Abstract and keywords
Abstract (English):
Authentic online resources have great potential for e-learning courses of English. The research tested the efficiency of an English online manual for students of Math and IT. The course was developed as part of curriculum to help students to prepare for the Federal Online Exam in vocational education. The experiment involved 280 first-year students who had been working with the e-manual in September 2021 – June 2022. The e-manual consisted of tasks that develop listening, grammar, vocabulary, and cultural comprehension. The e-learning course proved effective in training grammar skills, expanding vocabulary, and checking cultural knowledge. The mean entrance test score was 53.5 points while the mean final test score was 77.9 points. The students’ skills in grammar, vocabulary, and culture grew by 24.3 points. The students showed good results in grammar, vocabulary, listening, and cultural studies. The e-manual can be used as a simulator to prepare students for the Federal Online Exam in vocational education. The tasks designed for A1-B2 students may be effective for students of other majors.

Keywords:
e-learning course, teaching grammar, teaching vocabulary, listening comprehension, cultural studies, Federal Online Exam in vocational education, Moodle
Text
Publication text (PDF): Read Download

  УДК 811.111:378.881:004(045)

 

Эффективность электронного учебного курса в обучении английскому языку в университете

 

Сунгатуллина Зульфия Фирдависовна

к.фил.н, доцент, доцент кафедры профессионального иностранного языка для естественно-научных специальностей

Удмуртский государственный университет (г. Ижевск, Россия)

 

 

Аннотация статьи: Актуальность данного исследования обусловлена огромным интересом к использованию электронных учебных курсов в процессе обучения английскому языку. Цель исследования – выявить данные, доказывающие эффективность применения электронного учебного курса «English for Math and IT Students». Курс создавался с учётом учебной программы и требованиями Федерального интернет экзамена в сфере профессионального образования. Далее было решено провести исследование знаний студентов, которые работали с пособием в течение девяти месяцев. В исследовании участвовало 280 студентов первого курса. Студенты работали в электронном учебном курсе в течение учебного года (сентябрь 2021 г. - июнь, 2022 г.). В статье представлены задания, которые способствуют обучению аудирования, грамматики, лексики, страноведению. В результате исследования пришли к выводу, что данный электронный учебный курс эффективен для решения задачи тренировки навыков грамматики, заучивания лексики, проверки страноведческих знаний. В 2021 г. средний балл входного тестирования составлял 53,5 балла, то средний балл итогового тестирования составил 77,9 балла. Проанализировав результаты тестирования студентов с 2021 г по 2022 г. пришли к выводу, что показания знаний по грамматике, лексике, страноведению выросли на 24, 3 балла. Студенты показали хороший результат в проверке грамматики и лексики, аудирования, страноведения благодаря использованию электронного учебного курса «English for Math and IT Students». В учебном процессе преподаватель может использовать электронный учебный курс как тренажёр, который поможет студенту подготовиться к сдаче Федерального Интернет экзамена в сфере профессионального образования.

Ключевые слова: электронный учебный курс, обучение грамматики, лексики, аудирование, страноведение, Федеральный интернет экзамен в сфере профессионального образования, moodle.

 

 

Введение. В последнее время интерес к применению онлайн ресурсов в сфере образования активно обсуждается в научных кругах. Электронное обучение существенно расширяет роль преподавателя, роль студента и совершенствует учебный процесс в соответствии с тенденциями развития образования.

Отечественные  и зарубежные учёные рассматривают электронное обручение с разных сторон:

  1.  электронное образование будет дополнять, совершенствовать и улучшать традиционное образование, учитывать специфику направлений образовательной деятельности, особенности целевых аудиторий» [1, 28];
  2. положительные и отрицательные[З1]  стороны самостоятельного использования электронных образовательных ресурсов при изучении английского языка [2];
  3. необходимости разработки новой стратегии сетевого (он-лайн) обучения в образовании, требующая решения целого ряда методологических и организационных вопросов [3, 387];
  4. организационно-управленческие формы онлайн-обучения; охарактеризовали существующие образовательные платформы и выявили преимущества использования интерактивных образовательных платформ [4, 114].
  5. особенности организация самостоятельной работы студентов технических специальностей с помощью онлайн-курсов и интернет-технологий [5];
  6. аспекты, которые следует учитывать при использовании интерактивных образовательных платформ: привлечение, индивидуальная настройка, обратная связь, сотрудничество, доступность, безопасность. [6];
  7. электронное обучение существенно расширяет роль преподавателя, добавляя дополнительные функции: преподаватель должен руководить учебным процессом в новых условиях, управлять познавательным интересом студентов [7].

 

Следующие учёные рассматривали организационно-методические аспекты цифровой трансформации образования в вузе в условиях дистанционного обучения c точки зрения взаимосвязи качества обучения с использованием современных цифровых информационных технологий, педагогического мастерства и личности преподаватели и обучаемого [8].

К электронному образованию относится электронный учебный курс. Рассмотрим определение понятия «электронный учебный курс»:

  1. Электронный учебный курс – это программно-методический комплекс, позволяющий студенту самостоятельно освоить учебный курс или раздел (разделы) курса [9, с. 3]
  2. Электронный учебный курс - учебный ресурс электронного типа, соответствующий учебной дисциплине, включающий все необходимые учебные, обучающие, вспомогательные и контролирующие материалы, а также методические инструкции для организации работы с курсом, использующий компьютерные технологии и средства Internet.  [10, c.205];
  3. Электронный учебный курс - образовательное электронное издание или ресурс для поддержки учебного процесса в учреждениях разного уровня [11, c. 58].
  4. Электронный учебный курс -  электронный образовательный ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, необходимых для освоения конкретной учебной дисциплины, обеспечивающий все виды работ обучающегося в соответствии с программой дисциплины, использующий средства информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет, а также оснащенный административным сопровождением [12, 463].
  5. E-learning can be defined as “education created and delivered by using technologies related to computer, the Internet and telephony, in combination or in isolation.” [13, 347]. E-learning can be a powerful and cost-effective alternative to classroom training.

