании уникальных и инновационных продуктов, тогда как представители традиционных профессий, наоборот, теряют значимость: около половины всех занятых (43,4%) приходится на две профессии – специалисты по маркетингу и рекламе и разработчики программного обеспечения, а на специалистов архивов и музеев – 3,5% [18].
Профессии в сфере креативных индустрий имеют ключевое значение для современной экономики, поскольку они способствуют созданию новых рабочих мест и стимулируют экономический рост. Одной из основных тенденций на рынке труда в креативных индустриях является появление новых креативных направлений деятельности, связанных с быстрым развитием технологий. Новые креативные профессии – виды деятельности, появившиеся в результате включения инновационных технологий в рабочий процесс специалиста. Среди новых профессий в сфере творчества можно выделить виртуального стилиста, интерактивного дизайнера, виртуального архитектора, виртуального рекламиста и интернет-маркетолога [19]. Технологии не только изменяют формат работы, но и способны оказывать влияние на профессию [20]. Если рассматривать специальность «интернет-маркетолог», то ключевое различие новой профессии будет заключаться в том, что сфера деятельности находится в онлайн-среде. Благодаря технологиям, интернет-маркетологи способны достичь широкого охвата аудитории с помощью онлайн-каналов, точечно создавать рекламные кампании для определенного сегмента целевой аудитории, улучшать взаимоотношения с клиентами и повышать лояльность, используя сетевое пространство [21]. Рынок труда в креативных индустриях отличается динамичностью, с одной стороны, это позволяет расширить возможности для творческого самовыражения, с другой – обязывает специалистов творческих профессий повышать квалификацию и совершенствовать навыки.
Стремительное развитие технологий, сменяемость трендов, изменение потребностей рынка – это факторы, влияющие не только на креативную деятельность, но и на рынок труда креативных индустрий, основной тенденцией которого является цифровизация и технологические инновации: расширяется и изменяется предложение в секторе креативных индустрий, создаются новые форматы деятельности, основанные на онлайн-сервисах [22]. Одновременно с этим меняется поведение потребителей и, соответственно, спрос, что приводит к появлению новых участников рынка и новых видов деятельности, а работа, основанная на творческом потенциале людей, требует новых особых компетенций и навыков у креативных специалистов [23]. Ярким примером развития рынка труда креативных индустрий становится Томская область. Результаты исследования, проведенного коллективом ВШЭ за 2021 и 2023 гг. свидетельствуют о росте потенциала развития креативных индустрий в Томской области[5]. За два года Томская область поднялась с 6 на 4 место, уступив только очевидным лидерам Москве и Санкт-Петербургу, а также Новосибирская область. Находясь в лидерах по потенциалу развития креативных индустрий, Томская область становится ярким примером и объектом для проведения кейс-стади, позволяющим выявить новые, неочевидные факторы такого потенциала, в частности рынка труда креативных индустрий.
Научная гипотеза данного исследования заключается в том, что в условиях сжатия, рынок труда становится ключевым фактором формирования креативных индустрий региона, ядром которого выступают специальности в области цифровых технологий. Подтверждение данной гипотезы будет свидетельствовать о необходимости учета данного критерия в исследовании креативных индустрий на региональном уровне. Тогда как выявление специфики развития креативных индустрий в Томской области позволит охарактеризовать развитие индустрии в целом.
[1]Creative Industries Mapping Documents 1998 // GOV.UK – URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-1998 (датаобращения 14.03.2024).
[2] Creative Industries Economic Estimates // Department for Culture, Media and Sport – URL:
https://www.gov.uk/government/statistics/creative-industries-economic-estimates-january-2015 (дата обращения 14.03.2024).
[3] Проект Федерального закона N 474016-8 "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.10.2023) // Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. – М., 2023 – URL: https://clck.ru/3ASUEZ (дата обращения 15.03.2024).
[4]Атлас креативных индустрий Российской Федерации // Агентство стратегических инициатив – URL: https://asi.ru/library/main/192164/ (дата обращения 29.04.2024).
[5] Рейтинг креативных регионов России // Научный дайджест. Спецвыпуск. ВШЭ. URL: Human_Capital_NCMU_Digest_Special_Issue_3_Creative_Regions_11-2023.pdf (hse.ru) (дата обращения 29.04.2024).
Методы исследования
Эффективное функционирование рынка труда требует постоянного анализа и оценки различных показателей, результаты которых позволяют получить не только объективную картину текущего состояния рынка, но и дают возможность прогнозировать потребности в дальнейших действиях, например, со стороны государства – необходимость в разработке государственных программ развития, со стороны работодателей – принятие управленческих решений в отношении планирования кадровых ресурсов и пр. При анализе рынка труда, важно учитывать такие экономические категории, как спрос и предложение рабочей силы.
Анализ предложения труда – это исследование количества незанятых креативных специалистов, отражение количества предложений труда в конкретных областях креативных индустрий. Однако, необходимо отметить, что в силу отраслевой специфики, многие креативные специалисты находят свою профессиональную реализацию в таких организационно-правовых формах предприятий, как самозанятость или индивидуальный предприниматель (ИП), что может оказать влияние на конечный результат показателя [11]. В данном исследовании в отношении трудовых ресурсов предлагается оценить через показатели, отражающие общее количество резюме в креативных индустриях, соотношение количества всех опубликованных резюме к количеству резюме, относящихся к креативным сферам, соотношение количества резюме к количеству вакансий. Оценить уровень предложения и актуальность отдельных специальностей предлагается через сопоставление данных о количестве резюме в различных профессиональных видах деятельности. Кроме того, анализ основных характеристик профилей соискателей, таких как: пол, возраст, опыт работы, уровень образования, позволит оценить долю мужчин и женщин среди соискателей, возрастные группы, активно находящиеся в поиске работы, наиболее часто указываемый в резюме опыт работы и образовательный уровень специалистов креативных индустрий.
