Moscow, Moscow, Russian Federation
Moscow, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
The article reveals the results of the study devoted to the consideration of the modern development level of agricultural consumer cooperatives in Lipetsk, Tambov and Smolensk Regions. The given research is based on using systematic approach during regional agricultural consumer cooperatives consideration. The author used monographic, abstract-logical, economic and statistical, as well as graphic research methods. Agricultural consumer cooperatives can guarantee achievement of individual goals of people living in rural areas, consumers, cooperative members and personnel. They can contribute to their personal wellbeing and social security, address the federal challenge which implies implementation of national priority project as well as employment and state food security. Today agriculture in Russia is in worse condition than compared to the pre-reform period. The article presents the main trends in development of agricultural consumer cooperatives in Russia. The research involved the following focus areas for analytical study: number of agricultural cooperatives, the main parameters of agricultural consumer cooperation development, statistic data on the number of agricultural consumer cooperatives working in the Central Federal District. The authors analyzed the data on the implementation of the regional funding program considering sustainable development of rural areas through organization and development of production in private households and farm enterprises. The article indicates the directions for agricultural consumer cooperatives development in Russia.
Agricultural consumer cooperatives, minor forms of economy management, agricultural products, Lipetsk Region, Tambov Region, Smolensk Region, agriculture, government support
Введение
Одним из приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики в России, по мнению современных экономистов, является возрождение и устойчивое развитие системы сельскохозяйственной кооперации [1]. Объединение товаропроизводителей на условиях кооперации приобретает особую актуальность в современных условиях. Сельскохо-зяйственная потребительская кооперация играет значительную роль в укреплении экономического потенциала, конкурентоспособности и социального статуса сельскохозяйственных производителей, улучшении условий хозяйствования и создании стимулов для роста товарной продукции. Сельскохозяйственная кооперация является одним из основных механизмов обеспечения продо-вольственной безопасности страны. Деятельность сельскохозяйственной кооперации в современной России получила активное научное исследование после принятия Федерального закона
«О сельскохозяйственной кооперации» № 193-ФЗ
от 8 декабря 1995 г.
Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации» предусма-тривает создание и функционирование двух видов сельскохозяйственных кооперативов: производ-ственных и потребительских. Институтом развития малых и средних сельскохозяйственных товаропро-изводителей являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Сельскохозяйствен-ные потребительские кооперативы – это некоммерческие объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей (малых сельскохозяй-ственных организаций, фермеров, владельцев
личных подсобных хозяйств), оказывающие им те
или иные услуги (переработка, хранение и сбыт
продукции, поставка ресурсов, механизированное обслуживание, кредитование и страхование) по себестоимости, то есть без цели получения прибыли от соответствующих операций [2]. Кооперация открывает для небольших предприятий возможность наращивать производство, получить помощь
в технике, обработке земли и сбыте продукции.
В конечном итоге это влияет на повышение доходов и уровня жизни людей, служит важным фактором обеспечения занятости, развития сельскохозяй-ственных территорий и решения насущных социальных проблем. В Российской Федерации развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов находится в самой начальной стадии – только около 1 % всех видов услуг в отрасли оказывается кооперативами. При этом практика показала, что развитие всех иных видов кооперации наиболее успешно в том случае, если начинается с создания сельскохозяйственного потребительского кредитного кооператива. Это объясняется более универсальным характером услуг, оказываемых сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативом, возможностью для кооператоров пройти «проверку на прочность», аккумуляцией ресурсов для дальнейшего создания и роста кооперативов, нуждающихся в материальной базе. Развитие кооперативов (перерабатывающих, сбытовых, обслуживающих и им подобных) сдерживается тем, что коммерческие банки в принципе не кредитуют (и в обозримом будущем не будут кредитовать) такого рода некоммерческие организации. Таким образом, кооперативное строительство напрямую зависит от опережающего развития сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации [2]. Также необходимо принятие мер по внедрению в субъектах Российской Федерации наилучших региональных практик управления системой сельскохозяйственной кооперации и ее развития. Анализ современного уровня развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации по федеральным округам Российской Федерации свидетельствует, что не во всех округах равномерно приживаются те или иные ее формы. Лидирующее место занимают Приволжский, Центральный и Сибирский федеральные округа [1]. Региональные объединения сельскохозяйственных кооперативов, фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств могут способствовать обеспечению стабильного развития продовольственной сферы за счет формирования альтернативной массовому производству и сетевой торговле рыночной ниши, удовлетворяющей потребности населения в натуральных продуктах и развитию сельских территорий на основе повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого кооперацией.
Целью работы является анализ современного состояния сельскохозяйственной потребительской кооперации в России, в частности в Липецкой, Тамбовской и Смоленской областях, определение перспектив ее развития.
Объекты и методы исследования
Исследование выполнено по заказу Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ». Исполнителем явилось Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)».
Объектом исследования являются сельскохо-зяйственные потребительские кооперативы, зарегистрированные и функционирующие в Липецкой, Смоленской и Тамбовской областях Центрального федерального округа, а также рыночная среда, в условиях которой они создаются и развиваются.
В работе применялись следующие методы исследования: абстрактно-логический, монографи-ческий, экономико-статистический, сравнительного анализа, аналитический, включенного наблюдения.
Информационной базой исследования послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, материалы интервью, данные управлений сельского хозяйства обследованных регионов, данные официального сайта АККОР.