 

Проанализировав определения, будем считать, что «электронный учебный курс» (далее - ЭУК) – это электронный образовательный ресурс, включающий учебно-методические материалы, созданные и управляемые компьютерными технологиями под руководством преподавателя.  

Согласимся, в том, что онлайновый учебный курс не просто обеспечивает доступ к информации, но также предусматривает интерактивное взаимодействие слушателя с преподавателем, контроль поучаемых знаний и накопление информации о процессе обучения. [14, c.121].   

Многие учёные делились опытом внедрения ЭУК в разных областях: в формировании профессиональных компетенций бакалавров и оценки их академических достижений [12, 14]; в обучении по дисциплине «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» и организация самостоятельной работы студентов [15].

Важно, чтобы ЭУК были «актуальны и практически ориентированы, дидактически и методически выверены. Тогда они будут приносить пользу обучающимся в их профессиональной деятельности» [16, с. 14].

При создании ЭУК необходимо обратиться к рекомендациям учёных о технологической схеме производства ЭУК, об алгоритме создания ЭУК [17].

Создание ЭУК даёт возможность преподавателю обновить способ подачи материала студентам, способ тренировки определённых навыков у студента и способ контроля над усвоением навыков и умений.

ЭУК состоит из четырёх блоков: теоретического, практического, контролирующего и коммуникативного. Теоретический блок включает тексты лекций, презентации, электронный учебник, видеолекции, дополнительный материал. Практический блок включает задания, упражнения, семинары, лабораторные работы, методические указания для выполнения работ. Контролирующий блок включает опросы, тесты, проекты, вопросы для самостоятельного изучения. Коммуникативный блок включает чат, форум, тренинги, видеоконференции, электронная почта [18].

 

Многие учёные согласны в том, что ЭУК положительно влияет на обучение студентов. Актуальность данного исследования обусловлена стремлением определить эффективность использования электронного учебного курса в обучении английскому языку.

Первоначальная цель данного создания ЭУК заключалась в том, чтобы подготовить студентов к сдаче Федерального интернет тестирования в сфере профессионального образования.

Цель данного исследования – проверить эффективность применения электронного учебного курса при обучении английскому языку студентов первого курса неязыкового факультета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать результаты тестирования Федерального интернет экзамена (ФЭПО) в сфере профессионального образования.
  2. Выделить разделы ФЭПО, которые вызвали затруднения и разработать курс обучения английскому языку.
  3.  Апробация электронного учебного курса с целью выявления эффективности его внедрения.

 

В 2013 году я разработала электронное пособие «English for Math Students and IT Students»[i]. Причинами создания электронного учебного курса были следующие:

  • Сокращение аудиторных часов, увеличение часов на самостоятельную работу.
  • Стремление преподавателя подготовить студентам к сдаче ФЭПО.
  •  Желание преподавателя в доходчивой форме объяснить материал.
  • Дать студентам возможность пройти задания в удобное для них время.

 

Методы и материалы. Материалом исследования являются результаты тестирования Федерального интернет тестирования в сфере профессионального образования  и результаты работы студентов в ЭУК в течение года. Количество студентов, работающих в электронном учебном курсе «English for Math and IT Students» - 280. Это студенты первого, второго курсов, обучающихся по специальностям: «Прикладная математика и информатика», «Математическая механика», «прикладная информатика в экономике».

 

Результаты. В статье представлено исследование знаний студентов, которые работали с пособием в течение девяти месяцев. В исследовании участвовало 280 студентов первого курса. Студенты работали в ЭУК в течение учебного года (сентябрь 2021 г. - июнь, 2022 г.)

Исследование проводилось по следующим этапам:

  1. Проверить результаты ФЭПО и определить структуру ЭУК;
  2. Представить разделы ЭУК;
  3. Создать электронный учебный курс «English for Math and IT Students» в системе дистанционного обучения «Moodle» в соответствии с образовательной программой для студентов Института математики, информатики и физики.
  4.  Провести входное тестирование студентов;
  5. Предоставить задания по формированию фонетических, лексических, грамматических знаний, знаний математических терминов, знаний по страноведении в ЭУК;
  6. Введение заданий, нацеленных на устранение фонетических, лексических, грамматических трудностей, трудностей в понимании страноведеческой информации в ЭУК.
  7. Контроль над усвоением фонетики, грамматики, лексики, проведение тестирования, рубежного контроля.
  8. Провести итоговое тестирование. Сравнение итогового тестирования с входным тестированием. Вывод по поводу эффективности внедрения ЭУК.

 

Вначале исследования посмотрим результаты ФЭПО. В 2013 г. студенты второго курса, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика», «Математическая механика» участвовали в прохождении Федерального интернет тестирования в сфере профессионально образования. Федеральный интернет-экзамен (ФЭПО – далее) выполняется в течение 90 минут. Когда студенты выполняли задания, то оказалось, что особую трудность они испытывали при выполнении заданий на грамматику, страноведение, деловое письмо. Результат тестирования 87 из 100 баллов. Несмотря на хороший результат, было решено построить курс так, чтобы он подготовил следующих студентов к сдаче Федерального интернет тестирования в сфере профессионального образования.

При создании ЭУК особое внимание обратили на содержание педагогических измерительных материалов Федерального интернет-экзамен в сфере профессионального образования[ii].

Содержание педагогических измерительных материалов

Блок 1. Темы

Тема 1. Учебная лексика

Тема 2. Словообразование

Тема 3. Местоимения

Тема 4. Степени сравнения прилагательных и наречий

Тема 5. Имя существительное

Тема 6. Артикли

Тема 7. Предлоги

Тема 8. Союзы

Тема 9. Глагол и его формы (активный и пассивный залоги)

Тема 10. Неличные формы глагола

Тема 11. Фразовые глаголы

Тема 12. Модальные глаголы

Тема 13. Учебно-социальная сфера

Тема 14. Социально-деловая сфера

Блок 2. Модули

Модуль 1. Лексика

Модуль 2. Грамматика

Модуль 3. Речевой этикет

Модуль 4. Культура и традиции стран изучаемого языка

Модуль 5. Письмо

Проанализировав представленный материал, пришли к выводу, что в ЭУК надо включить следующие разделы: раздел грамматики, раздел лексики, раздел «Речевой этикет», страноведческий раздел, раздел «Деловое письмо».