Основное значение анализа спроса на креативных специалистов заключается в возможности проанализировать динамику спроса на ту или иную профессию креативной индустрии, выявить популярные направления, а соответственно и предъявляемые требования к кандидатам. Показатель спроса на рабочую силу предлагается выразить через количество размещенных вакансий работодателей, соотношение общего количества вакансий к количеству вакансий, относящихся к креативным индустриям. Далее будет проводиться оценка востребованности и актуальности определенных специальностей с помощью анализа количества вакансий в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, анализ спроса на рынке труда будет дополнен учетом данных об опыте работы и типе занятости, что позволит выявить, какой опыт работы наиболее востребован среди работодателей, и какие типы занятости распространены в творческих специальностях.
В настоящее время требования работодателей к работникам включают в себя базовые компетенции – наличие соответствующего образования, дополнительные компетенции – навыки для осуществления работы в пространстве цифровой среды, мультикультурализма, толерантности, здоровьесбережения, а также универсальные компетенции – инструменты реализации рабочих функций [12]. В креативных индустриях заняты творческие специалисты, чья деятельность отличается от других отраслей экономики. В связи с этим, исследование требуемых от работодателей навыков и компетенций специалистов позволит определить уровень потребности в конкретных умениях кандидата. Наиболее востребованные навыки и компетенции предлагается выявить через количество упоминаний в вакансиях работодателей.
Важным показателем рынка труда, который предлагается учесть, является заработная плата – результат взаимодействия спроса и предложения труда. Уровень оплаты труда может варьироваться в зависимости от вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта работы. Данный показатель способен выявить как высокооплачиваемые профессии, так и низкооплачиваемые, а также оценить, насколько совпадают интересы субъектов рынка труда в отношении уровня заработной платы.
В рамках данного исследования выделены следующие креативные специальности, представленные в Томской области, для проведения анализа спроса и предложения труда: Event-менеджер, PR-менеджер, SMM-менеджер, контент-менеджер, арт-директор, креативный директор, артист, актер, аниматор, архитектор, гейм-дизайнер, дизайнер, художник, директор по маркетингу и PR (CMO), журналист, корреспондент, копирайтер, редактор, корректор, менеджер по маркетингу, интернет-маркетолог, научный специалист, исследователь, программист, разработчик, режиссер, сценарист, фотограф, ретушер, швея, портной, закройщик, BI-аналитик, аналитик данных, маркетолог-аналитик, руководитель отдела маркетинга и рекламы.
Выбор специальностей основан на следующих условиях:
- специальность относится к креативным индустриям;
- набор специальностей должен быть единым.
Выбранный набор специальностей разнообразен и включает как творческие профессии, так и специальности, связанные с маркетингом, PR, аналитикой и разработкой. Выбор единого набора специальностей обеспечивает сопоставимость данных и обеспечивает объективный анализ рынка труда в креативных индустриях.
Стремительное развитие технологий, сменяемость трендов, изменение потребностей рынка – это факторы, влияющие не только на креативную деятельность, но и на рынок труда креативных индустрий, основной тенденцией которого является цифровизация и технологические инновации: расширяется и изменяется предложение в секторе креативных индустрий, создаются новые форматы деятельности, основанные на онлайн-сервисах. Одновременно с этим меняется поведение потребителей и, соответственно, спрос, что приводит к появлению новых участников рынка и новых видов деятельности, а работа, основанная на творческом потенциале людей, требует новых особых компетенций и навыков у креативных специалистов [13]. Таким образом,
Информационной базой исследования рынка труда креативных индустрий в Томской области стали данные резюме соискателей, опубликованные на цифровом портале российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter (hh.ru)[6], а также данные о вакансиях, размещенных в период 2023-2024 гг. на портале «РосНавык», созданным для аналитики рынка труда: анализа востребованных профессий, навыков, предложений работодателей, а также общих тенденций рынка.[7]
Динамика предложения на рынке труда оценивается через следующие показатели (таблица 1).
Табл.1 – Показатели динамики предложения на рынке труда. Составлено автором на основе [HeadHunter (hh.ru): официальный сайт. – URL: https://hh.ru/]
Table 1 – Indicators of supply dynamics in the labor market. Compiled by the author based on [HeadHunter (hh.ru): official website. – URL: https://hh.ru/]
Показатель |
Характеристика показателя |
hh. индекс |
Показатель отражает соотношение количества резюме к количеству вакансий на рынке в выбранной профессиональной области в сравнении с аналогичным месяцем предыдущего года. Уровень индекса определяет конкуренцию среди соискателей: низкий показатель характеризует дефицит соискателей, соответственно, низкий уровень конкуренции; чем выше уровень показателя – тем выше конкуренция среди соискателей за рабочие места. |
Динамика резюме |
Показатель характеризует изменение количества опубликованных резюме соискателей в разрезе профессиональных областей в соотношении с аналогичным месяцем предыдущего года, предоставляя возможность оценить динамику предложения на рынке труда. |
Исходя из информационного содержания вакансий, для оценки спроса на креативный человеческий капитал в Томской области выделены такие параметры, как: востребованность специальности, заработная плата, опыт работы, тип занятости, ключевые навыки и компетенции.
