Text (PDF):
Read
Download
Повышение безопасности и качества пищевой продукции расценивается в настоящее время как необходимое условие ее конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Современные пи- щевые предприятия, внедряющие системы ме- неджмента для обеспечения гарантии качества и безопасности выпускаемой продукции, сталкива- ются с рядом определенных трудностей [1]. Часть из них связана с процессами внутренних проверок производства, способствующих формированию объективного взгляда на происходящее «изнутри», обеспечению прозрачности, прослеживаемости всех действий и их результатов. Это особенно зна- чимо на этапе внедрения и становления системы управления, когда выявляется и устраняется боль- шое количество несоответствий по различным эле- ментам стандартов. Для обработки такого значи- тельного массива данных необходимо использова- ние дополнительных программных средств, что стало возможным, учитывая текущий уровень раз- вития технологий в компьютерной сфере. Немало- важным требованием является адаптированность информационной системы для работы в процессе внутреннего аудита под нужды конкретного пред- приятия [2]. Разработка программного обеспечения, позво- ляющего автоматизировать учет и анализ выявлен- ных при внутренних проверках несоответствий, может иметь важность для оценки стабильности производства пищевой продукции заданного уров- ня качества, в том числе кондитерских изделий. Предлагаемая программа сочетает в себе преиму- щества использования информационных техноло- гий и статистических методов. Объекты и методы исследования Целью работы являлась разработка базы данных (БД) «Учет и анализ несоответствий внутреннего аудита интегрированной системы менеджмента», которая должна давать пользователю возможность вносить в нее данные об аудитах и несоответстви- ях, просматривать содержимое БД в виде единой таблицы, получать выборку данных по запросу, определяемому с помощью фильтра, а также давать возможность выгружать данные в документ MS Excel для дальнейшего анализа и возможности от- слеживать динамику количества несоответствий и уведомлений по тем или иным элементам системы управления ООО «Управляющая компания «Кон- дитер». Были сформулированы задачи программы: просмотр, добавление данных; поиск данных; экспорт данных в документ MS Excel. Результаты и их обсуждение Перед созданием собственной базы данных были рассмотрены аналогичные программы, осуществля- ющие учет несоответствий, а именно: автоматизиро- ванная информационная система «Несоответствия», информационная система «СМК - Внутренний аудит» и 1С:Предприятие. Данные продукты позво- ляют обеспечить автоматизацию учета замечаний, выявленных при аудитах и формирования отчетов по ним, но ни один из них не обладает возможно- стью интеграции в уже существующее информаци- онное пространство предприятия, а также перечис- ленные продукты имеют достаточно высокую стои- мость. По этим причинам было решено разрабаты- вать собственную систему, у которой отсутствовали бы перечисленные не-достатки. Программа разрабатывалась на языке програм- мирования C# платформы Visual Studio 2012. Исхо- дя из специфики данных [3, 4, 5-7], для хранения данных использовалась система управления базами данных Microsoft SQL Server 2012. Схема данных, включая связи между информационными блоками, представлена на рис. 1. База данных была предварительно приведена к третьей нормальной форме. В ней представлены таблицы-справочники - YearDocument, Department, GOSTList и dGOST, хранящие данные о годах и подразделениях проверки, стандартах и содержа- щихся в них пунктах. Для хранения ключевых дан- ных о проверках используется таблица Verifications, для комментариев проверяющего - таблица Comments, а также автономная таблица dMembers, предназначенная для хранения данных о пользователях, вносящих данные в базу данных. В основе разработанной информационной си- стемы лежат принципы объектно-ориентиро- ванного программирования, а взаимодействие про- исходит над и между объектами, включающими в себя структуры данных, а также индивидуально определенные наборы методов (функций). Разработанный продукт - программа, обладающая следующими функциональными возможностями. Определение подразделений и внутренних аудиторов, выявивших несоответствия. Добавление и корректировка выявленных несоответствий. Фильтрация несоответствий по различным признакам. Экспорт и импорт данных в документы Microsoft Excel. Информационная система для проведения внут- реннего аудита разделяет всех пользователей ООО «Управляющая компания «Кондитер» на 3 группы: руководители, внутренние аудиторы и прове- ряемые. Рис. 1. Схема данных программы «Учет и анализ несоответствий внутреннего аудита интегрированной системы