 В сентябре 2021 г. студентам было предложено входное тестирование. Во время этого тестирования проверялись знания в грамматике английского языка, лексике, страноведении, деловом письме.

В итоге оказалось, что у студентов большее количество ошибок было совершено в грамматических правилах. Следующие правила грамматики вызвали затруднения: модальные глаголы, предлоги, артикли, инфинитив и герундий, глаголы, после которых стоит прилагательное или наречие, Present Perfect, косвенная речь, условные наклонения, Past Perfect, Past Progressive, Present Simple, Past Simple, Present Progressive, сравнительные степени прилагательных (Рисунок №1).

 

Рисунок № 1. Грамматические темы, в которых совершили ошибки во входном тесте.

Table # 1. Grammar mistakes in the entrance test.

 

Помимо ошибок в грамматических темах, студенты совершили ошибки в решение тестов на знание страноведческой информации о знаменитостях, образовании, политической системы Великобритании, США, Канады, Новой Зеландии, Австралии и интерпретации математических терминов. Поэтому в ЭУК включили задания на ознакомление со страноведческой информацией, её тестированием.

Электронный учебный курс был построен на основе рабочей программы и трёх методических пособий «Let`s Discuss the Topics»[iii] и «Grammar in Practice»[iv], «I-Exam Training»[v]. Данные пособия хранятся в библиотеке, на сайте Удмуртского государственного университета. У студента есть возможность взять напечатанную методичку, либо воспользоваться электронной версией.

В ЭУК состоит из 15 разделов и имеет следующую структуру.

Раздел 1. Daily Routine

Грамматика: Present Simple vs. Present Continuous

Страноведение: Символы, флаги, гимны Великобритании, Канады. Знаменитости Великобритании, Канады.

Деловое письмо: оформление делового письма, конверта, резюме.

Раздел 2. My Family                                     

Грамматика: Present Perfect vs. Present Perfect Continuous

Страноведение: Символы, флаги, гимны США, Новой Зеландии. Знаменитости США, Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление резюме.

Раздел 3. College Life

Грамматика: Past Simple vs. Past Continuous

Страноведение: образование в Великобритании, в Канаде, в США, в Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление делового письма-заявления.

Раздел 4. Home

Грамматика: Past Simple vs. Present Perfect

Страноведение: Географическое положение Великобритании, Канады, США, Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление письма-уведомления.

Раздел 5. Domestic Chores

Грамматика: Future Perfect vs. Future Perfect Continuous

Страноведение: Политическая система в Великобритании, в Канаде, в США, в Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление письма-запроса.

Раздел 6. Meals and Cooking

Грамматика: Future Perfect vs. Future Perfect Continuous

Страноведение: Национальные блюда Великобритании, Канады, США, Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление делового письма-предложения.

Раздел 7. Shopping

Грамматика: Checkup: Review the Tenses

Страноведение: Особенности покупок в Великобритании, Канады, США, Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление контракта.

Раздел 8. Appearance and Character

Грамматика: Modal Verbs

Страноведение: Знаменитости Великобритании, Канады, США, Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление служебной записки.

Раздел 9. Cinema

Грамматика: Reported Speech

Страноведение: Знаменитости кино Великобритании, Канады, США, Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление делового письма, конверта, резюме.

Раздел 10. Computer

Грамматика: Passive Voice

Страноведение: компьютерные технологии в Великобритании, Канады, США, Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление делового письма, конверта, резюме.

Раздел 11. Travelling

Грамматика: The Subjunctive Mood

Страноведение: Достопримечательности Великобритании, Канады, США. Деловое письмо: оформление делового письма, конверта, резюме.

Раздел 12. My Future Job

Грамматика: Articles, The Infinitive

Страноведение: Достопримечательности в Великобритании, в США, в Канаде.

Деловое письмо: оформление делового письма, конверта, резюме.

Раздел 13. Healthy Lifestyle

Грамматика: The Participle

Раздел 14. Public Transport

Грамматика: The Gerund

Страноведение: Достопримечательности в Австралии, в Новой Зеландии.

Деловое письмо: оформление делового письма, конверта, резюме.

Каждый раздел включает следующие элементы: видеолекция, которая объясняет грамматику английского языка, задания на тренировку грамматики, лексики, страноведения, тестовые задания.

Определившись с целью и задачами исследования, представим задания из ЭУК, нацеленные на формирование фонетических, грамматических, лексических навыков; задания на тренировку знаний математических терминов; задание на развитие письменной речи; тестирование знаний по страноведению. В ЭУК студентам представлены задания, нацеленные на формирование фонетических, грамматических, лексических навыков для начинающих и для продвинутых в освоении английского языка. Студенты обладают разным уровнем знания английского языка, поэтому в ЭУК есть задания для начального уровня и продвинутого уровня. В сентябре было проведено тестирование, благодаря которому студенты узнали, какой у них уровень. 

Задания на формирование фонетических навыков.

Формирование фонетических навыков осуществляется на основе двух подходов / путей: имитативного и аналитико-имитативного.  Имитативный путь предполагает слуховое восприятие речи и её имитацию. Образец усваивается за счёт многократного проговаривания речевого образца за диктором. Аналитико-имитативный подход сочетает в себе опору на знания, правила, анализ материала и его имитацию  [19, с. 130 - 131].

Примером для формирования фонетических навыков может быть английская песня. На рисунке № 2 представлены варианты заданий (для продвинутых и начинающих), которые можно предложить студентам, у которых разный уровень знания английского языка.

 

Задание для продвинутых

Задание для начинающих

Рисунок № 2. Задание по аудированию для разных уровней. Table # 2. Task on listening for different levels.