Результаты
Креативные индустрии являются одной из отраслей экономики, на которую оказывают особенно сильное влияние мировые и общественные тенденции. Одна из основных тенденций на рынке труда в креативных индустриях состоит в интенсивном появлении новых креативных сфер деятельности, связанных, прежде всего, с динамичным развитием технологий. Появление новых креативных специальностей или популяризация уже существующих влияет как на изменение спроса работодателей, так и на предложение труда в этих областях.
По данным сервиса, за 2023-2024 гг. в Томской области было опубликовано 5 939 резюме, из них 578 относятся к креативным сферам деятельности: информационные технологии, искусство, культура, научно-исследовательская деятельность, СМИ, маркетинг, реклама, BTL, PR, дизайн, продюсирование, архитектура, проектирование, пошив, ремонт одежды и обуви, фото- и видеоуслуги. Чтобы оценить актуальность специальности, необходимо сопоставить количество резюме по каждой отдельной креативной специальности с общим количеством резюме, относящимся к креативным индустриям (рисунок 3).
Рисунок 3 – Количество резюме в разрезе профессиональных областей. Составлено автором на основе [HeadHunter (hh.ru): официальный сайт. – URL: https://hh.ru/]
Figure 3 – Number of resumes by professional area. Compiled by the author based on [HeadHunter (hh.ru): official website. – URL: https://hh.ru/]
На рисунке 3 представлено процентное соотношение количества резюме в отдельной отрасли к общему числу резюме во всех отраслях креативных индустрий. Наибольшее количество резюме было опубликовано соискателями в сфере информационных технологий, дизайна, изобразительного искусства, научно-исследовательской деятельности и маркетинга. Низкое предложение отмечается в области искусства, а также в таких специальностях, как: швеи, портные, закройщики.
Анализ изменений количества резюме по отдельным профессиональным областям позволяет оценить, как изменилось предложение соискателей на рынке труда относительно аналогичного месяца предыдущего года. Показатель исчисляется в процентах, в качестве сравнения представлен март 2023 года. Так, в сфере науки предложение труда увеличилось на 2%; в сфере маркетинга, рекламы, PR на 3%; в области искусства, развлечения и массмедиа на 4%; на 7% выросло предложение в сфере информационных технологий.
Соотношение количества резюме к количеству вакансий на рынке, а также уровень конкуренции соискателей за рабочие места в отдельной профессиональной области представлены в таблице 2.
Табл.2 – Показатель hh. индекс: уровень конкуренции. Составлено автором на основе [HeadHunter (hh.ru): официальный сайт. – URL: https://hh.ru/]
Table 2 – Indicator hh. index: level of competition. Compiled by the author based on [HeadHunter (hh.ru): official website. – URL: https://hh.ru/]
Область деятельности |
Показатель hh. индекс на март 2023 г. |
Показатель hh. индекс на март 2024 г. |
Информационные технологии |
7,3 |
7 |
Искусство, развлечения, массмедиа |
23,2 |
26,1 |
Маркетинг, реклама, PR |
14,9 |
13,9 |
Наука, образование |
5,8 |
7,8 |
Показатель, находящийся в диапазоне значений «4-7,9», определяет уровень конкуренции как умеренный – отсутствует дефицит и избыток соискателей. К таким сферам относятся информационные технологии и наука. Обратная ситуация наблюдается в следующих профессиональных областях: искусство, развлечения, массмедиа и маркетинг, реклама, PR. Показатель, выходящий за границы значения «12», определяет уровень конкуренции как крайне высокий, то есть количество опубликованных резюме значительно превышает спрос работодателей.
Цифровая платформа для поиска специалистов и размещения резюме позволяет анализировать профили соискателей работы в зависимости от пола, возраста, опыта работы, уровня образования, желаемой заработной платы.
В период 2023-2024 г. среди мужчин было опубликовано 54% резюме, среди женщин – 46%. На рисунке 4 представлены показатели распределения соискателей в зависимости от пола, возраста и опыта работы. Наиболее активные кандидаты, находящиеся в поиске работы, – женщины в возрасте 30-40 лет и мужчины в возрасте 18-30 лет. Женщины в возрасте 18-30 лет и мужчины в возрасте 30-40 лет занимают вторую позицию активности среди желающих найти работу на цифровой платформе. Преимущественно кандидаты указывают в резюме опыт работы более 6 лет: мужчины – 64%, женщины – 67%.
Рисунок 4 – Процентное соотношение кандидатов на рабочие места в зависимости от пола, возраста и опыта работы в 2023-2024 гг. Составлено автором на основе [HeadHunter (hh.ru): официальный сайт. – URL: https://hh.ru/]
Figure 4 - Percentage of candidates for jobs depending on gender, age and work experience in 2023-2024. Compiled by the author based on [HeadHunter (hh.ru): official website. – URL: https://hh.ru/]
В основном, опубликованы резюме кандидатов с высшим образованием (рисунок 5). Это 71% соискателей. Вторую позицию занимают кандидаты с незаконченным высшим образованием и средним специальным образованием. Наименьшее число соискателей имеют среднее образование – 5%.
Рисунок 5 – Распределение соискателей на работу по уровню образования. Составлено автором на основе [HeadHunter (hh.ru): официальный сайт. – URL: https://hh.ru/]
Figure 5 – Distribution of job applicants by level of education. Compiled by the author based on [HeadHunter (hh.ru): official website. – URL: https://hh.ru/]
При выборе заработной платы, кандидаты опираются на свои профессиональные навыки, опыт работы, финансовые потребности. Наибольшее количество соискателей указали желаемый уровень оплаты труда от 35 000 до 65 000 рублей, на втором месте кандидаты, указавшие желаемый доход в размере от 65 000 до 100 000 рублей, наименьшее число резюме содержит информацию о предполагаемом доходе до 30 000 рублей и от 100 000 рублей.
