Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены особенности развития мышления у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи. Актуализирована проблема включения детей с особыми образовательными потребностями в общую систему образования. Раскрывается понятие общее недоразвитие речи, приведены характеристики уровней недоразвития. Систематизированы теоретические подходы к изучению компонентов мышления и речи. Выявлены особенности развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста. Представлен анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов. Приведены данные о специфике мыслительных операций детей с особенностями речевого развития. Описано, что недостаточная сформированность мыслительных операций наглядно проявляется в наличии трудностей при выполнении заданий на невербальном тестовом материале. Детям с общим недоразвитием речи с трудом дается самостоятельная работа с учебником, требуются пояснения и наглядные примеры, что свидетельствует о трудностях с абстрагированием. Представлено содержание коррекционно-развивающей составляющей внеурочной деятельности в рамках формирующего эксперимента по развитию мыслительных операций младших школьников с общим недоразвитием речи. Доказано положительное влияние коррекционно-развивающих занятий по развитию языкового анализа и синтеза, обогащению опыта связной письменной речи на позитивные изменения параметров мыслительных операций младших школьников с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова:
младшие школьники с особыми образовательными потребностями, вербальное мышление, невербальное мышление, эффективные коррекционные развивающие средства работы, инновационные методы, коррекционно-­развивающая логопедическая помощь, техники развития мыслительных операций, приемы развития мыслительных операций, развитие связной письменной речи
Список литературы

1. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М.: Просвещение, 1989. 223 с.

2. Левина Р. Е. К психологии речи в патологических случаях (автономная детская речь). М.: Эксперимент. дефектологич. ин-т им. М. С. Эпштейна, 1936. 76 с.

3. Волосовец Т. В., Кутепова Е. Н., Мазурова Н. В. Учителю о нарушениях речи. М.: РУДН, 2008. 59 с.

4. Левина Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей. Специальная школа. 1967. № 2. С. 121-130.

5. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: дис. … канд. психол. наук. М., 1999. 171 с.

6. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.

7. Основы теории речевой деятельности, отв. ред. А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1974. 368 с.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. 713 с.

9. Лурия А. Р. Язык и сознание. 2-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 335 с.

10. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2003. 384 с.

11. Тапбергенов С. О. Мышление и речь в их развитии и преобразовании. Приволжский научный вестник. 2017. № 2. C. 68-75.

12. Горская Н. Е., Глызина В. Е., Белоусова Е. С. Исследования взаимосвязи между свойствами мышления и структурой языка. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 10. С. 295-301.

13. Архипова Е. Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи. Современное дошкольное образование. 2017. № 2. С. 38-43.

14. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. М.: Академия, 2006. 320 с.

15. Яхьяева А. Х. Младший школьный возраст: психолого-педагогические условия развития интеллектуальных способностей. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2018. № 4. С. 306-311.

16. Романова И. А. Педагогическая система развития культуры интеллектуальной деятельности младших школьников. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 1. С. 87-91.

17. Фотекова Т. А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи. Дефектология. 1994. № 2. С. 9-13.

18. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд. М.: Academia, 2000. 400 с.

19. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.: ACT; Астрель, 2005. 351 с.

20. Основы теории и практики логопедии, под ред. Р. Е. Левиной. М.: Альянс, 2013. 367 с.

21. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.

22. Мазанова Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. М.: ГНОМ и Д, 2006. 72 с.

23. Методики исследования интеллектуальной сферы личности школьников, сост. Л. Ф. Чупров. Абакан: АГПИ, 1990. 56 с.

24. Чупров Л. Ф. Методики исследования вербального развития детей: сравнительный анализ методик Э. Ф. Замбацявичене и «Словесных субтестов». Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 86-109.

25. Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). СПб.: Иматон, 1996. 17 с.

26. Агранович З. Е. Логопедическая помощь в современных условиях. Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т. 8. №1. С. 228-230.

27. Сыдыкова Ж. Н. Развитие навыков поисковой деятельности учащихся через проблемно-поисковый метод обучения. International scientific review of the problems and prospects of modern science and education: Collection of Sci. articles LXX Intern. Corresp. Sci.-Prac. Conf. (Boston, USA, 20-21 May 2020). С. 73-74.

28. Михальчева Л. Г. Современное состояние методик обучения чтению детей с общим недоразвитием речи. Наука и школа. 2019. № 3. C. 236-241.

29. Саморокова О. П., Кругликова Т. Н. Свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц: называем и различаем. Планы конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: ГНОМ и Д, 2021. 80 с.

30. Саморокова О. П., Кругликова Т. Н. Сонорные звуки Л, Ль, Р, Рь: называем и различаем. Планы конспекты логопедических занятий с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. М.: ГНОМ и Д, 2021. 104 с.

31. Колесова С. В. Индивидуальный подход к обучению школьников с позиции позитивной педагогики. Мир науки, культуры и образования. 2016. № 2. C. 195-199.

32. Ишимова О. А., Сабельникова С. И. Чтение. Читаю и понимаю. Тетрадь-помощница. ФГОС ОВЗ. М.: Просвещение, 2021. 112 с.

33. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. М.: ГНОМ и Д, 2001. 48 с.

34. Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2007. 176 с.

35. Шеронов В. В., Шестаков М. М. Компонентный состав методики начального обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха. Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019. № 1. С. 3-8.

36. Яркова Г. А., Токарева Е. Ю. Развитие мышления и речи у младших школьников средствами содержания учебного материала. Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. https://doi.org/10.17513/spno.29843

37. Романова I. А. Порівняльний аналіз використання інтелектуальних ігор у навчально-виховному процесі. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2014. № 3. С. 64-69. https://doi.org/10.6084/m9.figshare.936985


Войти или Создать
* Забыли пароль?