 

Следующее задание на аудирование заключается в том, что студенты должны послушать аудио и подобрать соответствующую фразу к картинке (Рисунок № 3).

Рисунок № 3. Задание по аудированию.

Table # 3. Listening task.

 

Задания, нацеленные на формирование грамматических навыков.

Под «речевым грамматическим навыком» будем понимать автоматизированное использование грамматического материала во всех видах речевой деятельности [19, c. 158].

В начале учебного года провела тестирование по грамматике для определения остаточных знаний у студентов первого курса. На тестирование был взят тест по грамматике, в этот тест добавила задания по лексике и по страноведению.

Исходя из полученных данных, было решено собрать побольше заданий на те грамматические правила, в которых студенты совершили ошибки.

Представляю одно из заданий, в этом задании студент должен выбрать подходящую форму глагола.

Рисунок № 4. Задание по грамматике.

Table # 4. Task on Grammar.

 

Задания, нацеленные на формирование лексического навыка.

Речевой лексический навык предполагает интуитивно правильное использование лексики в устной и письменной речи в соответствии с ситуациями общения и целями коммуникации [19, c. 144].

В каждом разделе даётся текст, с которым знакомятся студенты. Лексический материал представлен в разделе и дано задание, которое нацелено на отработку знания лексики. Множество тесто, игр помогают студентам повторить и выучить лексику.

В каждом разделе дан видеосюжет, после просмотра которого студенты должны прослушать видеосюжет и записать то, что они услышали (Рисунок № 5). Данные задания нацелены на совершенствование рецептивных речевых фонетических навыков, необходимые для аудирования.

 

 

 

 

 

 

Рисунок № 5. Задание по закреплению лексики.

Table #5. Task on testing vocabulary.

 

На рисунке № 6 представлены задания. В первом задании для продвинутых студентов необходимо прослушать аудио и записать то слово, которое услышали в аудиосообщении. Второе задание для начинающих заключается в том, что студенты должны проставить высказывания в той последовательности, в которой они услышали в аудиосообщении.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание для продвинутых

Задание для начинающих

Рисунок № 6. Задание на тренировку лексики.

Table # 6. Task on testing the vocabulary.

 

ЭУК располагает разнообразными заданиями для тестирования знаний математических понятий, терминов.  На рисунке № 7 студенты должны выбрать из имеющих слов нужное.

Следует оговориться, что для студентов второго, третьего курса мною разработан другой ЭУК Mathematical English[vi], в котором включены видео- и аудио материалы на английском языке по математике. Студенты смотрят лекции, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение по поводу услышанной лекции. Помимо лекций, студенты читают книгу «Real-Life Math[vii]» на английском языке Многие студенты замечают после просмотра лекций, прочтения статьей, они признаются, что знания по математике применимы в повседневной жизни.

Рисунок № 7. Задание на тренировку математических терминов.

 Table # 7. Task on testing Math terms.

 

На рисунке № 8 студентам нужно выбрать соответствующий перевод математических терминов.

 

 

Рисунок № 8. Задание на знание математических терминов.

Table #8. Task on testing Math terms.

 

 

 

 

Задания на развитие письменных речи.

В каждом разделе есть форумы, опросы, в которых участвуют студенты. Пример двух форумов изображён на рисунке № 9.

 

Рисунок № 9. Форум студентов.

Table # 9. Students` forum.

 

Студенты пишут дома эссе и закачивают его в задание. Считаю, что данные задания не являются эффективными в формировании навыка говорения. Намного интереснее общаться в аудитории, на очном занятии.

Проведение рубежных контрольных работ можно полностью доверить электронному учебному курсу. Результаты рубежного контроля представлены в таблице № 10.

 

Рисунок № 10. Рубежный контроль № 1.

Table # 10. Mid-Term Monitoring #1.

В рубежном контроле собраны тесты по грамматике, лексике, аудированию, чтению которые были пройдены за полсеместра.

 

Тестирование знаний по страноведению.

В ЭУК есть видеоматериалы по страноведению. После просмотра роликов студенты выполняют тесты, которые изображены в рисунке № 11.

 

Рисунок № 11. Тестирование знаний по страноведению.

Table #11. Testing on Country Study.

 

На очном занятии проводится проверка навыков говорения. Темы для беседы представлены в ЭУК, студент с ними знакомится заранее.

 

Обсуждение.

В процессе внедрения ЭУК были выявлены следующие преимущества в использовании электронного пособия:

  1. Студенты могут выполнять тест несколько раз.
  2. В случае болезни и невозможности студента присутствовать на занятии они могут выполнить задания в электронном пособии.
  3. После похождения тестирования студент видит, какие ошибки допущены.
  4. Легко провести рубежный контроль со студентами.
  5. У студента увеличивается время работы над изучением английского языка.
  6. Даёт возможность преподавателю разработать задания разных уровней: от начального до продвинутого.
  7. Преподаватель создаёт индивидуальную систему тестирования для каждого задания.

 

Согласимся с учёными, что к сильным сторонам использования относится [20, 21]:

  • гибкий график обучения – обучающийся может изучать информацию в любое удобное для него время;
  • возможность использовать для обучения разный информационный контент и способы его предоставления (аудиторные занятия ограничены во времени, поэтому на них практически невозможно показать весь информационный контент по той или иной теме, бумажные источники могут быть устаревшими, в электронном учебном курсе это можно легко устранить) [22];
  • обширный набор проверочных инструментов;
  • контроль работы (результаты работы студентов можно хранить длительное время);
  • обратная связь (в электронный учебный курс предоставляется возможность проведения консультаций и общения с преподавателем в любое время) [23];
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • психологический комфорт (студенты при проведении тестов меньше нервничают);
  • повышение качества образования за счет визуализации информации.
  • используется модульный принцип.

 

 

Помимо преимуществ существуют недостатки применения ЭУК:

  1. Студент, у которого нет доступа к интернету, не сможет выполнить заданий.
  2. Преподавателя нет времени на создание новых заданий, ему нужны помощники в этом.
  3. Электронное пособие не может конкурировать с очным занятием, на котором можно много обсудить со студентами.