Научная новизна данного исследования заключается в обобщении результатов исследования современного состояния сельскохозяйственной потребительской кооперации в Липецкой, Тамбовской и Смоленской областях, а также систематизации направлений ее развития.
Результаты и их обсуждение
В настоящее время существуют проблемы развития сельскохозяйственной кооперации в России, а именно:
- психологическая неготовность к самостоятель-ному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
- несовершенство законодательной базы;
- низкий уровень доходов сельского населения, субъектов малого предпринимательства, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и осуществления деятельности кооператива;
- ограниченность доступа к инвестиционным ресурсам, что не позволяет проводить обновление и модернизацию материально-технической базы;
- недоступность банковских кредитов, обусловлен-ная недостатком залоговой базы и высокими ставками за привлекаемые финансовые ресурсы;
- недостаточный уровень правовой культуры, информированности населения о преимуществах кооперации и законодательных условиях ее развития и деятельности;
- недостаточная государственная поддержка;
- неразвитость заготовительной сети, системы хранения сельскохозяйственной продукции, товаропроводящей инфраструктуры;
- отсутствие эффективной системы сбыта как ключевого звена в товаропроводящей цепи, что сдерживает развитие кооперации и выход кооперативов на внутренние и внешние рынки, не позволяет добиться рентабельности, необходимой для расширенного воспроизводства;
- отсутствие эффективной системы кооперации, многоуровневой вертикали управления;
- дефицит квалифицированных кадров, отсутствие механизма их подготовки и закрепления.
В настоящее время малые формы хозяйствования составляют основу агропромышленного комплекса страны и являются потенциалом развития кооперации (табл. 1) [4, 5, 7].
По экспертным оценкам союзов и ассоциации сельскохозяйственных кооперативов в состав сельхозкооперативов входит около 1 % личных подсобных хозяйств и 12 % крестьянских (фермерских) хозяйств. Объемы сельскохозяйствен-ной продукции, производимой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и хозяйствах населения, составляют около половины продукции отрасли. Помимо сельскохозяйственного производства, малый агробизнес обеспечивает заселение сельских территорий, занятость сельского населения, осуществляет селообразующие функции, содей-ствует развитию местных бюджетов, сохраняет
от деградации земельные ресурсы. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, в производстве сельскохозяйственной продукции постоянно возрастает. Так, объем продукции, произведенной в крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, в 2013 году составлял 9,8 % общего объема производства,
а в 2016 году доля крестьянских (фермерских) хозяйств возросла до 12,5 % (табл. 2) [4–7]. Хозяйства населения в 2016 году произвели 35,4 % всей сельскохозяйственной продукции в России, что в 2,77 раза превышает долю крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сфере АПК.
Таблица 1 – Количество сельскохозяйственных производителей по категориям за 2017 г.
Table 1 – Number of agricultural producers by categories in 2017
Категории хозяйств |
РФ |
Липецкая область |
Тамбовская область |
Смоленская область |
Сельскохозяйственные организации, ед. |
36 400 |
440 |
508 |
435 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
174 600 |
973 |
1839 |
1274 |
Личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан, ед. |
18 200 000 |
232 436 |
239 593 |
186 579 |
Некоммерческие объединения граждан, ед. |
76 300 |
144 |
586 |
996 |
Таблица 2 – Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств
в Российской Федерации, 1990–2016 гг., %
Table 2 – Production structure of some types of agricultural products according to the nature of households in Russia, 1990–2016, %
Категории хозяйств |
Годы |
|||||||||
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Хозяйства всех категорий, в т. ч.: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
– сельскохозяйственные организации |
73,7 |
50,2 |
45,2 |
44,6 |
44,5 |
47,9 |
47,6 |
49,5 |
51,5 |
52,5 |
– хозяйства населения |
26,3 |
47,9 |
51,6 |
49,3 |
48,3 |
43,2 |
42,6 |
40,5 |
37,4 |
35,4 |
– крестьянские (фермерские) хозяйства, ИП в сфере АПК |
– |
1,9 |
3,2 |
6,1 |
7,2 |
8,9 |
9,8 |
10,0 |
11,1 |
12,5 |
Таблица 3 – Структура производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции
по категориям хозяйств по России и в трех исследуемых областях, 2017 г., %
Table 3 – Production structure of some types of agricultural products according to the nature of households in Russia
in three considered regions, 2017, %.
Наименование сельскохозяйственной |
РФ |
Смоленская область |
Липецкая область |
Тамбовская область |
||||
КФХ (в т. ч. ИП) |
ЛПХ |
КФХ (в т. ч. ИП) |
ЛПХ |
КФХ (в т. ч. ИП) |
ЛПХ |
КФХ |
ЛПХ |
|
Зерновые и зернобобовые культуры |
28 |
– |
15 |
2 |
15 |
1 |
21 |
0,1 |
Картофель |
8,5 |
78 |
9 |
83 |
2,3 |
77,8 |
3,0 |
75,4 |
Овощи |
14,5 |
67 |
6 |
81 |
1,8 |
73,3 |
0,5 |
87,1 |
Плоды и ягоды |
2,9 |
75,2 |
– |
99,9 |
0,02 |
40 |
– |
70 |
Молоко |
7 |
44 |
11,2 |
29 |
5,1 |
25 |
14,2 |
53,7 |
Мясо |
4 |
25 |
2 |
18 |
1,0 |
9 |
0,009 |
10,6 |
Данные сельскохозяйственные товаропро-изводители являются социальной базой развития кооперации. В настоящее время необходимо вовлечение в кооперацию личных подсобных хозяйств и сложившихся фермерских хозяйств с целью обеспечения занятости и удешевления производимой продукции. Только объединение всех малых форм хозяйствования в АПК в один консолидированный механизм кооперативного взаимодействия позволит добиться максимальной эффективности для каждого, а в долгосрочной перспективе – стать одним из важнейших стратегических факторов обеспечения устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации [8].