Предложение креативных специалистов составляет около 10% от общего числа опубликованных резюме в Томской области за последний год.
Анализируя структуру резюме, были выявлены следующие особенности предложения на рынке труда:
- Наибольшее количество резюме зафиксировано в области информационных технологий – тенденция развития технологий, мотивирующая работодателей проявлять высокий спрос на специалистов этой сферы. Следуя динамике изменения спроса, меняется предложение – кандидаты начинают сильнее ценить свои профессиональные компетенции, а значит повышать трудовые требования к работодателю. Так, информационные технологии – единственная среди остальных креативных областей, имеющая резюме соискателей с указанным желаемым доходом от 250 000 рублей.
- Высокий уровень конкуренции. В областях, занимающих около 45% от общего количества резюме, наблюдается крайне высокий уровень конкуренции. Следовательно, в таком случае соискателям свойственно занижать свои требования к работе, при этом продолжать и увеличивать инвестиции в человеческий капитал. Например, среди соискателей, чья деятельность связана с искусством, наиболее желаемый доход находится в диапазоне 35 000-65 000, а количество людей с высшим образованием совпадает с числом кандидатов, имеющим такой же уровень образования, в сфере информационных технологий. То есть, требования к условиям работы снижаются, а вклад в профессиональное развитие обретает ценность в повышении конкурентоспособности.
Таким образом, в настоящее время рынок труда креативных индустрий в Томской области характеризуется высоким предложением в области информационных технологий, при этом в данной области наблюдается низкая конкуренция, связанная с высоким спросом на специальности в этой сфере. Обратная ситуация складывается в условиях низкого или умеренного спроса на специалистов: в подобных сферах деятельности уровень конкуренции оценивается как крайне высокий.
По данным платформы «РосНавык» в Томской области актуальных вакансий более 15 000, при этом за последний год опубликовано 93 202 вакансии, среди них более 3 500 тысяч на специалистов креативных индустрий, количество открытых позиций на апрель 2024 г. – 645.
Вакансия работодателя содержит следующий набор характеристик:
- название вакансии;
- описание вакансии;
- работодатель – наименование организации, опубликовавшей вакансию;
- ключевые навыки – навыки, указанные в вакансии работодателем;
- опыт работы;
- график работы;
- заработная плата;
- вид трудоустройства.
Исходя из информационного содержания вакансий, для оценки спроса на креативный человеческий капитал в Томской области будет выделение таких параметров, как: востребованность специальности, заработная плата, опыт работы, тип занятости, ключевые навыки и компетенции.
На рисунке 6 представлен спрос на специалистов в креативных сферах.
Рисунок 6 – Распределение вакансий в разрезе профессиональных областей. Составлено автором на основе [РосНавык // РосНавык, мониторинг рынка труда URL: https://rosnavyk.ru/]
Figure 6 – Distribution of vacancies by professional area. Compiled by the author based on [RosNavyk // RosNavyk, labor market monitoring URL: https://rosnavyk.ru/]
Спрос на специалистов в креативных сферах в Томской области растет, особенно динамично в области маркетинга, IT-сферы, науки. Наиболее востребованными специалистами являются маркетологи, интернет-маркетологи, научные специалисты, исследователи, а также программисты и разработчики. Менее высокий спрос распространяется на SMM-менеджеров, контент-менеджеров, дизайнеров, художников и швей. Низкий спрос наблюдается на такие специальности, как: режиссер, сценарист, Event-менеджер, BI-аналитик. Одним из факторов, оказывающих влияние на формирование спроса, выступает развитие цифровых технологий. Цифровизация создает потребность в специалистах, имеющих навыки работы в онлайн-среде. Этим обусловлен высокий спрос на специалистов, использующих в работе сетевое пространство.
Тенденция развития технологий влияет не только на востребованность отдельных специальностей, но и на уровень заработной платы. Так, наиболее высокооплачиваемыми профессиями креативных индустрий являются гейм-дизайнер, программист, разработчик, маркетолог, предлагаемая оплата труда данных специалистов начинается от 100 000 рублей, учитывая, что средний уровень заработной платы специалистов креативных индустрий в Томской области составляет 50 000 рублей.
Одним из основных факторов при принятии решении о выборе кандидата для многих работодателей выступает опыт работы. В Томской области наибольшее число работодателей находится в поиске креативных сотрудников с опытом работы 1-3 года (52%), специалистами без опыта работы, либо с опытом работы 3-6 лет интересуется 22,6% и 22,4% работодателей соответственно, наименьшее число вакансий с требуемым опытом работы больше 6 лет (2,3%). Достаточно высокий показатель требуемого работодателями опыта работы от 1 до 3 лет может быть объяснен не только выгодной составляющей для компании в виде низких затрат на заработную плату малоопытным сотрудникам, но и рядом преимуществ, отличающих молодых специалистов, у которых в силу возрастной категории небольшой опыт работы. Так, «молодые специалисты составляют перспективную группу из числа всего экономически активного населения», характеризующуюся высокой работоспособностью, высоким уровнем знаний в области информационных технологий, способностью к быстрой адаптации, а также свежими взглядами и идеями, что является особенно важным для креативных специалистов [14]. В таблице 3 представлены результаты сравнения специальностей с высоким, средним и низким уровнями востребованности на рынке труда креативных индустрий и выставляемыми требованиями работодателей по отношению к опыту работы кандидатов.