Рассмотрим точку зрения учёных на слабые стороны при внедрении и активном использовании электронных учебных курсов [24]:

- проблема идентификации личности студента;

- большие затраты на разработку курсов;

- увеличение учебной нагрузки;

- недостаточная мотивация студентов и преподавателей в работе с электронным учебным курсом.

Считаем, что от работы преподавателя, его целей, от того какой формат обучения выбран – он-лайн или очное занятие зависит эффективность внедрения ЭУК. Нам понравилось выражение «» смешанное обучение, которое подразумевает контактные аудиторные часы и онлайн-курс, созданный на основе виртуальной образовательной платформы Мооdle» [25] .

 В начале учебного года студенты прошли тестирование, в конце первого года обучения студенты выполнили тот тест. Рассмотрим результаты двух тестирований: входного и итогового. Результаты отражены в таблице №13.

 

Таблица № 12. Результаты тестирования в начале года 2021 г. (до) и в конце учебного года (после) 2022 г.

Table # 12. The Results of Testing in 2021 (before) and in 2022 (after)

 

Таким образом, проанализировав результаты тестирования студентов с 2021 г по 2022 г. В 2021 г. средний балл входного тестирования составлял 53,5 балла, то средний балл итогового тестирования составил 77,9 балла. Следовательно, показания знаний по грамматике, лексике, страноведению выросли на 24, 3 балла (Таблица № 14).

 

 

Таблица № 13. Результаты тестирования в 2021 г. и в 2022 г.

Table # 13. Comparing the Results of Testing in 2021 vs. the Results of Testing in 2022.

 

Заключение. Итак, разработанный ЭУК предоставляет студентам комплект учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебной дисциплины. В учебном процессе преподаватель может использовать ЭУК как тренажёр, который поможет студенту подготовиться к сдаче ФЭПО. Проанализировав результаты тестирования ФЭПО, пришли к выводу о том, что необходимо создать ЭУК, которое бы познакомила студентов к формату тестирования, вооружило бы их знаниями в области грамматики, лексики, страноведения, делового письма.  После сдачи ФЭПО было решено включить в ЭУК страноведческий материал, раздел «Деловое письмо», тесты на закрепление математических терминов.  В процессе обучения английскому языку преподаватель дополняет задания, направленные на формирование фонетических, лексических, грамматических знаний, лексике, страноведению, деловому письму. Задания отобраны с соответствии с уровнем знания английского языка: начинающие и продолжающие. Вначале года преподаватель провела тестирование и определила, в каких грамматических темах, лексических темах имеются пробелы. Основываясь на этой информации, преподаватель регулирует количество упражнений в данных темах. При обучении речи преподаватель не может предоставить материал, который бы способствовал развитию устный речевых навыков. В данном случае можно порекомендовать очные занятия, которые помогут в этом. ЭУК имеет ряд преимуществ: преподаватель создаёт задания для разных уровней, индивидуальную систему тестирования; студент имеет возможность в любое время выполнить задания, студент может несколько раз выполнить задания; в случае болезни студента или преподавателя можно предложить студентам самостоятельно освоить материал и протестировать освоение материала. Существуют и недостатки ЭУК: студент может не получить доступ к интернету; недостаток времени и ресурсов у преподавателя на пополнение банка вопросов, преподавателю необходим ассистент в этом; курс не может обучить речевым навыкам. В исследовании приняли участие 280 студентов. В сентябре 2021 г. было проведено входное тестирование со студентами. В результате этого тестирования выявили уровни знания английского языка, проблемы в грамматических, лексических темах, в страноведении. Далее студенты проходили обучение по ЭУК в течение девяти месяцев. В мае 2022 г. было проведено итоговое тестирование, они прошли входное тестирование, далее они работали в ЭУК, потом они прошли итоговое тестирование. В результате исследования оказалось, что показания знаний по грамматике, лексике, страноведению выросли на 24, 3 балла. Следовательно, можно утверждать об эффективности внедрения ЭУК в учебный процесс.

В дальнейшем планируется совершенствовать ЭУК с использованием дистанционных технологий, в зависимости от уровня подготовленности студентов.

 

Список литературы:

  1. Дождиков А. В. Онлайн-обучение как e-learning: качество и результаты (Критический Анализ) // Высшее образование в России. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-kak-e-learning-kachestvo-i-rezultaty-kriticheskiy-analiz (дата обращения: 21.03.2024).
  2. Кацитадзе И. М., Никалюта Е.Р. К вопросу об использовании электронных образовательных ресурсов при самостоятельном изучении английского языка // Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 2(35) – с. 124 – 127.
  3. Ваграменко Я., Русаков А. А. Педагогические аспекты влияния ИКТ на характер современного образования // ОТО. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-vliyaniya-ikt-na-harakter-sovremennogo-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2024).
  4. Забродина И. В., Козлова Н. А., Фортыгина С. Н. Подготовка студентов педагогического вуза к работе с образовательными онлайн-платформами // БГЖ. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-rabote-s-obrazovatelnymi-onlayn-platformami (дата обращения: 25.03.2024).
  5. Котов, А. Е. Актуальность применения интерактивных онлайн-курсов в обучении студентов технических специальностей / А. Е. Котов, К. Ю. Глух, А. О. Прокубовская // Техническое регулирование в едином экономическом пространстве: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 19 мая 2022 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург: РГППУ, 2022. - С. 218-224.
  6. Каримов Ф. Р., Кайимова М. Б. К. Важные аспекты использования интерактивных образовательных платформ // Universum: технические науки. 2023. №5-1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnye-aspekty-ispolzovaniya-interaktivnyh-obrazovatelnyh-platform (дата обращения: 27.03.2024).
  7. Трухманов В.Б., Трухманова Е. Н. Сравнительный анализ систем управления обучением как инструментов разработки электронного управляемого курса // Проблемы и перспективы развития социально-экономических и гуманитарных наук: педагогика, психология, экономика, юриспруденция. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sistem-upravleniya-obucheniem-kak-instrumentov-razrabotki-elektronnogo-upravlyaemogo-kursa (дата обращения: 21.03.2024).
  8. Козлов О.А., Михайлов Ю.Ф. Организационно-методические аспекты цифровой трансформации образования в вузе в условиях дистанционного обучения // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10. № 36. С. 56–64.
  9. Беленкова И.В. Электронный учебный курс как элемент информационной образовательной среды вуза // Наука и перспективы. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnyy-kurs-kak-element-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-vuza (дата обращения: 12.03.2024).
  10. Ребрина Ф. Г., Леонтьева И. А. Этапы разработки электронного учебного курса на платформе LMS MOODLE. — Вестник ЮУрГГПУ, 2014. С. 204–213.
  11. Ваганова О. И., Алешугина Е. А., Максимова К. А. Проектирование электронных учебных курсов. — АНИ: педагогика и психология, 2019. С. 57–59.
  12. Журкина, М. И. Электронный курс как один из видов электронных образовательных ресурсов в организации подготовки будущих бакалавров педагогического образования / М. И. Журкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69826/ (дата обращения: 19.03.2024).
  13. Goyal S, E-Learning: Future of Education, Journal of Education and Learning. – 2012. -  Vol.6 (2) -  pp. 239-242.
  14. Текучева И.В., Баранова О.В. Электронный учебный курс как средство формирования профессиональных компетенций бакалавров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - №2 (116). - URL: https://research-journal.org/archive/2-116-2022-february/elektronnyj-uchebnyj-kurs-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnyx-kompetencij-bakalavrov (дата обращения: 12.03.2024).
  15. Букушева А. В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS Moodle // АНИ: педагогика и психология. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pri-izuchenii-kompyuternoy-geometrii-v-lms-moodle (дата обращения: 25.03.2024).
  16. Ядровская М. В., Поркшеян М. В. О применении электронных курсов в обучении // ОТО. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-elektronnyh-kursov-v-obuchenii (дата обращения: 15.03.2024)
  17. Войтович И. К. Специфика создания электронных образовательных курсов // Вестник ТГПУ. 2015. №1 (154). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sozdaniya-elektronnyh-obrazovatelnyh-kursov (дата обращения: 26.03.2024).
  18. Беленкова И. В. Электронный учебный курс как элемент информационной образовательной среды вуза // Наука и перспективы. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnyy-kurs-kak-element-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-vuza (дата обращения: 22.03.2024).
  19. Методика обучения иностранному языку: учебник и практикум для вузов / О. И. Трубицина [и др.]; под редакцией О. И. Трубициной. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 384 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09404-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536708 (дата обращения: 26.03.2024).
  20. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация образовательного события в профессиональной подготовке будущих менеджеров //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 1 (26). - С. 4.
  21. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Трутанова А.В. Организация проектной деятельности бакалавров в образовательном процессе вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-1. С. 44-50.
  22. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., ProkhorovaM.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.
  23. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта //Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.
  24. Немова О.А., Кутепова Л.И., Ретивина В.В. Здоровье как ценность: мечта и реальность //Журнал научных статей здоровье и образование в XXI веке.2016. Т. 18. № 11. С. 155-157.
  25. Шрайбер Е. Г., Овинова Л. Н. Онлайн-курс как способ реализации принципа индивидуализации в образовательном процессе магистратуры // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-kurs-kak-sposob-realizatsii-printsipa-individualizatsii-v-obrazovatelnom-protsesse-magistratury (дата обращения: 27.03.2024).

 

 

 

 

Z.F. Sungatullina

 

Efficiency of E-learning Course in Teaching English in the University

 

Abstract: The article deals with the interest in using e-learning course in teaching English. The aim of this study is to find out how effective is e-learning course “English for Math Students and IT Students”. This e-learning course was created considering the curriculum and the Federal State Educational Standard. The research of efficiency of e-learning course had been conducted for nine months, 280 students took part in it. The students had done the test, assignments in the e-learning course from the September 2021 until May 2022. The e-learning course has a lot of tasks and test, which help students to get listening knowledge, vocabulary knowledge, grammar knowledge, information about country study, business writting. The findings of the research proved that e-learning course is effective in teaching English. In September 2021 students did the average test score was 53,5. In May 2022 the average test score was 77,9. So, the average test score has been improved to 24,3. So it has been proved that e-learning course give students an opportunity to be smarter in leaning grammar, vocabulary, country study. The e-learning course can be used as a simulator in preparing for Federal State Educational Exam in the field of professional education.

 

Key words: e-learning course, teaching English, grammar skill, vocabulary skill, listening skill, moodle, country study, Federal State Educational Internet Exam.

 