По многим видам продукции малые формы хозяйствования в России обеспечивают порядка 50 % общего объема производства продукции в отрасли (табл. 3) [5–7]. Так, в 2017 г. малыми формами хозяйствования произведено: картофеля 86,5 % объема производства картофеля в хозяйствах всех категорий, 81,5 % – овощей, 51 % – молока.
Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время личные подсобные хозяйства вносят существенный вклад в развитие сельско-хозяйственного производства Смоленской, Липецкой и Тамбовской областей. Вклад малых форм хозяйствования в аграрную экономику Липецкой области ежегодно составляет порядка 30 %. В Липецкой области ими произведено 75 % овощей, 80 % – картофеля, в Смоленской области – около 90 % картофеля и овощей, молока – 40 %,
в свою очередь, в Тамбовской области – 25 % молока, более 70 % картофеля и овощей.
В розничной цене продукта до 60 % составляют издержки и прибыль переработчиков и торговли. Одним из наиболее эффективных механизмов повышения в цене доли производителя является развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в сфере переработки и сбыта продукции АПК.
Рассмотрим динамику развития сельскохо-зяйственных производственных и потребительских кооперативов в России за период с 2011 года
по 2017 гг. включительно (рис. 1) [4, 5, 7, 8]. Так, на начало 2017 г. число сельскохозяйственных производственных кооперативов составило 8854 ед., что на 27,4 % меньше в сравнении
с 2011 г. Основные причины: неразвитость законо-дательной базы, недостаточное субсидирование, слабый контроль деятельности сельскохозяйствен-ных производственных кооперативов и защиты прав и интересов членов кооператива. Хотя,
если сравнивать с 2014 г., можно отметить тенденцию их роста на 8,6 %. Поддержка малых форм хозяйствования, оказываемая государством, востребована на местах. За последние два года в России создано 740 кооперативов. В настоящее время в стране действует 4000 кооперативов.
По видам деятельности преобладают кооперативы по переработке мяса сельскохозяй-ственных животных и птицы – 36 % и по переработке молока – 33 %. По оценочным данным, сельскохозяйственные потребительские коопера-тивы, существенно различаясь по своей численности и мощности по регионам, в среднем по России обеспечивают потребности своих членов не более чем на 1 %. Этому есть ряд объективных и субъективных причин, в том числе несовершенство законодательной базы, непоследовательность и противоречивость мер регулирования в данной сфере. Кооперативы развиваются в условиях жесточайшей конкуренции с крупными торговыми сетями, агрофирмами и холдингами, крупными перерабатывающими, снабженческими и обслужи-вающими предприятиями и другими рыночными интеграторами, занимающими монопольное положение на том или ином рынке. Потенциальные участники кооперации (фермеры, малые и средние предприятия, высокотоварные личные подсобные хозяйства) территориально разбросаны и заметно различаются по масштабам производства и экономическому положению [9].
Развитие сельскохозяйственной кооперации
за 2013–2017 гг. носит разноплановый характер.
По состоянию на 1 января 2017 г. в Рос-
сии в сельской местности функционируют
все формы сельскохозяйственных кооперативов (табл. 4) [4, 5]. В структуре кооперативов преобладающую долю занимают снабженческо-сбытовые кооперативы (32,5 %). В 2017 г. в России создано 740 кооперативов.
По данным Министерства сельского хозяйства России, количество зарегистрированных сельскохо-зяйственных потребительских кооперативов на
1 декабря 2017 г. составило 6130 ед., а доля фактически работающих – 65 %. Основными причинами недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации являются: слабый уровень государственной поддержки малых форм хозяйствования
в АПК и сельскохозяйственных потребительских кооперативов; большой диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материально-технической базы рыночной инфраструктуры АПК; несовершенство законода-тельной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения. Анализ показал, что развитие сельскохозяйственных потребительских коопера-тивов имеет место в тех регионах страны, в которых органы власти оказывают им организационную и финансово-экономическую поддержку. Поддержка выражается также в форме софинансирования капитальных вложений или возмещения части понесенных затрат. Такие меры поддержки кооперативам оказываются в Липецкой области.
В настоящее время государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских коопе-ративов осуществляется в форме грантов на развитие материально-технической базы в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельско-хозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. В 2017 г. на данное направление выделено из федерального и регионального бюджетов около 2 млрд руб. С 2017 г. грантовая поддержка сельхозкооперативам оказывается в рамках «единой» субсидии. По данным органов управления АПК субъектов РФ объем финансирования из средств федерального бюджета мероприятий по грантовой поддержке малых форм хозяйствования в 2017 г. составил:
– в Липецкой области 80 768,10 тыс. руб. (12 % от «единой» субсидии (697 017,5 тыс. руб.);
– в Смоленской области 52 565,48 тыс. руб. (42 % от «единой» субсидии (126 207,8 тыс. руб.);
– в Тамбовской области 228 332,1 тыс. руб. (35 % от «единой» субсидии (9659 315,6 тыс. руб.).