Табл.3 – Соотношение требуемого опыта работы и востребованности специальности. Составлено автором на основе [РосНавык // РосНавык, мониторинг рынка труда URL: https://rosnavyk.ru/]
Table 3 – The relationship between the required work experience and the demand for the specialty. Compiled by the author based on [RosNavyk // RosNavyk, labor market monitoring URL: https://rosnavyk.ru/]
Специальности |
Общее количество вакансий |
Уровень спроса |
Опыт работы «Без опыта» |
Опыт работы «1-3 года» |
Опыт работы «3-6 лет» |
Опыт работы «более 6 лет» |
Маркетолог, интернет-маркетолог |
103 |
высокий |
27 |
59 |
17 |
- |
Программист, разработчик |
379 |
высокий |
48 |
206 |
111 |
14 |
Научный специалист, исследователь |
171 |
высокий |
75 |
74 |
19 |
3 |
SMM-менеджер, контент-менеджер |
59 |
средний |
13 |
42 |
3 |
1 |
Дизайнер, художник |
48 |
средний |
10 |
33 |
4 |
1 |
Режиссер, сценарист |
8 |
низкий |
6 |
2 |
- |
- |
Высокий спрос на отдельные специальности понижает требования, связанные с опытом работы. Работодатели готовы нанимать специалистов востребованных профессий, не акцентируя внимание на трудовом стаже.
Тип занятости определяет работодатель в зависимости от потребности в трудовых ресурсах. На рынке труда креативных индустрий в Томской области 89,1% вакансий с
требованием полной занятости, остальные типы занятости: частичная, временная и
стажировка занимают около 11% от числа всех вакансий, а именно 7,4%, 1,5% и 2% соответственно.
Навыки и компетенции специалистов являются ключевым инструментом конкурентоспособности и успешной карьере на рынке труда. Работодатели оценивают не только образование, опыт работы кандидатов, но и их умения, навыки, способности, определяющие эффективное выполнения обязанностей. Помимо профессиональных навыков, работодатели выделяют надпрофессиональные – универсальные навыки, личностные качества человека. В таблице 4 приведены наиболее востребованные навыки и компетенции в соотношении с количеством их упоминаний в вакансиях работодателей.
Табл. 4 – профессиональные и надпрофессиональные навыки. Составлено автором на основе [РосНавык // РосНавык, мониторинг рынка труда URL: https://rosnavyk.ru/]
Table 4 – professional and transprofessional skills. Compiled by the author based on [RosNavyk // RosNavyk, labor market monitoring URL: https://rosnavyk.ru/]
Профессиональные навыки |
Количество упоминаний вакансиях |
Надпрофессиональные навыки |
Количество упоминаний вакансиях |
Знание языка программирования |
622 |
Работа в команде |
297 |
Продвижение в социальных сетях |
345 |
Грамотная речь |
284 |
Знание основ в области маркетинга |
326 |
Коммуникативная грамотность |
278 |
Владение AdobePhotoshop |
201 |
Креативное мышление |
222 |
Проведение маркетинговых исследований |
151 |
Организаторские навыки |
215 |
Продажи |
150 |
Информационная грамотность |
145 |
Управление брендом |
131 |
Ответственность |
114 |
Разработка маркетинговых стратегий |
117 |
Многозадачность |
107 |
Базовые знания ПК |
116 |
Аналитическое мышление |
100 |
Графический дизайн |
99 |
Обучаемость и адаптивность |
94 |
Востребованность цифровых навыков и знаний маркетинговых основ подтверждается высоким спросом на специалистов в области маркетинга и IT – сферы, однако в состав креативных индустрий входят не только маркетологи и программисты.
Творческая деятельность, не связанная с цифровыми тенденциями, характеризуется сниженной востребованностью на креативном рынке труда Томской области. С одной стороны, креативные индустрии Томской области следуют тенденции развития технологий, в следствие чего наиболее высокий спрос на рынке труда наблюдается на специалистов, чья деятельность связана с цифровизацией, онлайн-средой, с другой стороны – снижен спрос на креативный человеческий капитал в других областях креативных индустрий, например, искусство, кинематография. Вариативность спроса приводит к разнице в заработной плате, требуемому опыте работы, предложениях работодателей.
Наибольшее число работодателей стремятся нанять сотрудников с небольшим опытом работы, либо без опыта, однако, если рассматривать показатели параметра «опыт работы», исходя из данных, полученных при анализе предложения труда, то наибольшее количество соискателей имеют опыт работы более 6 лет. Подобное противоречие может привести к тому, что соискателем потребуется больше времени на поиск работы, а работодателям принять решение об изменении требований к кандидатам, либо о повышении условий труда, соответствующих ценности трудового ресурса.
На основе анализа спроса и предложения труда была выявлена проблема, основанная на высоком предложении в области дизайна и изобразительного искусства и низком спросе на соответствующие специальности. В ситуации избытка кадров возникла высокая конкуренция среди соискателей за рабочие места, что повлекло за собой повышение требований к кандидатам со стороны работодателей и увеличение ограничений у кандидатов, характеризующихся недостатком вариантов трудоустройства.