References

  1. Dozhdikov A.V. Online learning as e-learning: the quality and results (Critical analysis) // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-kak-e-learning-kachestvo-i-rezultaty-kriticheskiy-analiz (Date of access: 21.03.2024).
  2. Kacitadze I. M., Nikalyuta E.R. To the question about the use of electronic educational resources in self-learning the English language// Baltic Humanitarian Journal. 2021.- T. 10. № 2(35) – pp. 124 – 127.                
  3. Vagramenko Ya. A., Rusakov A. A. Pedagogical aspects of Information and Communication Technologies on contemporary education // OTO. 2017. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-aspekty-vliyaniya-ikt-na-harakter-sovremennogo-obrazovaniya (Date of access: 25.03.2024).
  4. Zabrodina I. V., Kozlova N. A., Fortygina S.N. The main approaches to the technological map of the lesson // BGZh. 2019. №2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k-rabote-s-obrazovatelnymi-onlayn-platformami (Date of access: 25.03.2024).
  5. Kotov, A. E. The relevance of the application of interactive online-courses in teaching technical students / A. E. Kotov, K. Yu. Gluh, A. O. Prokubovskaya // Tehnicheskoe regulirovanie v edinom ekonomicheskom prostranstve: sbornik statey IX Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, 19 maya 2022 g., Ekaterinburg / Ros. gos. prof.-ped. un-t. - Ekaterinburg: RGPPU, 2022. - pp. 218-224.
  6. Karimov F., Kayimova M. Important aspects of using interactive educational platforms // Universum: technical sciences. 2023. №5-1 (110). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vazhnye-aspekty-ispolzovaniya-interaktivnyh-obrazovatelnyh-platform (Date of access: 27.03.2024).       
  7. Truhmanov V.B., Truhmanova E. N. The concept of mental state and its impact on the learning process// Problemy i perspektivy razvitiya social'no-ekonomicheskih i gumanitarnyh nauk: pedagogika, psihologiya, ekonomika, yurisprudenciya. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-sistem-upravleniya-obucheniem-kak-instrumentov-razrabotki-elektronnogo-upravlyaemogo-kursa (Date of access: 21.03.2024).       
  8. Kozlov O.A., Mihaylov Yu.F. Organizational and methodological aspects of digital transformation of education at a university in the context of distance learning.// Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2021.- T. 10. № 36. - P. 56–64.        
  9. Belenkova I.V. E-learning course as an element of the information educational environment of the university // Nauka i perspektivy. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnyy-kurs-kak-element-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-vuza (Date of access: 12.03.2024).
  10. Rebrina F. G., Leont'eva I. A. Stages of electronic educational course development on the LMS MOODLE platform. — Vestnik YuUrGGPU, 2014. - P. 204–213.          
  11. Vaganova O. I., Aleshugina E. A., Maksimova K. A. Designing e-learning — ANI: pedagogika i psihologiya, 2019. - pp. 57–59.
  12. Zhurkina, M. I. E-learning as a type of electronic educational course in preparing future bachelors of pedagogic education obrazovatel'nyh resursov v organizacii podgotovki buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya / M. I. Zhurkina. — Tekst: neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. — 2020. — № 19 (309). — S. 462-464. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69826/ (Date of access: 19.03.2024).  
  13. Goyal S,. E-Learning: Future of Education, Journal of Education and Learning. – 2012. - Vol.6 (2) - pp. 239-242.   Goyal S,. E-Learning: Future of Education, Journal of Education and Learning. – 2012. - Vol.6 (2) - pp. 239-242.      
  14. Tekucheva I.V., Baranova O.V. E-learning course as a means of forming professional competencies in bachelors degree recipients // Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatel'skiy zhurnal. - 2022. - №2 (116). - URL: https://research-journal.org/archive/2-116-2022-february/elektronnyj-uchebnyj-kurs-kak-sredstvo-formirovaniya-professionalnyx-kompetencij-bakalavrov (Date of access: 12.03.2024).
  15. Bukusheva A. V. Organization of students' independent work in studying computer geometry in LMS Moodle // ANI: pedagogika i psihologiya. 2016. №3 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-studentov-pri-izuchenii-kompyuternoy-geometrii-v-lms-moodle (Date of access: 25.03.2024).
  16. Yadrovskaya M. V., Porksheyan M. V. About implimenting e-learning in education // OTO. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-primenenii-elektronnyh-kursov-v-obuchenii (Date of access: 15.03.2024).
  17. Voytovich I. K. The peculiarity of electronic educational courses // Vestnik TGPU. 2015. №1 (154). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sozdaniya-elektronnyh-obrazovatelnyh-kursov (Date of access: 26.03.2024).
  18. Belenkova I.V. Electronic educational course as an element of information educational field in the university // Nauka i perspektivy. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnyy-uchebnyy-kurs-kak-element-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-vuza (Date of access: 22.03.2024).
  19. Methods of teaching foreign languages: textbook and tutorial / O. I. Trubitsuna [et al.]; edited by O. I. Trubitsuna. — Moskow: Yurait Publishing House, 2024. — 384 p.
  20. Prohorova M.P., Vaganova O.I. Design and implementation of an educational event in the training of future managers//Vestnik Mininskogo universiteta. - 2019. - T. 7. № 1 (26). - pp. 4. – 24.
  21. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Trutanova A.V. Organizaciya proektnoy deyatel'nosti bakalavrov v obrazovatel'nom processe vuza//Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017. № 56-1. S. 44-50.          
  22. Ilyashenko L.K., Smirnova Z.V., Vaganova O.I., ProkhorovaM.P., Abramova N.S. The role of network interaction in the professional training of future engineers // International Journal of Mechanical Engineering and Technology. 2018. Т. 9. № 4. С. 1097-1105.           
  23. Kutepov M.M., Kutepova L.I., Nikishina O.A. University sports corporate culture //Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016. - № 1-1. - pp. 129-132.        
  24. Nemova O.A., Kutepova L.I., Retivina V.V. Health as a value: dream and reality//Zhurnal nauchnyh statey zdorov'e i obrazovanie v XXI veke.2016. - T. 18. - № 11. - pp. 155-157.   
  25. Shraiber E.G., Ovinova L.N. Online Course as a Tool to Implement the Principle of Personalization in Master's Degree. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2020, vol. 12, no. 2, pp. 62-72. (in Russ.)

 

 

 

 

[i] Сунгатуллина З.Ф. English for Math and IT Students [Электронный ресурс]. – URL: https://distedu.udsu.ru/course/view.php?id=509 (дата обращения 14.03.2024).

[ii]Содержание педагогических измерительных материалов (ПИМ) [Электронный ресурс]. – URL: https://fepo.i-exam.ru/fgos_pim_struct (дата обращения 10.03.2024).

 

[iii] Let`s Discuss the Topics: учебно-методическое пособие / сост. З. Ф. Сунгатуллина. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. – 156 c.

 

[iv] Grammar in Practice: учебное пособие / сост. З. Ф. Сунгатуллина. – Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. – 146 c.

 

[v] I-Exam Training: учебное пособие / З. Ф. Сунгатуллина, Т. Ю. Касаткина; Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", Факультет проф. ин. яз. для естественно-научных специальностей. - Ижевск: ФГБОУ ВПО "Удмуртский гос. ун-т", 2014. – 129 с.