Рисунок 1 – Динамика количества сельскохозяйственной кооперации в РФ
Figure 1 – Changes in the number of agricultural cooperatives in Russia
Таблица 4 – Динамика количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Table 4 – Changes in the number of agricultural consumer cooperatives
Формы сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Численность сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т. ч. работающих, ед. Из них: |
6252 4027 |
5975 3795 |
5730 3491 |
6293 3491 |
6130 3981 |
– снабженческо-сбытовые |
1866 |
1595 |
1441 |
1474 |
1994 |
– кредитные |
1847 |
1846 |
1740 |
1578 |
1385 |
– перерабатывающие |
1178 |
1043 |
1124 |
1013 |
1059 |
– обслуживающие |
932 |
799 |
750 |
709 |
850 |
– прочие |
429 |
692 |
675 |
1519 |
846 |
Таблица 5 – Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Смоленской, Липецкой,
Тамбовской областях за 2017 г., ед.
Table 5 – Number of agricultural consumer cooperatives in Smolensk, Lipetsk and Tambov Regions in 2017, units
Территориальные образования |
Всего, в т. ч. работающих, ед. |
В том числе |
|||
перерабатывающие |
снабженческо-сбытовые |
кредитные |
прочие |
||
Смоленская область |
47 6 |
5 |
22 |
1 |
19 |
Липецкая область |
895 760 |
87 |
455 |
328 |
24 |
Тамбовская область |
36 10 |
8 |
23 |
3 |
2 |
Таблица 6 – Динамика количества сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Липецкой области
Table 6 – Changes in the number of agricultural consumer cooperatives in Lipetsk Region
|
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
на 01.01.2017 г. |
на 01.12.2017 г. |
Численность сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т. ч. работающих, ед. |
516 – |
613 – |
733 – |
830 – |
895 760 |
– снабженческо-сбытовые |
131 |
149 |
189 |
228 |
455 |
– кредитные |
264 |
288 |
313 |
324 |
328 |
– перерабатывающие |
36 |
52 |
67 |
76 |
87 |
– прочие |
85 |
124 |
164 |
202 |
24 |
Рассматриваемые регионы существенно различаются по уровню и тенденциям развития кооперативного движения. Если в Липецкой области число сельскохозяйственных потребительских кооперативов достигло 895 ед., то в Тамбовской и Смоленской областях их количество соответственно равно всего лишь 36 и 47 ед. (табл. 5) [5–7].
Из общего числа образованных кооперативов в Липецкой области реально функционируют 760 ед. (или 85,0 %), в Тамбовской области – 10 ед. (27,8 %) и Смоленской области – 6 ед. (12,8 %).
За период 2013–2016 гг. общее число кооперативов в Липецкой области возросло на
414 ед., или в 1,9 раза, в то же время в Тамбовской области их количество сократилось на 21 ед. (более чем на треть), а в Смоленской области – на 14 ед. (почти на четверть). В исследуемых регионах сконцентрировано 24 % всех сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а доля работающих кооперативов в них составляет 72 % (табл. 6).
При этом лидером по развитию сельскохозяйственной кооперации в РФ является Липецкая область. В Липецкой области зарегистрировано 895 кооперативов, из них действует 760 ед. (табл. 6) [6, 7].
В Липецкой области сельскохозяйственные потребительские кооперативы (причем как снабженческо-сбытовые и перерабатывающие, так и кредитные) имеются во всех 18 муниципальных районах и даже городских округах региона. В отдельных территориальных образованиях области (Грязинском, Добринском, Елецком, Липецком, Хлевенском, Чеплыгинском районах) в различные виды сельскохозяйственной кооперации вовлечено от 40 до 60 % и более личных подсобных хозяйств граждан. В то же время в Тамбовской области на
23 муниципальных района и 7 городских округов приходится всего лишь 9 действующих снабжен-ческо-сбытовых и один кредитный кооператив. В Смоленской области на 25 муниципальных района – соответственно только пять снабженческо-сбытовых и один кредитный кооператив.
Постоянно увеличивающемуся росту числа сельскохозяйственных потребительских кооперати-вов в Липецкой области способствует эффективно действующая трехуровневая система управления развитием кооперации «область – район – поселение» и активная работа институтов развития кооперации (рис. 2) [10]. В области осуществляется комплексный подход к развитию кооперации, который включает организационные, финансовые механизмы и объединение усилий всех уровней власти.
Созданная в Липецкой области комплексная система развития кооперации направлена на развитие сельских территорий и предусматривает:
- обеспечение занятости сельского населения через вовлечение личных подсобных хозяйств в товарное производство;
- улучшение качества жизни сельского населения через повышение доходности путем участия в кооперативной деятельности.
В каждом сельском поселении определены ответственные координаторы, в основном, это главы поселений, а в муниципальных районах организо-ваны координационные центры. Формулой успеха развития кооперации в области также стали институты развития, созданные под эгидой Некоммерческой микрокредитной компании Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства: Фонд поддержки кооперативов, Фонд микрофинансирования, Центр развития кооперативов. Центр развития коопера-тивов существует как подразделение НО «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» с 1 ноября 2013 г. Основная цель Центра – это создание эффективной информационной, консультационной и методи-ческой системы развития и оказания помощи вновь открывающимся и действующим кооперативам с целью выполнения ими уставных задач.