При этом, если рассматривать общие показатели: количество вакансий и резюме в креативных индустриях, то спрос незначительно превышает предложение. Сложившаяся ситуация может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Положительными последствиями могут стать улучшение условий труда, повышение заработных плат, в связи с увеличением конкуренции между работодателями за потенциальных сотрудников, а также создание обучающих программ, стажировок, стимулирующих привлечение специалистов в творческие отрасли. Отрицательным влиянием превышение спроса над предложением может являться уменьшение скорости роста и развития креативных индустрий.
Обсуждения
В настоящее время, в условиях динамичного развития креативных индустрий, быстроменяющихся мировых и общественных тенденций, высокой конкуренции на рынке труда, отбор креативных специалистов становится ключевым фактором успеха для организаций в креативных сферах. Оценка креативных способностей и потенциала кандидатов зачастую является субъективным процессом, так как представления о том, что является креативным или успешным в данной области различны. Креативные сотрудники способны выдвигать новаторские идеи, улучшать процессы и обеспечивать конкурентное преимущество, однако процесс отбора и подбора творческих специалистов может быть осложнен некоторыми факторами и требовать новых подходов.
Во-первых, творческий потенциал человека не всегда может быть определен лишь уровнем образования, количеством профессиональных переподготовок, повышений квалификаций. Уровень образования выступает для работодателя индикатором компетентности и квалификации специалиста, однако для оценки креативной составляющей большее значение может иметь визуальный инструмент – профессиональное портфолио, в котором собраны работы, проекты, достижения кандидата, позволяющие продемонстрировать творческий потенциал и стиль. Тем не менее, профессиональное портфолио не всегда может обеспечить достоверность представленной кандидатом информации, поэтому может быть осуществлено внедрение в процедуру отбора проведение креативных тестов, кейсов и заданий: работодатели смогут справедливо оценить мышление, профессиональные знания в сфере деятельности, креативный потенциал – способность создавать новые продукты, генерировать идеи.
Во-вторых, основным видом собеседований является индивидуальное – процедурой отбора занимается специалист по подбору персонала, беседуя с кандидатом лично. Вторую позицию по популярности занимает групповое собеседование, включающее в себя проведение интервью одновременно с несколькими кандидатами, в большинстве случаев этот вид используется для экономии времени[8]. Учитывая, что наиболее востребованным навыком креативного специалиста для работодателей в Томской области является умение работать в команде, допустимо преобразовать формат групповых собеседований, предоставив кандидатам возможность не только рассказать о своих достижениях, образовании, опыте работы, но и продемонстрировать способности в командной работе в режиме реального времени. Подобное взаимодействие кандидатов позволит не только оценить навыки специалиста, его включенность в процесс, умение коммуницировать с незнакомыми людьми, но и указать на возможные недостатки. На рынке труда креативных индустрий Томской области наблюдается высокая конкуренция среди специалистов в области маркетинга, рекламы, искусства, массмедиа, означающая большое количество кандидатов, желающих найти работу. Подобный способ проведения собеседований позволит сэкономить работодателям время на поиск сотрудника, отвечающего необходимым требований, предоставляя возможность оценить и сравнить работу нескольких кандидатов одновременно.
В-третьих, анализ спроса и предложения на рынке труда креативных индустрий в Томской области выявил несоответствие: большинство резюме соискателей с указанным опытом работы более 6 лет (65%), однако большая часть работодателей находится в поиске сотрудников с опытом работы до 3 лет (74,6%). Подобная ситуация может быть вызвана следующими факторами:
- Опытные сотрудники проявляют желание сменить место работы с целью карьерного роста, повышения уровня заработной платы, стремления получить новый профессиональный опыт. Исходя из накопленного человеческого капитала, требования специалистов с большим опытом к условиям работы возрастают, ведь и ценность такого сотрудника высока.
- Работодателям выгоднее нанимать людей без опыта, либо с небольшим опытом по двум причинам: молодые в профессиональной сфере сотрудники не отяжелены прошлым опытом, нет потребности переобучения – многие опытные специалисты могут иметь устоявшиеся методы работы, вызывающие сложности в адаптации, если в организации преимущественно используются иные подходы, и уровень заработной платы. Молодых специалистов легче обучить, а отсутствие опыта, либо минимальный опыт работы позволит работодателям снизить затраты на оплату труда, так как сотрудников с небольшим опытом работы нанимают за невысокую заработную плату.
Исходя из перечисленного, разрешить сложившееся противоречие практически невозможно, однако избежать ситуации, когда у сотрудника возникнет потребность сменить место работы из-за отсутствия профессионального развития и возможности роста уровня заработной платы – осуществимо. Способствовать привлечению и удержанию специалистов может представленная на этапе собеседования стратегия карьерного роста в данной организации. Например, если кандидат будет видеть, что помимо стандартных условий труда, работодатель гарантирует профессиональное развитие сотрудника, а также демонстрирует каким будет этот процесс и сколько усилий потребуется со стороны кандидата, вероятность, что специалист будет расти вместе с организацией повышается.
Таким образом, для процедуры отбора и подбора креативных специалистов недостаточно стандартных оценок кандидатов, например, исключительно по уровню образования, опыту работы, и напротив, включение в процесс отбора разнообразных методов оценки: интерактива в командной работе, кейс-заданий, тестирования, а также создание стимулирующей среды для проявления творческого потенциала и профессионального развития позволят сделать набор креативных специалистов эффективным.
Выводы
Несмотря на то, что в настоящее время термин «креативные индустрии» не имеет общепринятого определения и продолжает оспариваться многими исследователями. Однако, формируя единое мнение из совокупности различных трактовок, можно сказать, что креативные индустрии представляют собой молодой, но активно развивающийся сектор экономики, основными ресурсами которого являются творчество и интеллектуальный капитал. В связи с ростом и усиливающимся вкладом в экономику, государство рассматривает креативные отрасли как важный сектор, предпринимая меры стимуляции и поддержки на законодательном уровне.
