Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель – выявить ключевые факторы и критерии, способствующие ускорению и повышению эффективности процесса коммерциализации инноваций. Задачи: 1) изучение определений понятия коммерциализация инноваций, сформированных российскими и зарубежными учеными; формирование авторского определения термина, которое будет соответствовать сути и современным особенностям процесса коммерциализации инноваций; 2) декомпозиция процесса коммерциализации на этапы; описание наиболее известных подходов; 3) изучение международных и российских исследований эффективности процесса коммерциализации для определения стимулирующих и ограничивающих факторов. Описан процесс перехода идеи в коммерчески успешный продукт через этапы коммерциализации. Выделены наиболее известные работы исследователей в этом направлении. Выявлена проблематика процесса коммерциализации. Описаны и систематизированы наиболее существенные факторы, необходимые для движения идеи по этапам коммерциализации. Установлены факторы, ограничивающие успех коммерциализации. Изучены мнения топ-менеджеров современных компаний, работающих в области разработки и / или внедрения инновационных товаров и услуг. Установлены типы инноваций, для которых этапы коммерциализации имеют существенные отличия. Выявлены наиболее значимые факторы, влия­ющие на успешное движение идеи по этапам коммерциализации. Дальнейшие исследования будут посвящены методикам повышения коммерциализации и управлению процессом вывода идей на рынок, декомпозиции причин невостребованности результатов интеллектуальной деятельности и уточнению элементов, которые необходимы для роста уровня коммерциализации на каждом этапе движения идеи к коммерческому успеху.

Ключевые слова:
инновация, инновационное развитие, модель инновационного процесса, коммерциализация, коммерциализация инноваций, эффективность компании
Список литературы

1. Ракова Н. Г. Балашова Е. С. Инновационная экономика как фактор повышения устойчивости (технологической безопасности) страны и благополучия населения. Счисляевские чтения: актуальные проблемы экономики и управления: XIII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 26 апреля 2024 г.) СПб.: СПбГМТУ, 2024. № 12. С. 300–303. https://elibrary.ru/bncbqx

2. Роговский Е. А. США: информационное общество (экономика и политика). М.: Международные отношения, 2008. 408 c. https://elibrary.ru/qojpgj

3. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

4. Cooper R. G. New product success in industrial firms. Industrial Marketing Management, 1982, 215–223. https://doi.org/10.1016/0019-8501(82)90052-9

5. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. 432 с. https://elibrary.ru/qrwesr

6. Грик Я. Н., Монастырный Е. А. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок. Инновации. 2004. № 7. С. 85–87.

7. Тюкавкин Н. М., Анисимова В. Ю. Трансформация процессов коммерциализации инноваций. Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13. № 2. C. 118–125. https://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-2-118-125

8. Кононкова Н. В., Полавская Н. П. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в Бразилии. Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2020. № 3. С. 61–73. https://doi.org/10.56429/2414-4894-2020-33-3-61-73

9. Зараменских Е. П. Коммерциализация технологий. Новосибирск: ЦРНС, 2014. 125 с. https://elibrary.ru/rytbcv

10. Stevens G. A., Burley J. 3,000 raw ideas = l commercial success! Research Technology Management, 1997, 40(3): 16–27. https://doi.org/10.1080/08956308.1997.11671126

11. Rothwell R. Towards the fifth-generation innovation process. International Marketing Review, 1994, 11(1): 7–31. https://doi.org/10.1108/02651339410057491

12. Тебекина А. А., Тебекин А. В. Эволюция развития моделей инновационного процесса. Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2015. № 3. С. 15–20. https://elibrary.ru/ujxfgl

13. Гусейнова Т. Н. Модели производства инноваций. Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 3. С. 54–65. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-3-48-54-65

14. Rothwell R. The changing nature of the innovation process. Technovation, 1993, 13(1): 1–2. https://doi.org/10.1016/0166-4972(93)90009-K

15. Rothwell R. Successful industrial innovation: Critical factors for the 1990s. R&D Management, 1992, 22(3): 221–240. https://doi.org/10.1111/j.1467-9310.1992.tb00812.x

16. Open innovation: Researching a new paradigm, eds. Chesbrough H. W., Vanhaverbeke W., West J. Oxford: Oxford University, 2008, 325.

17. Meissner D., Kotsemir M. Conceptualizing the innovation process towards the "active innovation paradigm" – trends and outlook. Journal of Innovation and Entrepreneurship, 2016, 5. https://doi.org/10.1186/s13731-016-0042-z

18. Ракова Н. Г., Балашова Е. С. Анализ факторов, препятствующих внедрению инноваций. Интеллектуальная цифровая экономика и Индустрия 5.0 (ИНПРОМ-2024): X Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 25–28 апреля 2024 г.) СПб.: Политех-Пресс, 2024. С. 231–235. https://elibrary.ru/dwxzro

19. Мухопад В. И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2010. 512 c. https://elibrary.ru/sdqraz

20. Ameka I., Dhewanto W. Technology push vs. market pull in technology university innovation commercialization case study: ITB. Information Management and Business Review, 2013, 5(7): 337–341.

21. Сураева М. О. Инновационное развитие предприятий промышленного комплекса. Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 11. № 1. С. 66–69. https://doi.org/10.18287/2542-0461-2020-11-1-66-69

22. Гусарова М. С. Проблемы инновационного развития России: анализ факторов и институциональные решения. Вопросы инновационной экономики. 2021. Т. 11. № 4. С. 1383–1402. https://doi.org/10.18334/vinec.11.4.113870

23. Фантастические миры российского хай-тека, ред. О. В. Бычкова. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2019. 416 с. https://elibrary.ru/xalsho


Войти или Создать
* Забыли пароль?