I. Трехуровневая система управления
II. Институты и финансовые инструменты поддержки кооперации
|
|
Администрация области, исполнительная власть |
Область |
Работа с координаторами в поселениях, |
Координационные центры |
Район |
Работа с населением, поиск инициативных людей |
Координаторы |
Поселение |
Методическая поддержка кооперативов (консультации, форумы, семинары) |
Центр развития кооперативов |
НМФО «Липецкий областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства» |
Среднесрочные займы (до 5 млн руб., сроком до 4 лет, под 5 % годовых) |
Фонд поддержки кооперативов |
Долгосрочные займы (до 7 млн руб., сроком до 5 лет, под 5 % годовых) |
Фонд долгосрочных вложений |
Микрозаймы (до 3 млн руб., |
Фонд микро-финансирования |
Поручительства (размер – до 70 % |
Гарантийный фонд |
Рисунок 2 – Трехуровневая система управления развитием кооперации в Липецкой области
Figure 2 – Three-level system of cooperation development management in Lipetsk Region
Кооперативам предоставляется около 18 видов займов по ставке 5 % годовых на реализацию инвестиционных проектов, направленных на создание животноводческих комплексов и ферм для разведения крупного рогатого скота, строительство кооперативных оптовых или розничных рынков, приобретение сельско-хозяйственной техники, оборудования, грузового транспорта, сельскохозяйственных животных, пополнение оборотных средств, пополнение фонда финансовой взаимопомощи.
С 2014 г. в области реализуется единственная в России государственная программа «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области» до 2020 г. Она направлена на развитие кооперативов различной направленности, институтов поддержки кооперации, создание кооперативной торговой сети. До 2020 г. объем финансирования госпрограммы составляет более 800 млн руб. За 2014–2016 гг. на поддержку кооперативов в рамках Государственной програм-мы развития кооперации направлено 354 млн руб., за период с начала 2017 г. – 168 млн руб.
Меры государственной поддержки охватывают все направления – от регистрации до организации сбыта. Для кооперативов нет ограничений, они могут воспользоваться одновременно всеми видами субсидий, в том числе на:
– формирование многоуровневой системы кооперации (направлена на вовлечение новых членов в сельскохозяйственные кредитные кооперативы, создание кооперативов второго уровня);
– поддержание финансовой устойчивости коопе-ративов (возмещение затрат на проведение ревизий, по обслуживанию расчетного счета кооператива в банках);
– строительство и реконструкция производствен-ных, складских зданий, помещений, сооружений по производству, переработке и хранению сельско-хозяйственной продукции;
– приобретение оборудования, транспортных средств, техники и машин;
– приобретение молодняка сельскохозяйственных животных и птицы, кормов, семян и посадочного материала;
– строительство сельскохозяйственных кооператив-ных рынков, установку нестационарных торговых объектов для организации сельскохозяйственных ярмарок «Торговые ряды»;
– брендирование кооперативной продукции.
Кооперативам возмещается от 30 до 60 % произведенных затрат с поправкой на объем бюджетных ассигнований, предусмотренный для каждой отдельной субсидии.
Помимо государственной поддержки для кооперативов предусмотрены налоговые льготы в рамках нормативных правовых актов Липецкой области, которые обеспечивают финансовую устойчивость кооперативов, в том числе:
– налоговые льготы сельскохозяйственным кооперативам, занимающимся производством пищевой продукции и применяющим упрощенную систему налогообложения;
– налоговые льготы индивидуальным предприни-мателям – членам сельскохозяйственных потребите-льских кооперативов, применяющим патентную систему налогообложения (в части дифференциации размера потенциально возможного к получению годового дохода по видам деятельности, по территориям действия патентов (для удаленной сельской местности);
– налоговые льготы кооперативам по налогу на имущество организаций.
Результатом применения комплексных мер стало возрастающее доверие сельского населения к кооперативным формам хозяйствования. За
2014–2016 гг. кредитными кооперативами выдано займов на сумму более 2,7 млрд руб.
Стимулом для развития кредитной кооперации стала поддержка на пополнение фондов финансовой взаимопомощи. Укрупнение кредитной кооперации осуществляется по двум направлениям: вовлечение личных подсобных хозяйств и создание кооперативов II уровня. Успешно используется крупными кредитными кооперативами механизм ассоциированного членства Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства. Это позволяет увеличить их капитализацию, расширяет для них доступ к льготным займам.
Таким образом, органы власти и кооперативы работают над созданием кооперативной торговой сети, формируют условия для входа в розничную торговую сеть на основе контрактов, соглашений, договоров. Продажу кооперативной продукции осуществляют почти 200 предприятий розничной торговли. Ведется строительство сельскохозяй-ственных кооперативных рынков. Обеспечен доступ на действующие розничные рынки, расширены сельскохозяйственные ярмарки. Развивается новый формат торговли «магазин в магазине». Внедрена практика взаимодействия кооперативов с сетевыми компаниями. Одним из приоритетных направлений политики Липецкой области является вовлечение населения в производственные отношения через создание кооперативных предприятий различной специализации. Кооперативное движение может и должно стать основой устойчивого развития муниципальных образований, в том числе сельских территорий.