Креативные индустрии находятся в зависимости от мировых трендов, а точнее от скорости их сменяемости. В этом заключается сложность спрогнозировать развитие индустрии, и как следствие, предположить изменение ситуации на рынке труда. Увеличивающийся масштаб отрасли требует большое количество специалистов, обладающих высокой квалификацией, уникальными навыками и талантами, иными словами, вкладывающихся в собственный человеческий капитал. Он является индикатором востребованности и конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Таким образом, в данном исследовании обоснована значимость рынка труда для развития креативных индустрий на примере Томской области, которая относится к числу лидеров по потенциалу их развития (4 место в рейтинге). При решении задачи выявления особенностей рынка труда креативных индустрий в работе были отражены основные показатели, определяющие ситуацию на рынке труда и способные отразить специфичность креативных отраслей. Определяется тесная взаимосвязь между динамикой развития креативных индустрий и положением на рынке труда. Вследствие развития технологий, цифровизации появляются новые креативные профессии, чья сфера деятельности ориентирована на онлайн-среду. Изменению предложения на рынке труда соответствует динамика спроса: повышается спрос на специалистов, использующих в работе сетевое пространство. Обратная ситуация наблюдается со специалистами традиционных профессий: специалисты архивов и музеев, спрос на подобные специалисты падает.
При решении задач оценки спроса и предложения и выявления проблем рынка труда креативных индустрий в работе было проведено исследование вакансий работодателей и резюме соискателей на креативные должности. Согласно представленным результатам, были сделаны выводы о динамике спроса и предложения труда, а также определены существующие сложности. Так, в Томской области на рынке труда креативных индустрий спрос превышает предложение, несмотря на прирост количества резюме в сравнении с мартом 2023 года. Прежде всего, превышение спроса над предложением может служить признаком того, что на рынке труда находится меньше квалифицированных специалистов, чем требуется работодателям. С другой стороны, это повышает конкурентоспособность между работодателями, находящимися в поиске сотрудников, стимулируя их улучшать условия труда, повышать заработную плату, инвестировать в обучение и развитие специалистов.
Наиболее высокие показатели спроса и предложения зафиксированы в сфере информационных технологий, маркетинга и научно-исследовательской деятельности. На первый взгляд, это оказывает положительное влияние на креативные индустрии, так как технологические тенденции требуют постоянного развития и совершенствования деятельности для успешной адаптации отрасли в современном мире. Рост потребности в специалистах, способных внедрять инновации в работу, соответствует этому стремлению. Однако, с другой стороны, снизилась заинтересованность к менее востребованным
специальностям, в следствие чего люди сталкиваются с трудностями в поиске работы.
Подобное несоответствие проявляется не только в рамках спроса, но и предложения труда. При анализе предложения, было установлено, что между специалистами менее востребованных профессий присутствует высокая конкуренция. Соискатели вынуждены снижать требования к условиям работе, заработной плате, при этом ощущая необходимость инвестировать в свое профессиональное развитие и рост. Заработная плата востребованных и менее востребованных специальностей креативных индустрий в Томской области может отличаться более чем на 100 000 рублей, при этом основные характеристики соискателей: уровень образования, возраст, опыт работы, могут быть идентичны.
При решении задачи по разработке предложений по совершенствованию найма креативных специалистов в работе были проанализированы результаты, полученные при проведении исследовании, и, на основе выявленных особенностей рынка труда креативных индустрий в Томской области, представлены предположения, способные улучшить процедуру отбора и подбора специалистов на креативные должности. Так как в креативных индустриях заняты творческие специалисты, чьи способности не могут быть измерены стандартными показателями, то при процедуре подбора могут возникнуть сложности в объективности оценки творческого потенциала креативных специалистов. Люди, чья деятельность основана на творчестве, не всегда могут продемонстрировать свою уникальность, компетентность и креативность на традиционных собеседованиях. Также в креативных индустриях зачастую требуется работа в команде, поэтому работодатели, выделяя навык командной работы как наиболее востребованный, обращают внимание на способность кандидата эффективно взаимодействовать с другими людьми в рабочем процессе, однако способность кандидата к сотрудничеству и коммуникации может быть полноценно выявлена лишь при вступлении в должность. Это создает для работодателя риски, прежде всего, вызванные традиционной процедурой отбора. Преобразование стандартных интервью с кандидатами в командный формат собеседований позволит работодателям сформировать представления о коммуникативных способностях потенциального сотрудника на первоначальном этапе. Для успешного найма таких специалистов требуется более гибкий и творческий подход к процессу отбора, позволяющий оценить не только основополагающие параметры кандидата, но и мышление, способность генерировать новые идеи, находить нестандартные решения и подходы.
Результаты исследования могут быть применены как в теоретических целях, так и практических, в частности для совершенствования методологии рейтинговой оценки потенциала развития креативных индустрий в регионе. Данные могут послужить основой для дальнейших исследований рынка труда креативных индустрий, выявления специфики Томской области на основе сопоставления с другими регионами, а также управления креативными человеческими ресурсами. В практических целях, результаты исследования могут быть использованы для оптимизации процедуры отбора и подбора креативных специалистов.
