Екатеринбург, Россия
Екатеринбург, Россия
В условиях цифровизации экономики, когда на уровне государства отражена важность внедрения цифровых технологий в деятельность организаций разных сфер деятельности, неизбежно возникает вопрос эффективности применения цифровых технологий. В настоящее время активную цифровизацию переживает сфера обучения персонала, что отражается на процессах оценки эффективности обучения. Цель – установить, насколько применимы известные модели оценки эффективности обучения персонала в условиях цифровизации. Задачи – обозначить теоретическую основу темы исследования; оценить применимость существующих моделей оценки эффективности обучения персонала в условиях цифровизации. Сформирован теоретический аппарат для осмысления темы исследования, описаны существующие модели по оценке эффективности обучения персонала и приведены результаты научных трудов, раскрывающих способы их применения в деятельности современных организаций. Проведен анализ практики оценки эффективности обучения, осуществленного с помощью цифровых технологий. Предложен авторский взгляд на возможность применения существующих моделей оценки эффективности обучения персонала в условиях цифровизации с приведением конкретных примеров. Обоснована значимость и описаны возможности применения существующих моделей по оценке эффективности обучения персонала современными организациями.
цифровизация, цифровые технологии, обучение персонала, модель оценки эффективности, оценка эффективности обучения
1. Чуланова О. Л., Тимченко Я. А. Корпоративное обучение персонала и методы его оценки: подходы, инструментарий, проблемы и пути их преодоления. Вестник Евразийской науки. 2016. Т. 8. № 1. https://doi.org/10.15862/13EVN116
2. Веселова С. В. Роль обучения персонала в развитии организации. Новые импульсы развития: вопросы научных исследований: сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. (Саратов, 10 октября 2020 г.) Саратов: Цифровая наука, 2020. С. 57-60. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.3.24000
3. Прокопьев А. В., Чернышова Т. Н. Современные методы профессионального обучения персонала. Oeconomia et Jus. 2022. № 1. C. 45-51. https://doi.org/10.47026/2499-9636-2022-1-45-51
4. Попова А. В. Система обучения персонала в организации. Инновации в науке. 2018. № 4. C. 26-30. EDN: YVPWDQ
5. Лазич Ю. В., Попова И. Н. Развитие персонала как важный элемент современной системы управления человеческими ресурсами. Beneficium. 2021. № 4. C. 105-111. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).105-111
6. Русакова Е. В., Русакова Е. В. Результативность и эффективность обучения персонала: критерии и модели оценивания, российский и зарубежный опыт. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. Т. 14. № 2. С. 160-163. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.27
7. Савицкая В. В., Поворина Е. В. Теоретические аспекты системы обучения персонала. Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3. С. 84-92. EDN: WXGSWD
8. Шендель Т. В., Яркова С. А. Обучение персонала: формирование инструментов оценки эффективности. Креативная экономика. 2021. Т. 15. № 3. С. 761-782. https://doi.org/10.18334/ce.15.3.111873
9. Щербакова А. В., Серикова О. Ю. К вопросу об оценке эффективности обучения персонала. Современная экономика и общество глазами молодых исследователей: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. V Уральского вернисажа науки и бизнеса в 3 т. (Челябинск, 16 марта 2018 г.) Челябинск: ЧелГУ, 2018. С. 305-309. EDN: XULSPJ
10. Нихайчик А. П., Шендель Т. В. Совершенствование обучения производственного персонала промышленного предприятия энергетической отрасли. Вестник современных исследований. 2018. № 5.4. С. 277-280. EDN: LWWZGX
11. Михайлова А. В. Методические подходы к оценке деятельности службы управления персоналом. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-9. С. 1681-1685. EDN: VJFWMP
12. Семина А. П. Роль оценки персонала в системе управления персоналом. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1. С. 80-85. https://doi.org/10.17513/vaael.942
13. Голубь А. А. Актуальность модели Д. Киркпатрика как инструмента оценки эффективности обучения персонала. Символ науки. 2019. № 5. C. 93-96.
14. Удовидченко Р. С., Киреев В. С. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала. Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. EDN: TGQNNH
15. Воронина М. Ф., Карпова Е. А. Модели оценки эффективности обучения в контексте компетентностного подхода. Социология и право. 2016. № 1. С. 27-37. EDN: VVFKPR
16. Кулькова И. А. Критерии оценки эффективности управления системой внутрифирменного обучения. Современные управленческие технологии: от теории и методологии к практическим решениям, науч. ред. И. Н. Ткаченко. Екатеринбург: УрГЭУ, 2016. С. 116-137. EDN: QJYCBS
17. Пеша А. В., Коропец О. А. Анализ релевантности существующих моделей оценки эффективности корпоративного обучения и развития персонала. Современное образование. 2017. № 3. С. 83-95. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2017.3.24000
18. Оценка программ: методология и практика, ред. А. И. Кузьмин, Р. О'Салливан, Н. А. Кошелева. М.: Престо-РК, 2009.
19. Березина Е. С., Грязнова Е. Р., Борщева Ю. А. Формирование и развитие системы обучения персонала предприятий в современных экономических условиях. Управление социально-экономическими системами: теория, методология, практика, ред. Г. Ю. Гуляев. Пенза: Наука и Просвещение, 2017. С. 113-126. EDN: YLRUMZ
20. Передельский П. А. Дистанционные технологии в обучении персонала. Профессиональная ориентация. 2017. № 1. C. 301-308. EDN: YTYOZX
21. Гаспарович Е. О., Дуяр Е. М. E-learning как направление цифровизации обучения персонала. Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: мат-лы III Междунар. конф. (Екатеринбург, 11-12 ноября 2020 г.) Sedlčany: Ústav personalistiky, 2020. С. 36-41. EDN: GGNKYO
22. Токарева Ю. А., Акулова Д. А., Ивонина Е. О. Внедрение цифровых технологий в управление системой обучения персонала. Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования: мат-лы II Междунар. конф. (Екатеринбург, 05-06 декабря 2019 г.) Т. 2. Sedlčany: Ústav personalistiky, 2020. С. 125-132.
23. Коник А. А., Дыбов В. Е., Муханов Ю. В., Горбатенко А. В. Анализ эффективности обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 4. C. 34-41. https://doi.org/10.24412/2305-8404-2021-4-34-41
24. Шендель Т. В., Яркова С. А. Оценка эффективности обучения персонала: методологический аспект. Наука Красноярья. 2021. Т. 10. № 1. С. 106-123. https://doi.org/10.12731/2070-7568-2021-10-1-106-123
25. Семина А. П. Оценка персонала методом «360 градусов». Фундаментальные исследования. 2020. № 2. С. 65-69. https://doi.org/10.17513/fr.42687