Таким образом, успех развития кооперации в Липецкой области опирается на следующие факторы:
– системная поддержка кооперирования и кооперативов: нормативно-правовая, финансовая, институциональная, методическая, информацион-ная, материально-техническая;
– создание многоуровневой системы поддержки кооперации;
– межведомственный подход, комбинирование ресурсов программ развития сельского хозяйства, малого бизнеса, социальной защиты, поддержки молодежи;
– использование административного ресурса на всех уровнях: регион, район, сельские администрации, работа с потенциальными лидерами и тщательный отбор членов кооперативов;
– комбинирование возможностей обслуживающей и кредитной кооперации для развития бизнеса;
– использование кооперирования как для повышения доходов и занятости сельского населения (решение социальных задач), так и для развития потенциала средних и крупных сельхозтоваропроизводителей для вывода их на новый уровень;
– поддержка товаропроизводителя одновременно с расширением каналов для сбыта продукции (рынки, бюджетная сфера);
– создание благоприятных условия для работы бизнеса с помощью ассоциаций сельсхозтоваро-
производителей.
Тамбовская область среди регионов Централь-ного федерального округа занимает 6 место по объему сельскохозяйственного производства. Именно пищевая и перерабатывающая сферы представляют собой наиболее эффективные точки развития кооперации с учетом экономических особенностей развития Тамбовской области. Можно выделить специфические формы, характерные для кооперативного движения Тамбовской области: преобладание сельскохозяйственных производствен-но-потребительских кооперативов; развитие специализированных потребительских кооперати-вов: строительных, кредитных, медицинских, консультационных; трансформация многофункцио-нальных потребительских обществ, сложившихся в советский период, в соответствии с рыночными условиями хозяйствования.
Существуют конкурентные преимущества кооперации в Тамбовской области, выражающиеся в: наличии обильных запасов плодородной почвы; экологичности продукции в силу отсутствия предприятий с высокой долей концентрации промышленных отходов; ориентации региональной экономики на сельскохозяйственный уклад; наличии человеческих ресурсов в силу приближенности к федеральному центру; развитой транспортной инфраструктуре, позволяющей эффективно выстраивать логистику цикла производства сельхозпродукции; приближенности к емким рынкам сбыта [12].
Современное состояние сельскохозяйственной потребительской кооперации в Тамбовской области характеризуется следующим:
– в систему потребительской кооперации региона вовлечены только 9 % крестьянских (фермерских) хозяйств и 0,1 % личных подсобных хозяйств населения;
– через систему потребительской кооперации малыми формами хозяйствования реализуется в основном молоко, а также скот и птица в живой массе;
– действующие сельскохозяйственные потреби-тельские кооперативы осуществляют в основном сбытовую деятельность, снабженческая деятельность не развита;
– сельскохозяйственная кредитная потребительская кооперация фактически не функционирует;
– сельскохозяйственные потребительские коопера-тивы второго уровня отсутствуют.
Несмотря на низкий уровень развития, сельскохозяйственная потребительская кооперация в регионе при необходимой организации государственной поддержки и регулирования имеет благоприятные перспективы в силу следующих обстоятельств:
– высокий удельный вес малых форм хозяйствования в структуре производства сельскохозяйственной продукции;
– возможности расширения направлений деятельности потребительских кооперативов за счет снабженческой деятельности, хранения, переработки и сбыта овощей и картофеля;
– обеспеченность малых форм хозяйствования необходимыми земельными ресурсами, возможности ее увеличения;
– высокая доля сельского населения.
Агропромышленный комплекс Смоленской области и его базовая отрасль – сельское хозяйство – являются ведущими системообразующими сферами экономики, формирующими агропродо-вольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.
В 2017 г. в Смоленской области оказана поддержка на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. Так, гранты общей суммой в 49 млн руб. предоставлены на реализацию двух проектов по развитию материально-технической базы кооперативов. Кроме того, восстановлена деятельность Ассоциации крестьян-ских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов «Содействие».
На основе результатов исследований относительно развития кооперации в Смоленской области определены следующие направления [12]:
1. Муниципалитету Смоленской области целесообразно совместно с образовательными учреждениями и крупными организациями провести ознакомительную и разъяснительную работу среди сельского и городского населения, молодежи, неработающих граждан с целью включения их в статус кооператоров и активизации кооперативного движения.
2. Разработка методов стимулирования и личной заинтересованности населения в деятельности кооперативов; обеспечение средствами автома-тизации производства и механизации труда, направленных на выпуск продукции стандартного качества и повышение эффективности функционирования кооперативных структур; создание многочисленных новых рабочих мест, способных привлечь граждан области и повысить их уровень жизни, особенно жителей сельских местностей; вовлечение в производственный оборот неиспользованных денежных средств населения при условии гарантирования эффективного их использования для вкладчиков; организация благоприятного климата в производственной
среде кооперативного сектора экономики, обеспечивающего привлекательность населения качеством труда.
3. Продолжить развитие наиболее приоритетных форм кооперации в Смоленской области, способствующих росту объемов производства отечественной конкурентоспособной продукции, положительно влияющих на уровень занятости и уровень жизни населения, которыми считаются: предприятия розничной торговли и обществен-
ного питания, аграрные, производственные, снабженческие, сбытовые, ветеринарные кооперативы.
4. Оказывать содействие развитию отечественного законодательства, способствующего адаптации деятельности кооперативов по производству сельскохозяйственной, пищевой продукции к требованиям населения и рыночной экономики; оказание на первом этапе финансовой помощи кооператорам в виде льготных кредитов для успешной деятельности производства стандартизированной продукции; внедрение современных принципов и методов управления деятельностью кооперативов, приближенных к аналогичным условиям развитых стран мира.