 

[vi] Сунгатуллина З.Ф. Mathematical English [Электронный ресурс]. – https://distedu.udsu.ru/course/view.php?id=876 (дата обращения 14.03.2024).

 

[vii] Evan M. GlazerJohn W. McConnell Real-Life Math: Everyday Use of Mathematical Concepts. – Greenwood Press, 2002. – 165 p.


 [З1]

References

1. Dozhdikov A. V. Online learning as e-learning: The quality and results (Critical analysis). Higher Education in Russia, 2020, 29(12): 21–32. (In Russ.) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12-21-32

2. Katsitadze I. M., Nikaliuta E. R. To the question about the use of electronic educational resources in self-learning the English language. Baltic humanitarian journal, 2021, 10(2): 124–127. (In Russ.) https://doi.org/10.26140/bgz3-2021-1002-0033

3. Vagramenko Ya. A., Rusakov A. A. Pedagogical aspects of effect of information and communication technologies on contemporary education. Educational technology & society, 2017, 20(4): 384–390. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/zruzph

4. Zabrodina I. V., Kozlova N. A., Fortygina S. N. The main approaches to the technological map of the lesson. Baltic humanitarian journal, 2019, 8(2): 113–115. (In Russ.) https://doi.org/10.26140/bgz3-2019-0802-0027

5. Kotov A. E., Glukh K. Yu., Prokubovskaya A. O. The relevance of the application of interactive online-courses in teaching technical students. Technical regulation in the common economic space: Proc. IX All-Russian Sci.-Prac. Conf. with Intern. participation, Ekaterinburg, 19 May 2022. Ekaterinburg: RSVPU, 2022, 218–224. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/eoyyyk

6. Karimov F. R., Kayimova M. B. K. Important aspects of using interactive educational platforms. Universum: Technical sciences, 2023, (5-1): 41–43. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/efioxw

7. Trukhmanov V. B., Trukhmanova E. N. Comparative analysis of learning management systems as tools for the development of an electronic controlled educational course. Problems and prospects of socio-economic sciences and humanities: Pedagogy, psychology, economics, and law: Proc. II All-Russian Sci.-Prac. Conf., Saratov, 15 Dec 2022. Saratov: Saratovskii istochnik, 2023, 64–72. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/cl-37029-2023-1-7-16

8. Kozlov O. A., Mikhailov Yu. F. Organizational and methodological aspects of digital transformation of education at a university in the context of distance learning. Teaching Methodology in Higher Education, 2021,10(36): 56–64. (In Russ.) https://doi.org/10.18720/HUM/ISSN2227-8591.36.05

9. Belenkova I. V. E-learning course as an element of the information educational environment of the university. Nauka i perspektivy, 2020, (4): 56–62. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/qvqujf

10. Rebrina F. G., Leontjeva I. A. Development stages of an e-learning training course on the LMS MOODLE platform. Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2014, (2): 204–213. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/sbtpdn

11. Vaganova O. I., Aleshugina E. A., Maksimova K. A. Designing e-learning. Azimuth of scientific research: Pedagogy and psychology, 2019, 8(3): 57–59. (In Russ.)

12. Zhurkina M. I. E-manual as an electronic academic resource for bachelors of pedagogy. Molodoi uchenyi, 2020, (19): 462–464. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/ibesup

13. Goyal S. E-Learning: Future of education. Journal of Education and Learning, 2012, 6(4): 239–242. https://doi.org/10.11591/edulearn.v6i4.168

14. Gasparian A. A. The use of content management systems in distance learning. RUDN Journal of Informatization in Education, 2011, (4): 83–88. (In Russ.)

15. Tekucheva I. V., Baranova O. V. E-learning course as a means of forming professional competencies in bachelors degree recipients. International Research Journal, 2022, (2-3): 106–112. (In Russ.) https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.116.2.089

16. Bukusheva A. V. Organization of students' independent work in studying computer geometry in LMS Moodle. Azimuth of scientific research: Pedagogy and psychology, 2016, 5(3): 30–34. (In Russ.)

17. Yadrovskaya M. V., Porksheyan M. V. Implementing e-learning in education. Educational technology & society, 2019, 22(3): 3–15. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/yynhau

18. Voytovich I. K. The specifics of creating electronic educational courses. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2015, (1): 138–143. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/rixfck

19. Belenkova I. V. E-learning course as an element of the information educational environment of the university. Nauka i perspektivy, 2020, (4): 56–62. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/qvqujf

20. Methods of teaching foreign languages, ed. Trubitsuna O. I. Moscow: Iurait, 2023, 384. (In Russ.)

21. Prokhorova M. P., Vaganova O. I. Design and implementation of an educational event in the training of future managers. Vestnik of Minin University, 2019, 7(1). (In Russ.) https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-4

22. Vaganova O. I., Smirnova Zh. V., Trutanova A. V. Organization of design activity in educational process of the university. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia, 2017, (56-1): 44–50. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/znolgp

23. Ilyashenko L. K., Smirnova Z. V., Vaganova O. I., Prokhorova M. P., Abramova N. S. The role of network interaction in the professional training of future engineers. IJMET, 2018, 9(4): 1097–1105. https://www.elibrary.ru/xxylvj

24. Kutepov M. M., Kutepova L. I., Nikishina O. A. University sports corporate culture. Modern high technologies, 2016, (1-1): 129–132. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/vmgkuz

25. Nemova O. A., Kutepova L. I., Retivina V. V. Health as a value: Dream and reality. The journal of scientific articles health & education millennium, 2016, 18(11): 155–157. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/xhjegp

26. Shraiber E. G., Ovinova L. N. Online course as a tool to implement the principle of personalization in master's degree. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences, 2020, 12(2): 62–72. (In Russ.) https://doi.org/10.14529/ped200206

27. Shraiber E. G., Ovinova L. N. Online course as a tool to implement the principle of personalization in master's degree. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational Sciences, 2020, 12(2): 62–72. (In Russ.) https://doi.org/10.14529/ped200206


Login or Create
* Forgot password?