1. Turgel I. D., Derbeneva V. V., Baskakova I. V., Chukavina K. V. Theoretical approaches to identifying creative industries, R-economy, 2022, 8(4): 310–326. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.15826/recon.2022.8.4.024
2. Trubetskaya A. Yu. Creative industries: The experience of practice-oriented approach application in the modern Russian education. Observatory of Culture, 2019, 16(3): 240–250. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2072-3156-2019-16-3-240-250
3. Wu H., Wu R. The impacts of emerging technologies and education to creative industry and the inspired economies. ICSET 2019: Proc. 3rd Intern. Conf., Taipei, 15–17 Aug 2019. NY: ACM, 2019, 96–100. https://doi.org/10.1145/3355966.3355987
4. Butkova O. V. The definition of "capital" as an economic and accounting category. INTERAGROMASH 2020: Proc. XIII Intern. Sci.-Prac. Conf., Rostov-on-Don, 26–28 Feb 2020. Rostov-on-Don: DSTU, 2020, vol. 175. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202017513011
5. Mincer J. Investment in human capital and personal income distribution. Journal of Political Economy, 1958, 66(4): 281–302. https://doi.org/10.1086/258055
6. Grigorev K. N. Transformation of the concept of «human capital», Sotsiologiia, 2020, (3): 83–89. (In Russ.) https://elibrary.ru/pfjras
7. Schultz T. W. Capital formation by education. Journal of Political Economy, 1960, 68(6): 571–583. https://doi.org/10.1086/258393
8. Becker G. S. Human capital and the economy. Proceedings of the American Philosophical Society, 1992, 136(1): 85–92.
9. Bulina A. O., Mozgovaya K. A., Pakhnin M. A. Human capital in economic growth: Classical models and new approaches. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika, 2020, 36(2): 163–188. (In Russ.) https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.201
10. Ivanov M. I. The main provisions of the theory of human capital and their development. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. A. Kadyrova, 2019, 36(4): 92–97. (In Russ.)
11. Yunusova G. R. Human capital in the development of region’s economy: High-quality higher education as investment in human capital. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyi vestnik, 2021, (88): 190–203. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2070-1381-2021-88-190-203
12. Krisiukėnienė D., Pilinkienė V. Theoretical presumptions of the creative industries innovation productivity performance. Creativity Studies, 2023, 16(1): 91–107. https://doi.org/10.3846/cs.2023.15958
13. Izmashkina O. A. Evaluation of the effectiveness of the functioning of the labor market of the Vladimir region on the basis of macro-indicators of a multifactorial assessment of the state of the regional labor market. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigorevicha i Nikolaia Grigorevicha Stoletovykh. Seriia: Ekonomicheskie nauki, 2023, (4): 7–14. (In Russ.) https://elibrary.ru/uszfaw
14. Pareja-Eastaway M. Creative Industries. Journal of Evolutionary Studies on Business, 2016, 1(1): 38–50.
15. Bujor A., Avsilcai S. Modern technologies and business performance in creative industries: A framework of analysis. IOP Conf. Ser.: Mater. Sci. Eng, 2016, 145. https://doi.org/10.1088/1757-899X/145/6/062001
16. Trufanov D. O., Voroshilov V. A., Borisyuk L. A., Malakhovskaya A. M., Cherepanova A. A., Silviyaynen D. S. Training infrastructure model for creative industries. Ekonomika truda, 2023, 10(7): 1061–1078. (In Russ.) http://doi.org/10.18334/et.10.7.118661
17. Gershman M. A., Demianova A. V., Poliakova E. Iu. Creative community in Russia: A quantitative profile. Scientific digest. Special edition. Moscow: HSE University, 2023, 17. (In Russ.)
18. Zhunusova L. S. Creative professions in the digital age: How new tools affect the choice of professions and the world of creativity. Innovatsionnaia nauka, 2023, (5-2): 68–72. (In Russ.) https://elibrary.ru/zwwwug
19. Dharmani P., Das S. Influence of technological changes on evolution trajectories: Evidence from creative industries. Academy of management proceedings, 2022, (1). http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4487097
20. Grokhotova K. V., Vinokurova M. V. Using the tools of internet marketing as a mechanism to promote services. Global & Regional Research, 2021, 3(2): 59–69. (In Russ.) https://elibrary.ru/xbccel
21. Towse R. Digitization Internet and the economics of creative industries. The Internet and Philosophy of Science, 2022, 154–171. http://dx.doi.org/10.4324/9781003250470-10
22. Abankina T. V. Creative economy in Russia. Zhurnal Novoi ekonomicheskoi assotsiatsii, 2022, (2): 221–228. (In Russ.) https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-54-2-13
23. Boos V. O., Gershman M. A., Gokhberg L. M., Kutsenko E. S., Ostashchenko T. V. Rating of creative regions in Russia. Scientific digest. Special Issue No. 3. Moscow: HSE University, 2023, 34. (In Russ.)
24. Ippolitov S. S. Small business in the creative industry: Assessment of contribution to the economy. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 2022, (2): 143–153. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-2106-143-153
25. Golovchin M. A. The demand for the "new type" employee and his competencies in the Russian economy. Vestnik Gumanitarnogo universiteta, 2019, (4): 100–111. (In Russ.)
26. Dzhabrailova L. Kh., Khadueva Ya. A. Creative industries – the basis of a new economic reality. Bulletin of Chechen State Pedagogical University. Series 1. Humane and Social Sciences, 2021, (4): 184–192. (In Russ.) https://elibrary.ru/yqbwnp
27. Tkachenko Yu. G. Monitoring the regional youth labor market. Management in Economic and Social Systems, 2020, (1): 17–25. (In Russ.) https://elibrary.ru/owkvxf