5. Необходимо предоставить населению право принимать участие в работе одновременно нескольких кооперативов, производящих разные виды товаров и услуг.
Развитие сельскохозяйственных потребитель-ских кооперативов имеет место в тех регионах страны, где органы власти оказывают им заметную организационную и финансово-экономическую поддержку, особенно когда такая поддержка выражается в дополнительных к федеральным мерах – в форме софинансирования капитальных вложений или возмещения части уже понесенных затрат [13].
Перспективным направлением развития сельско-хозяйственных кооперативов является объединение их с перерабатывающими предприятиями, выстраивание агрологистической цепочки и вовлечение кооперативов в работу с оптово-распределительными центрами, создание и развитие экспортно-ориентированных кооперативов [14].
Важным направлением является осуществление мероприятий по привлечению зарубежных партнеров и инвестиций для участия в деятельности кооперативов, кооперативных объединений [15]. Кооперативная внешняя торговля на основе устойчивых международных кооперативных связей, являясь частью международных экономических и торговых отношений, создает благоприятные предпосылки для улучшения взаимопонимания между кооператорами, содействует развитию сельхозпроизводства. Кроме того, международная кооперативная торговля в значительной мере содействует усилению экономического потенциала кооперативов, расширению ассортимента товаров, поступающих в кооперативные магазины, обеспечивает укреплению конкурентоспособности кооперативов [16].
Выводы и предложения
Анализ современного кооперативного движения в России свидетельствует о том, что кооперативы имеют в своей основе нереализованный потенциал и должны занять более значительное место в решении долгосрочных экономических задач общества в целом. Миссия кооперации в России заключается в обеспечении стабильного развития продовольственной сферы за счет формирования альтернативной массовому производству и сетевой торговле рыночной ниши, удовлетворяющей потребности населения в натуральных продуктах, производимых в строгом соответствии с экологическими стандартами, и развитие сельских территорий на основе повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого кооперацией.
В целях создания условий для эффективного развития сельскохозяйственной кооперации в России необходимо:
- кооперативному сообществу – активизировать деятельность по популяризации движения сельскохозяйственной кооперации, повышению кооперативной грамотности сельского населения и кооперативное просвещение; усилить работу, направленную на обмен опытом между регионами по развитию сельскохозяйственной кооперации;
- региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления провести в 2018–2019 годах региональные мероприятия с главами муниципальных образований по вопросам развития сельскохозяйственной кооперации;
- региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления – организовать системную работу по обучению, информированию и консультированию членов кооперативов, руководящих органов, специалистов сельскохозяй-ственных кооперативов и инициативных групп малых форм хозяйствования по вопросам развития кооперации на селе; создавать в регионах организации инфраструктуры развития сельскохо-зяйственной кооперации: центры развития, фонды поддержки, провести работу по укреплению ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, а также укреплению и поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов второго уровня;
- региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления – содействовать созданию логистических центров на базе кооперативных объединений крестьянских хозяйств картофелеовощеводческого направления, обеспечению этого процесса грантовой поддержкой и льготным инвестиционным кредитованием;
- Министерству сельского хозяйства Российской Федерации необходимо ежегодно проводить всероссийские семинары с главами сельских поселений и молодыми фермерами по вопросам создания сельскохозяйственных кооперативов. Создать в регионах постоянно действующую школу «Молодой кооператор»;
- необходимо внести коррективы в условия грантовой поддержки сельскохозяйственных кооперативов, в частности: изменить соотношение господдержки к собственным средствам –
80 к 20 %; включить в программу грантовой поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов сельскохозяйственные потреби-тельские кредитные кооперативы; - необходимо установление для сельскохозяй-ственных потребительских кооперативов, применя-ющих общую систему налогообложения, нулевую ставку по налогу на прибыль от операций с продукцией членов кооперативов;
- поддержать решение Съезда кооператоров по созданию в Минсельхозе РФ структурного подразделения по развитию сельхозкооперативов, в том числе кредитных, с передачей ему функции государственного регулирования;
- Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с региональными органами управления АПК организовать работу по созданию региональных центров развития сельскохозяй-ственной кооперации, в том числе на базе союзов, ассоциаций кооперативов и фермерского самоуправления;
- внедрение передовых практик создания кооперативов первого уровня, представленных Минсельхозом РФ;
- необходимо внедрение комплексных проектов по созданию кооперативов хранения и переработке сельскохозяйственного сырья и аквакультуры, разработанных МГУТУ им. К. Г. Разумовского.
Таким образом, развитие сельскохозяйственной кооперации является необходимым условием обеспечения рентабельности сельскохозяй-ственного производства субъектами малого и среднего предпринимательства, сохранения занятости на селе, повышения покупательной способности в сельских поселениях.
1. Barbashin E.A., Babkova Yu.F. Evolyutsiya razvitiya selʼskokhozyaystvennoy kooperatsii v Rossii [Evolution of the development of agricultural cooperation in Russia]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selʼskokhozyaystvennoy akademii [Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy], 2013, no. 7, pp. 22-23.