менеджмента» После прохождения авторизации в системе пользователю в зависимости от его категории ста- новятся доступными определенные функциональ- ные возможности: управление справочниками сотрудников и пунктов ГОСТ - руководители; добавление замечаний - аудиторы; ведение планов проверок - руководители; поиск и сортировку - все группы пользова- телей; печать отчетов - все группы пользователей. Интерфейс разработанного приложения включает в себя несколько окон. Форма «новое подразделение для проверки» (рис. 2); Форма «ввести несоответствие» (рис. 3); Форма «редактировать несоответствие» (рис. 4); Форма «просмотреть несоответствия» (с предусмотренной возможностью делать выборки по заранее заданным параметрам из числа введенных). Рис. 2. Форма добавления подразделения для проверки Формы для работы с несоответствиями запол- няются во время аудита аудиторами с привлечени- ем представителей проверяемых подразделений и содержат следующую информацию: замечание; категория несоответствия; эксперт, выявивший несоответствие; сфера деятельности (процесс); стандарт; пункты стандарта; корректирующее действие. Для оптимизации работы службы качества и безопасности пищевой продукции с выявленными во время внутренних проверок замечаниями и в соответствии с документированной процедурой «Внутренний аудит» ООО «Управляющая компа- ния «Кондитер» в базе данных записи обязательно ранжируются по значимости на значительные несоответствия, малозначительные несоответствия, уведомления. Рис. 3. Форма добавления несоответствия Рис. 4. Форма редактирования несоответствий Перечень стандартов, по которым проводятся внутренние проверки, а также данные о пунктах этих стандартов для классификации выявленных несоот- ветствий уже содержатся в базе данных, в таблицах GOSTlist и dGOST соответственно. Категории выяв- ленных замечаний в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 19011-2012 подразделяют на три кате- гории: критические (значительные), некритические (малозначительные) и замечания (уведомления). В программном продукте имеется возможность делать выборки данных и выводить их в удобном формате Microsoft Excel. Для пользователей уровня «руководители» реализована возможность форми- рования как отчетов по заданным характеристикам, так и результатов запросов по следующим пара- метрам за любой период времени: ключевое слово/предложение в замечании; ключевое слово/предложение в корректиру- ющем действии; фильтр по стандарту; фильтр по пунктам стандартам; фильтр по категориям несоответствий; фильтр по проверяемым подразделениям и аудиторам. Формирование отчетов происходит полностью автоматически, исключая возможность влияния человеческого фактора, таким образом достигается реализация одного из принципов менеджмента ка- чества - «Принятие решений, основываясь на сви- детельствах» [5-9]. Для апробации программного продукта сфор- мирован и проранжирован перечень несоответствий по результатам внешних и внутренних ауди- тов за 2016 год. В ходе анализа установлено, что время на обработку данных по годовому аудиту ИСМ ООО «Управляющая компания «Кондитер» сократилось в 7,5 раз за счет автоматизирования составления отчетов. Кроме того, отмечена нагляд- ность данных и удобство использования программ- ного продукта. На данном этапе разработанный программный продукт позволяет решать задачи, поставленные перед рабочей группой по внедрению интегриро- ванной системы менеджмента, по классификации и систематизации выявляемых несоответствий, и способствует более глубокому и детальному анали- зу ИСМ со стороны руководства. В дальнейшем планируется доработка базы данных и расширение ее функциональных возможностей, направленное на возможность фиксации разработки и выполне- ния коррекций и корректирующих действий с це- лью дальнейшей автоматизации процессов системы менеджмента. Выводы Таким образом, разработаны рекомендации по оптимизации процесса «Аудит интегрированной системы менеджмента» на примере кондитерского производства. Разработаны формы для учета несо- ответствий, содержащие данные о самом несоот- ветствии, его классификации по степени значи- мости в плане обеспечения безопасности выпуска- емой продукции, планируемых корректирующих действиях. Автоматизирован подпроцесс «Анализ данных по аудиту». С применением данных об организации процесса «Внутренний аудит» в среде Microsoft Visual Studio 2010 на языке программирования Visual C# разрабо- тан программный продукт, адаптированный для применения в операционных системах Microsoft Windows XP/Vista/7/8/10 «Учет и анализ несоответ- ствий внутреннего аудита ИСМ». Подана заявка на регистрацию программы в ФИПС (Федеральный институт промышленной собственности) г. Москва - Заявка № 2017611860, заявление 07.03.2017 г.