2. Morozov A.V., Yavkina G.I. Sokhranenie selʼskokhozyaystvennoy potrebitelʼskoy kreditnoy kooperatsii - glavnaya zadacha kooperativnoy politiki [Preservation of agricultural consumer credit cooperation is the main task of cooperative policy]. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federalʼnogo Sobraniya RF [Analytical Herald of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation], 2017, no. 21(678), pp. 31-40.
3. Voronin B.V., Kot E.M., Voronina Ya.V., Fateeva N.B., Malanicheva A.V. Selʼskokhozyaystvennaya potrebitelʼskaya kooperatsiya v sovremennoy Rossii: sostoyanie, problemy [Agricultural consumer cooperation in modern Russia: state, problems]. Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian herald of the Urals], 2017, no. 4, pp. 62-68.
4. Vserossiyskaya selʼskokhozyaystvennaya perepisʼ 2016 goda. Predvaritelʼnye itogi [All-Russian Agricultural Census of 2016. Preliminary results]. Moscow: Statistika Rossii Publ., 2016. 70 p.
5. Yanbykh R.G., Morozov A.V., Yavkina G.I. O razvitii selʼskokhozyaystvennoy potrebitelʼskoy kooperatsii v Rossii [On the development of agricultural consumer cooperation in Russia]. Moscow: Regionalʼnoe byuro po Evrope i Tsentralʼnoy Azii Publ., 2014. 78 p. Available at: http://docplayer.ru/42213072-O-razvitii-selskohozyaystvennoy-potrebitelskoy-kooperacii-v-rossii.html.
6. Smolenskaya oblastʼ v tsifrakh. 2017. [Smolensk region in figures. 2017. At a Glance]. Smolensk: Smolenskstat Publ., 2017. 368 p.
7. Rossiya v tsifrakh. 2017. [Russia in figures. 2017]. Moscow: Rosstat Publ., 2017. 511 p.
8. Rezvyakov V.A., Surovtseva E.S. Ob aktualʼnykh voprosakh razvitiya selʼskokhozyaystvennoy potrebitelʼskoy kooperatsii v Rossiyskoy Federatsii [On topical issues of development of agricultural consumer cooperation in the Russian Federation]. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Bashkir State Agrarian University], 2017, no. 1, pp. 129-133.
9. Petrikov A.V. Sovershenstvovanie byudzhetirovaniya selʼskogo khozyaystva [Improvement of agricultural budgeting]. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii Federalʼnogo Sobraniya RF [Analytical Herald of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation], 2017, no. 21(678), pp. 24-30.
10. Dementʼev V.E., Kachalov R.M., Kleyner G.B., et al. Kollektivnye formy khozyaystvovaniya v sovremennoy ekonomike [Collective forms of management in modern economy]. Moscow: Nauchnaya biblioteka Publ., 2017. 356 p.
11. Mamontov V.D., Protasevich B.G., Putintsev V.V., Chernov S.D. Problemy razvitiya kooperatsii v selʼskikh territoriyakh Tambovskoy oblasti [Problems of development of cooperation in rural areas of Tambov region]. Sotsialʼno-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Socio-economic Phenomena and Processes], 2015, vol. 10, no. 8, pp. 62-69.
12. Vserossiyskaya sel'skokhozyaystvennaya perepisʼ 2016 goda [All-Russian Agricultural Census of 2016. Statistical Bulletin]. Federalʼnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal State Statistics Service]. Moscow: Statistika Rossii Publ., 2016. pp. 13, 16, 19, 22, 28, 31, 34, 37, 43, 46, 49, 52.
13. Voronin B.A., Kot E.M., Voronina Ya.V., Fateeva N.B., Malanicheva A.V. Selʼskokhozyaystvennaya potrebitelʼskaya kooperatsiya: ekonomiko-pravovye problemy razvitiya v sovremennoy Rossii [Agricultural consumer cooperation: economic and legal problems of development in modern Russia]. Agrarnyy Vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2016, no. 8, pp. 74-81.
14. Gumerov A. Fast Multipole Methods for the Helmholtz Equation in Three Dimensions. London: PRESS, 2010. 426 p.
15. Our countryside: the future. A fair deal for rural England. Nasha selʼskaya mestnostʼ: budushchee. Chestnyy vzglyad na selʼskuyu Angliyu. Available at: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20090616140704/http://www.de fra.gov.uk/rural/pdfs/ ruralwp/rural.pdf. (accessed 11 May 2017).
16. Bratanovic S.B., Greuning H. Analyzing and Managing Banking Risk: A Framework for Assessing Corporate Governance and Financial Risk. Washington: The World Bank, 2003. 245 p.
17. Tretyak V.P., Anichkina O.A., Abazieva K.G. Instruments for the implementation of import substitution strategy in the agro-industrial complex. Managing Service, Education and Knowledge Management in The Knowledge Economic Era - Proceedings of The Annual International Conference on Management and Technology in Knowledge, Service, Tourism and Hospitality (SERVE 2016). Jakarta, Vladimir, 2017, pp. 33-36. DOI:https://doi.org/10.1201/9781315269146-8.
18. Ahmedov A.E., Smolyaninova I.V., Shatalov M.A. Adaptive direction of sustainable development of the enterprises of a building complex. Synergy, 2015, no. 1, pp. 55.
19. Mirzabalaeva F.I., Zabelina O.V., Alieva P.R., Shichkin I.A. Priority areas of development of the labor potential of rural territories in Russia. Academy of Strategic Management Journal, 2017, vol. 16, special iss. 1, pp. 131-148.